Введение 5
1 Исследование современного состояния использования информационных технологий в индустрии туризма в Пензе 8
1.1 Анализ практики использования информационных технологий в туризме 8
1.2 Исследование конкретных информационных технологий, используемых в деятельности туристических предприятий 16
1.3 Оценка потенциала и качества внедрения информационных технологий в туристические объекты г. Пенза 28
1.4 Анализ потребительских предпочтений относительно использования информационных технологий в туристических объектах г. Пенза 36
2 Разработка предложений по совершенствованию информатизации туристических объектов г. Пенза 43
2.1 Разработка приложения «PnzGo» 43
2.2 Программа продвижения приложения «PnzGo» 54
2.3 Экономическое обоснование предложенных мероприятий 59
Заключение 62
Глоссарий 64
Список использованных источников 65
Приложения 68
Информационные технологии являются одним из ведущих факторов прогресса нашей цивилизации. Они широко используются и формируют совершенно новую сферу отношений между людьми воздействуют на многие стороны социального и экономического аспектов мирового развития. Решающее значение информационные технологии несут и для улучшения качества и уровня жизни людей. Это является своеобразным толчком для движения к информационному обществу. Развитие и эффективное использование информационных технологий в России является одним из важнейших направлений государственной политики.
Однако, несмотря на рост активности в этом секторе, ощущается значительная нехватка качественной информации в туризме. Особенно это касается продуктов внутреннего туризма России, что негативно сказывается на удовлетворении растущего спроса и тормозит его развитие. Такая ситуация препятствует возникновению конкуренции, что негативно сказывается на качестве туристических услуг и приводит к неоправданному повышению их стоимости. Кроме того, работа по внедрению и использованию ИТ-технологий ведется фрагментарно, без должного законодательного, методического и методического обеспечения. Многие используемые программы и технологии уже устарели, ра-бота по интеграции с международными системами ведется слабо, единых под-ходов нет. Все это усложняет обработку информации и, как следствие, нарушается основной принцип ее своевременного и полного представления пользователям; технологии обслуживания развиваются слабо, их качество растет мед-ленными темпами.
Современная ситуация требует от туристского бизнеса обобщения отечественного и зарубежного опыта использования информационных технологий, объединения усилий в работе по этому направлению, определения наиболее эффективных путей развития этой части технологического процесса, отраслевого подхода к проблеме, противостояния новым рискам и вызовам.
Необходимо улучшить функционирование туризма с использованием ин-формационных технологий для того, чтобы сформировать целостную систему информационного обеспечения туризма в России.
Поэтому, целью выпускной квалификационной работы является анализ информационно-технологического обеспечения туристской индустрии в Российской Федерации.
В соответствии с целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотрение сущности информационных технологий в индустрии туризма, а так же проблем их развития в РФ;
- рассмотрение роли информационных технологий в повышении эффективности, конкурентоспособности предприятий индустрии туризма РФ;
- рассмотрение современной общероссийской системы информационного обеспечения индустрии туризма;
- изучение системы информационных технологий в индустрии туризма;
- обзор ведущих международных и отечественных разработок автоматизированных систем управления предприятиями индустрии туризма;
- разработка концептуальных предложений по внедрению информационных технологий в туристические объекты г. Пенза.
Объектом исследования является территория г. Пенза.
Предмет исследования - возможность внедрения информационных технологий на предприятия туриндустрии г. Пенза.
Для решения поставленных задач в данной работе используются такие методы исследования, как: общетеоретические (обобщение, анализ, проектирование, систематизация), эмпирические (изучение и обобщение опыта; анкетирование).
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют существующие труды в области туризма и информационно-технологического обеспечения в туризме (Л. Н. Семеркова, А.Д. Чудновский, М.А. Морозов, Ю.П. Грицак, В.Н. Бочарников, А.М. Ветитнев, В.Н. Шитов, А.Ю. Щиканов.)
В результате работы нами были достигнуты все поставленные цели и за-дачи.
Во первых, мы проанализировали практику использования информационных технологий в России. Выяснилось, что в стране довольно часто используются ИТ и в продвижении и реализации туризма они играют очень важную роль. Рынок информационных технологий в России находится на стадии роста и развития и в скором времени ожидается множество улучшений в данной сфе¬ре.
