ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАСКРЫТИЯ
И УЧЕТА ТЕМПЕРАМЕНТА РЕБЕНКА В УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Понятие о темпераменте 6
1.2 Характеристика учебной деятельности в подростковом возрасте 15
1.3 Влияние темперамента подростка на его учебную деятельность 19
1.4 Учет особенностей темперамента подростка
в процессе учебной деятельности 25
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 33
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ... 37
3.1 Результаты определения типа темперамента обучающихся 37
3.2 Характеристика типов темперамента обучающихся
как основа организации учебной деятельности 41
3.3 Условия организации учебной деятельности обучающихся
в соответствии с темпераментальными свойствами 49
3.4 Результаты оценки уровня мотивации к обучению на уроке
биологии 55
ВЫВОДЫ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся в процессе их обучения - один из главных принципов как классической, так и современной дидактики. Его умелое применение обеспечивает более успешное освоение учебного материала разными учащимися, различающимися по своим индивидуально-личностным особенностям, стилем учебной деятельности, темпом усвоения информации и т.д. Но для этого учителю необходимо владеть соответствующими знаниями об учениках и их особенностях и уметь строить работу с ними в соответствии с этими особенностями.
Несмотря на то, что данный принцип широко распространен в массовой практике, следует отметить недостаточную степень разработанности его отдельных аспектов. Во-первых, необходимо прояснить связь индивидуальных особенностей учащихся и особенностей их учебной деятельности в рамках различных учебных дисциплин. Во-вторых, необходимо уточнить, какие именно особенности учащихся в наибольшей степени могут влиять на характер и результативность их деятельности. Чаще всего в качестве таких особенностей авторы указывают на интеллект, характер, способности [3].
В то же время значительно меньше проработан вопрос об учете типа темперамента, который относится к важнейшим индивидуальным особенностям личности. Темперамент включает в себя общую психофизиологическую активность человека, его эмоциональность, которые ярко проявляются в стиле деятельности и способе поведения. Особенности темперамента отражаются не только в поведении и сфере чувств человека, но и в его побуждениях и действиях, в характере интеллектуальной деятельности, особенностях речи и т.д. Именно по этим компонентам, характеризуется темперамент школьника: как он работает в течение продолжительного времени, как преодолевает трудности, какой путь при этом выбирает, как сосредотачивается на работе, реагирует на замечания, поступки других людей, ведет сеоя в привычных и сложных ситуациях. Этими особенностями, в последствие, в значительной мере обусловлено формирование всех качеств личности и характера человека [15].
Если учащиеся отличаются друг от друга типами темперамента, а значит темпами работы, реакцией на раздражители, характером интеллектуальной деятельности и т. д., то значит, сам процесс обучения и усвоение учебного материала данными детьми так же будет отличаться. Соответственно, для наилучшего усвоения знаний и умений детьми, педагогам необходимо учитывать особенности темпераментов детей в процессе обучения. Зная особенности темперамента и их проявление в учебной деятельности, педагог сможет компенсировать отрицательные черты того или иного темперамента и помочь ребенку в полной мере освоить материал.
Актуальность названной проблемы определила выбор темы исследования «Особенности обучения и воспитания детей с разными типами высшей нервной деятельности».
Цель исследования - выявить условия организации учебной деятельности учащегося в соответствии с типом темперамента школьника.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы, определить понятия темперамента личности и его типов.
2. Раскрыть особенности проявления каждого типа темперамента в деятельности ребенка.
3. Описать возможные подходы к диагностике темперамента школьника.
4. Организовать учебную деятельность, учитывающую особенности темперамента обучающихся.
Объект исследования - организация учебной деятельности подростков.
Предмет исследования - учебная деятельность, учитывающая особенности типов темперамента обучающихся.
Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что содержащиеся в работе теоретические положения и выводы по практическому исследованию, могут изменить педагогическое сознание, сформулировать новые профессиональные педагогические установки у учителей, работающих с детьми подросткового возраста.
