ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ РОДНОГО КРАЯ
1.1. Психолого-педагогическое обоснование сущности приобщения
детей старшего дошкольного возраста к социокультурным ценностям родного края 9
1.2. Авторская кукла, ее художественные и педагогические достоинства 20
1.3. Роль авторской куклы в приобщении детей старшего дошкольного
возраста к социокультурным ценностям родного края 32
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ РОДНОГО КРАЯ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С АВТОРСКОЙ КУКЛОЙ
2.1. Диагностика сформированности знаний о социокультурных ценностях родного края у детей старшего дошкольного возраста 37
2.2. Содержание работы по приобщению детей старшего дошкольного
возраста к социокультурным ценностям родного края в процессе ознакомления с авторской куклой 44
2.3. Определение эффективности использования авторской куклы в
работе по приобщению детей старшего дошкольного возраста к социокультурным ценностям родного края 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ
Современные дети растут и развиваются в удивительное время, в которое происходит множество всевозможных открытий, когда наша жизнь изменяется не только каждый день, но и каждый час, каждую минуту. Это ведет к тому, что меняются сами люди, меняются, соответственно, и дети. При этом природа детства остается прежней: как несколько сотен лет назад дети растут, играют и познают мир. Довольно часто поток поступающей к детям информации из окружающего мира настолько большой и сложный, что они, окунувшись в него, плывут, как взрослые, по течению. Это является следствием того, что у современных детей пропадает интерес к родным сказкам, художественным произведениям, играм, мультфильмам, фильмам и пр.: им на смену приходят произведения и, соответственно, социокультурные ценности других стран.
В настоящее время дома и в дошкольных образовательных организациях у детей имеется огромное количество игрушек и игровых материалов, которые часто приобретаются и не содержат в себе никакого художественного смысла и выражения. И отношение к ним у детей складывается одномоментное: поиграли и забросили, сломали - выбросили и забыли. Да и современным родителям намного легче выбросить сломавшуюся игрушку, чем отремонтировать ее вместе с малышом, прививая тем самым любовь и бережное отношение к труду человека [5].
Большинство взрослых, окружающих детей, в настоящее время также мало интересуются родной историей, знают свою родословную и, соответственно, не передают подрастающему поколению социокультурные ценности прошлого. При этом во многих странах мира почитают, хранят и бережно передают от поколения к поколению историю и культуру своего народа. В связи с этим в нашей стране, в первую очередь перед педагогами ДОО, стоит первостепенная задача - помочь дошкольникам и их родителям найти пути возвращения традиций и обычаев. Одним из таких путей возвращения и приобщения к родным истокам являются народные игры и игрушки. Недаром существует поговорка: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют ваши дети».
Сами же дети выражают огромное желание узнать и научиться играть в игры и игрушки наших предков, прежде всего потому, что все это им кажется интересным, необычно-новым, завораживающим [1].
К народным относятся не те игрушки, которые производятся на фабриках и заводах родной страны. К ним относятся такие, которые были созданы самим народом еще в древние времена и на протяжении множества веков продолжают свое существование. Это и первая игрушка, которую сделал еще древний человек, когда слепил себе горшок для еды, а из оставшейся глины сделал дочке куклу. Это и маленькое копье для сына или кукла из щепочки для дочки, которые сделал человек для своих детей по примеру и подобию своих собственных настоящих орудий. Когда сын и дочь этого человека выросли и сами стали родителями, то сделали подобные игрушки своим детям. И так продолжалось из поколения в поколение на протяжении всего времени существования человека.
При этом многие игрушки, созданные первобытными людьми, были предназначены совсем не для игры: они делали из различных материалов (камня, дерева, костей и пр.) фигурки богов, чтобы поклоняться им, просить у них милости и защиты. Чаще всего эти фигурки были похожи на человеческие фигуры и поэтому считаются самыми первыми куклами. Такие куклы спасли большое количество человеческих жизней, заменив собой людей в обрядах жертвоприношения. Также они служили оберегами от болезней, несчастий, плохой охоты, голода и пр. [2].
