Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Государственное регулирование средств массовой информации Российской Федерации: региональный аспект

Работа №161067

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы100
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 6
1. Сущность средств массовой информации и их значение в 12
современном обществе
1.1 Понятие, виды и функции средств массовой 12
информации
1.2 Роль средств массовой информации в становлении и развитии 18
гражданского общества
1.3 Организационно-правовые механизмы государственной поддержки 25
средств массовой информации в зарубежных
странах
2. Государственное регулирование деятельности средств массовой 36
информации в Российской
Федерации
2.1. Правовое регулирование и организационные основы деятельности 36
средств массовой информации в Российской
Федерации
2.2. Государственная поддержка средств массовой информации в 49 Российской
Федерации
2.3. Деятельность Департамента информационной политики и средств 59
массовой информации Пензенской области
2.4. Электронные средства массовой информации 73
3. Рекомендации по совершенствованию деятельности средств 81
массовой информации в Российской Федерации
Заключение 88
Список использованных источников 93
Приложения 104

Актуальность темы диссертационного исследования определяется рядом взаимосвязанных факторов. Свободный обмен информацией является одним из важнейших факторов развития демократического общества. Обеспечение граждан, государственных и общественных структур необходимыми сведениями об окружающем мире и происходящих в нем событиях осуществляется путем постоянного совершенствования систем, технологий и средств распространения информации. Определяющее значение в этом процессе принадлежит именно массовой информации, которая собирается и распространяется специальными частными и публичными учреждениями - информационными агентствами, периодическими печатными изданиями, радио, телевидением и т.д. [27]
Средства массовой информации, являясь, фактически, «четвертой властью», играют в общественно-политической жизни значимую роль. Она реализуется в ряде социально-политических функций - репродуктивной (отображающей), продуктивной (творческой), и, наш взгляд, важнейшей - информационной, которая состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. Актуальность темы подтверждает и то, что информационная деятельность СМИ позволяет людям объективно судить о политических событиях и процессах лишь в том случае, когда она дополняется их образовательной функцией. Эта функция проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих реально оценивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников, правильно ориентироваться в сложном и противоречивом потоке информации.
В демократическом обществе важнейшая политическая и социальная задача СМИ - массовое внедрение основанных на уважении закона и прав человека ценностей, обучение граждан мирно разрешать конфликты, не ставя под сомнение общественный консенсус по основополагающим вопросам государственного устройства. [47] Средства массовой информации в значительной мере оказывают влияния на формирование общественного мнения и в немалой степени несут ответственность за происходящие в обществе процессы, поэтому должны руководствоваться, прежде всего, интересами общества и государства.
В деятельности СМИ, начиная с прошлого века, произошли значительные изменения. Стремительное развитие инновационных технологий обусловило увеличение информационных каналов: люди черпают информацию изо всех источников, «мировая паутина» включает в себя и СМИ, поэтому набирают популярность электронные издания.
Деятельность средств массовой информации является на сегодняшний день одной из активно обсуждаемых тем, как научным сообществом, так и широкой общественностью. Однако региональным средствам массовой информации не уделяется должного внимания, тогда как именно региональная общественно-политическая печать - республиканские, областные, краевые, городские, районные издания, несмотря на быстрое распространение новых видов коммуникаций, продолжает оставаться необходимым
институциональным атрибутом самых социально неблагоприятных и экономически депрессивных территорий России. В то же время, именно региональные издания способны цементировать, регулярно актуализировать те социальные скрепляющие механизмы, которые позволяют сохраняться существующим, а также воспроизводиться новым местным сообществам. Этот сегмент средств массовой информации России является не только средством трансляции общегосударственной, общественно-значимой информации, но и механизмом формирования отношения к процессам и явлениям общественной жизни на основе более широких по сравнению с телевидением и рекламно­информационными СМИ возможностей осмысления социальных процессов, подробного рассмотрения важнейших социальных проблем регионов, освещения их под определенным углом зрения и донесения до аудитории. В данной сфере на сегодняшний день существует ряд пробелов, которые необходимо обозначить для повышения эффективности государственного регулирования средств массовой информации, в том числе в региональном аспекте.
