Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение проблем общения подростков с разными типами акцентуации характера

Работа №161111

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы78
Год сдачи2022
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Анализ научных данных по проблеме исследования
1.1. Различные подходы к изучению феномена общения 8
1.2. Проблемы общения. Понятия самораскрытия и барьеров в
общении 18
1.3. Психологические особенности подросткового возраста. Роль
общения в процессе развития личности подростков 30
1.4. Понятие и типы акцентуации характера. Особенности проявления
акцентуированных черт в подростковом возрасте 36
Глава 2. Изучение проблем общения подростков с разным типом акцентуации характера
2.1. Описание процедуры и методов исследования 49
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 51
Выводы 66
Заключение 69
Список используемых источников 71
Приложение 75

Проведенное исследование было направлено на выявление проблем общения у подростков с разными типами акцентуации характера. В этой связи были рассмотрены вопросы о психологических особенностях подросткового возраста, о роли общения в развитии личности подростков, а также о проявлении акцентуированных черт на этом этапе развития.
Различные психологические сложности подросткового периода развития связаны с формированием чувства взрослости, которое дает подростку новое ощущение себя, и которое он пытается проявить и реализовать в разных формах и вариантах взаимодействия с другими людьми.
По отношению ко всему взрослому окружению наиболее часто проявляемыми поведенческими реакциями являются такие, как эмансипации, негативизм, реакция оппозиции - все они направлены на высвобождение из- под опеки и контроля взрослых. К этим поведенческим реакциям присоединяется реакция группирования со сверстниками.
В группе сверстников подростки вырабатывают и апробируют новые навыки социального взаимодействия, ориентируясь на интересы значимой для себя группы, в которой они стараются завоевывать авторитет и занять желаемый статус. Значимость общества сверстников намного превосходит значимость общения со взрослыми.
В подростковом возрасте именно в процессе общения происходит личностное развитие, связанное с формированием идентичности. Открытие своего «Я», оценка себя, качеств собственной личности осуществляется в процессе сопоставления себя с другими людьми, прежде всего, со сверстниками. Процесс социализации осуществляется в общности сверстников - особой социально-психологической группе со своими установками, ценностями, со своей субкультурой, где подросток подчиняется групповым нормам и правилам. С включением подростка в группу у него вырабатывается потребность следовать нормам, обычаям, традициям группы, в противном случае он вступает в устойчивый межличностный, внутригрупповой конфликт и, в конечном счете, может быть отвергнут группой. Усвоенные нормы и ценности группы интериоризируются, они начинают влиять на нравственное развитие. Приобретаемый подростком новый опыт взаимоотношений с окружающими его людьми создает условия для формирования коммуникативных, организаторских способностей, эмпатии, самоконтроля и многих других качеств, связанных с общением. Эти личностные качества развиваются практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток - учеба, досуг, увлечения. Проблемы в отношениях подростков, разрыв отношений приводят к возникновению тяжелых переживаний, образуются комплексы, затрудняющие личностное развитие.
Немалое значение для общения подростков имеют сходство или различия индивидуально-психологических характеристик. Соответствие индивидуально-психологических особенностей, включающие интеллектуальные, эмоциональные, поведенческие, личностные проявления, могут облегчить общение.
Общению в этом возрасте препятствуют такие личностные особенности, как замкнутость, пассивность, так и повышенная возбудимость агрессивность, склонность к конфликтам, мстительность, злопамятность. Проблемы в общении испытывают и подростки с эмоциональной расторможенностью, со склонностью к резким колебаниям настроения, мнительностью. Тип нервной системы, который отражается в темпераменте, влияет на характер общения. Трудности общения усиливаются при смещении акцентов в направлении тех или иных характерологических черт, т.е. в случаях акцентуированных черт личности.
Акцентуация характера занимает промежуточное положение между психопатией и нормой. Акцентуированными чертами обладают люди со здоровой психикой, у которых заострены их индивидуальные особенности. Часть акцентуированных черт зависит от природно-биологических свойств, часть - от факторов внешней среды. При этом акцентуированные черты не так многочисленны, как имеющие множество вариаций индивидуальные. Акцентуация - это, по сути, индивидуальные черты, имеющие тенденцию к переходу в патологическое состояние в особых условиях, способствующих их усугублению. Акцентуации проявляются либо в виде ярких и устойчивых характеристик личности, которые затрудняют общение с окружающими, либо в виде акцентуированных типов характеров, когда личностные особенности определяют весь стиль поведения человека. При этом и в том и в другом случае возникают особые коммуникативные сложности.
Подростковые акцентуации - результат развития личности, начиная с раннего детства. Обычно подростковые акцентуации постепенно сглаживаются, но при неблагоприятных обстоятельствах они закрепляются и становятся атрибутом взрослой личности. Актуальность данного вопроса заключается в том, что в период становления характера, его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом в подростковом возрасте, выявляются очень ярко и могут обуславливать некоторые проблемы в общении.
Особенности развития в подростковом возрасте глубоко и содержательно изучены в отечественной и зарубежной психологии. Однако, на сегодняшний день ощущается недостаток психологических знаний о развитии личности подростка в контексте возрастания роли коммуникаций в современном обществе. На наш взгляд недостаточно изученной является связь характеристик коммуникативной сферы и проблем общения подростков с разными типами акцентуации характера. В этой связи мы посчитали актуальным изучение проблем общения подростков с разными типами акцентуации характера.
Цель исследования: изучение проблем общения подростков с разными типами акцентуаций характера для использования диагностических данных в консультативной и коррекционной работе педагога-психолога в ходе решения задач воспитания и развития личности подростка.
Объект исследования: содержание и степень выраженности проблем общения у подростков с разными типами акцентуации характера.
Предмет: проблемы общения подростков с разными типами акцентуаций характера.
Гипотеза: у подростков с разными типами акцентуации характера проблемы общения различаются по содержанию и степени выраженности. Различия проявляются также в таких показателях, как уровень самоконтроля в общении и выбор стратегии поведения в ролевом конфликте.
Исходя из цели исследования и сформулированной гипотезы, были определены следующие задачи:
1) Анализ научных данных по вопросам психологических особенностей подросткового возраста, роли общения в развитии личности подростков, а также проявления акцентуированных черт на этом этапе развития;
2) выбор диагностических методов и методов математико­статистической обработки данных, адекватных цели исследования и выдвинутой гипотезе;
3) проведение диагностического исследования проблем общения у подростков с разными типами акцентуации характера;
4) обработка полученных результатов, их анализ, формулирование выводов.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; диагностический эксперимент с применением следующих методик:
Для диагностики типов акцентуации характера был использован опросник К. Леонгарда - Г. Шмишека. На этом этапе диагностики в исследовании приняли участие 57 человек - учащиеся 10-х классов.
В исследовании, направленном на изучение проблем общения подростков с разным типом акцентуации характера, приняли участие 32 испытуемых, у которых был выявлен тот или иной тип акцентуации.
Диагностика проблем общения проводилась с использованием таких методик, как:
• опросник В.А. Лабунской «Социально-психологические характеристики субъекта общения» для изучения особенностей поведения, которые затрудняют общение;
• методика М. Снайдера «Диагностики самоконтроля в общении»;
• методика П.П. Горностай «Измерение локуса ролевого конфликта».
Для математико-статистической обработки данных использовался метод Т-критерия Стьюдента для независимых выборок.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подростковый возраст составляет важный и сложный этап в общем процессе становления личности. На основе качественно нового характера, структуры и состава деятельности развивается сознательное поведение, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Основным новообразованием подросткового возраста является бурный рост самосознания, как результат расширившегося общения, усложнившихся отношений подростка с обществом, со взрослыми и сверстниками. Вступая в разнообразные формы общения, подростки моделируют отношения, существующие в мире взрослых, требуя при этом реального признания своего равенства. В этот период изменяется не только объем, формы, но и характер общения ребенка, которое приобретает качественно новую логическую роль приобщения к обществу. В подростковом возрасте человек включается в новую систему отношений и общения как со сверстниками, так и со взрослыми.
Общение со сверстниками становится для подростка ведущим мотивом деятельности. В подростковых группах формируется более дифференцированная социальная ориентация и социальная перцепция. В группах происходит познание подростками как друг друга, так и самих себя.
Проблемы и трудности в общении могут быть связаны с отсутствием коммуникативных умений, с ролью в группе сверстников, отстаиванием своей позиции в данной группе, складом характера.
В процессе исследования нами были изучены проблемы общения подростков с разными типами акцентуаций характера. Полученные результаты указывают на то, что у подростков с разными типами акцентуации характера проблемы общения различаются по содержанию и степени выраженности. Различия проявляются также в таких показателях, как уровень самоконтроля в общении и выбор стратегии поведения в ролевом конфликте. Полученные данные свидетельствуют о том, что факторы, затрудняющие процесс общения, по-разному влияют на подростков с тем или иным типом акцентуации характера.
Проблема общения подростков с разными типами акцентуаций характера требует дальнейшей разработки, и нам представляется перспективной, актуальной и целесообразной дальнейшая исследовательская работа по данному вопросу.
Результаты исследования могут быть полезны психологам при работе не только с самими подростками, имеющими акцентуированные черты характера, но и с их родителями и педагогами. Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы в консультативной и коррекционной работе педагога-психолога для решения задач воспитания и развития личности подростка.