Авторская кукла есть у любого народа, в каждой стране. При этом у каждой такой куклы имеется свой национальный характер, отражающий историю своего народа. Русская народная кукла была распространена во всех поселениях нашей страны. Русские народные куклы были очень простыми, делались в основном из тряпок с помощью традиционных приемов, которые в каждой местности имели свои отличительные особенности. Однако, в любой самодельной кукле отражались лучшие черты русского народа: простота, жизнерадостность и миролюбие.
Изучением возможностей использования русской народной игрушки в качестве эффективного средства приобщения детей дошкольного возраста к родной культуре занимались Л.А. Абрамян, Н. Вершинина, Е.А. Коссаковская, Н. Мухотина, Л. Пантелеева, Е.О. Смирнова,
Е.А. Флерина, В.Б. Шапкина, Т. Шершнева и др. Данные авторы отмечали, что русская народная игрушка создает прекрасные условия для приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры.
Несмотря на имеющиеся исследования в данном направлении , некоторые теоретические и практические аспекты данной проблемы изучены и разработаны еще недостаточно полно, в частности, остается нерешенным ряд вопросов, связанных с содержанием понятий «авторская кукла», «приобщение к социокультурным ценностям» применительно к дошкольному возрасту. Остается неясным, как постепенно развивать все эти проявления в дошкольном возрасте, какова эффективность использования авторской куклы как средства приобщения детей дошкольного возраста к истокам родной культуры и т. д.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы особенности русской народной куклы и возможности ее эффективного использования в качестве педагогического средства приобщения детей дошкольного возраста к истокам родной культуры.
Принимая во внимание важность данной проблемы и недостаточную ее разработанность, мы сформулировали тему нашего исследования.
Объектом исследования является процесс приобщения детей старшего дошкольного возраста к социокультурным ценностям родного края.
Предмет исследования - использование авторской куклы в качестве средства приобщения детей старшего дошкольного возраста к социокультурным ценностям родного края.
Цель исследования заключается в раскрытии актуальности и возможностей эффективного использования авторской куклы в качестве педагогического средства приобщения детей старшего дошкольного возраста к социокультурным ценностям родного края.
Учитывая объект, предмет и цель исследования, мы сосредоточили внимание на решении следующих задач:
1) на основе анализа научно-методической литературы и имеющегося педагогического опыта определить сущность приобщения детей старшего дошкольного возраста к социокультурным ценностям родного края;
2) уточнить характеристику авторской куклы, ее художественные и педагогические достоинства;
3) охарактеризовать роль авторской куклы в приобщении детей старшего дошкольного возраста к социокультурным ценностям родного края;
4) провести диагностику сформированности знаний старших дошкольников о социокультурных ценностях родного края;
5) определить содержание работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к социокультурным ценностям родного края посредством ознакомления с авторской куклой;
6) проверить эффективность использования авторской куклы в качестве средства приобщения старших дошкольников к социокультурным ценностям родного края.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
• I этап (май-август 2021 года) был посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования;
• II этап (сентябрь 2021 года) предполагал исследование сформированности знаний старших дошкольников о социокультурных ценностях родного края;
• III этап (сентябрь-декабрь 2021 года) включал формирующий эксперимент, направленный на разработку и апробацию серии ООД, направленных на приобщение старших дошкольников к социокультурным ценностям родного края посредством ознакомления с авторской куклой;
- IV этап (декабрь 2021 года) предусматривал повторную диагностику и определение эффективности использования авторской куклы в работе по приобщению к социокультурным ценностям родного края детей старшего дошкольного возраста.
Перед началом исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что использование авторской куклы в работе способствует эффективному приобщению детей старшего дошкольного возраста к социокультурным ценностям родного края.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:
а) теоретические: изучение и анализ литературы; анализ и обобщение материала, полученного в наблюдениях, беседах, т. е. эмпирическим путем;
б) эмпирические: наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.
