ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА Г ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ
НАСТРОЙ 6
1.1 Эмоции и эмоциональный настрой в психологии и педагогике 6
1.2 Психологический настрой как один из важнейших этапов урока... 15
1.3 Мотивация к обучению, как одна из составляющих эмоционального
настроя учеников 26
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСТРОЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ УРОКОВ БИОЛОГИИ 35
2.1 Организация и методы исследования 35
2.2 Результаты опытно-экспериментальной работы и их обсуждение . 38
2.3 Практические рекомендации по регуляции эмоционального настроя
учеников 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
Современная система образования направлена на формирование навыков, позволяющих справляться с большим потоком информации. Одна из задач школы научить учащегося думать, творчески мыслить и анализировать происходящее. Поэтому на данном этапе развития образовательные учреждения уделяют внимание внедрению мотивации в образовательный процесс. Так как она способствует успешному обучению. Но для наилучшего внедрения мотивационного процесса в учебную среду важно изучить ее структуру и особенности резервов. На данный момент важно уделить внимание использованию мотивации и на практическом уровне.
Понятием мотивация в психолого-педагогической науке обозначается процесс, в результате которого любая деятельность приобретает для индивида известный личностный смысл, создает устойчивость его интереса к ней и превращает внешне заданные цели его деятельности во внутренние потребности личности. Мотивацию важно использовать для быстрого включения учащихся в учебную деятельность. Стимулирование деятельности оказывает положительное влияние не только на учащихся, но и на преподавательский состав в том числе. Поэтому нужно отыскать механизмы по внедрению мотивационного процесса в образовательную среду.
Для внедрения мотивации в учебно-воспитательный процесс важно обратить внимание на то, какие факторы на неё влияют, что является важным для практического формирования учебного процесса. Во включении мотивации в образовательную среду необходимо обратить внимание на ознакомление педагогического состава с особенностями работы с ней.
Мотивированность школьников находится на разном уровне. Кто-то более замотивирован на образовательный, а кто- то менее. И на это оказывает влияние достаточное количество факторов. Это и влияние близкого окружения, и уровень развития учащихся, а также индивидуальные особенности. Мотивация школьника - отражение его взглядов, ценностей, установок той социальной группы, в которой он находится [1].
Корректировка психоэмоционального состояния школьников имеет актуальное значение как путь решения проблемы мотивации учебной деятельности. Мотивации учения у учащихся возникает в связи с тем, что механизмы саморегуляции, самоуправления уже существуют, но формирование личности ребенка, его направленности еще не завершено.
Не стоит оставлять без внимания то, что каждый учащийся может по — разному реагировать на мотивирование учебной деятельности. Для одних это будет положительный, плавный и быстрый процесс, а для других будет действовать в обратном направлении. Внедрение стимула в школьную среду - многоступенчатый процесс, требующий времени. Это оказывается под влиянием внешних воздействий, близкого окружения и индивидуальными особенностями школьника.
Цель работы: Изучить эмоциональный настрой учеников в начале и в конце четверти.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты понятия эмоциональный настрой и мотивированность.
2. Провести эмпирическое исследование вариабельности эмоционального настроя в зависимости от периода обучения на примере уроков биологии.
Объект исследования - Эмоциональный настрой.
Предмет исследования - Эмоциональный настрой учеников.
Методы работы:
• теоретические - анализ научной и научно-методологической литературы посвященной проблематике исследования.
• практические - педагогический эксперимент.
Структура работы: работа напечатана на 60 листах компьютерного набора и включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
В теоретической части работы были рассмотрены современные подходы к проблеме изучения эмоционального настроя, существующие в отечественной и зарубежной психологии.
Эмоции - психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. В психологии существуют теории эмоций, указывающие на зависимость эмоций от физиологического состояния человека, что позволяет говорить о том, что механизмы эмоционального развития здорового человека могут отличаться от эмоционального развития человека с физическими дефектами и патологиями.
