Проектная деятельность как средство формирования представлений о безопасном поведении при чрезвычайных ситуациях террористического характера у детей старшего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БЕЗОПАСНОМ ПОВЕДЕНИИ ПРИ ЧСТХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Формирование представлений о безопасном поведении у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема 9
1.2. Особенности формирования представлений о безопасном поведении при ЧСТХ у детей старшего дошкольного возраста 18
1.3. Роль проектной деятельности в формировании представлений о безопасном поведении при ЧСТХ у детей старшего дошкольного возраста... 27
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БЕЗОПАСНОМ ПОВЕДЕНИИ ПРИ ЧСТХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Изучение уровня сформированности представлений о безопасном поведении при ЧСТХ у детей старшего дошкольного возраста 36
2.2. Содержание работы по формированию представлений о безопасном поведении при ЧСТХ у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования проектной деятельности 49
2.3. Определение эффективности использования проектной деятельности в работе по формированию представлений о безопасном поведении при ЧСТХ у детей старшего дошкольного возраста 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БЕЗОПАСНОМ ПОВЕДЕНИИ ПРИ ЧСТХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Формирование представлений о безопасном поведении у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема 9
1.2. Особенности формирования представлений о безопасном поведении при ЧСТХ у детей старшего дошкольного возраста 18
1.3. Роль проектной деятельности в формировании представлений о безопасном поведении при ЧСТХ у детей старшего дошкольного возраста... 27
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БЕЗОПАСНОМ ПОВЕДЕНИИ ПРИ ЧСТХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Изучение уровня сформированности представлений о безопасном поведении при ЧСТХ у детей старшего дошкольного возраста 36
2.2. Содержание работы по формированию представлений о безопасном поведении при ЧСТХ у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования проектной деятельности 49
2.3. Определение эффективности использования проектной деятельности в работе по формированию представлений о безопасном поведении при ЧСТХ у детей старшего дошкольного возраста 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Динамично развивающийся мир предъявляет повышенные требования к людям в плане социальной адаптации и безопасного поведения в быту, на производстве, на улице, в природе.
Сегодня безопасность детей, проблема сохранения и укрепления здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании» (ст. 51), указ «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ», Конституцией РФ, Конвенцией о правах ребёнка и др.
Ключевая роль в обеспечении безопасности жизнедеятельности отдельной личности, в частности подрастающего поколения, на начальном этапе принадлежит дошкольному образованию.
Одним из направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» согласно ФГОС ДО, является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме и природе [33].
Без сомнения, тема детской безопасности одна из самых главных в дошкольном детстве, ведь именно в этот период происходит интенсивное освоение окружающего мира, идет процесс формирования основ безопасного поведения.
В дошкольном возрасте малыш по своим физиологическим особенностям пока не может самостоятельно определить всю меру опасности. Эта миссия защиты ребёнка возложена на взрослого человека.
Детям нужно прививать навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся опасных ситуациях [4].
Формирование знаний ребёнка о здоровье и безопасности ещё не гарантирует, что он будет, следуя им, вести правильный образ жизни. Для этого необходимо создание у него стойкой мотивации на здоровье и безопасность.
Анализ проблемы формирования представлений о безопасном поведении у детей, прежде всего, связан с расширением спектра источников опасности в окружающем мире и отсутствием навыков поведения в различных угрожающих и чрезвычайных ситуациях.
В связи со сложившейся ситуацией относительно возрастающих угроз возникновения чрезвычайных ситуаций террористического характера (далее - ЧСТХ) появилась необходимость теоретического переосмысления и практического решения проблемы формирования представлений о безопасном поведении в условиях ЧСТХ у личности на всех ступенях образования, начиная с дошкольного периода детства.
Учитывая нарастающую угрозу терроризма в современном обществе, когда в любую минуту может остро встать вопрос, как остаться в живых, как себе помочь. Важная задача педагогов состоит в том, чтобы дать детям специальные знания о сохранении жизни путем формирования представлений о безопасном поведении и знаний об адекватных действиях при ЧСТХ [18, с. 6].
Логика построения образовательного процесса в ДОО должна определяться условиями формирования знаний о безопасном поведении, а также возрастными особенностями детей. Знания и умения детей зависят от возраста и усложняются в каждой возрастной группе.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее - ФОП ДО) [32], предполагает проектирование социальных ситуаций развития ребёнка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности. Это даёт основание для использования в воспитательно-образовательной работе проектной деятельности.
