Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности волевой регуляции студентов в процессе адаптации к инокультурной среде

Работа №161037

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы123
Год сдачи2021
Стоимость4870 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические предпосылки исследования волевой регуляции студентов в процессе адаптации к инокультурной среде 11
1.1 Волевая регуляция как предмет психолого-педагогических
исследований 11
1.2 Специфика волевой регуляции в студенческом возрасте 35
1.3 Психологические особенности адаптации студентов к
инокультурной среде 46
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей волевой регуляции студентов в процессе адаптации к инокультурной среде 56
2.1 Организация исследования, анализ и интерпретация
полученных результатов 56
2.2 Программа тренинга развития волевой регуляции студентов в
процессе адаптации к инокультурной среде 72
Заключение 98
Список использованных источников 101
Приложение 117

Актуальность темы исследования. В настоящее время в психолого-педагогических исследованиях наблюдается повышенный интерес к проблеме волевой регуляции личности, что обусловлено, пересмотром феномена воли в целом, и разделением основных понятий в частности. Волевая регуляция личности обеспечивает достижение поставленных целей в профессиональной, спортивной, учебной и других видах деятельности, состояние контролируемого поведения и эмоционального равновесия, и актуализируется в ситуациях принятия значимых решений.
Основная часть исследований отечественной психологии базируется на представлении воли как высшей психической функции (ВПФ), регулирующей поведение и психические процессы индивида. К изучению феномена воли в различные периоды времени обращались многие отечественные психологи: В.А. Иванников, Е.П. Ильин, В.И. Селиванов, Д.Н. Узнадзе и др. Изучению динамики волевой регуляции и волевых качеств в онтогенезе была посвящена серия эмпирических исследований: Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Славина, Т.И. Шульга и др.
Интересным является тот факт, что основная часть исследований была направлена на изучение специфики волевой регуляции в детском возрасте. Но следует отметить, что с началом взрослой, осознанной и самостоятельной жизни воля приобретает особое значение, так как перед человеком встаёт множество задач, требующих принятия ответственных решений: обучение в университете, профессиональное самоопределение, поиск спутника жизни, создание семьи, рождение детей и т.д. (R. Baumeister, H. Bembenutty, J. Kuhl, В.А. Иванников, В.Н. Шляпников, Т.И. Шульга и др.).
Источником развития волевой регуляции как высшей психической функции служит культура, в том числе национальная, как определенный общественно-исторический образ жизни, предлагающий человеку набор традиционных видов деятельности, ценностей, средств и способов для их 3
реализации, которые субъект присваивает и преобразует в процессе своего жизненного пути в соответствии со своим уникальным смысловым опытом (Асмолов, 2001; Иванников, Шляпников, 2012).
В связи с этим исследование кросскультурных особенностей воли может раскрыть роль социокультурных, в том числе этнокультурных факторов (в первую очередь, средств регуляции поведения социальной общности и отдельных его членов) в формировании волевой регуляции субъекта. В контексте педагогического исследования особый интерес представляет студенческий возраст, который согласно возрастной периодизации Г. Крайга и Э. Эриксона, находится на границе ранней зрелости и поздней юности.
Отметим, что обучение в высшей школе предъявляет высокие требования к волевым качествам студентов, так как существенно возрастает уровень учебной нагрузки, требования к дисциплинированности, самостоятельности и персональной ответственности, происходит изменение привычного круга общения, смена ценностных ориентаций, также может измениться и социокультурная среда как в планируемом исследовании.
Процесс адаптации студентов к инокультурной среде связан с кардинальной перестройкой системы социальных и культурных норм и ценностей, что предъявляет высокие требования к волевой регуляции личности.
Проблема выявления особенностей волевой регуляции студентов в процессе адаптации к инокультурной среде не получила должного теоретического освещения в психолого-педагогической науке и остается открытой для научного поиска, что подтверждает ее актуальность.
