Государственная поддержка многодетных семей в Российской Федерации
|
Введение 5
Глава 1. Государственно-правовые принципы в области защиты и поддержи
семей в РФ 11
1.1. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года. Федеральный уровень государственной поддержки семьи
в РФ 12
1.2. Материнский капитал 16
Глава 2. Государственная поддержка многодетных семей в РФ 22
2.1. История государственной поддержки многодетных семей в России 22
2.2. Нормативно-правовая база института многодетной семьи в РФ 27
2.3. Общие направления государственной поддержки многодетных семей ....34
2.4. Анализ мер социальной поддержки многодетных семей в Пензенской
области 39
2.5. Опыт поддержки многодетных семей за рубежом
(на примере Франции) 42
Глава 3. Методическая разработка урока «Многодетная семья - опора великой
России» 47
Заключение 56
Список использованных источников и литературы 58
Приложение
Глава 1. Государственно-правовые принципы в области защиты и поддержи
семей в РФ 11
1.1. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года. Федеральный уровень государственной поддержки семьи
в РФ 12
1.2. Материнский капитал 16
Глава 2. Государственная поддержка многодетных семей в РФ 22
2.1. История государственной поддержки многодетных семей в России 22
2.2. Нормативно-правовая база института многодетной семьи в РФ 27
2.3. Общие направления государственной поддержки многодетных семей ....34
2.4. Анализ мер социальной поддержки многодетных семей в Пензенской
области 39
2.5. Опыт поддержки многодетных семей за рубежом
(на примере Франции) 42
Глава 3. Методическая разработка урока «Многодетная семья - опора великой
России» 47
Заключение 56
Список использованных источников и литературы 58
Приложение
Актуальность темы. В настоящее время основной проблемой в России является социальная поддержка многодетных семей. Поэтому важность этой работы будет заключаться в тщательном изучении особенностей и проблем многодетных семей. Многодетная семья как важнейшее социальное учреждение в обществе требует всестороннего изучения ее структуры, характера межличностных отношений в семье и существующих проблем. Следует обратить внимание на анализ реальных трудностей и преимуществ, возникающих в жизни семей с тремя и более детьми.
Материнство, детство и семья находятся под защитой государства. Расчеты показали, что дефицит доходов многодетных семей вдвое превышает средства, выделяемые на финансирование ежемесячного пособия гражданам из малообеспеченных семей с детьми. Региональные социальные программы отличаются широким спектром нефинансовых форм поддержки, но многодетные семьи, как и большинство малообеспеченных семей, плохо осведомлены об этих программах. Важность этого вопроса в том, что семья является важным фактором развития личности. Программы поддержки многодетных семей стимулируют рождаемость, что значительно улучшает демографическую ситуацию в стране.
Исправить эту ситуацию можно, приняв срочные социальные меры по повышению популярности многодетных семей среди населения. А для этого необходимо больше внимания уделять социальной и правовой поддержке многодетных семей, создавать более современные механизмы социальной защиты многодетных семей, чтобы действующие законы работали более эффективно.
Актуальность темы обусловлена колоссальными изменениями, которые испытывает российская многодетная семья. За последнее десятилетие она претерпела существенные изменения, которые выражаются, прежде всего, в количественных показателей числа таких семей. Единственно, следует отметить, что сохраняются региональные различия в этом вопросе.
Общеизвестна роль многодетной семьи в улучшении демографических процессов. Снижение среднего числа детей в семье отражает те изменения рождаемости, которые создают неблагоприятную демографическую ситуацию. В связи с этим представляется актуальными исследования нового типа, направленные на выяснение возможности целенаправленно воздействовать на повышение ценности семьи и детей, на упрочение семьи с детьми. В глубоком изучении тенденций изменения числа детей в семье, многодетности семьи состоит одна из первейших задач социологии семьи и смежных дисциплин, от которых зависит в настоящее время поиск эффективных и своевременных решений по устранению неблагоприятной демографической ситуации.
Для того, чтобы регулировать отношения государства и общества с многодетными семьями, нужна крепкая правовая база, опирающаяся на определенные законы. Но, несмотря на издание законов, указов о социально - правовой защите семьи, в данный период отмечается устойчивое снижение доли многодетных семей в обществе.
