Особенности волевой регуляции студентов в процессе адаптации к инокультурной среде
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические предпосылки исследования волевой регуляции студентов в процессе адаптации к инокультурной среде 11
1.1 Волевая регуляция как предмет психолого-педагогических
исследований 11
1.2 Специфика волевой регуляции в студенческом возрасте 35
1.3 Психологические особенности адаптации студентов к
инокультурной среде 46
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей волевой регуляции студентов в процессе адаптации к инокультурной среде 56
2.1 Организация исследования, анализ и интерпретация
полученных результатов 56
2.2 Программа тренинга развития волевой регуляции студентов в
процессе адаптации к инокультурной среде 72
Заключение 98
Список использованных источников 101
Приложение 117
Глава 1 Теоретические предпосылки исследования волевой регуляции студентов в процессе адаптации к инокультурной среде 11
1.1 Волевая регуляция как предмет психолого-педагогических
исследований 11
1.2 Специфика волевой регуляции в студенческом возрасте 35
1.3 Психологические особенности адаптации студентов к
инокультурной среде 46
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей волевой регуляции студентов в процессе адаптации к инокультурной среде 56
2.1 Организация исследования, анализ и интерпретация
полученных результатов 56
2.2 Программа тренинга развития волевой регуляции студентов в
процессе адаптации к инокультурной среде 72
Заключение 98
Список использованных источников 101
Приложение 117
Актуальность темы исследования. В настоящее время в психолого-педагогических исследованиях наблюдается повышенный интерес к проблеме волевой регуляции личности, что обусловлено, пересмотром феномена воли в целом, и разделением основных понятий в частности. Волевая регуляция личности обеспечивает достижение поставленных целей в профессиональной, спортивной, учебной и других видах деятельности, состояние контролируемого поведения и эмоционального равновесия, и актуализируется в ситуациях принятия значимых решений.
Основная часть исследований отечественной психологии базируется на представлении воли как высшей психической функции (ВПФ), регулирующей поведение и психические процессы индивида. К изучению феномена воли в различные периоды времени обращались многие отечественные психологи: В.А. Иванников, Е.П. Ильин, В.И. Селиванов, Д.Н. Узнадзе и др. Изучению динамики волевой регуляции и волевых качеств в онтогенезе была посвящена серия эмпирических исследований: Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Славина, Т.И. Шульга и др.
Интересным является тот факт, что основная часть исследований была направлена на изучение специфики волевой регуляции в детском возрасте. Но следует отметить, что с началом взрослой, осознанной и самостоятельной жизни воля приобретает особое значение, так как перед человеком встаёт множество задач, требующих принятия ответственных решений: обучение в университете, профессиональное самоопределение, поиск спутника жизни, создание семьи, рождение детей и т.д. (R. Baumeister, H. Bembenutty, J. Kuhl, В.А. Иванников, В.Н. Шляпников, Т.И. Шульга и др.).
Источником развития волевой регуляции как высшей психической функции служит культура, в том числе национальная, как определенный общественно-исторический образ жизни, предлагающий человеку набор традиционных видов деятельности, ценностей, средств и способов для их 3
реализации, которые субъект присваивает и преобразует в процессе своего жизненного пути в соответствии со своим уникальным смысловым опытом (Асмолов, 2001; Иванников, Шляпников, 2012).
В связи с этим исследование кросскультурных особенностей воли может раскрыть роль социокультурных, в том числе этнокультурных факторов (в первую очередь, средств регуляции поведения социальной общности и отдельных его членов) в формировании волевой регуляции субъекта. В контексте педагогического исследования особый интерес представляет студенческий возраст, который согласно возрастной периодизации Г. Крайга и Э. Эриксона, находится на границе ранней зрелости и поздней юности.
Отметим, что обучение в высшей школе предъявляет высокие требования к волевым качествам студентов, так как существенно возрастает уровень учебной нагрузки, требования к дисциплинированности, самостоятельности и персональной ответственности, происходит изменение привычного круга общения, смена ценностных ориентаций, также может измениться и социокультурная среда как в планируемом исследовании.
Процесс адаптации студентов к инокультурной среде связан с кардинальной перестройкой системы социальных и культурных норм и ценностей, что предъявляет высокие требования к волевой регуляции личности.
Проблема выявления особенностей волевой регуляции студентов в процессе адаптации к инокультурной среде не получила должного теоретического освещения в психолого-педагогической науке и остается открытой для научного поиска, что подтверждает ее актуальность.
