Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Природа военных конфликтов второй половины ХХ в. (на примере Афганистана)

Работа №161105

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы53
Год сдачи2023
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Контекст военных конфликтов во второй половине XX века 7
1.1. Военный конфликт как социально-политический феномен 7
1.2. Обзор военных конфликтов во второй половине XX века 15
Глава 2. Обострение и интернационализация политической борьбы в Афганистане (1978-1979 гг.) 19
2.1. Нарастание напряженности внутриафганской политической борьбы и
вовлечение в нее внешних сил 19
2.2. Реакция мирового сообщества на ввод советских войск в Афганистан ....27
Глава 3. Применение результатов исследования в преподавании истории в
средних общеобразовательных учреждениях 35
3.1. Разработка конспекта факультативного занятия по истории на тему:
«Афганский конфликт: политические амбиции и человеческие судьбы» 35
Заключение 44
Список использованной литературы 48

Актуальность темы исследования. Анализируя международные аспекты вооруженных конфликтов второй половины ХХ в., представляется обоснованным исходить из того, что на международной арене существовало два противоборствующих блока, во главе которых находились США и СССР.
Один из наиболее значимых и длительных конфликтов этого периода разразился в Афганистане, став фокусом внимания мирового сообщества. Он оказал глубокое влияние на международную политику и геополитическую обстановку.
Военный конфликт в Афганистане, который продолжался с 1979 по 1989 год, имел множество уникальных особенностей и стал иллюстрацией сложности и многогранности современных войн. Понимание природы этого конфликта является ключевым для анализа военных событий второй половины XX века и извлечения уроков для будущих глобальных конфликтов.
Тема, выбранная для выпускной квалификационной работы, представляется актуальной по нескольким причинам:
• во-первых, на примере ситуации, сложившейся в 1980-е гг. в Афганистане, можно рассмотреть общие схемы и подходы мирового сообщества и отдельных крупных международных политических акторов в отношении какого-либо иного военного конфликта;
• во-вторых, военный конфликт в Афганистане 1979-1989 гг. с участием СССР был одним из наиболее значимых региональных военных конфликтов периода холодной войны, и поэтому его исследование представляется крайне важным для максимально глубокого понимания закономерностей этого важного исторического периода ХХ века и получения новых научных знаний о нем1;
— в-третьих, Афганистан остается одной из наиболее турбулентных и нестабильных стран в мире, привлекающей внимание международного сообщества. Военные конфликты, происходившие в этой стране во второй половине XX века, имеют длительную историю и оказывают значительное влияние на геополитическую ситуацию в регионе.
Объект исследования - природа военных конфликтов во второй половине XX века.
Предмет исследования - военный конфликт в Афганистане.
Источниковая база исследования.
Для общей методологической проработки темы исследования значение имели соответствующие труды отечественных авторов.
В отечественной научной литературе международно-правовые аспекты проблем войны и мира получили освещение, в частности, в работах В.Э.Грабаря, Ф.Ф.Мартенса, А.С.Бахова.
Для изучения Афганского конфликта использовались следующие диссертации: «Международные аспекты афганского вооруженного
конфликта (1979-1989 гг.) в условиях холодной войны» Рабуш Т.В., «Противостояние США и Советского Союза в Афганистане: 1978 - 1985 гг.» Рабуш Т.В.
Цель работы - исследование природы военных конфликтов на примере афганского военного конфликта 1979-1989 гг.
Задачи работы следующие:
1. Рассмотреть военный конфликт как социально-политический феномен;
2. Исследовать предпосылки военных конфликтов второй половины XX века;
3. Проанализировать процесс нарастания напряжённости внутриафганской политической борьбы и вовлечения в неё внешних сил;
4. Изучить реакцию мирового сообщества на ввод советских войск в Афганистан;
5. Разработать факультативное занятие по истории на тему: «Афганский конфликт: политические амбиции и человеческие судьбы».
Хронологические рамки исследования. В настоящей работе рассматриваются военные конфликты второй половины XX века на примере конфликта в Афганистане. За изучаемый отрезок времени выбраны 1978­1989 гг.
Методы исследования.
В работе были использованы как общенаучные методы, так и основные принципы, подходы и методы исторического исследования.
• анализ, был использован при изучении трудов по проблеме;
• синтез, применялся в разделах для соединения информации в единое целое, полученной при анализе;
• обобщение, применялось при составлении выводов к разделам и главам.
Широкое применение в работе также получил принцип историзма, согласно которому все исторические процессы и события рассматриваются во взаимосвязи и взаимовлиянии, а также в системе непрерывной цепи причинно-следственных связей.
Принципы всесторонности и объективности реализованы через критическое осмысление всей совокупности исторических фактов, связанных с ситуацией, сложившейся на международной арене вокруг положения в Афганистане в 1980-е гг.
Принцип региональности был использован, например, при исследовании позиции государств-союзников СССР в отношении ситуации в Афганистане.
Институциональный подход позволил доказать, что крупные международные организации (ООН, ЕЭС, ОИК, Движение Неприсоединения и некоторые другие) были важными внешними акторами афганского вооруженного конфликта 1979-1989 гг.
Апробация. Основные результаты работы представлены на XXIV Всероссийской научно-практической конференции преподавателей, учителей, аспирантов, студентов и школьников «Лебедевские чтения».
Структура работы определяется логикой исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемых источников и литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Выводы, которые можно сделать в результате написания данной работы и полученные результаты будут выделены в отдельных пунктах в соответствии с поставленными во введении задачами.
Военный конфликт - собирательное название любых форм разрешения межгосударственных и внутригосударственных противоречий с помощью военного насилия, объединяющее собой все виды вооружённого противостояния, которые преследуют социально-политические цели1.