1. Амяга Н.В. Понимание обратной связи в социально­психологических исследованиях межличностного взаимодействия / Н.В. Амяга // GISAP. Psychological sciences. - 2014. - № 2. - С. 3-5.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 366 с.
3. Белинская Е.П. Социальная психология личности: Учебное пособие / Е.П. Белинская. - М.: Академия, 2015. - 304 c.
4. Белинская Е.П. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М: Аспект Пресс, 2003. - 475 с.
5. Битянова М.Р. Социальная психология / М.Р. Битянова. - М.: ЭКСМОПресс, 2004. - 576 с.
6. Бодалев А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. - СПб.: Питер, 2001. - 170 с.
7. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 328 с.
8. Бодалев А.А. Психология общения / Избранные психологические труды. -3-е изд.,перераб и допол. / А.А. Бодалев. - М.:НПО Модэк, 2002. - 320 с.
9. Болотова А.К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник и практикум для академического бакалавриата / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 327 c.
10. Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебник / Г.В. Бороздина. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 295 с.
11. Бороздина Г.В. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / Г.В. Бороздина, Н.А. Кормнова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 463 c.
12. Волков Б.С. Психология подростка. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 160 с.
13. Волкова А.И. Психология общения. - Ростов-на-Дону, 2007. - 445 с.
14. Волчков Э.Г. Психология общения: учеб. пособие / автор-сост. Э.Г. Волчков; под ред. И. М. Юсупова. - Казань: Академия наук РТ, КФУ. 2015. - 365 с.
15. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр.соч.: в 6 т. - М., 1984. Т.4 - С. 244-268....49


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