Теоретико-методологическими основами исследования являются работы Г.И. Батуриной, Р.С. Буре, В.Н. Васильцовой, Г.Н. Волкова, О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой, С.Л. Новоселовой, Т.С. Комаровой, Т.Ф. Кузиной, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина и др.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные материалы могут быть использованы в образовательном процессе ДОО и рекомендованы в помощь педагогам и родителям.
База исследования: МБДОУ д/с №143 г. Пензы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Во введении дается обоснование выбора темы; ставится цель; определяются объект, предмет, задачи, методы исследования; выдвигается гипотеза.
В первой главе рассматривается психолого-педагогическое обоснование сущности приобщения детей старшего дошкольного возраста к социокультурным ценностям родного края, дается характеристика авторской куклы и педагогические условия эффективности ее использования в качестве средства приобщения старших дошкольников к истокам родной культуры.
Во второй главе описывается констатирующий эксперимент по выявлению уровня знаний дошкольников о социокультурных ценностях родного края. Также в данной главе описывается работа по использованию авторской куклы в качестве средства приобщения детей старшего дошкольного возраста к социокультурным ценностям родного края. Проводится анализ результатов и делаются соответствующие выводы.
Заключение содержит выводы по проведенной работе.
В приложениях представлены материалы, используемые нами в ходе экспериментальной работы.
Тематика, которой было посвящено данное исследование, имеет актуальное значение в практике воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста, раскрывая проблему приобщения дошкольников к социальным ценностям родной культуры с использованием авторской народной игрушки.
В первой главе данной выпускной квалификационной работы освещен широкий круг вопросов, связанных с использованием игрушки, в частности народной куклы, в педагогическом процессе. Главной особенностью народной куклы, является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные качества людей, которые осваивает ребенок, манипулируя или осознанно действуя с ней. Кукла - не уменьшенная копия реального человека, а условное его изображение, предельно обобщенный художественный образ.
В ходе знакомства с социокультурными ценностями малой родины дети приобщаются к непреходящим общечеловеческим ценностям. Окружающие предметы, воспитывающие в ребенке чувство красоты, любознательность, должны иметь национальную специфику. Также в этом процессе необходимо как можно больше использовать все виды устного народного творчества (сказки, песни, пословицы, поговорки и т. д.). Огромное значение место в приобщении детей к народным социокультурным ценностям занимают праздники, обычаи и традиции. Кроме этого, в рамках работы по данному направлению, необходимо знакомить дошкольников с прикладным народным творчеством и декоративной росписью, которые обладают ярким национальным колоритом и огромной художественной ценностью.
Изучение психолого-педагогической литературы позволило нам выделить когнитивный, эмоциональный и деятельностный компоненты приобщения детей старшего дошкольного возраста к социокультурным
ценностям родного края. Эмоциональный компонент связан с тем, что все стороны жизни дошкольника окрашены яркими переживаниями. Когнитивный компонент включает в себя овладение детьми доступным их возрасту объемом представлений о родной культуре: знакомство с жизнью и бытом народа, его характером, присущими ему моральными и нравственными ценностями, традициями, обычаями, спецификой предметной и культурной среды. Деятельностный компонент предполагает применение эмоционально прочувствованных и осознанных детьми знаний в различных видах самостоятельной и руководимой взрослыми деятельности.
Несомненно, яркие положительные переживания может подарить русская народная кукла, в которой много теплоты и любви к ребёнку, выражающейся в заботливом, любовном ее исполнении.
С целью выявления эффективности использования авторских кукол в приобщении дошкольников к социокультурным ценностям родного края нами было организовано и проведено экспериментальное исследование, в котором принимали участие дети 5-6-летнего возраста, составившие контрольную и экспериментальную группы (в каждой по 23 ребенка).
Первым этапом исследования стал констатирующий эксперимент, в ходе которого нами был изучен исходный уровень сформированности знаний у старших дошкольников обеих групп о социокультурных ценностях родного края.
