Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Подписи к фотографиям времён Великой Отечественной войны: содержание и языковые особенности

Работа №161095

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы91
Год сдачи2019
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Подпись к фотографии как жанр естественной письменной речи 5
1.1. Понятие о естественной письменной речи 5
1.2. Особенности подписей к фотографиям как жанра естественной
письменной речи 19
1.3. Место фотографии и подписи к ней в русской
лингвокультуре 24
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Специфика содержания и языкового оформления подписей к военным фотографиям 31
2.1. Содержание подписей к военным фотографиям 31
2.2. Языковое оформление подписей к военным фотографиям 36
2.3. Методическое обоснование возможностей использования подписей
к фотографиям на уроках русского языка 42
Выводы по второй главе 45
Заключение 48
Библиографический список 52
Приложение 1. «Анкета для выявления языковых особенностей подписей к фотографиям» 55
Приложение 2. «Проанализированные подписи к военным фотографиям»....57 Приложение 3. «Упражнения, включающие подписи к военным фотографиям» 83

Актуальность исследования подписей к фотографиям времён Великой Отечественной войны определяется тем, что они представляют собой образец естественной письменной речи, исследования которой в современной лингвистике не теряет своей значимости. Несмотря на всю популярность изучения различных видов специально организованной, произвольной речи - как в её письменном, так и в устном виде: от публичных выступлений до особенностей художественной, научной и официально-деловой речи, сохранение интереса к речи непроизвольной, к речи непосредственных носителей языка, значима с практической точки зрения. Во-первых, такая речь является неподготовленной, в связи с чем обладает собственными жанрами, нормами и закономерностями. Её изучение позволяет выявить и проанализировать живую, непосредственную речь, выявить её специфические элементы.
Образцы естественной письменной речи и их особенности не воспринимались в качестве объекта лингвистических исследований, оставаясь вплоть до современного этапа развития науки относительно новым направлением анализа. И это несмотря на то, что ещё такие авторы, как А. М. Пешковский, Б. А. Ларин, А. И. Бодуэн де Куртенэ указывали как на специфические особенности непроизвольной устной речи, так и на необходимость тщательного её исследования лингвистами, так как именно устная речь является основой формирования языка, наиболее захватывающим и полным тайн пластом языковой жизни народа. По этой причине настоящие лингвисты не должны её игнорировать, так как, по метафоричному замечанию А. М. Пешковского, «настоящие ботаники в любой ситуации предпочитают изучению оранжереи изучение луга».
В конце XX - начале XXI века основой развития лингвистической науки стала антропоцентрическая парадигма. В качестве её основного принципа выступает реализация толерантного подхода и научного интереса к самым 3
различным пластам и объектам языка. Результатом стало разрушение длительно бытовавшего стереотипа о том, что так называемые неканонизированные формы речевой деятельности не входят в сферу научных интересов, а своих исследователей обрели дневниковые записи, тексты рукописных объявлений, граффити и прочие виды произвольных записей. Современное развитие языка и появление многочисленных форм речевой деятельности, не проявлявшихся ранее, также способствует росту
популярности лингвистических исследований, направленных на изучение естественной речи. Одним из её жанров выступает, в частности, подпись к фотографии.
Подобные исследования интересны, прежде всего, с точки зрения исторической ретроспективы, в плане исследования языка военного времени, способов выражения в подписи на фотографии эмоций и чувств людей, оказавшихся вдали от своих близких, в сложнейших стрессовых условиях военного времени. С другой стороны, расцвет искусства фотографии и постоянное совершенствование техники, развитие социальных сетей, в которых размещаются фотографии с небольшими комментариями или пространными записями - свидетельствует о том, что жив и процветает не только жанр фотографии, но и подписи к ней, которая приобретает новые функции, становится средством самовыражения личности, в связи с чем проведение её лингвистического исследования станет одним из интереснейших направлений лингвистических исследований в недалёком будущем.
В соответствии с этим целью представленного исследования является проведение лингвистического анализа подписей к фотографиям времён Великой Отечественной войны как жанра естественной письменной речи.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1) дать понятие естественной письменной речи;
2) проанализировать особенности подписей к фотографиям как жанра естественной письменной речи;
3) охарактеризовать место фотографии и подписи к ней в русской лингвокультуре;
4) проанализировать содержание подписей к военным фотографиям;
5) изучить особенности языкового оформления подписей к военным фотографиям;
6) представить методическое обоснование возможностей использования подписей к фотографиям на уроках русского языка, составить систему упражнений на основе представленного материала.
Объект исследования - подписи к фотографиям времён Великой Отечественной войны.
Предмет исследования - содержание и языковые особенности подписей к фотографиям времён Великой Отечественной войны.
Материалом исследования послужили подписи к фотографиям времён Великой Отечественной войны, взятые из личных архивов, а также из соцсетей. Всего в процессе выполнения работы проанализировано около 100 подписей.
При написании работы использовались такие методы исследования: наблюдение над языковыми материалами, описательные, статистический, методы анкетирования.
Практическая значимость работы заключается в том, что её материалы могут быть использованы на уроках русского языка при изучении имён собственных и нарицательных, в ходе изучения обращений и знаков препинания при них. Кроме того, могут быть использованы на уроках по развитию речи, а также в проектной деятельности школьников.
Материалы ВКР были апробированы на факультативных занятиях по русскому языку в 6 - 7 классах МОУ СОШ №2 р.п. Колышлей Пензенской области.
Структура работы: ВКР состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка, трех приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы.
В качестве одного из лингвистических терминов, получивших распространение в современной лингвистике, выступает определение «естественная письменная речь». Этот термин рассматривается в качестве элемента разговорной речи, без выделения специфических признаков и элементов. При современном развитии языка, развитие естественной письменной речи требует проведения соответствующих научных
исследований. Естественная письменная речь является народной речью и обладает следующими характеристиками: письменная форма, спонтанность и ^профессиональность.