Степень разработанности темы исследования. В психолого-педагогической литературе нашли отражение ряд исследований зарубежных авторов, отражающих создание многочисленных теорий и моделей воли: модель «Рубикон» (Х. Хекхаузен), теория контроля за действием (Ю. Куль), ресурсная модель (Р. Баумейстер), имплицитные теории воли и самоконтроля (К. Двек) и др., проблему воли (психологи В. Вундт, У. Джемс, Т. Рибо и психотерапевты Мэй, Р. Ассаджиоли и др.).
Авторские концепции и теории воли изложены в трудах отечественных психологов (К. Н. Корнилов, С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе, В. И. Селиванов, В. К. Калин, Е. П. Ильин и др.), также интерес для данного исследования представляют работы и других отечественных исследователей (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Е. О. Смирнова, В. А. Иванников, М. В. Чумаков, Е. В. Эйдман, Г. С. Никифоров, О. А. Конопкин, В. И. Моросанова и др.).
Данные исследования вносят значительный вклад в теорию и практику изучаемой проблемы, но не позволяют сделать какие-либо конкретные выводы относительно целостной картины в области исследования.
Актуальность данного исследования обусловлена наличием ряда противоречий:
- научно-теоретического характера - между значительным количеством исследований, посвящённых проблеме воли и волевой регуляции и отсутствием представлений об особенностях волевой регуляции в процессе адаптации к инокультурной среде;
- психолого-педагогического характера - между потенциальными возможностями развития волевой регуляции иностранных студентов в процессе адаптации в вузе недостаточным методическим обеспечением их реализации.
Цель исследования: выявление особенностей волевой регуляции у студентов в процессе адаптации к инокультурной среде.
Объект исследования: волевая регуляция студентов.
Предмет исследования: особенности волевой регуляции у студентов различных этнических групп в процессе адаптации к инокультурной среде.
Гипотеза исследования: волевая регуляция студентов в процессе адаптации к инокультурной среде претерпевает изменения, связанные с успешностью протекания данного процесса и имеет некоторую специфику.
В соответствии с основной целью исследования поставлены следующие задачи:
1) провести теоретический анализ концепций и подходов к пониманию природы воли и волевой регуляции личности в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке;
2) рассмотреть основные закономерности развития волевой регуляции в студенческом возрасте;
3) описать психологические особенности адаптации студентов к инокультурной среде;
4) провести диагностику и выявить особенности волевой регуляции у
представителей различных этнических групп, что соответствует
представлениям о воле как о высшей психической функции, имеющей социальную природу и определяющейся, в первую очередь, характером социальных отношений, связывающих личность с окружающим миром ;
5) разработать программу тренинга развития волевой регуляции
студентов в процессе адаптации к инокультурной среде.
Теоретико-методологическую основу исследования составили основные положения и принципы таких известных психологических подходов, как культурно-исторический подход Л.С. Выготского, историко-эволюционный подход А.Г. Асмолова и личностно-деятельностный подход А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна.
При описании теоретических оснований исследования мы полагались на результаты трудов известных отечественных психологов: С.Л. Рубинштейна и Е.П. Ильина, предложивших подходы к классификации волевых качеств личности; Л.И. Божович - автора теории становления волевой регуляции в онтогенезе; В.А. Иванникова - основоположника деятельностно-смысловой концепции волевой регуляции; Э. Эриксона, Г. Крайга и Д.Б. Эльконина - теории возрастной периодизации развития личности.
Характеристика выборки. Проводилось сравнение волевой регуляции иностранных студентов 1 курса. Всего в исследовании приняли участие 200 иностранных студентов Института международного сотрудничества:
- этническая общность - арабы; возрастная структура респондентов: от 17 до 24 лет, средний возраст - 21; гендерный состав респондентов: мужчины - n = 50, женщины - n = 50;
- этническая общность - индийцы; возрастная структура респондентов: от 17 до 24 лет, средний возраст - 21; гендерный состав респондентов: мужчины - n = 50, женщины - n = 50;
- студенты из стран Ближнего Зарубежья; возрастная структура респондентов: от 17 до 24 лет, средний возраст - 21; гендерный состав респондентов: мужчины - n = 50, женщины - n = 50;
- 100 русских студентов (возрастная структура респондентов: от 17 до 24 лет, средний возраст - 21; гендерный состав респондентов: мужчины - n = 50, женщины - n = 50).
Методы исследования. В соответствии с поставленной целью и задачами в работе применялись теоретические и эмпирические методы исследования:
- обзорно-аналитический, включающий теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования;
- тестирование;
- беседа;
- наблюдение;
- количественно-качественные методы обработки полученных данных;
- статистическая обработка результатов проводилась при помощи программы SPSS Statistics v. 22. Применялся непараметрический тест Крускала - Уоллиса.