Некоторые широко распространенные программы ставят акцент на усвоение знаний об источниках опасности и мерах предосторожности, а это лишь один из компонентов культуры безопасности жизнедеятельности детей. Поэтому у детей дошкольного возраста нет достаточных знаний о безопасном поведении в условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе ЧСТХ. Так, например, А.Н. Маликов [20] делает акцент в предупреждении бытового детского травматизма; Л.А. Григорович [8] предлагает педагогам и родителям рассматривать вместе с детьми рисунки, на которых изображены опасные ситуации, вызывающие у них эмоциональный отклик, сопереживание, заставляющие задуматься. В программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина) [1] главная задача - стимуляция развития у дошкольников самостоятельности, ответственности за свое поведение, воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, обучение детей правилам поведения на дороге, на воде, при пожаре....
Сегодня безопасность детей, проблема сохранения и укрепления здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании» (ст. 51), указ «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ», Конституцией РФ, Конвенцией о правах ребёнка и др.
Ключевая роль в обеспечении безопасности жизнедеятельности отдельной личности, в частности подрастающего поколения, на начальном этапе принадлежит дошкольному образованию.
Одним из направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» согласно ФГОС ДО, является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме и природе [33].
Без сомнения, тема детской безопасности одна из самых главных в дошкольном детстве, ведь именно в этот период происходит интенсивное освоение окружающего мира, идет процесс формирования основ безопасного поведения.
В дошкольном возрасте малыш по своим физиологическим особенностям пока не может самостоятельно определить всю меру опасности. Эта миссия защиты ребёнка возложена на взрослого человека.
Детям нужно прививать навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся опасных ситуациях [4].
Формирование знаний ребёнка о здоровье и безопасности ещё не гарантирует, что он будет, следуя им, вести правильный образ жизни. Для этого необходимо создание у него стойкой мотивации на здоровье и безопасность.
Анализ проблемы формирования представлений о безопасном поведении у детей, прежде всего, связан с расширением спектра источников опасности в окружающем мире и отсутствием навыков поведения в различных угрожающих и чрезвычайных ситуациях.
В связи со сложившейся ситуацией относительно возрастающих угроз возникновения чрезвычайных ситуаций террористического характера (далее - ЧСТХ) появилась необходимость теоретического переосмысления и практического решения проблемы формирования представлений о безопасном поведении в условиях ЧСТХ у личности на всех ступенях образования, начиная с дошкольного периода детства.
Учитывая нарастающую угрозу терроризма в современном обществе, когда в любую минуту может остро встать вопрос, как остаться в живых, как себе помочь. Важная задача педагогов состоит в том, чтобы дать детям специальные знания о сохранении жизни путем формирования представлений о безопасном поведении и знаний об адекватных действиях при ЧСТХ [18, с. 6].
Логика построения образовательного процесса в ДОО должна определяться условиями формирования знаний о безопасном поведении, а также возрастными особенностями детей. Знания и умения детей зависят от возраста и усложняются в каждой возрастной группе.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее - ФОП ДО) [32], предполагает проектирование социальных ситуаций развития ребёнка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности. Это даёт основание для использования в воспитательно-образовательной работе проектной деятельности.
Некоторые широко распространенные программы ставят акцент на усвоение знаний об источниках опасности и мерах предосторожности, а это лишь один из компонентов культуры безопасности жизнедеятельности детей. Поэтому у детей дошкольного возраста нет достаточных знаний о безопасном поведении в условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе ЧСТХ. Так, например, А.Н. Маликов [20] делает акцент в предупреждении бытового детского травматизма; Л.А. Григорович [8] предлагает педагогам и родителям рассматривать вместе с детьми рисунки, на которых изображены опасные ситуации, вызывающие у них эмоциональный отклик, сопереживание, заставляющие задуматься. В программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина) [1] главная задача - стимуляция развития у дошкольников самостоятельности, ответственности за свое поведение, воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, обучение детей правилам поведения на дороге, на воде, при пожаре....
В современном мире чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера являются проблемой государства. Образование играет важнейшую роль в обеспечении национальной безопасности отдельной личности и общества в целом. В связи со сложившейся ситуацией относительно возрастающих угроз возникновения ЧСТХ появилась необходимость теоретического переосмысления и практического решения проблемы формирования представлений о безопасном поведении в условиях ЧСТХ у личности на всех ступенях образования, начиная с дошкольного периода детства.
Проведённый анализ педагогической литературы, посвященной данной проблеме, показал необходимость построения систематической работы по формированию знаний детей о безопасном поведении. В процессе работы были проанализированы особенности формирования представлений о безопасном поведении при ЧСТХ у детей старшего дошкольного возраста, изучена методика организации проектной деятельности.
Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Поэтому как наиболее эффективная и результативная форма обучения признана детская проектная деятельность. Она представлена как оптимальный вид деятельности детей в процессе получения знаний, поскольку положительно влияет не только на детей, на содержание их игровой деятельности, но и формирует детско-родительские отношения. Применяя проектную деятельность, педагог может эффективно формировать знания детей в любой области. Благодаря проектной деятельности дети с интересом решают задачи в области формирования знаний о безопасном поведении, новый метод заставляет их думать и решать возникающие проблемы в нестандартных ситуациях. Образовательный потенциал проектной деятельности способствует умственному развитию детей, помогает сформировать у них знания об окружающем мире, о способах собственной защиты, развивает их познавательную активность.
С целью изучения особенностей и условий формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о безопасном поведении при ЧСТХ посредством проектной деятельности было проведено экспериментальное исследование. Так на констатирующем этапе низкий уровень сформированности у детей представлений о безопасности диагностирован у 40% экспериментальной и 30% контрольной группы, при этом по половине обеих исследовательских групп имеет средний уровень.
На формирующем этапе исследования было разработано и апробировано содержание работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о безопасном поведении при ЧСТХ посредством проектной деятельности. В процессе работы над проектом мы широко использовали дидактические игры, ситуационные задачи, беседы, рассказ, упражнения, подвижные игры, демонстрацию видео- и фотоматериалов и др. Для обеспечения преемственности между ДОО и семьей мы старались привлекать родителей к активному участию в педагогическом процессе посредством выставок совместных рисунков, помощи в составлении тематических альбомов, пополнении развивающей предметно-пространственной среды, участии в развлечениях и досугах.
Полученные результаты на контрольном этапе исследования подтвердили эффективность проведенной работы. Таким образом, практика работы по данному направлению показывает, что использование метода проектов в работе по формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности приводит к устойчивым положительным результатам.
По итогу тема бакалаврской работы изучена полностью. Разработанное содержание работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о безопасности посредством проектной деятельности может быть использовано в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций. Цель работы достигнута, гипотеза доказана.
Проведённый анализ педагогической литературы, посвященной данной проблеме, показал необходимость построения систематической работы по формированию знаний детей о безопасном поведении. В процессе работы были проанализированы особенности формирования представлений о безопасном поведении при ЧСТХ у детей старшего дошкольного возраста, изучена методика организации проектной деятельности.
Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Поэтому как наиболее эффективная и результативная форма обучения признана детская проектная деятельность. Она представлена как оптимальный вид деятельности детей в процессе получения знаний, поскольку положительно влияет не только на детей, на содержание их игровой деятельности, но и формирует детско-родительские отношения. Применяя проектную деятельность, педагог может эффективно формировать знания детей в любой области. Благодаря проектной деятельности дети с интересом решают задачи в области формирования знаний о безопасном поведении, новый метод заставляет их думать и решать возникающие проблемы в нестандартных ситуациях. Образовательный потенциал проектной деятельности способствует умственному развитию детей, помогает сформировать у них знания об окружающем мире, о способах собственной защиты, развивает их познавательную активность.
С целью изучения особенностей и условий формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о безопасном поведении при ЧСТХ посредством проектной деятельности было проведено экспериментальное исследование. Так на констатирующем этапе низкий уровень сформированности у детей представлений о безопасности диагностирован у 40% экспериментальной и 30% контрольной группы, при этом по половине обеих исследовательских групп имеет средний уровень.
На формирующем этапе исследования было разработано и апробировано содержание работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о безопасном поведении при ЧСТХ посредством проектной деятельности. В процессе работы над проектом мы широко использовали дидактические игры, ситуационные задачи, беседы, рассказ, упражнения, подвижные игры, демонстрацию видео- и фотоматериалов и др. Для обеспечения преемственности между ДОО и семьей мы старались привлекать родителей к активному участию в педагогическом процессе посредством выставок совместных рисунков, помощи в составлении тематических альбомов, пополнении развивающей предметно-пространственной среды, участии в развлечениях и досугах.
Полученные результаты на контрольном этапе исследования подтвердили эффективность проведенной работы. Таким образом, практика работы по данному направлению показывает, что использование метода проектов в работе по формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности приводит к устойчивым положительным результатам.
По итогу тема бакалаврской работы изучена полностью. Разработанное содержание работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о безопасности посредством проектной деятельности может быть использовано в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций. Цель работы достигнута, гипотеза доказана.
Подобные работы
- Педагогические условия формирования представлении о безопасном поведении при чрезвычайных ситуациях террористического характера у
детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022