Степень разработанности темы исследования. В психолого-педагогической литературе нашли отражение ряд исследований зарубежных авторов, отражающих создание многочисленных теорий и моделей воли: модель «Рубикон» (Х. Хекхаузен), теория контроля за действием (Ю. Куль), ресурсная модель (Р. Баумейстер), имплицитные теории воли и самоконтроля (К. Двек) и др., проблему воли (психологи В. Вундт, У. Джемс, Т. Рибо и психотерапевты Мэй, Р. Ассаджиоли и др.).
Авторские концепции и теории воли изложены в трудах отечественных психологов (К. Н. Корнилов, С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе, В. И. Селиванов, В. К. Калин, Е. П. Ильин и др.), также интерес для данного исследования представляют работы и других отечественных исследователей (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Е. О. Смирнова, В. А. Иванников, М. В. Чумаков, Е. В. Эйдман, Г. С. Никифоров, О. А. Конопкин, В. И. Моросанова и др.).
Данные исследования вносят значительный вклад в теорию и практику изучаемой проблемы, но не позволяют сделать какие-либо конкретные выводы относительно целостной картины в области исследования.
Актуальность данного исследования обусловлена наличием ряда противоречий:
- научно-теоретического характера - между значительным количеством исследований, посвящённых проблеме воли и волевой регуляции и отсутствием представлений об особенностях волевой регуляции в процессе адаптации к инокультурной среде;
- психолого-педагогического характера - между потенциальными возможностями развития волевой регуляции иностранных студентов в процессе адаптации в вузе недостаточным методическим обеспечением их реализации.
Цель исследования: выявление особенностей волевой регуляции у студентов в процессе адаптации к инокультурной среде.
Объект исследования: волевая регуляция студентов.
Предмет исследования: особенности волевой регуляции у студентов различных этнических групп в процессе адаптации к инокультурной среде.
Гипотеза исследования: волевая регуляция студентов в процессе адаптации к инокультурной среде претерпевает изменения, связанные с успешностью протекания данного процесса и имеет некоторую специфику.
В соответствии с основной целью исследования поставлены следующие задачи:
1) провести теоретический анализ концепций и подходов к пониманию природы воли и волевой регуляции личности в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке;
2) рассмотреть основные закономерности развития волевой регуляции в студенческом возрасте;
3) описать психологические особенности адаптации студентов к инокультурной среде;
4) провести диагностику и выявить особенности волевой регуляции у
представителей различных этнических групп, что соответствует
представлениям о воле как о высшей психической функции, имеющей социальную природу и определяющейся, в первую очередь, характером социальных отношений, связывающих личность с окружающим миром ;
5) разработать программу тренинга развития волевой регуляции
студентов в процессе адаптации к инокультурной среде.
Теоретико-методологическую основу исследования составили основные положения и принципы таких известных психологических подходов, как культурно-исторический подход Л.С. Выготского, историко-эволюционный подход А.Г. Асмолова и личностно-деятельностный подход А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна.
При описании теоретических оснований исследования мы полагались на результаты трудов известных отечественных психологов: С.Л. Рубинштейна и Е.П. Ильина, предложивших подходы к классификации волевых качеств личности; Л.И. Божович - автора теории становления волевой регуляции в онтогенезе; В.А. Иванникова - основоположника деятельностно-смысловой концепции волевой регуляции; Э. Эриксона, Г. Крайга и Д.Б. Эльконина - теории возрастной периодизации развития личности.
Характеристика выборки. Проводилось сравнение волевой регуляции иностранных студентов 1 курса. Всего в исследовании приняли участие 200 иностранных студентов Института международного сотрудничества:
- этническая общность - арабы; возрастная структура респондентов: от 17 до 24 лет, средний возраст - 21; гендерный состав респондентов: мужчины - n = 50, женщины - n = 50;
- этническая общность - индийцы; возрастная структура респондентов: от 17 до 24 лет, средний возраст - 21; гендерный состав респондентов: мужчины - n = 50, женщины - n = 50;
- студенты из стран Ближнего Зарубежья; возрастная структура респондентов: от 17 до 24 лет, средний возраст - 21; гендерный состав респондентов: мужчины - n = 50, женщины - n = 50;
- 100 русских студентов (возрастная структура респондентов: от 17 до 24 лет, средний возраст - 21; гендерный состав респондентов: мужчины - n = 50, женщины - n = 50).