Подпись к фотографии относится к вторичным, так называемым малым речевым жанрам. Она может быть определена как незначительное по объёму, лаконичное словесное сопровождение фотографии с указанием ключевых моментов, характеризующих снимок, или отражающий отношение к нему.
Подписи к фотографиям могут делиться на поджанры: подпись- пояснение - это пояснение к фотографии, лаконично сообщающая кто, где-либо при каких действиях изображён на фотографии; расширенная подпись - это фактически отдельный материал, часто употребляется в фото-рубриках средств массовой информации (например, «Фотофакт», «Фото дня»); подпись-цитата - когда, подпись к фотографии содержит цитату личности, изображённой на фото; подпись-переосмысление.
В соответствии с тем, что объектом изучения в практической части выпускной квалификационной работы являются подписи к фотографиям военных лет, для формирования представления о них было проведено социологическое исследование. Цель исследования - анализ особенностей и содержания подписей к фотографиям в личных фотоархивах. В исследовании приняли участие 40 респондентов в возрасте от 50 до 70 лет. Форма исследования - анкетирование. В соответствии с результатами проведённого исследования можно сделать вывод о том, что подписи, согласно мнению респондентов, являются важным элементом информации, передаваемой фотографиями, они позволяют помнить о дате, месте, времени события, людях, а также важны с точки зрения передачи отношения и настроения лица, передавшего снимок.
Проведённый анализ содержания и языковых особенностей подписей к фотографиям времён Великой Отечественной войны позволяет сделать вывод о том, что тексты подписей к военным фотографиям могут рассматриваться как образец естественной письменной речи, в связи с чем характерными для них являются определённые особенности содержания и языковые особенности.
Содержание подписей к фотографиям включает в себя адрес, место, кому адресовано (родители, дети, любимый человек, брат, сестра), подпись (от кого). Адресат фотографии присутствует практически на всех подписях. В зависимости от того, кому предназначаются снимки, они подписываются, иногда кратко, иногда подробнее, с указанием имени и фамилии, звания, родственных связей. Подписи к военным фотографиям также содержат в себе адрес того места, где был произведен снимок и дату снимка. Отражают настроение героев снимков подписи к фотографиям. Основное количество подписей являются краткими, лаконичными, с чётким выражением основного коммуникативного посыла - отправить фотографию семье, близким, или подарить её на память фронтовому товарищу. Но при этом на некоторых фотографиях встречаются и довольно детальные надписи, выражающие эмоциональное состояние субъекта речи, его отношение к определенным событиям, советы, наказы, рассуждения или описания определённых событий, происходящих в его жизни. В зависимости от того, кому предназначаются снимки, они подписываются, иногда кратко, иногда подробнее, с указанием имени и фамилии, звания, родственных связей. Основное количество снимков подписано в прозе. Её характер и сам тон подписей заметно меняется. В начале и середине войны они более краткие, лаконичные, не содержат в себе большого количества деталей. Ближе к концу войны, когда преимущество советских войск и близкая победа стали очевидными, более свободными и подробными стали и подписи к фотографиям, более раскованным, иногда шутливым, становится сам их тон, появляются стихотворные записи. Это указывает на спонтанность, эмоциональность, личный характер текстов естественной письменной речи, их неподготовленность.
Проведённое исследование языковых особенностей подписей к фотографиям свидетельствует о том, что для них характерны простота, лаконичность предложений в основном количестве случаев. Выделенные языковые особенности подтверждают своеобразие подписей к фотографиям как жанра естественной письменной речи. Рассматривая фонетические особенности подписей к фотографиям, необходимо отметить, что основное их количество представляет собой прозаический текст. Но встречаются среди них и стихотворная подпись, а также рифмованные строчки. Основное количество лексики является нейтральной, но встречается также эмоционально окрашенная лексика, слова с суффиксами субъективной оценки, слова с негативной эмоциональной оценкой. В связи с особенностями жанра в составе лексики встречается значительное количество имен собственных - топонимы и антропонимы. На морфологическом уровне необходимо отметить, что в текстах подписей встречается значительное количество имен существительных, глаголов и глагольных форм. Среди глаголов часто встречаются глаголы повелительного наклонения. Рассматривая синтаксические особенности подписей к фотографиям, необходимо отметить, что основное количество предложений являются простыми, хотя и распространёнными. Встречаются также и осложненные (однородными членами, обращениями, деепричастными оборотами) и сложные предложения. Чаще всего, в соответствии с особенностями сообщения, эти предложения повествовательные, невосклицательные. Но встречаются среди них также и вопросительные, побудительные предложения, среди которых, в свою очередь, есть восклицательные предложения. В связи с тем, что естественной письменной речи свойственна спонтанность и неподготовленность, естественный характер, в ней встречается значительное количество односоставных предложений, предложений с обращениями. Присутствуют в текстах подписей и изобразительно-выразительные средства, которые делают их более яркими и эмоциональными (эпитеты, метафоры, иногда - рифмованные строчки). В связи с неподготовленным характером речи, различным уровнем грамотности солдат в подписях к фотографиям встречаются ошибки грамматические, орфографические, пунктуационные ошибки, которые также подтверждают особенности естественной письменной речи.
Особенности подписи к военной фотографии, связь с историей страны и морально-нравственные аспекты позволяют активно использовать их на уроках русского языка как для формирования и закрепления определённых знаний, так и для проведения лексического, грамматического анализа и организации проектной деятельности, развития навыков публичного выступления, устной и письменной речи. Упражнения, связанные с анализом текстов подписей к военным фотографиям могут быть использованы при изучении имён собственных и правил их правописания; при изучении значения и особенностей употребления различных частей речи; при изучении повествовательных, вопросительных, побудительных предложений, восклицательных и невосклицательных предложений; при изучении
обращений и знаков препинания при них, при изучении грамматической основы, различных видов простых предложений, классификации сложных предложений; при формировании навыков публичного выступления; при формировании навыков письменной речи, обучении созданию текстов: повествования, рассуждения, описания (по военным фотографиям и подписям к ним).