Военным конфликт можно назвать только в случае участия в нем, с обеих сторон, легитимных вооруженных сил государства, военнослужащие которых, согласно Международному праву войны, являются комбатантами.
Военный конфликт включается в структуру вооруженного конфликта, т.к. конкретизирует форму применения вооруженной борьбы и состав участников, имея при этом меньше сущностных признаков в отличие от вооруженного конфликта. С точки зрения родовидовых отношений понятие «военный конфликт» является видовым по отношению к понятию «вооруженный конфликт».2
Однако в настоящее время проблема «классических» конфликтов между государствами, свойственных международным отношениям в течение долгого периода, вплоть до середины XX в., все больше приобретает второстепенное значение.
В современной эпохе мы наблюдаем изменение приоритетов в международных отношениях, и проблема «классических» конфликтов между государствами, которая доминировала в прошлом, становится менее значимой. Вместо этого, внимание все больше переключается на другие виды конфликтов, такие как гражданские войны, терроризм, кибератаки и гибридные войны.
Это изменение связано с эволюцией политического и социального ландшафта, где актеры и цели конфликтов становятся более разнообразными и сложными. Вмешательство внешних сил, национальные и религиозные конфликты, борьба за ресурсы и влияние, а также идеологические разногласия становятся основными причинами конфликтов.
Этот сдвиг в приоритетах требует новых подходов к решению конфликтов и применению механизмов предотвращения и разрешения. Международное сообщество сосредоточено на поиске мирных и
дипломатических решений, на сотрудничестве и диалоге, а также на
укреплении прав человека и международного права.
Таким образом, военные конфликты между государствами, в традиционном понимании, постепенно уступают место новым формам конфликтов, требующим комплексного и многостороннего подхода. Развитие международного сотрудничества и дипломатии, а также укрепление международных институтов становятся все более важными для поддержания мира и стабильности в современном мире.
После Второй мировой войны США и СССР создали свои сферы влияния, консолидировав их с военно-политическими блоками-НАТО и САР.
Хотя США и Советский Союз не вступали в прямые военные конфликты, их соперничество за влияние часто приводило к вспышкам локальных вооруженных конфликтов по всему миру.
4 апреля 1949 года была создана Организация Североатлантического договора (НАТО) для «защиты Европы от советского влияния». Варшавский договор или Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи - документ, формализовавший создание военного союза европейских социалистических государств при ведущей роли Советского Союза-Организации Варшавского договора (ОВД) и закрепивший биполярность мира на 36 лет.
Поляризация мира закончилась, и созданные коалиции во главе со своими лидерами начали борьбу за влияние в странах третьего мира.
Постепенная интернационализация событий в Афганистане началась после Апрельской революции 1978 г., в результате которой к власти в стране пришла политическая партия социалистической направленности, готовая осуществлять всестороннее сближение с Советским Союзом и начавшая не пользующиеся популярностью у населения реформы, что вызвало всплеск оппозиционных настроений внутри страны. Эти события стали для СССР и США как для сверхдержав того времени поводом к пересмотру своей политики в отношении Афганистана.
И для Пакистана и Ирана как для ближайших афганских соседей и для Саудовской Аравии как для регионального лидера апрельские события 1978г. стали предметом довольно серьезной обеспокоенности, поскольку могли повлиять на статус-кво и сложившуюся геополитическую обстановку в регионе.
Тем не менее США, Пакистан, Иран и Саудовская Аравия первоначально заняли выжидательную позицию в отношении Апрельской революции в Афганистане, но вместе с тем уже с мая 1978 г. эти государства начали попытки выработать некую общую политическую линию в отношении нового афганского политического руководства. Что же касается Советского Союза, то он с мая 1978 г. не только начал еще большее сближение с Афганистаном, но и стремился привлекать, например, к организации экономической помощи новому афганскому правительству своих восточноевропейских союзников.
Акт ввода ограниченного контингента советских войск в Афганистан, произошедший в конце декабря 1979г., повлёк за собой интернационализацию афганского вооружённого конфликта; практически все страны мира и государственные международные организации резко отреагировали на это событие.
Ввод войск в Афганистан международным сообществом в лице ООН был определён как «вооружённая интервенция», и эта формулировка оставалась неизменной на протяжении 1980-х гг. В это же время были разработаны и проведены меры, направленные на урегулирование положения в Афганистане (оказание помощи афганским беженцам, поиски путей мирного урегулирования афганского конфликта и пр.).
Против СССР с начала 1980 г. был введён ряд санкций - зерновое эмбарго, экономические ограничения, бойкот московской Олимпиады - 1980, сокращение культурных обменов и пр. - основными авторами и инициаторами которых были США. Однако стоит отметить, что страны- союзницы США по НАТО не в полной мере присоединились к антисоветским американским санкциям.
Несмотря на резкую критику советского военного присутствия в Афганистане большинством стран мира и практически всеми международными организациями, всё же нельзя говорить, что действия СССР подверглись безусловному международному осуждению - страны- союзницы СССР по Организации Варшавского Договора и по Совету Экономической Взаимопомощи уже в 1980 году и на протяжении 1980-х гг. оказывали дипломатическую и экономическую поддержку Советскому Союзу (за исключением Румынии). Аналогичным образом действовали некоторые страны Третьего мира (Ангола, Вьетнам, Куба, Сирия и др.). Таких стран, поддерживающих «афганскую линию» СССР и само правительство Афганистана было не менее 15.
Все результаты исследования были включены в разработку факультативного занятия по истории «Афганский конфликт: политические амбиции и человеческие судьбы». Занятие соответствует ФГОС и возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся 11 классов. У обучающихся должны сформироваться знания по истории Афганского конфликта. Они должны будут определить своё отношение и свою точку зрения по данной теме.