Методы исследования. В соответствии с поставленной целью и задачами в работе применялись теоретические и эмпирические методы исследования:
- обзорно-аналитический, включающий теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования;
- тестирование;
- беседа;
- наблюдение;
- количественно-качественные методы обработки полученных данных;
- статистическая обработка результатов проводилась при помощи программы SPSS Statistics v. 22. Применялся непараметрический тест Крускала - Уоллиса.
Основные этапы и опытно-экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальная работа выполнялась в 2019/21 уч.гг. на базе Института международного сотрудничества Пензенского государственного университета (отдел социальной адаптации и культурно-массовой работы).
На подготовительном этапе изучалось состояние разработанности проблемы исследования, были определены теоретико-методологические основания исследования; сформулирован понятийно-категориальный аппарат: объект, предмет, цель, задачи и гипотеза исследования; составлен пакет диагностических методик.
На основном этапе было проведено исследование волевой регуляции студентов в процессе адаптации к инокультурной среде, получены экспериментальные данные, проведён анализ и обобщены результаты исследования, подтверждена гипотеза.
На заключительном этапе осуществлялся анализ и систематизация полученных в ходе исследования эмпирических данных с последующей их интерпретацией, формулировались научные выводы, разрабатывалась программа тренинга; оформлялась диссертация.
Научная новизна:
- кросс-культурное исследование природы индивидуальных различий волевой регуляции (на примере студентов - представителей различных этнических групп);
- расширение географии пилотного исследования;
- уточнение контекстных переменных для дальнейших психолого - педагогических исследований волевой регуляции иностранных студентов.
Теоретическая значимость исследования:
- обобщение и систематизация существующих взглядов и научных точек зрения по вопросу изучения волевой регуляции в процессе адаптации к инокультурной среде;
- расширение теоретических представлений о специфики волевой регуляции у иностранных студентов (на примере представителей арабских стран, стран Индии и Ближнего зарубежья).
Практическая значимость исследования определяется материалами, выводами проведённого исследования, программой тренинга, которые могут
быть использованы в практической деятельности сотрудников университетов, работающих с иностранными студентами.
Положения, выносимые на защиту:
1. Рассмотрение существующих взглядов и научных точек зрения относительно понятия воли и волевой регуляции позволило сделать вывод о том, что волевая регуляция, являясь личностным уровнем произвольной регуляции, обеспечивает достижение поставленных целей, поставленных перед индивидом в различных видах деятельности, а также, являясь состоянием контролируемого поведения и эмоционального равновесия, актуализируется в ситуациях принятия значимых решений на основании ценностно - мотивационных установок и находит выражение в волевых качествах. Главная функция - регулирование собственных психических процессов и поведения при решении поставленных задач в соответствии с мотивационно -ценностными установками.
2. Процесс адаптации студентов к инокультурной среде связан с кардинальной перестройкой системы социальных и культурных норм и ценностей, а это, в свою очередь, предъявляет высокие требования к волевой регуляции личности. Возникает необходимость организации собственной деятельности согласно новым условиям и требованиям социокультурной и образовательной среды. Это приводит к появлению новых форм волевой регуляции и развитию личности. Особое значение волевая регуляция имеет в период адаптации к инокультурной среде в процессе обучения в вузе.