Объектом исследования является государственная поддержка многодетных семей в РФ.
Предмет — правовые нормы, регулирующие государственную поддержку многодетных семей в РФ.
Целью работы является правовой анализ государственной поддержки многодетных семей в РФ.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть историю государственной поддержки многодетных семей в России.
2) Проанализировать нормативно-правовую базу института многодетности в РФ.
3) Охарактеризовать государственную поддержку многодетных семей в РФ.
4) Исследовать государственную поддержку многодетных семей в Пензенской области.
5) Выявить значение государственной поддержки многодетных семей в РФ.
6) Изучить опыт поддержки многодетных семей за рубежом (на примере Франции).
7) Создать методическую разработку урока на основе результатов исследования.
Степень изученности проблемы. Семья с древнейших времен являлась предметом пристального внимания философов, историков, демографов, педагогов, социологов и др. Историки и демографы исследовали семью как институт, реализующий задачи воспроизводства человека, а философские размышления о браке и семье сводились нередко к размышлениям о критериях нравственного и безнравственного относительно понятий пола, любви, брака, семьи. Лишь в XX столетии стали появляться исследования, в которых семья осмысливается как социальная категория, прямо или опосредованно определяющая связи «личность-личность» и «личность-общество».
Отдельные вопросы темы анализировались в работах Е.Г. Азаровой, А.В. Бодрова, Е.Е. Гришиной, Г.В. Сулеймановой, Е.Е. Мачюльской, Т.В. Соловьевой и других авторов, однако все они базировались на действующем советском законодательстве. Сейчас происходят важные изменения в социальной политике государства, тем самым необходимо учитывать эти изменения. Комплексные же исследования по данной теме в настоящее время, отсутствуют.
Многие специалисты в данной области говорят о недостаточной разработанности концепции, объясняющей снижение многодетности, на противоречивость и неполноту знаний о детерминантах рождаемости, и это несмотря на обилие работ по социально-экономическим факторам демографических изменений, наличия множества данных статистики, и результатов выборочных обследований. По-видимому, трудности создания такой теории проистекают из-за сложностей применения социологического подхода к изучению многодетности.
Методологической основой исследования стали общие принципы научного познания, в частности методы анализа и синтеза, формально¬юридический, системно-структурный методы. Методология исследования основана на комплексном подходе к анализу влияния трансформации семьи на социально-экономическую и демографическую ситуацию в стране, обеспечение ее экономической безопасности, а также совершенствованию мер семейной политики в условиях российских реалий. Хронологический метод позволил проследить эволюцию мер государственной поддержки многодетных семей в России. С помощью метода сравнения удалось сопоставить меры государственной поддержки многодетных семей в России и Франции, а так же меры поддержки на федеральном и региональном уровнях. Формально-юридический метод позволил определить юридическое понятие «многодетность».
Источниковую базу исследования составили различные законы и подзаконные нормативно-правовые акты, в частности, Конституция, Федеральный закон от 03.07.2019 № 157-ФЗ , Постановление Правительства РФ от07.09.19 г. № 1170 , Указ Президента РФ от 05.05.1992 № 431 . Региональный аспект государственной поддержки многодетных семей регулируется Законом Пензенской области 28.12.2004 № 731 «О мерах социальной поддержки многодетных семей, проживающих в Пензенской области». В совокупности все источники вместе с имеющимися исследованиями позволили достичь поставленных цели и задач.
Практическая значимость исследования. Материалы и основные выводы исследования могут быть использованы при чтении лекционных курсов по семейному праву, правоведению, написании рефератов и курсовых работ, которое способствует формированию правового сознания.
Теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем правового регулирования института многодетности в РФ.
Материалы программы урока могут быть использованы в изучении основ государственной поддержки многодетной семьи в РФ, что будет способствовать формированию правового сознания.
Апробация. Выпускная квалификационная работа прошла апробацию на XXII научно-практической конференции преподавателей, учителей, аспирантов, студентов и школьников «Лебедевские чтения».