1) Баликоев, А. В. Введение в теорию вооруженных конфликтов : монография [Текст] / Баликоев, А. В. — Новосибирск: НГАСУ, 2007 — 412 с.
2) Бекишиев, А. А. Участие ограниченного контингента советских
войск в афганской войне, декабрь 1979-февраль 1989 г.: Уроки и
последствия: специальность 07.00.02 «Отечественная история» : Диссертация на соискание доктора исторических наук / Бекишиев, А. А. : Дагестанский государственный педагогический университет — Махачкала, 2012. — 166 с.
3) Борщов А. Д., Гайкалов С. И., Саблин Д. В. и др. Войны и вооруженные конфликты второй половины ХХ века [Текст] / Борщов А. Д., Гайкалов С. И., Саблин Д. В. и др. — 1-е изд. — Москва: Р-медиа, 2003 — 248 с.
4) Громов, Б. В. Ограниченный контингент [Текст] / Громов, Б. В. — Москва: Яуза-Каталог, 2019 — 380 с.
5) Жемчугов, А. А. Кому мы обязаны «Афганистаном» [Текст] / А. А. Жемчугов — Москва: Вече, 2017 — 384 с.
6) Зиёева Н.С. Роль ООН в налаживании политического диалога
между противоборствующими силами в вооруженных конфликтах (на примере Афганистана) : специальность 23.00.06 «конфликтология
(политические науки)» : Диссертация на соискание кандидата политических наук / Зиёева Н.С. ; Таджикский национальный университет. — Душанбе, 2014. — 157 с.
7) Золотарев, В. А., Путилин, Б. Г. Холодная война: Противостояние двух сверхдержав [Текст] / В. А. Золотарев, Б. Г. Путилин — Москва: ИНЭС РУБИН, 2014 — 984 с.
8) Кулаков В. В., Шаманов В. А., Уткин А. И. и др. Россия в мировых войнах и военных конфликтах : монография [Текст] / Кулаков В. В., Шаманов В. А., Уткин А. И. и др. — 1-е изд. — Москва: Прометей, 2020 — 364 с.
9) Ляховский, А. А. Трагедия и доблесть Афгана [Текст] / А. А. Ляховский — 1-е изд. — Москва: Искона, 1995 — 720 с.
10) Пляйс, Я. А. Афганистан. Истоки трагедии [Текст] / Я. А. Пляйс
• Москва: Международные отношения, 2019 — 552 с.
11) Рабуш, Т. В. Международные аспекты афганского вооруженного конфликта (1979-1989 гг.) в условиях холодной войны : специальность 5.6.7. «История международных отношений и внешней политики» : Диссертация на соискание доктора исторических наук / Рабуш, Т. В. ; Дипломатическая академия министерства иностранных дел России. — Москва, 2022. — 481 с.
12) Рабуш, Т. В. Противостояние США и Советского Союза в Афганистане : специальность 07.00.15 «история международных отношений и внешней политики» : Автореферат на соискание кандидата исторических наук / Рабуш, Т. В. ; Санкт-Петербургский государственный университет. — Санкт-Петербург, 2011. — 10 с.
13) Теплинский, Л. Б. История советско-афганских отношений, 1919­1987 [Текст] / Теплинский, Л. Б. — Москва: Мысль, 1988 — 380 с.
14) Христофоров B.C. Афганистан: военно-политическое
присутствие СССР 1979-1989 гг. [Текст] / Христофоров B.C. — Москва: ИРИ РАН, 2016 — 544 с.
15) Христофоров, В. С. Историческая память о войне в Афганистане (1979-1989): новые подходы, новые источники [Текст] / Христофоров, В. С.
• Челябинск: Челябинский Дом печати, 2021 — 492 с....30


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