3. Программа тренинга, направленная на развитие волевой регуляции иностранных студентов, способствует успешному процессу адаптации к инокультурной среде.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Достоверность и обоснованность проведенного исследования, его результатов и выводов обусловлены глубоким анализом проблемы; опорой на общенаучные методологические подходы; выбором методов исследования, соответствующих его цели, предмету и задачам. Отдельные результаты 9
исследования представлены в докладах на научных конференциях и конкурсах: «Всероссийская научная конференция, посвященная 80-летию Педагогического института им. В. Г. Белинского Пензенского государственного университета «Педагогический институт им. В. Г. Белинского: традиции и инновации», VI Всероссийская научно-практическая конференция «Философия образования в отечественной культурно-исторической традиции: история и современность», III Всероссийская научно-практическая конференция «Образование в России и актуальные вопросы современной науки», конференция «Наука и инновации в современном мире», IX Международная научно-практическая конференция иностранных студентов «Межкультурная коммуникация в современном мире», конкурс «Ректорские гранты - 2020», V международный конкурс научных статей «Инновационные технологии XXI века», Молодежный форум Приволжского федерального округа «1Волга». Всего по теме исследования опубликовано 5 статей в изданиях, индексируемых в РИНЦ, и 2 статьи в российских научных журналах, включенных в перечень ВАК.
Структура диссертации соответствует общей логике исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 169 источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе представлено исследование волевой регуляции студентов в процессе адаптации к инокультурной среде.
Анализ и систематизация, существующих взглядов и научных точек зрения в психологии воли, позволили сделать вывод, что волевая регуляция, как личностный уровень произвольной регуляции, обеспечивает достижение поставленных целей в профессиональной, спортивной, учебной и других видах деятельности, состояние контролируемого поведения и эмоционального равновесия, актуализируется в ситуациях принятия значимых решений на основании ценностно-мотивационных установок и находит выражение в волевых качествах.
Главная функция волевой регуляции направлена на регулирование собственных психических процессов и поведение при решении поставленных задач в соответствии с мотивационно-ценностными установками.
Волевая регуляция проявляется в волевых действиях: внутренних или внешних, подчиненных сознательной цели, связанной либо с несколькими противоречащими друг другу мотивами личности, либо с отсутствием или дефицитом актуально переживаемого мотива необходимого действия, либо с наличием препятствий.
Комплекс волевых действий реализует волевое поведение или волевую активность личности. Волевая регуляция формируется в процессе социализации личности и является специфической формой психической регуляции.
Процесс адаптации студентов к инокультурной среде связан с кардинальной перестройкой системы социальных и культурных норм и ценностей, что предъявляет высокие требования к волевой регуляции личности. Исходная предпосылка развития волевой регуляции в процессе адаптации к инокультурной среде - необходимость организации собственной деятельности в соответствии с новыми условиями и требованиями социокультурной и образовательной среды, что ведет к появлению новых форм волевой регуляции и развитию личности.
Установлено, что особое значение волевая регуляция имеет в период адаптации к инокультурной среде в процессе обучения в вузе. Наиболее показательные результаты получились у студентов из Индии и арабских стран. Это подтверждается полученными результатами исследования: представители этих групп демонстрируют значимые показатели по шкале контроля за действием, поведенческого и эмоционального самоконтроля в разной степени. Они в большей степени способны к контролю собственных эмоциональны состояний и их поведенческих проявлений в деятельности и общении при межличностном и групповом взаимодействии, а также способны прогнозировать, планировать и контролировать исполнение и оценку собственных результатов. Однако стоит отметить, что у индийских студентов указанные показатели выше, чем у арабских.
Если говорить о студентах из России и стран Ближнего Зарубежья, то они показали схожие результаты, однако у группы русских студентов указанные показатели несколько выше, чем у студентов из стран Ближнего Зарубежья. Это подтверждается полученными результатами исследования: русские студенты в большей степени адаптированы к условиям жизни во время студенчества, но при этом обе группы обладают менее продуктивной стратегией волевой регуляции, не осуществляют регуляцию намеренного действия произвольно.
Кроме того, все группы студентов показали схожие результаты по шкале «осмысленность жизни».
Итак, полученные результаты исследования подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что: волевая регуляция студентов в процессе адаптации к инокультурной среде претерпевает изменения, связанные с успешностью протекания данного процесса и имеет некоторую специфику.
Обнаруженные закономерности развития волевой регуляции могут быть использованы для разработки программ адаптации студентов в инокультурной среде, а так же для создания практических рекомендаций для преподавателей и сотрудников университетов, работающих с иностранными студентами, с целью повышения эффективности образовательного процесса.