Основные этапы и опытно-экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальная работа выполнялась в 2019/21 уч.гг. на базе Института международного сотрудничества Пензенского государственного университета (отдел социальной адаптации и культурно-массовой работы).
На подготовительном этапе изучалось состояние разработанности проблемы исследования, были определены теоретико-методологические основания исследования; сформулирован понятийно-категориальный аппарат: объект, предмет, цель, задачи и гипотеза исследования; составлен пакет диагностических методик.
На основном этапе было проведено исследование волевой регуляции студентов в процессе адаптации к инокультурной среде, получены экспериментальные данные, проведён анализ и обобщены результаты исследования, подтверждена гипотеза.
На заключительном этапе осуществлялся анализ и систематизация полученных в ходе исследования эмпирических данных с последующей их интерпретацией, формулировались научные выводы, разрабатывалась программа тренинга; оформлялась диссертация.
Научная новизна:
- кросс-культурное исследование природы индивидуальных различий волевой регуляции (на примере студентов - представителей различных этнических групп);
- расширение географии пилотного исследования;
- уточнение контекстных переменных для дальнейших психолого - педагогических исследований волевой регуляции иностранных студентов.
Теоретическая значимость исследования:
- обобщение и систематизация существующих взглядов и научных точек зрения по вопросу изучения волевой регуляции в процессе адаптации к инокультурной среде;
- расширение теоретических представлений о специфики волевой регуляции у иностранных студентов (на примере представителей арабских стран, стран Индии и Ближнего зарубежья).
Практическая значимость исследования определяется материалами, выводами проведённого исследования, программой тренинга, которые могут
быть использованы в практической деятельности сотрудников университетов, работающих с иностранными студентами.
Положения, выносимые на защиту:
1. Рассмотрение существующих взглядов и научных точек зрения относительно понятия воли и волевой регуляции позволило сделать вывод о том, что волевая регуляция, являясь личностным уровнем произвольной регуляции, обеспечивает достижение поставленных целей, поставленных перед индивидом в различных видах деятельности, а также, являясь состоянием контролируемого поведения и эмоционального равновесия, актуализируется в ситуациях принятия значимых решений на основании ценностно - мотивационных установок и находит выражение в волевых качествах. Главная функция - регулирование собственных психических процессов и поведения при решении поставленных задач в соответствии с мотивационно -ценностными установками.
2. Процесс адаптации студентов к инокультурной среде связан с кардинальной перестройкой системы социальных и культурных норм и ценностей, а это, в свою очередь, предъявляет высокие требования к волевой регуляции личности. Возникает необходимость организации собственной деятельности согласно новым условиям и требованиям социокультурной и образовательной среды. Это приводит к появлению новых форм волевой регуляции и развитию личности. Особое значение волевая регуляция имеет в период адаптации к инокультурной среде в процессе обучения в вузе.
3. Программа тренинга, направленная на развитие волевой регуляции иностранных студентов, способствует успешному процессу адаптации к инокультурной среде.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Достоверность и обоснованность проведенного исследования, его результатов и выводов обусловлены глубоким анализом проблемы; опорой на общенаучные методологические подходы; выбором методов исследования, соответствующих его цели, предмету и задачам. Отдельные результаты 9
исследования представлены в докладах на научных конференциях и конкурсах: «Всероссийская научная конференция, посвященная 80-летию Педагогического института им. В. Г. Белинского Пензенского государственного университета «Педагогический институт им. В. Г. Белинского: традиции и инновации», VI Всероссийская научно-практическая конференция «Философия образования в отечественной культурно-исторической традиции: история и современность», III Всероссийская научно-практическая конференция «Образование в России и актуальные вопросы современной науки», конференция «Наука и инновации в современном мире», IX Международная научно-практическая конференция иностранных студентов «Межкультурная коммуникация в современном мире», конкурс «Ректорские гранты - 2020», V международный конкурс научных статей «Инновационные технологии XXI века», Молодежный форум Приволжского федерального округа «1Волга». Всего по теме исследования опубликовано 5 статей в изданиях, индексируемых в РИНЦ, и 2 статьи в российских научных журналах, включенных в перечень ВАК.
Структура диссертации соответствует общей логике исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 169 источников, приложения.