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, поделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
Материнство, детство и семья находятся под защитой государства. Расчеты показали, что дефицит доходов многодетных семей вдвое превышает средства, выделяемые на финансирование ежемесячного пособия гражданам из малообеспеченных семей с детьми. Региональные социальные программы отличаются широким спектром нефинансовых форм поддержки, но многодетные семьи, как и большинство малообеспеченных семей, плохо осведомлены об этих программах. Важность этого вопроса в том, что семья является важным фактором развития личности. Программы поддержки многодетных семей стимулируют рождаемость, что значительно улучшает демографическую ситуацию в стране.
Исправить эту ситуацию можно, приняв срочные социальные меры по повышению популярности многодетных семей среди населения. А для этого необходимо больше внимания уделять социальной и правовой поддержке многодетных семей, создавать более современные механизмы социальной защиты многодетных семей, чтобы действующие законы работали более эффективно.
Актуальность темы обусловлена колоссальными изменениями, которые испытывает российская многодетная семья. За последнее десятилетие она претерпела существенные изменения, которые выражаются, прежде всего, в количественных показателей числа таких семей. Единственно, следует отметить, что сохраняются региональные различия в этом вопросе.
Общеизвестна роль многодетной семьи в улучшении демографических процессов. Снижение среднего числа детей в семье отражает те изменения рождаемости, которые создают неблагоприятную демографическую ситуацию. В связи с этим представляется актуальными исследования нового типа, направленные на выяснение возможности целенаправленно воздействовать на повышение ценности семьи и детей, на упрочение семьи с детьми. В глубоком изучении тенденций изменения числа детей в семье, многодетности семьи состоит одна из первейших задач социологии семьи и смежных дисциплин, от которых зависит в настоящее время поиск эффективных и своевременных решений по устранению неблагоприятной демографической ситуации.
Для того, чтобы регулировать отношения государства и общества с многодетными семьями, нужна крепкая правовая база, опирающаяся на определенные законы. Но, несмотря на издание законов, указов о социально - правовой защите семьи, в данный период отмечается устойчивое снижение доли многодетных семей в обществе.
Объектом исследования является государственная поддержка многодетных семей в РФ.
Предмет — правовые нормы, регулирующие государственную поддержку многодетных семей в РФ.
Целью работы является правовой анализ государственной поддержки многодетных семей в РФ.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть историю государственной поддержки многодетных семей в России.
2) Проанализировать нормативно-правовую базу института многодетности в РФ.
3) Охарактеризовать государственную поддержку многодетных семей в РФ.
4) Исследовать государственную поддержку многодетных семей в Пензенской области.
5) Выявить значение государственной поддержки многодетных семей в РФ.
6) Изучить опыт поддержки многодетных семей за рубежом (на примере Франции).
7) Создать методическую разработку урока на основе результатов исследования.
Степень изученности проблемы. Семья с древнейших времен являлась предметом пристального внимания философов, историков, демографов, педагогов, социологов и др. Историки и демографы исследовали семью как институт, реализующий задачи воспроизводства человека, а философские размышления о браке и семье сводились нередко к размышлениям о критериях нравственного и безнравственного относительно понятий пола, любви, брака, семьи. Лишь в XX столетии стали появляться исследования, в которых семья осмысливается как социальная категория, прямо или опосредованно определяющая связи «личность-личность» и «личность-общество».
Отдельные вопросы темы анализировались в работах Е.Г. Азаровой, А.В. Бодрова, Е.Е. Гришиной, Г.В. Сулеймановой, Е.Е. Мачюльской, Т.В. Соловьевой и других авторов, однако все они базировались на действующем советском законодательстве. Сейчас происходят важные изменения в социальной политике государства, тем самым необходимо учитывать эти изменения. Комплексные же исследования по данной теме в настоящее время, отсутствуют.
Многие специалисты в данной области говорят о недостаточной разработанности концепции, объясняющей снижение многодетности, на противоречивость и неполноту знаний о детерминантах рождаемости, и это несмотря на обилие работ по социально-экономическим факторам демографических изменений, наличия множества данных статистики, и результатов выборочных обследований. По-видимому, трудности создания такой теории проистекают из-за сложностей применения социологического подхода к изучению многодетности.