Актуальность рассмотрения вопроса о государственном регулировании СМИ подтверждают и современные социально-политические реалии, которые характеризуются формированием агрессивного информационного пространства вокруг нашего государства, ярко выраженными и, к сожалению, нарастающими антироссийскими настроениями и усилением россиефобского контента информационных потоков. «Информационная война», участниками которой являются международные СМИ, стала очевидной реальностью, и государство в силу объективных причин не может не оказывать влияния ситуацию. Сам термин «информационная война» означает воздействие на граждан другого государства с целью донесения определенной информации. Ведение информационных войн в отношении нашей страны осуществлялось неоднократно, да и вряд ли прекращалось вообще. Зарубежные СМИ распространяли информацию, являющейся заведомо провокационной, с целью настроить иностранных граждан против России (информация относительно сбитого самолета над Украиной, «особая» трактовка политики России на Украине и в Сирии, ситуация с Крымом, Евровидение - 2016 и т.д.).
Действительной проблемой до недавнего времени являлось фактическое отсутствие контроля со стороны государства и каких-либо международных актов, что представляло большую опасность для внутренней стабильности государств. [14]
В связи с вышеизложенным, государственное регулирование деятельности средств массовой информации на современном этапе приобретает особое значение. Вместе с тем, особо важным и порождающим многочисленные дискуссии остается вопрос о допустимой степени (и вообще о допустимости) вмешательства государства в деятельность российских средств массовой информации. Сопряжена с этим вопросом и проблема цензуры, о возможности которой, вероятно, и в силу не так давно существовавшего советского опыта, многие не могут судить беспристрастно.
В этой связи итогом изучения существующего государственного регулирования деятельности СМИ, как общероссийского, так и регионального уровня, станет выработка соответствующих рекомендаций по его совершенствованию и возможному решению проблемных вопросов.
Научная новизна работы подтверждается тем, что впервые в контексте исследования государственного регулирования общероссийских средств массовой информации представлена система и изучена деятельность СМИ Пензенской области, а также предпринята попытка разработать рекомендации по решению существующих проблем электронных изданий.
Теоретическую основу диссертационного исследования составляют фундаментальные работы по теории государства и права, теории управления, а также теории журналистики. Среди них научные труды отечественных и зарубежных ученых: Алексеева С.С., Батурина Ю.М., Васильева A.B., Васильева Р.Ф., Венгерова А.Б., Гассера Г.-П., Гучетль З.А., Есина Б.И., Жилинского С.Э., Засурского Я.Н., Керимова Д.А., Кузнецова М.Н., Кобеца Н.Г., Копылова В.А., Лейбо Ю.И., Мальцева Г.В., Матвеевой Т.Д., Монахова В.Н., Овсепяна Р.П., Рассолова М.М., Соловьевой C.B., Тихомирова Ю.А., Федотова М.А., Цвик B.l I., Шамбы Т.М., Энтина В.Л., Яценко И.С. и других. В трудах Федотова М.А. дается широкое определение и раскрывается сущность права массовой информации в Российской Федерации. [89] К теоретическим основам нашей работы мы относим также теории «массового общества» - ряд социологических, социально-философских и философско-исторических концепций, изучающих как «массовую» такую социальную структуру, в которой человек нивелируется, становясь безликим элементом социальной машины, «подогнанным» под ее потребности (Г. Лебон и Г. Тард, X. Ортега-и- Гассет, К. Маннгейм, Д. Рисмен, Э. Фромм, Р. Миллс). Интерес для нашего исследования представляет классическая работа американских социологов Ф. Сиберта, Т. Петерсона и У. Шрамма «Четыре теории прессы (или нормативные теории массовых коммуникаций)» (1956 г.), в которой рассматриваются отношения между прессой и правительством при разных формах правления и в разные хронологические периоды. [80]
В силу полидисциплинарного характера исследования его методологической основой является комплекс научных методов познания, как общенаучных - системный, диалектический, логический, дедуктивный и индуктивный методы познания, так и частнонаучные - конкретно­исторический, системно-функциональный, формально-юридический, анализ статистической отчетности, анализ документов и т.д. Особенностью магистерской работы является сочетание теоретического и эмпирического уровней исследования.