•Темпераментом называется характерная для человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью с одной стороны, и с их силой - с другой. Следует помнить, что только положительных или только отрицательных темпераментов не существует. Каждый темперамент имеет свои положительные и отрицательные стороны.
• При любом темпераменте можно развить все общественно ценные свойства личности. Однако конкретные приемы развития этих свойств существенно зависят от темперамента. Поэтому темперамент - важное условие, с которым надо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию и обучению, к формированию характера, к всестороннему развитию умственных и физических способностей.
• В экспериментальном классе большинство обучающихся имеют сангвинистический тип темперамента. Холериков и флегматиков среди детей исследуемой группы выявлено незначительно меньше. Наименьший процент обучающихся составляют ученики-меланхолики. Также следует отметить, что большая часть обучающихся, принимавших участие в нашем исследовании, сочетают в себе черты экстравертов и интровертов, и имеют высокий уровень эмоциональной стабильности.
• Первоначальный уровень внутренней мотивации к обучению в контрольном и экспериментальном классах был примерно на одном уровне. Большинство обучающихся имели средний интерес к изучению предмета биологии. Стойкую внутреннюю мотивацию имели 28,9% обучающихся контрольного класса и 26% обучающихся экспериментального класса.
• В экспериментальном классе после организованного
дифференцированного обучения наблюдается значительное снижение процента обучающихся с низким уровнем внутренней мотивации (с 35,6% до 15,4%). Также обращает на себя внимание существенное увеличение числа детей со средним и высоким уровнем внутренней мотивации.
•Полученные результаты являются отражением того, что обучающиеся при дифференцированном обучении, учитывающим особенности темперамента школьников, усваивают учебный материал в той форме, которая подходит для их типа нервной системы. Все это приводит не только к улучшению эмоционального климата на уроках, но и к повышению интереса школьников к изучению биологии. Таким образом, организация учебной деятельности, которая учитывает особенности темперамента обучающихся, является эффективным инструментом для повышения уровня интереса и внутренней мотивации школьников к изучению биологии
1. Айзенк Г. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 2005 №4. С. 12-18.
2. Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 2005. № С.90-120.
3. Акимова М.К. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учёт и коррекция: Учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2002. 160 с.
4. Андреева А.Е. Влияние типа темперамента на процесс воспитания и обучения младших школьников // Студенческий вестник. 2023. № 1-2. С. 2729.
5. Антропова М.В. Обучение с учётом психофизиологических особенностей подростков// Педагогика. 1993. № 6. С. 9-12.
6. Бережная О.В. Развитие мотивации учащихся в процессе обучения биологии // Биология в школе. 2022. № 5. С. 67-73.
7. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Москва: Сфера, 2007. 291 с.
8. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского пед. университета, 2000. 352 с.
9. Боравова А.И., Галкина Н.С., Фокин В.Ф. Соотношение показателей функциональной межполушарной асимметрии, темперамента и успеваемости школьников в раннем подростковом возрасте // Асимметрия. 2007. № 1. С. 37-44.
10. Волкова С.В. Описание методики использования активных методов обучения для повышения уровня мотивации при обучении биологии // Символ науки: международный научный журнал. 2017. № И. С. 64-66.
11. Вундер С. А. Обеспечение мотиваций и повышение познавательной активности учащихся путем использования активных форм и методов обучения биологии // В сборнике: Актуальные вопросы теории и практики биологического образования. Материалы IX-й Всероссийской научнопрактической конференции. 2015. С. 47-48.
12. Гончарова В.Р., Гуренко Е.А., Матвеев М.И., Новиков А.Д. Исследование взаимосвязи особенностей темперамента и профессиональных предпочтений школьников // Психология в моей будущей профессии. 2019. С. 27-32.
13. Гуревич К.М. Индивидуально психологические способности школьников. Москва: Наука, 2004. 244 с.
14. Дудин С. И. О связи темперамента с общими способностями // Психологический журнал. 1994. №2. с. 165-170
15. Зуева А.И. Влияние типа темперамента на учебную успеваемость школьников // Молодой ученый. 2021. № 48 (390). С. 481-483....40