Раскрытие этнокультурных механизмов в развитии волевой регуляции личности - может стать перспективным и актуальным направлением исследований в психологии.



1. Ассаджиоли, Р. Семь типов личности типология психосинтеза / Р. Ассаджиоли. - М. : Изд-во Мир Урании, 2008. - 160 с.
2. Барабанов, Д.Д. Сравнительный анализ изменений волевой регуляции у студентов первого и второго курса (мониторинг) / Д.Д. Барабанов // Вестник Московского университета, 2013. - № 4. - С. 119-130.
2. Барабанов, Д.Д. Сравнительный анализ особенностей волевой регуляции и мотивационно-смысловой сферы личности у студентов разных курсов / Д.Д. Барабанов // Вестник Московского университета, 2012. - № 3. - С. 60-69.
3. Басов, М.Я. Воля как предмет функциональной психологии / М.Я. Басов. - СПб. : Изд-во Алетейя, 2007. - 544 с.
4. Батоцыренов, В.Б., Эрдынеева, К.Г. Психологические особенности волевой саморегуляции российских и китайских студентов / В.Б. Батоцыренов, К.Г. Эрдынеева // Вестник Забайкальского Государственного Университета, 2010. - № 2. - С. 73-78.
5. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / под ред. Д.И. Фельдштейна. - Воронеж : Ин-т практической психологии, 1995. - 349 с.
6. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович, - М. : Изд-во «Институт Практической Психологии», 1997. - 352 с.
7. Быков, А.В. Генезис волевой регуляции / А.В. Быков // Диссертация кандидата в доктора психологических наук, 2003. - 452 с.
8. Быков, А.В. Шульга, Т.И. Эмоционально-волевая регуляция как вид психологической готовности человека к обучению / А.В. Быков, Т.И. Шульга. - М. : Изд-во МГОУ, 2012. - 142 с.
9. Быков, А.В., Шульга, Т.И. Становление волевой регуляции в онтогенезе / А.В. Быков, Т.И. Шульга. - М. : Изд-во УРАО, 1999. - 168 с.
10. Быкова, Е.А. Особенности развития волевых качеств у студентов / Е.А. Быкова // Вестник Шадринского государственного педагогического института, 2013. - № 1 (17). - С. 98-103.
11. Вундт, В. Основы физиологической психологии / В. Вундт. - СПб. : Типография П.П. Сойкина., 2015. - Т. 3. - 114 с.
12. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6т / Л.С. Выготский. - М. : Педагогика, 1982. - Т. 2. - 504 с.
13. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6т / Л.С. Выготский. - М. : Педагогика, 1983. - Т. 3. - 368 с.
14. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6т / Л.С. Выготский. - М. : Педагогика, 1984. - Т. 4. - 400 с.
15. Высоцкий, А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения / А.И. Высоцкий. - Челябинск : Изд-во ГПИ, 1979. - 69 с.
16. Высоцкий, А.И. Возрастная динамика волевой активности школьников / А.И. Высоцкий // Вопросы психологии волевой активности личности и коллектива. - Рязань : Рязанский гос. пед. ин-т им. С.А. Есенина, 1984. - 122 с.
17. Высоцкий, А.И. К развитию настойчивости у подростков /
А.И. Высоцкий // Проблемы психологии воли. Материалы 4-й научной конференции. - Рязань, 1974. - 35 с.
18. Гаврилина, И.В. Факторы влияния на оценки степени развития волевых качеств личности / И.В. Гаврилина //Автореф. дис. канд. психол. Наук, - М. : Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2010. - 29 с.
19. Гапоненко, М.Н. Особенности формирования самооценки, мотивации успеха и самоконтроля в юношеском возрасте / М.Н. Гапоненко // Теория и практика общественного развития, 2012. - № 7. - С. 76-79.
20. Гришанов, Л.К., Цуркан, В.Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов / Л.К. Гришанов, В.Д. Цуркан // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе, Кишинев. МНО, Кишин. госуни-тет им. В.И. Ленина, 1990. - С. 3-17.