Эмпирической базой исследования явились Федеральное и региональное законодательство, Указы Президента РФ, нормативно-правовые акты Правительства РФ, Постановления Правительства Пензенской области, а также данные общегосударственной и региональной статистики.
В связи с вышесказанным, цель магистерской диссертации заключается в изучении и анализе государственного регулирования деятельности средств массовой информации.
Поставленная цель достигается в ходе решения следующих задач:
• дать определение СМИ, определить их роль и функции в современном обществе;
• исследовать происшедшие изменения в деятельности СМИ в последние годы и раскрыть их причины;
• определить роль СМИ в развитии гражданского общества;
• изучить опыт государственной поддержки средств массовой информации в зарубежных странах;
• исследовать нормативно-правовую базу РФ, регулирующую деятельность современных СМИ как на федеральном, так и на региональном уровнях;
• проанализировать экономическую, политическую базу для создания достойных условий функционирования и развития СМИ в РФ;
• проанализировать деятельность Департамента информационной политики и средств массовой информации в Пензенской области;
• выявить и изучить проблемы электронных СМИ;
• разработать рекомендации, направленные на совершенствование государственного регулирования деятельности СМИ.
Объектом исследования явились государственные органы, регулирующие деятельность средств массовой информации в РФ.
В качестве предмета исследования выступает организационно-правовая деятельность государственных органов по регулированию работы средств массовой информации в РФ.
Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений и соответствует всем требованиям, предъявляемым к ее оформлению.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе написания магистерской работы автор пришел к следующим выводам.
К сожалению, в настоящее время государственно-правовое регулирование СМИ в Российской Федерации не основано на четко выстроенной научной концепции и поэтому имеет целый ряд серьезных недостатков. Прежде всего, нет закона, регулирующего деятельность электронных СМИ, не уточнен статус органов местного самоуправления как полноценных участников правоотношений со СМИ и не закреплен статус государственных и муниципальных средств массовой информации. В действующем федеральном законе о СМИ нет понятия социально значимых средств массовой информации. Кроме того, уровень региональной журналистики, в силу отсутствия государственной поддержки соответствующего образования, оставляет желать лучшего.
В настоящее время следует отказаться от организационно­бюрократического понимания информационного комплекса и решать проблему его формирования исходя из диалектического понимания необходимости взаимосвязанного регулирования всех отраслей информации. Эта взаимосвязанность должна выражаться в корреспондировании законодательной базы отдельным составляющим информационного комплекса. Все принимаемые законы должны учитывать общность конечных целей функционирования отдельных его отраслей и секторов.
Анализ правового регулирования взаимоотношений государственной власти и СМИ в России показывает крайнюю несогласованность этого процесса. Попытки обеспечить демократический подход к свободе прессы в РФ не имеют успеха, поскольку не сопровождаются подлинным общественным участием в обсуждении общих социальных норм, а также правил государственного регулирования и саморегулирования СМИ. Недостаточно активная протекционистская политика государства по отношению к этому сегменту СМИ, способствует вытеснению региональной печати глобальными, национальными и региональными развлекательными медиапроектами. В настоящее время электронные СМИ обладают рядом проблем, на которые следует обратить внимание и которые следует устранить.