В современной психологии существуют потребностные теории мотивации, основанные на выделение потребностей в качестве основных побудителей активности человека; теории представителей бихевиоризма, определяющие мотивацию как способность организма реагировать на воздействующие извне стимулы; динамические теории, авторы которых считали, что на мотивационное поведение человека влияет не только внешняя среда, но и личные планы и цели, а также стремление к их достижению; когнитивные теории, в которых поведение индивида направляют знания, представления, мнения о происходящем во внешнем мире и сознание человека; - психоаналитические теории, в которых на поведение человека влияют бессознательные влечения. В отечественной психологии мотивация рассматривается со структурных позиций как совокупность фактов или мотивов; как динамичное образование, отвечающее за побуждение и деятельность; как процесс психической регуляции конкретной деятельности.
Учебная деятельность регулируется достаточно сложной системой мотивов, среди которых ведущую роль играют «широкие социальные мотивы», связанные с желанием занять новое положение среди окружающих, познавательные мотивы, направленные на приобретение новых знаний, а также мотивы долга и ответственности, мотив самоопределения, мотивы благополучия, одобрения и поощрения и мотив избегания неудачи.
К особенностям мотивации учащихся относятся социальный (стремление к общению), конструктивный (стремление к нестандартному мышлению), исследовательский (тяга к новому) и экспрессивный (стремление к самовыражению). Мотивирующим фактором становится само содержание учебного предмета, которая дает возможность ученику выразить и утвердить свою индивидуальность.
Для повышения мотивации учащихся нужно использовать возможности внешней и внутренней мотивации в зависимости от возраста учащихся, мотивационный потенциал стремления ученика к идентификации и индивидуализации.
В рамках эмпирической части было проведено исследование учащихся средней школы, была проведена диагностика мотивов к избеганию неудач, поддерживающих и направляющих поведение личности; уровня тревожности учащихся, мотивационной направленности личности на достижение успеха; ведущих, доминирующих мотивов в мотивационной сфере учащихся в начале четверти и в ее конце, была выявлена значительная вариабельность эмоционального настроя в зависимости от периода обучения в сторону повышения уровня ситуативной и личностной тревожности, снижения значимости познавательных мотивов, снижения уровня благоприятного самочувствия, настроения, активности к концу четверти, также была разработана программа работы по формированию эмоционального настроя учащихся. Данная программа направлена осознание школьниками своей индивидуальности, на развитие внутренней учебно-познавательной мотивации, на формирование положительного отношения к учебному процессу и на осознание важности учения для собственной личности, и для будущей профессиональной деятельности. В результате внедрения программы у школьников повышается учебная мотивация в связи с ростом внутренних мотивов учения, усиливаются мотивы достижения и получения удовольствия от учебного процесса.
1. Анисимов О.С. Потребности и мотивы: сущность и типология // Мир психологии. 2008. №1. С. 229-236.
2. Бреслав Г.М. Психология эмоций. - Москва: Академия. 2007.544с.
3. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. Москва: Смысл: Академия, 2009. 109 с.
4. Вилюнас В. К. Психология развития мотивации. СПб.: Речь, 2006. 458 с.
5. Габай Т. В. Педагогическая психология. Москва: Академия, 2012. 240 с.
6. Гаврилова, О. В. Теоретические аспекты связи мотивации и удовлетворенности // Язык и Культура. 1999. № 6. С. 91-95.
7. Гани С. В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте. - М., 2010. - 210 с.
8. Гончарова Е. Б. Формирование мотивации учебной деятельности подростков [Текст] / Е. Б. Гончарова // Вопросы психологии. 2000. № 6. С. 132-135.
9. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. Москва: Смысл; Издательский центр «Академия». 2006. 336с.
10. Грекова В. А. Психология учебной мотивации обучающихся. Учебная мотивация: основные теории и подходы // Северо-Кавказский психологический вестник. 2008. Т. 6. № 3. С. 45- 51.
11. Елфимова Н. В. Исследование структуры мотивационного компонента деятельности // Вопросы психологии. 1988. №4. С. 82-87.
12. Забродин Ю.М. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека//Вопросы психологии. 1989. №6. С. 100-108.
13. Ильин Е. И. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2013. 512 с.
14. Карпова Е. В. Структура и генезис мотивационной сферы личности в учебной деятельности. Ярославль. 2007. 570 с.
15. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. Москва: Наука. 1998. 192 с....43