Методологической основой исследования стали общие принципы научного познания, в частности методы анализа и синтеза, формально¬юридический, системно-структурный методы. Методология исследования основана на комплексном подходе к анализу влияния трансформации семьи на социально-экономическую и демографическую ситуацию в стране, обеспечение ее экономической безопасности, а также совершенствованию мер семейной политики в условиях российских реалий. Хронологический метод позволил проследить эволюцию мер государственной поддержки многодетных семей в России. С помощью метода сравнения удалось сопоставить меры государственной поддержки многодетных семей в России и Франции, а так же меры поддержки на федеральном и региональном уровнях. Формально-юридический метод позволил определить юридическое понятие «многодетность».
Источниковую базу исследования составили различные законы и подзаконные нормативно-правовые акты, в частности, Конституция, Федеральный закон от 03.07.2019 № 157-ФЗ , Постановление Правительства РФ от07.09.19 г. № 1170 , Указ Президента РФ от 05.05.1992 № 431 . Региональный аспект государственной поддержки многодетных семей регулируется Законом Пензенской области 28.12.2004 № 731 «О мерах социальной поддержки многодетных семей, проживающих в Пензенской области». В совокупности все источники вместе с имеющимися исследованиями позволили достичь поставленных цели и задач.
Практическая значимость исследования. Материалы и основные выводы исследования могут быть использованы при чтении лекционных курсов по семейному праву, правоведению, написании рефератов и курсовых работ, которое способствует формированию правового сознания.
Теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем правового регулирования института многодетности в РФ.
Материалы программы урока могут быть использованы в изучении основ государственной поддержки многодетной семьи в РФ, что будет способствовать формированию правового сознания.
Апробация. Выпускная квалификационная работа прошла апробацию на XXII научно-практической конференции преподавателей, учителей, аспирантов, студентов и школьников «Лебедевские чтения».
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, поделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
Одной из ключевых проблем современного российского государства является демографическая проблема. Экономический кризис, санкции, низкий уровень жизни большинства населения вынуждают семьи задуматься о целесообразности продолжения рода. Это объясняется рядом причин, в частности, образование становится бесплатным лишь на бумаге, сбор ребенка в школу стоит целое состояние. Так же будущих родителей не редко беспокоит ситуация с жилой площадью. Цены на жилую недвижимость ежегодно увеличиваются, ипотека для многих семей недоступна. В таких ситуациях людям остаётся надеяться только на государство. В советское время многодетная семья получала хорошие преференции, но с распадом СССР многодетность осталась на отшибе социальных дотаций.
Государство заинтересовано в повышении рождаемости, особенно в многодетности. Прирост населения обеспечивает постоянное увеличение числа налогоплательщиков и увеличивает резерв рабочей силы. Часть бюджетных средств выгодно направить на стимулирование рождаемости, что в долгосрочной перспективе будет являться экстенсивным фактором экономического роста.
Краеугольным камнем законодательной базы поддержки семей в РФ является Конституция. В ней закреплены общие положения материнства и детства, определяются направления социального обеспечения. Более детализировано государственная поддержка семей рассматривается в федеральных законах. В частности, Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" от 29.12.2006 № 256-ФЗ устанавливает меры помощи семьям с детьми. Согласно закону основной мерой помощи является материнский капитал.
Государство разрабатывает различные программы по поддержке многодетных семей. Такие программы функционируют на федеральном и региональном уровне. Федеральный уровень представлен материнским капиталом, который направлен на стимулирование рождаемости в целом. Средства материнского капитала можно направить на улучшение жилищных условий, будущее образование ребенка, приобретение автомобиля и т.д. Перечень является закрытым, что в свою очередь значительно ограничивает возможности его применения. А зависимости от количества детей размер материнского капитала увеличивается с каждым ребенком. Целесообразно рассматривать такое понятие как отцовский капитал. Часто возникают случаи, когда мужчина один воспитывает ребенка в семье и ему так же необходима государственная поддержка.
Развитые капиталистические страны существенно расширили сферу применения социальных выплат за счет рационального распределения бюджетных средств и получения сверхприбылей от доходов населения в виде налогов. Социальная поддержка многодетных семей в капиталистических странах на порядок выше и ее можно рассматривать как эталон социального обеспечения многодетности.