На уровне субъекта федерации необходимо создать такие условия, чтобы региональные издания не воспринимались неустойчивым элементом общественной системы: нужно постоянно убеждать государство и общество в способности журналистской корпорации самостоятельно регулировать свою деятельность и демонстрировать это умение. Усилия редакционных коллективов, вырабатывающих и выполняющих принципы и нормы корпоративного поведения, должны изучаться и широко транслироваться. Для активизации процессов саморегулирования региональной печати необходимо систематически повышать ее открытость, что становится возможным при постоянном и целенаправленном вовлечении в ее деятельность как локальной, так и глобальной аудитории, которая, в силу растущей интерактивности формулирует требования к медиаконтенту. Существенный вклад в развитие процессов регулирования может внести внутренний самоконтроль или саморефлексия как сотрудников редакций, так и аудитории. Решению этой задачи способствуют различные методики редакционного менеджмента, которые описывают не только особенности организации труда, но и различные парадигмы рациональности людей, включенных в сферу деятельности этого социального института. Важным направлением должно стать привлечение инвестиций для создания научно-исследовательских и детских изданий на территории субъекта. Это не менее важно, чем привлечение инвестиций в другие сферы общественно-экономической системы.
Особенно очевидно значимость средств массовой информации проявляется в современной политической реальности. Настоящее время принято называть информационной эпохой, ведь на сегодняшний день информация - это одна из самых главных ценностей. И ее создание и распространение невозможно без средств массовой информации. Нельзя не отметить, что СМИ играют определяющую роль в формировании общественного мнения. Телевидение, в силу самой своей природы, оказывает большее влияние на сознание людей, чем другие СМИ. Его эффективность напрямую связана с потребностью аудитории в информации, в повышении социальных, духовных и политических запросов. Но СМИ по своей природе склонны к манипулятивным действиям, поэтому получение информации неразрывно влечет с собой создание неких норм поведений и навязывания идеалов. Это позволило СМИ вести так называемые информационные войны.
5 декабря 2016 года Указом Президента утверждена Доктрина информационной безопасности РФ. [14]
Основой доктрины стала актуализация подходов к защите национальных интересов в информационной сфере с учетом современных реалий. Национальными интересами в сфере информационных технологий является обеспечение прав и свобод граждан, а также неприкосновенность частной жизни, говорится в Доктрине информационной безопасности РФ. Во второй главе документа определены национальные интересы РФ в информационной сфере.
Первым приоритетом названо «обеспечение и защита конституционных прав и свобод человека и гражданина в части, касающейся получения, использования информации, неприкосновенности частной жизни при использовании информационных технологий».
В соответствии с документом национальным интересам соответствует также «обеспечение информационной поддержки демократических институтов, механизмов взаимодействия государства и гражданского общества, а также применение информационных технологий в интересах сохранения культурных, исторических и духовно-нравственных ценностей многонационального народа РФ».
В доктрине подчеркивается необходимость обеспечения «устойчивого и бесперебойного функционирования информационной инфраструктуры, в первую очередь критической информационной инфраструктуры РФ, и единой сети электросвязи РФ в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время».
Особое внимание уделяется внешним угрозам. Отмечается, что ряд зарубежных стран наращивает информационное воздействие на Россию, преследуя военные цели: «Одним из основных негативных факторов, влияющих на состояние информационной безопасности, является наращивание рядом зарубежных стран возможностей информационно-технического воздействия на информационную инфраструктуру в военных целях». Одновременно с этим «усиливается деятельность организаций, осуществляющих техническую разведку в отношении российских государственных органов, научных организаций и предприятий оборонно­промышленного комплекса». В документе отмечается, что «спецслужбы отдельных государств используют средства оказания информационно- психологического воздействия, направленного на дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в различных регионах мира и приводящего к подрыву суверенитета и нарушению территориальной целостности других государств». В доктрине указано, что в эту деятельность вовлекаются религиозные, этнические, правозащитные организации.
Разработчики предупреждают, что различные террористические и экстремистские организации «широко используют механизм информационного воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание для нагнетания межнациональной и социальной напряженности».