21. Джемс, У. Психология / У. Джемс. - СПб., 1911. - 35 с.
22. Жилкина, Е.В. Особенности становления мотивационно-смысловых образований личности в студенческом возрасте / Е.В. Жилкина // Мир науки, культуры, образования, 2012. - № 3. - С. 30-33.
23. Иванников, В.А. Основы психологии. Курс лекций /
B. А. Иванников. - СПб. : Питер, 2010. - а. - 336 с.
24. Иванников, В.А. Воля / В.А. Иванников // Национальный психологический журнал, 2010. - б. - № 1- С. 97-102.
25. Иванников, В.А. Воля миф или реальность / В.А. Иванников // Вестник Московского Университета, 1993. - Серия 14. - Психология. - № 2. -
C. 70-73.
26. Иванников, В.А. К сущности волевого поведения / В.А. Иванников // Психологический журнал, 1985. - Том 6. - № 3. - С. 47-55.
27. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции / В.А. Иванников, - СПб. : Питер, 2006. - 208 с.
28. Иванников, В.А., Эйдман, Е.В. Структура волевых качеств по данным самооценки / В.А. Иванников, Е.В. Эйдман // Психологический журнал, 1990. - Том. 11. - №3. - С. 39-49.
29. Иванников, В.А., Шляпников, В.Н. Воля как продукт общественноисторического развития человечества / В.А. Иванников, В.Н. Шляпников // Психологический журнал, 2012. - Т. 33. - № 3. - С. 111-121.
30. Иванников, В.А., Барабанов, Д.Д., Монроз, А.В., Шляпников, В.Н., Эйдман, Е.В. Место понятия «воля» в современной психологии / В.А. Иванников, Д.Д. Барабанов, А.В. Монроз, В.Н. Шляпников, Е.В. Эйдман // Вопросы психологии, 2014. - № 2. - С. 15-23.
31. Иванов, Г.П., Меркер, Е.А., Митюхина, Л.Н. Высшее образование как испытание силы воли / Г.П. Иванов, Е.А. Меркер, Л.Н. Митюхина // Прикладная юридическая психология, 2012. - № 4. - С. 79-83.
32. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2008. - 512 с.
33. Ильин, Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2001. - 368 с.
34. Калин, В.К. Волевая регуляция деятельности / В.К. Калин // Автореферат диссертации на соискание степени доктора психологических наук. - Тбилиси, 1989. - а. - 36 с.
35. Калин, В.К. На путях построения теории воли / В.К. Калин // Психологический журнал, 1989. - б. - Том 10. - № 2. - С. 46-56.
36. Калин, В.К., Панченко, В.И. Изучение волевой активности школьников в связи с особенностями их продуктивного мышления / В.К. Калин, В.И. Панченко // Вопросы психологии, 1980. - № 2. - С. 93-100.
37. Калин, В.К. Волевая регуляция как проблема формы деятельности / В.К. Калин // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: Тезисы Всесоюзной конференции молодых ученых. Симферополь, 1983. - С. 101-107.
38. Капцов, А.В., Колесникова, Е.И. Методические аспекты использования психометрических тестов в дипломном проектировании /
А.В. Капцов, Е.И. Колесникова // Вестник Самарской государственной академии, 2011. - Сер. 10. - Психология. - № 2. - С. 107-115.
39. Карабанова, О.А. Возрастная психология: конспект лекций / О.А. Карабанова. - М. : Айриспресс, 2005. - 240 с.
40. Касаткина, Д.А. Эмпирическое исследование волевых качеств и направленности личности / Д.А. Касаткина // Акмеология, 2012. - № 4 (44). - С. 82-86.
41. Кедярова, Е.А. Волевая регуляция как фактор деятельности студентов / Е.А. Кедярова // Известия Иркутского Государственного Университета, 2012. - Серия: психология. - № 1. - С. 40-46.
42. Кирсанов, В.М. Особенности волевого самоконтроля студентов различных профилей обучения / В.М. Кирсанов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2013. - № 7 (101). - С. 67-72.