1. Алпатов В. М. Проблема речевых жанров в работах М. М. Бахтина// Жанры речи: Сборник научн. статей. - Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2002. - Вып. 3.- С. 92-104.
2. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Эстетика словесного творчества. - 2-е изд. - М.: Искусство, 1986. - 346 с.
3. Белянин В. П. Основы психолингвистической диагностики (Модели мира в литературе). - М.: Флинта, 2010. - 265 с.
4. Бойцова О. Подписи под фотографиями в альбомах // Визуальные аспекты культуры-2017. - Ижевск, 2017. - С. 108-119 [Электронный источник] Режим доступа: http://www.viscult.ehu.lt/article.php?id=594 (дата обрашения 25.03.2019)
5. Вартанов А. С. Образные ресурсы фотопублицистики: дис. ... д-ра филол. наук - М., 2010. - 332 с.
6. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. - М.: Русские словари, 2007. - 416 с.
7. Вежбицкая А. Речевые жанры // Жанры речи. - Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2007. - 458 с.
8. Вежбицкая А. Культурно-обусловленные сценарии: новый подход к изучению межкультурной коммуникации // Жанры речи: Сборник научных статей. - Саратов: Изд-во ГосУнц «Колледж», 2009. - Вып. 2. - С. 112-132.
9. Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. - М.: РГГУ, 2009. - 178 c.
10. Голев Н. Д. Антиномии русской орфографии. - Барнаул, 1997. - 398 с.
11. Гольдин В. Е. Проблемы жанроведения Жанры речи: Сборник научных статей. - Саратов: Изд-во ГосУнц «Колледж», 2012. - Вып.2. - 372 с.
12. Евсеева И. В., Кулакова С. В. Фотография как особый вид текста // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-1. - С. 145-149.
13. Ларин Б. А. О лингвистическом изучении города //Б. А. Ларин.
История русского языка и общее языкознание. (Избранные работы). - М., 1977. - 412 с.
14. Лебедева Н. Б. Полиситуативность глагольной семантики. - Томск, 1999. - 456 с.
15. Лебедева Н. Б. Русская естественная письменная речь: проблемы и задачи лабораторного исследования // Актуальные проблемы русистики. - Томск, 2010. - С. 257-263....25


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