ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСВОЕНИЯ
ФОРТЕПИАННОГО ТВОРЧЕСТВА Л. БЕТХОВЕНА НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1. Музыкальное искусство эпохи венского классицизма: художественный
мир, содержание, музыкальные образы 6
1.2. Фортепианное творчество Л. Бетховена как предмет освоения на уроках
музыки в начальной школе 10
1.3. Педагогическое руководство процессом освоения фортепианного
творчества Л. Бетховена на уроках музыки в начальной школе 12
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ОСВОЕНИЮ ФОРТЕПИАННОГО ТВОРЧЕСТВА Л. БЕТХОВЕНА НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 18
2.1. Критерии, показатели и уровни освоения фортепианного творчества Л.
ван Бетховена на уроках музыки в начальной школе 18
2.2. Ход и содержание опытно-экспериментальной работы по освоению фортепианного творчества Л. Бетховена на уроках музыки в начальной школе 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
Актуальность исследования. Музыка - величайшее из искусств. Её музыки - в способности оказывать влияние на человека, а через человека - на общество в целом и на саму жизнь. Глубина музыкальных мыслей, сила её эмоционального воздействия - непременно влияет на человека, побуждает к его совершенствоваться и стремиться к лучшему.
Для современного времени характерны упадок силы духа и воли, стремления к жизни. Необходимы яркие примеры людей, преодолевших жизненный и духовный кризис, сумевших найти в себе силы чтобы жить и творить, и не только для себя, но и во благо общества в целом.
Яркий пример противостояния судьбе и преодоления физических недугов - творчество Л. Бетховена. Генеральная интонационно-смысловая идея его музыки - «через страдание к радости». Композитору свойственно огромное жизнелюбие, чувство юмора, оптимистический светлый взгляд на жизнь.
Именно поэтому важным представляется знакомство с музыкой, и, в частности, фортепианным творчеством Л. Бетховена младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Обозначенные аспекты позволили сформулировать проблему исследования: каковы формы и методы освоения фортепианного творчества Л. Бетховена младшими школьниками на уроках музыки в начальной школе. Данная проблема повлияла на выбор темы исследования Освоение фортепианного творчества Л. Бетховена на уроках музыки в начальной школе
Цель исследования - определить формы и методы освоения фортепианного творчества Л. Бетховена на уроках музыки в начальной школе.
Объект исследования: процесс освоения фортепианного творчества Л. Бетховена на уроках музыки в начальной школе.
Предмет исследования: формы и методы освоения фортепианного творчества Л. Бетховена на уроках музыки в начальной школе.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что освоение фортепианного творчества Л. Бетховена младшими школьниками на уроках музыки в общеобразовательной школе будет эффективно, если:
1) применяется метод кейс-заданий;
2) разработаны компоненты и критерии оценки уровней освоения фортепианного творчества Л. Бетховена на уроках музыки в начальной школе.
Задачи исследования:
1. изучить музыкальное искусство эпохи венского классицизма: художественный мир, содержание, музыкальные образы.
2. охарактеризовать фортепианного творчества Л. Бетховена в аспекте данной проблемы;
3. проанализировать учебно-методические материалы по программе «Музыка» на предмет освоения фортепианного творчества Л. Бетховена;
4. определить компоненты, критерии, показатели и уровни освоения фортепианного творчества Л. Бетховена на уроках музыки в начальной школе;
5. осуществить опытно-экспериментальную работу, направленную на освоение фортепианного творчества Л. Бетховена на уроках музыки в начальной школе.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, анкетирование, статистическая обработка данных.
Основой теоретической базы исследования послужили работы в области теории и методики музыкального воспитания (Д. Б. Кабалевского, Л. А. Безбородовой, Э. Б. Абдуллина, Е. В. Николаевой, Л. Г. Дмитриевой, Н. М. Черноиваненко, Б. С. Рачиной и др.); исследования, посвящённые изучению музыки Венского классицизма и творчества Л. ван Бетховена (Л. В. Кириллина, Е. Н. Шапинская), методические разработки по вопросам освоения фортепианного творчества Л. ван Бетховена на уроках музыки в начальной школе.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В процессе исследования доказано, что освоение фортепианного творчества Л. ван Бетховена младшими школьниками на уроках музыки в общеобразовательной школе будет эффективно, если:
1) применяется метод кейс-заданий;
2) разработаны компоненты и критерии оценки уровней освоения фортепианного творчества Л. ван Бетховена на уроках музыки в начальной школе:
• критерий № 1 «Усвоение знаний, умений и навыков»
(когнитивный компонент)
• критерий № 2 «Практический» (операционно-деятельностный компонент);
• критерий № 3 «Способность к эмоциональному сопереживанию музыки» (эмоционально-ценностный компонент);
• критерий № 4 «Способность к творческой самореализации» (творческий компонент).
Положения гипотезы полностью подтвердились.
1. Абдуллин Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки. - М.: Академия, 1991. - 405 с.
2. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш пед. Учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с.
3. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. завед. / Под общей ред. М.И. Ройтерштейна. - М.: Музыка, 2006. - 336 с.
4. Абрамова Г.С. Возрастная психология/Учебное пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 672 с.
5. Александрина, Н.Б. Импровизация как метод развития музыкально-творческих способностей учащихся-пианистов детских школ искусств. - Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств, 2011 - 110-112 с.
6. Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя-музыканта. - М., 2000.
7. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Просвещение, 1983. - 222 с.
8. Арестова А.Ю. Опыт переживания в музыкально-эстетическом
воспитании детей // Педагогика искусства. Электронный научный журнал учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования», 2010. - № 4. -С. 1 - 7. - [Электронный ресурс]. -
http: //www.art-education.ru/electronic-j ournal/opyt-perezhivaniya-v- muzykalnoesteticheskom-vospitanii-detey (дата обращения: 14.02.2023).
9. Арнольдов А.И. Культура и современность. - М.: АН СССР, 1973.- 225 с.
10. Асафьев Б.В. Музыка в современной общеобразовательной школе // В сб.: Вопросы музыки в школе / Под ред. И. Глебова. Л.: Изд-во Брокгауз-Ефрон, 1926. - 290 с.
11. Безбородова, Л. А. Теория и методика музыкального образования: учеб. пособие / Л. А. Безбородова. - 4-е изд., стер. - Москва: Флинта, 2018. - 236 с. - Текст: непосредственный.
12. Безбородова, Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: учеб. пособие / Л.А. Безбородова, Ю.М. Алиев. - Санкт-Петербург : Лань, Планета музыки, 2014. - 512 с.
13. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Белкин // - М.: Академия, 2000. - 192 с.
14. Бочкарёв Л. Психология музыкальной деятельности. - М.:
Институт психологии РАН, 1997. - 280 с.
15. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1986. - 572 с.
16. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: «Смысл», «ЭКСМО», 2003. - 1134 с.
17. Высшее образование в современном мире: история и
перспективы : Сборник научных трудов / Сост., ред. И.Э. Соколовская; Образовательно-культурный центр «Интер-Спутник» (Россия);
Международный деловой профессорский клуб (Италия). Том 2. - Рагуза : Энциклопедист-Максимум, 2023. - 388 с.
18. Гинзбург, Л. Я. Записные книжки. Воспоминания. Эссе. - СПб.: «Искусство - СПБ», 2002. - 766 с.
19. Горобец С.В. К проблеме формирования музыкальных интересов учащихся // Вестник Ленинградского государственного университета им. С.А. Пушкина, 2013. - № 2. - Том. 3. С. 75 - 82. - [Электронный ресурс]. -https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-formirovaniya-muzykalnyh-interesov- uchaschihsya(дата обращения: 14.12.2022).
20. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. - М., 2000. - 240 с.
21. Кабалевский, Д. Музыка в воспитании и развитии ребёнка. Роль музыкальной культуры в жизни детей / Д. Кабалевский; сост. Л. В. Школяр, Е. Д. Критская. - Москва: Амрита-Русь, 2018. - 224 с. - (Антология гуманной педагогики). - Текст: непосредственный.
22. Каган, М. С. Музыка в мире искусств: учеб. пособие для вузов / М. С. Каган. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2020. - 218 с. - (Антология мысли). - Текст: непосредственный.
23. Кириллина, JI. B. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX веков: самосознание эпохи и музыкальная практика / Л. В. Кириллина. - Москва: Моск. гос. консерватория, 1996. - 192 с.
24. Кириллина, Л. В. Бетховен: жизнь и творчество / Л. В. Кириллина; Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского. - Москва: Моск. консервато-рия, 2009. - Т. 1. - 535 с.: ил., нот., портр. - Текст: непосредственный + Музы-ка (знаковая): непосредственная.
25. Кириллина, Л. В. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX века. Ч. 2. Музыкальный язык и принципы музыкальной композиции / Л. В. Кириллина. - Москва: Композитор, 2007. - 224 с.
26. Кириллина, Л. В. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX века. Ч. 3. Поэтика и стилистика / Л. В. Кириллина. - Москва: Композитор, 2007. - 376 с.
27. Кон, И. С. Психология старшеклассника : Пособие для учителей / И. С. Кон. - Москва : Просвещение, 1980. - 191 с.
28. Красильникова М. Идеи Д.Б. Кабалевского в свете обновления содержания музыкального образования. // Искусство в школе. - 1997. - №3.
29. Ли Чжуаньди. Педагогические принципы музыкального
образования в китайской школе // Педагогика искусства. Электронный научный журнал учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования», 2020. - № 2. - С. 174 - 179. - [Электронный ресурс]. - http://www.art-education.ru/electronic-journal/pedagogicheskie- principy-muzykalnogo-obrazovaniya-v-kitayskoy-shkole (дата обращения: 14.12. 2022).
30. Маслова Л.П. Педагогика искусства. Новосибирск: НИПК и ПРО, 1997. -136с.: ил.
31. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль. «Академия развития» - 1997г. - 240 с.
32. Музыка в современном мире : наука, педагогика,
исполнительство : Сборник статей по материалам XVI Международной научно-практической конференции, Тамбов, 14 февраля 2020 года / Редколлегия: О.В. Немкова, О.В. Генебарт, Е.О. Казьмина. - Тамбов: Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им.
С.В.Рахманинова», 2020. - 688 с.
33. Музыка: 1-8 кл.: прогр. общеобразов. учреждений / М-во образования и науки РФ; под рук. Д. Б. Кабалевского. - 4-е изд. - Москва: Просвещение, 2007. - 224 с. - Текст: непосредственный.
34. Музыкальное искусство и образование : Сборник научных статей Всероссийского с международным участием научно-методического семинара, Пенза, 17-19 февраля 2022 года. - Пенза: Пензенский государственный университет, 2022. - 192 с.
35. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки - М.: Музыка, 1988. - 254 с.
36. Назайкинский, Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания / Е.В. Назайкинский // Восприятие музыки. М., 1980. - 320 с.
37. Печко Л.П. Культурная идентичность и интерпретативный
подход к изучению культурного наследия // Педагогика искусства. Электронный научный журнал учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования», 2019. - № 4. - С. 211 - 217. - [Электронный ресурс]. - http://www.art-education.ru/electronic- journal/kulturnaya-identichnost-i-interpretativnyy-podhod-k-izucheniyu-naslediya (дата обращения: 05.12.2022).
38. Рачина Б.С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе / Б.С. Рачина. - М.: Композитор, 2012. - 544 c.
39. Рябенко Н.Н. Уроки музыки в 1 - 7 классах: кн. для учителя / Н.Н. Рябенко. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 112 с.
40. Семёнов В.Я. Средства формирования интереса к классической
музыке у подростков в общеобразовательной школе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2015. - № 1 (96). - С. 38 - 42. - [Электронный ресурс]. -
https://cyberleninka.ru/article/n/sredstva-formirovaniya-interesa-k-klassicheskoy- muzyke-u-podrostkov-v-obscheobrazovatelnoy-shkole (дата обращения:
14.03.2023).
41. Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. Музыка. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. 1 - 4 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2017. - 64 с.
42. Смолина Е.А. Современный урок музыки. Творческие приёмы и задания. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 128 с.
43. Сто великих композиторов / Автор-составитель Д.К. Самин. - М.: Вече, 2000.
44. Теория и методика профессионального образования, социально-культурной и музыкально-педагогической деятельности / A. Ю. Бутов, Т. В. Христидис, Л. В. Школяр [и др.]. - Москва : Московский государственный институт культуры; Международная академия образования, 2020. - 168 с.
45. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей // Проблемы индивидуальных различий // Избранные труды: В 2 т. - М., 1985. - 480 с.
46. Толстых А.В. Искусство понимать искусство. М.: Педагогика, 1990. - 160 с.
47. Традиции и инновации в современном культурно¬
образовательном пространстве : Материалы XII международной научно-практической конференции, Москва, 23 ноября 2021 года / Под научной редакцией Л.А. Рапацкой, отв. ред. В.В. Гетьман, редколлегия М.С. Осеннева, Н.И. Дружкова, Е.А. Шкапа. - Москва: Московский
педагогический государственный университет, 2022. - 259 с.
48. Фархутдинова С.Г., Семенюк Т.Е. Развитие интереса подростков
к слушанию академической музыки в общеобразовательных учреждениях // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet», 2021. - Том 4. - № 1. - С. 102. - [Электронный ресурс]. -
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/razvitie-interesa-podrostkov-k-slushaniyu- akademicheskoy-muzyki-v-obscheobrazovatelnyh-uchrezhdeniyah (дата
обращения: 10.12.2022).
49. Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования - [Электронный ресурс]. - https:ZZfgos.ru(Дата обращения 15.01.2022)
50. Федеральный государственный образовательный стандарт общего основного образования - [Электронный ресурс]. - https:Z/fgos.ru(дата обращения: 07.01.2023).
51. Харлашко М.А. Педагогические условия формирования артистизма у детей младшего школьного возраста в процессе обучения вокалу.[Текст] / М.А. Харлашко // Вестник МГУКИ. - М.:МГУКИ, 2009. - №5. - С.185¬
52. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества. М., 1988. - 420с.
53. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности. - М.: Академа, 2003 - 368 с.
54. Чечет Т.Н. Подготовка будущих учителей к созданию эмоционально-эстетических ситуаций в процессе личностно¬ориентированного обучения. -Автореф. дисс. к.п.н., Волгоград, 1997. - 21 с.
55. Шапинская Е.Н. Музыка на все времена: классическое наследие и современная культура // Знание. Понимание. Умение, 2015. - № 3. - С. 152 - [Электронный ресурс]. - https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/muzyka-na-vse- vremena-klassicheskoe-nasledie-i-sovremennaya-kultura(дата обращения: 07.04.2023)