43. Климов, Е.А. Введение в психологию труда / Е.А. Климов. - М. : «Академия», 2004. - 350 с.
44. Климов, Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях / Е.А. Климов,
- М. : Изд-во Моск. Ун-та, 1995. - 224 с.
45. Конопкин, О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) / О.А. Конопкин // Вопросы психологии, 1995. - № 1. - С. 5-13.
46. Конопкин, О.А. Стилевые особенности саморегуляции
деятельности / О.А. Конопкин, В.И. Моросанова // Вопросы психологии, 1989.
- № 5. - С. 18-26.
47. Корнилов, К.Н. К вопросу о воспитании воли / К.Н. Корнилов // Советская педагогика, 1942. - № 5-6.
48. Котырло, В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников /
В.К. Котырло. - Киев: Радяньска школа, 1971. - 44 с.
49. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб. : Питер, 2000. - 992 с.
50. Краткий психологический словарь / под общей ред.
А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 512 с.
51. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М. : Сфера, 2009. - 464 с.
52. Лазурский, А.Ф. Избранные труды по общей психологии. Психология общая и экспериментальная / А.Ф. Лазурский. - СПб. : Алетейя, 2001. - 288 с.
53. Левин, К. Динамическая психология / К. Левин. - М. : Смысл, 2001. - 572 с.
54. Леонтьев, А.Н. Воля / А.Н. Леонтьев // Вестник Московского Университета, 1993. - Серия. 14. - Психология. - № 2. - С. 3-15.
55. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. - М. : Смысл, 2005. - 352 с.
56. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. - М. : Смысл, 2000. - 509 с.
57. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентаций / Д.А. Леонтьев.
- М. : Смысл, 2000. - 18 с.
58. Макарова, Н.Г. Гендерные различия в проявлении самоконтроля у мужчин и женщин / Н.Г. Макарова // Вестник Российского Университета Дружбы Народов, 2009. - Серия: психология и педагогика. - № 3. - С. 21-26.
59. Макарушкина, М.А. Проблема воли в зарубежной психологии / М.А. Макарушкина, Е.В. Эйдман, В.А. Иванников // Вопросы психологии, 1988. - №3. - С. 145-152.
60. Макгонигал, К. Сила воли. Как развить и укрепить / К. Макгонигал ; [пер. с англ. К. Чистопольская]. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2012. - 320 с.
61. Митина, О.В. Моделирование латентных изменений с помощью структурных уравнений / О.В. Митина // Экспериментальная психология, 2008. - № 1. - С. 131-148.
62. Монроз, А.В. Структура волевых качеств детей дошкольного и младшего школьного / А.В. Монроз // Вопросы психологии, 2012. - № 3. - С. 21-29.
63. Моросанова, В.И. Взаимосвязь психометрического интеллекта, осозанной саморегуляции учебной деятельности и академической успеваемости одаренных подростков / В.И. Моросанова, Е.И. Щебланова, И.Н. Бондаренко,
В.А. Сидиков // Вестник Московского Университета, 2013. - Серия. 14. - Психология. - № 3. - С. 18-33.
64. Моросанова, В.И. Акцентуация характера и стиль саморегуляции у студентов / В.И. Моросанова // Вопросы психологии, 1997. - № 6. - С. 30-38.
65. Моросанова, В.И. Индивидуальные особенности осозанной саморегуляции произвольной активности человека / В.И. Моросанова // Вестник Московского Университета, 2012. - Серия 14. - Психология. - № 1. - С. 36-45.
66. Моросанова, В.И. Личностные аспекты саморегуляции
произвольной активности человека / В.И. Моросанова // Психологический журнал, 2002. - Том 23. - № 6. - С. 5-17.
67. Моросанова, В.И. Сагиев, Р.Р. Диагностика индивидуально¬стилевых особенностей саморегуляции в учебной деятельности студентов / В.И. Моросанова, Р.Р. Сагиев // Вопросы психологии, 1994. - №5. - С. 134-141.