Результаты исходной диагностики показали, что начальный уровень сформированности знаний о социокультурных ценностях родного края у старших дошкольников экспериментальной и контрольной групп одинаковый: 100% детей показали низкий уровень.
С целью выявления влияния народных кукол на приобщение дошкольников к истокам родной культуры нами был организован и осуществлен формирующий этап эксперимента. На данном этапе с детьми экспериментальной группы был разработан и апробирован проект «Авторская кукла - история и культура моего народа».
Последним этапом педагогического эксперимента стало проведение контрольной диагностики, в ходе которой нами было осуществлено повторное изучение уровней сформированности знаний о социокультурных ценностях родного края у дошкольников обеих групп. В ходе итоговой диагностики изучению были подвержены те же показатели, что и на этапе констатирующего эксперимента.
Результаты контрольного эксперимента показали, что в результате проведения цикла мероприятий с использованием народных кукол у всех детей экспериментальной группы повысился уровень знаний о родной культуре. Эти дети получили знания о народных куклах, материалах, из которых их изготавливают, об обычаях и традициях их применения, а также научились самостоятельно их делать. Также дошкольники экспериментальной группы познакомились с предметами старины и их назначением, трудом взрослых в давние времена, с процессом изготовления вещей из разных материалов, с традициями и обычаями, праздниками и обрядами, играми и фольклорными произведениями не только русского народа, но и людей тех национальностей, которые входят в состав коренных жителей Пензенского края.
В контрольной группе уровень сформиролванности знаний о социокультурных ценностях родного края остался на прежнем уровне. Только у некоторых детей контрольной группы изменились знания о том, что такое «народная кукла» и из каких материалов она может быть изготовлена.
Обобщение итогов проведенного исследования показало, что в ходе работы нам удалось раскрыть возможность и эффективность использования авторской народной куклы в качестве педагогического средства приобщения детей старшего дошкольного возраста к социокультурным ценностям родного края.
Вместе с тем, проведенное исследование не претендует на полноту решения многогранной проблемы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Представляется актуальным дальнейшее изучение возможностей применения разных путей и средств, направленных на приобщение дошкольников к социальным ценностям родного края, страны и общечеловеческим. С решением этих и других задач мы связываем перспективы наших дальнейших исследований и продолжение работы с дошкольниками в данных направлениях.
1. Абрамян Л.А. Игра дошкольника. / Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др.; под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 1990. - 213 с.
2. Аникина В. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Младенчество. Детство. - М.: Художественная литература, 1991.
• 289 с.
3. Аркин Е.А. Из истории игрушки. // Дошкольное воспитание. - 1995.
• №3. - С. 8-15.
4. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учеб. пособие. - М.: ФОРУМ, 2009. - 320 с.
5. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. - М.: Педагогика, 1995. - 214 с.
6. Березовская А.П. Русская народная игрушка. // Начальная школа плюс До и После. - 2002. - №2. - С. 30-32.
7. Буре Р.С., Година Г.Н. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1990. - 340 с.
8. Васильцова В.Н. Народная педагогика: заметки журналиста. - М.: Школа-Пресс, 1996. - 132 с.
9. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики: заметки журналиста. - М.: Педагогика, 1993. - 180 с.
10. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: Издательский центр
«Академия», 1999. - 294 с.
11. Воспитание детей в игре. / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М., 1993. - 347 с.
12. Гришина Г.Н. Приобщение детей к народной игровой культуре. // Управление в ДОУ. - 2005. - №1. - С. 67-73.
13. Дегтярева М.А. Народная педагогика и патриотизм. // Мир образования - образование в мире. - 2003. - №1. - С. 176-225.
14. Знакомство детей с русским народным творчеством: конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. / Авт.- сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева и др. - СПб: Детство- Пресс, 1999. - 384 с.
15. Игра дошкольника. / Под ред. С.Л. Новоселовой. - М., 1990. - 395 с....31