На региональном уровне программы по поддержке многодетных семей гораздо разнообразнее и учитывают специфику проживания семей в условиях многодетности. Здесь существует другая сложность - многие пособия очень маленькие, что не может в полной мере покрыть расходы по содержанию многодетной семьи. Такое положение дел можно объяснить несколькими причинами: сами пособия выплачиваются из регионального бюджета, в котором доля социальной сфере не велика, ведь в большей степени финансируются государственно-управленческий и производящий сектора экономики. Кроме прочего, государство не хочет постоянно содержать население и тем самым находиться в зависимости, так называемой "социальной игле". Так же является утомительной процедурой самого назначение пособия, ведь семье приходится обойти множество государственных органов и служб, собрать весомый пакет документов. Требуется унификация процедуры назначения пособий для многодетных, лучше всего предусмотреть возможность электронной подачи документов
Государство заинтересовано в повышении рождаемости, особенно в многодетности. Прирост населения обеспечивает постоянное увеличение числа налогоплательщиков и увеличивает резерв рабочей силы. Часть бюджетных средств выгодно направить на стимулирование рождаемости, что в долгосрочной перспективе будет являться экстенсивным фактором экономического роста.
Краеугольным камнем законодательной базы поддержки семей в РФ является Конституция. В ней закреплены общие положения материнства и детства, определяются направления социального обеспечения. Более детализировано государственная поддержка семей рассматривается в федеральных законах. В частности, Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" от 29.12.2006 № 256-ФЗ устанавливает меры помощи семьям с детьми. Согласно закону основной мерой помощи является материнский капитал.
Государство разрабатывает различные программы по поддержке многодетных семей. Такие программы функционируют на федеральном и региональном уровне. Федеральный уровень представлен материнским капиталом, который направлен на стимулирование рождаемости в целом. Средства материнского капитала можно направить на улучшение жилищных условий, будущее образование ребенка, приобретение автомобиля и т.д. Перечень является закрытым, что в свою очередь значительно ограничивает возможности его применения. А зависимости от количества детей размер материнского капитала увеличивается с каждым ребенком. Целесообразно рассматривать такое понятие как отцовский капитал. Часто возникают случаи, когда мужчина один воспитывает ребенка в семье и ему так же необходима государственная поддержка.
Развитые капиталистические страны существенно расширили сферу применения социальных выплат за счет рационального распределения бюджетных средств и получения сверхприбылей от доходов населения в виде налогов. Социальная поддержка многодетных семей в капиталистических странах на порядок выше и ее можно рассматривать как эталон социального обеспечения многодетности.
На региональном уровне программы по поддержке многодетных семей гораздо разнообразнее и учитывают специфику проживания семей в условиях многодетности. Здесь существует другая сложность - многие пособия очень маленькие, что не может в полной мере покрыть расходы по содержанию многодетной семьи. Такое положение дел можно объяснить несколькими причинами: сами пособия выплачиваются из регионального бюджета, в котором доля социальной сфере не велика, ведь в большей степени финансируются государственно-управленческий и производящий сектора экономики. Кроме прочего, государство не хочет постоянно содержать население и тем самым находиться в зависимости, так называемой "социальной игле". Так же является утомительной процедурой самого назначение пособия, ведь семье приходится обойти множество государственных органов и служб, собрать весомый пакет документов. Требуется унификация процедуры назначения пособий для многодетных, лучше всего предусмотреть возможность электронной подачи документов
Подобные работы
- Правовой статус многодетной семьи в РФ
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Совершенствование мер государственной поддержки многодетных семей
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Понятие, статус и льготы многодетных семей в России (по федеральному законодательству и законодательству Кемеровской области)
Дипломные работы, ВКР, семейное право. Язык работы: Русский. Цена: 6900 р. Год сдачи: 2016 - СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ НА
РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ: ОРГАНИЗАЦИОННО-
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2017 - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - Государственная федеральная и региональная поддержка отдельных категорий населения (на примере многодетных семей) в субъектах Федерации (Социальная политика государства, Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы)
Контрольные работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 350 р. Год сдачи: 2019 - Государственная поддержка молодой семьи в РФ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Социальная защита многодетных семей в современной России
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025 - Государственные программы и общественные инициативы социальной поддержки многодетных семей (Российский государственный гуманитарный университет)
Дипломные работы, ВКР, государственное регулирование экономики. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024