Во-вторых, исследовали конкретные информационные технологии, используемые в деятельности туристических предприятий.
В-третьих, оценили потенциал и качество внедрения информационных технологий в туристические объекты города Пенза. Описали, какие мероприятия по внедрению ИТ проходили в городе и как повлияли на туризм Пензы в целом. В городе на данный момент хорошо оснащены информационными технологиями турфирмы. Они располагают новейшим программным обеспечением и новыми программами для работы с людьми на высоком уровне и предоставления качественных услуг. К сожалению, оказалось, что существует множество препятствий для внедрения информационных технологий, например: недостаточное финансирование, недостаточно инициативы и т.д.
В-четвертых, проанализировали потребительские предпочтения, относительно использования информационных технологий в туристических объектах города Пенза. По результатам опроса сделали вывод, что Пенза довольно привлекательный город для посещения туристами. В нем находится множество интересных туристических объектов.
В-пятых, разработали мобильное приложение для продвижения туризма в г. Пенза - «PnzGo».
В-шестых, спроектировали программу продвижения нашего приложения, с помощью которой о нем смогут узнать и воспользоваться им как можно больше людей.
Кроме того, мы экономически обосновали предложенные мероприятия и рассчитали примерную стоимость приложения, основываясь на всех необходимых этапах его создания.
Основной идеей, с помощью которой мы смогли достичь своих целей являлось создание информационного пространства для всех туристских объектов города. Предлагалось разработать информационный ресурс (приложение), где будет размещена вся информация о туристических объектах Пензы в различных формах: текстовой, звуковой, в форме изображений и даже в форме интерактивной игры. На самих объектах будут размещены специальные таблички с QR- кодами, которые перенесут туристов на страницу с приложением, скачав которое они смогут узнать всю необходимую информацию.
1 Плотникова Н.И. Комплексная автоматизация туристского бизнеса. Информационные технологии в турфирме. - М. : Советский спорт, 2000. - 55 с.
2 Широкова Г.В. Применение информационных технологий в индустрии туризма. Автореф. дисс. канд. экон. наук. - СПб., 2008. - 22 с.
3 Блиновская, Я. Ю. Информационные технологии в туризме: учебное пособие / Я.Ю. Блиновская. - М. : Флинта, 2020. - 112 с.
4 Герасевич Блоги и RSS: интернет-технологии нового поколения / Гера- севич, Виталий. - М.: СПб: BHV, 2017. - 256 с.
5 Котлер, Ф. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм / Ф. Котлер. - М.: Юни- ти, 2020. - 787 с.
6 Родигин, Л. А. Интернет-технологии в туризме / Л.А. Родигин. - М. : Советский спорт, 2017. - 388 с.
7 Морозов, М.А. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника / М.А. Морозов. - М.: Академия (Academia), 2020. - 227 с.
8 Бочарников, В.Н. Информационные технологии в туризме. Гриф Российской Академии образовании / В.Н. Бочарников. - М.: Флинта, 2020. - 222 с.
9 Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ.
10 Потенциал и перспективы развития туризма в Пензенской области: моногр. / Л. Н. Семеркова [и др.]. - Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2014. - 182 с.
11 Щеглов С. Е. Динамика и тенденция развития туризма в России. - М. : РГСУ «Союз», 2016. - 175-176 с.
12 Чудновский, А. Д. Информационные технологии управления в туризме / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова. - М.: КноРус, 2016. - 104 с.
13 Одинцов, Б. Е. Информационные системы управления эффективностью бизнеса. Учебник и практикум / Б.Е. Одинцов. - М.: Юрайт, 2019. - 208 с.
14 Богданов, Е. И. Экономика отрасли туризма: учебник / Е. И. Богданов, Е. С. Богомолова, В. П. Орловская; под ред. проф. Е. И. Богданова. - Москва: ИНФРА-М, 2021. - 318 с.
15 Михеева Е. В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие / Е.В. Михеева. - М.: Academia, 2019. - 61 с....(30)