В Доктрине говорится также о возрастании масштабов компьютерной преступности, прежде всего в кредитно-финансовой сфере, увеличении числа преступлений, связанных с нарушением конституционных прав и свобод, в том числе в части, касающейся неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, при обработке персональных данных с использованием информационных технологий. «При этом методы, способы и средства таких
преступлений становятся все изощреннее», - отмечают разработчики
Доктрины.
В документе подчеркивается, что состояние информационной безопасности в области обороны страны характеризуется увеличением масштабов применения отдельными государствами и организациями информационных технологий в военно-политических целях, в том числе для осуществления действия по подрыву суверенитета, политической и социальной стабильности, территориальной целостности РФ и ее союзников, представляющих угрозу миру, глобальной и региональной безопасности.
Дискриминации СМИ посвящен отдельный раздел Доктрины: «Российские средства массовой информации зачастую подвергаются за рубежом откровенной дискриминации, российским журналистам создаются препятствия для осуществления их профессиональной деятельности», - подчеркивается в документе.
В Доктрине говорится также, что в последнее время «наращивается информационное воздействие на население РФ, в первую очередь на молодежь в целях размывания традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
В целях обеспечения стратегической стабильности Россия будет двигаться по пути защиты суверенитета в информационном пространстве, участия в формировании системы информационной безопасности, обеспечивающей противодействие использованию информационных технологий в военных целях, а также развития национальной системы управления российским сегментом Интернета. Одновременно необходимо помнить о том, что средства массовой информации играют исключительную роль в становлении гражданского общества.
Реализация положений Доктрины возможна лишь при дальнейшем совершенствовании государственной поддержки средств массовой информации, как на федеральном, так и на региональном уровнях.


1. Конституция РФ от 12.12.1993 [Электронный ресурс] Дата обновления: 21.07.2016. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант-Плюс» -2016.
2. Всеобщая декларация прав человека ООН от 10.12.1948 [Электронный ресурс] Доступ из Справочной правовой системы «Консультант-Плюс» - 2016.
3. Конвенция ООН о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 [Электронный ресурс] Дата обновления: 13.05.2004. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант-Плюс» -2016.
4. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. [Электронный ресурс] Дата обновления: 20.03.2016 г. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант Плюс» -2016 г.
5. О средствах массовой информации: закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 [Электронный ресурс] Дата обновления: 15.07.2016. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант-Плюс» - 2016.
6. О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации: закон РФ от 13.01.1995 N 7- ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 20.04.2014 Доступ из Справочной правовой системы «Гарант-Плюс» -2016.
7. О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации: федеральный закон от 01.12.1995 N 191- ФЗ [Электронный ресурс] дата обновления: 22.11.2000 Доступ из Справочной правовой системы «Гарант-Плюс»-2016
8. О некоммерческих организациях: федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ [Электронный ресурс] дата обновления: 03.07.2016. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант-Плюс»-2016
9. О связи: федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 01.07.2016.Доступ из Справочной правовой системы «Гарант- Плюс» -2016.
10. О коммерческой тайне: федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ. [Электронный ресурс] Дата обновления: 12.03.2014. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант-Плюс»-2016.
11. О рекламе: федеральный закон от 13.03.2006 N 38 [Электронный ресурс] Дата обновления: 03.07.2016. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант-Плюс»-2016.
12. О персональных данных: федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 01.07.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант-Плюс»-2016
13. Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 12.05.2008 N 724. Дата обновления: 23.11.2016. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант-Плюс»-2016.
14. Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 05.12.2016 N 646 [Электронный ресурс] Дата обновления: 30.12.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант-Плюс» - 2016
15. О Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям: постановление Правительства Российской Федерации №292 от 17.06.2004г. [Электронный ресурс] Дата обновления: 02.06.2008. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант-Плюс» - 2016....92


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