68. Моросанова, В.И. Стилевые особенности саморегулирования личности / В.И. Моросанова // Вопросы психологии, 1991. - № 1. - С. 121-128.
69. Моросанова, В.И., Цыганов, И.Ю., Ванин, А.В., Филлипова, Е.В. Взаимосвязь мотивации и осознанной саморегуляции учения / В.И. Моросанова, И.Ю. Цыганов, А.В. Ванин, Е.В. Филлипова // Психологические исследования: электронный журнал, 2012. - Том 5. - № 24.
70. Мэй, Р. Любовь и воля / Р. Мэй. - М. : Рефл-бук ; Киев : Ваклер, 1997. - 384 с.
71. Неверович, Я.З. Развития воли у дошкольников / Я.З. Неверович // Психология личности и деятельности дошкольника / под ред. А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. - М. : Просвещение, 1965. - С. 71-107.
72. Непомнящая, Н.И. Структура произвольной деятельности у детей дошкольного возраста / Н.И. Непомнящая // Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. - М. : Просвещение, 1965. - С. 358-395.
73. Никифоров, Г.С. Самоконтроль человека / Г.С. Никифоров. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1989. - 192 с.
74. Никифоров, Г.С. Теоретические вопросы самоконтроля / Г.С. Никифоров // Психологический журнал, 1985. - Т.6. - №5. - С. 19-31.
75. Нюттен, Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Ж. Нюттен. - М. : Смысл, 2004. - 608 с.
76. Осин, Е.Н. Факторная структура и демографические корреляты показателей Теста смысложизненных ориентаций (СЖО) / Е.Н. Осин // Психологические исследования, 2014. - 32 с.
77. Плахотникова, И.В. Взаимосвязь волевых качеств и проявлений
саморегуляции произвольной активности / И.В. Плахотникова // Вестник Московского государственного областного университета, 2012. - Серия:
Психологические науки. - № 3. - С. 63-68.
78. Прима, А.К. Особенности представлений о жизненным пути студентов с разным уровнем саморегуляции / А.К. Прима // Известия Южного федерального университета. Технические науки, 2013. - № 10. - С. 199-204.
79. Психология человека от рождения до смерти / под. ред. А.А. Реана.
- СПб. : Прайм-Еврознак, 2002. - 683 с.
80. Пуни, А.Ц. Волевая подготовка в спорте / А.У. Пуни. - М. : Физкультура и спорт, 1969. - 154 с.
81. Пуни, А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте /
A. Ц. Пуни // Учебное пособие. - Л, 1977. - 35 с.
82. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. - СПб. : Питер, 2000. - 624 с.
83. Рибо, Т. Воля в ее нормальном и болезненном состояниях / Т. Рибо.
- СПб, 1894. - 21 с.
84. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2009. - 713 с.
85. Рудик, П.А Психология: учебник / П.А. Рудик. - М. : Физкультура и спорт, 1974. - 512 с.
86. Рудик, П.А. Психология: учебник / П.А. Рудик. - М. : Физкультура и спорт, 1976. - 258 с.
87. Селиванов, В.И. Дискуссионные вопросы психологии воли /
B. И. Селиванов // Психол. журн., 1986. - Т. 7. - № 6. - С. 110-121.
88. Селиванов, В.И. Воспитание воли школьника / В.И. Селиванов. - М. : Учпедгиз, 1954. - 208 с.
89. Селиванов, В.И. Психология волевой активности / В.И. Селиванов. - Рязань : Изд-во РГПИ, 1974. - 150 с.
90. Смирнов, С.Д. Психология и педагогика для преподавателей высшей школы / С.Д. Смирнов. - М. : Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007. - 400 с.
91. Смирнова, Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии, 1990. - № 3. - С. 49-58.
92. Узнадзе, Д.Н. Психология установки / Д.Н. Узнадзе. - СПб. : Питер, 2001. - 416 с.
93. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. - М. : Прогресс, 1990. - 372 с.
94. Франкл, В. Воля к смыслу / В. Франкл / пер. с англ. - М. : Апрель- Пресс. Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 368 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