Основная часть исследований отечественной психологии базируется на представлении воли как высшей психической функции (ВПФ), регулирующей поведение и психические процессы индивида. К изучению феномена воли в различные периоды времени обращались многие отечественные психологи: В.А. Иванников, Е.П. Ильин, В.И. Селиванов, Д.Н. Узнадзе и др. Изучению динамики волевой регуляции и волевых качеств в онтогенезе была посвящена серия эмпирических исследований: Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Славина, Т.И. Шульга и др.
Интересным является тот факт, что основная часть исследований была направлена на изучение специфики волевой регуляции в детском возрасте. Но следует отметить, что с началом взрослой, осознанной и самостоятельной жизни воля приобретает особое значение, так как перед человеком встаёт множество задач, требующих принятия ответственных решений: обучение в университете, профессиональное самоопределение, поиск спутника жизни, создание семьи, рождение детей и т.д. (R. Baumeister, H. Bembenutty, J. Kuhl, В.А. Иванников, В.Н. Шляпников, Т.И. Шульга и др.).
Источником развития волевой регуляции как высшей психической функции служит культура, в том числе национальная, как определенный общественно-исторический образ жизни, предлагающий человеку набор традиционных видов деятельности, ценностей, средств и способов для их 3
реализации, которые субъект присваивает и преобразует в процессе своего жизненного пути в соответствии со своим уникальным смысловым опытом (Асмолов, 2001; Иванников, Шляпников, 2012).
В связи с этим исследование кросскультурных особенностей воли может раскрыть роль социокультурных, в том числе этнокультурных факторов (в первую очередь, средств регуляции поведения социальной общности и отдельных его членов) в формировании волевой регуляции субъекта. В контексте педагогического исследования особый интерес представляет студенческий возраст, который согласно возрастной периодизации Г. Крайга и Э. Эриксона, находится на границе ранней зрелости и поздней юности.
Отметим, что обучение в высшей школе предъявляет высокие требования к волевым качествам студентов, так как существенно возрастает уровень учебной нагрузки, требования к дисциплинированности, самостоятельности и персональной ответственности, происходит изменение привычного круга общения, смена ценностных ориентаций, также может измениться и социокультурная среда как в планируемом исследовании.
Процесс адаптации студентов к инокультурной среде связан с кардинальной перестройкой системы социальных и культурных норм и ценностей, что предъявляет высокие требования к волевой регуляции личности.
Проблема выявления особенностей волевой регуляции студентов в процессе адаптации к инокультурной среде не получила должного теоретического освещения в психолого-педагогической науке и остается открытой для научного поиска, что подтверждает ее актуальность.
Степень разработанности темы исследования. В психолого-педагогической литературе нашли отражение ряд исследований зарубежных авторов, отражающих создание многочисленных теорий и моделей воли: модель «Рубикон» (Х. Хекхаузен), теория контроля за действием (Ю. Куль), ресурсная модель (Р. Баумейстер), имплицитные теории воли и самоконтроля (К. Двек) и др., проблему воли (психологи В. Вундт, У. Джемс, Т. Рибо и психотерапевты Мэй, Р. Ассаджиоли и др.).
Авторские концепции и теории воли изложены в трудах отечественных психологов (К. Н. Корнилов, С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе, В. И. Селиванов, В. К. Калин, Е. П. Ильин и др.), также интерес для данного исследования представляют работы и других отечественных исследователей (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Е. О. Смирнова, В. А. Иванников, М. В. Чумаков, Е. В. Эйдман, Г. С. Никифоров, О. А. Конопкин, В. И. Моросанова и др.).
Данные исследования вносят значительный вклад в теорию и практику изучаемой проблемы, но не позволяют сделать какие-либо конкретные выводы относительно целостной картины в области исследования.
Актуальность данного исследования обусловлена наличием ряда противоречий:
- научно-теоретического характера - между значительным количеством исследований, посвящённых проблеме воли и волевой регуляции и отсутствием представлений об особенностях волевой регуляции в процессе адаптации к инокультурной среде;
- психолого-педагогического характера - между потенциальными возможностями развития волевой регуляции иностранных студентов в процессе адаптации в вузе недостаточным методическим обеспечением их реализации.
Цель исследования: выявление особенностей волевой регуляции у студентов в процессе адаптации к инокультурной среде.
Объект исследования: волевая регуляция студентов.
Предмет исследования: особенности волевой регуляции у студентов различных этнических групп в процессе адаптации к инокультурной среде.
Гипотеза исследования: волевая регуляция студентов в процессе адаптации к инокультурной среде претерпевает изменения, связанные с успешностью протекания данного процесса и имеет некоторую специфику.
В соответствии с основной целью исследования поставлены следующие задачи:
1) провести теоретический анализ концепций и подходов к пониманию природы воли и волевой регуляции личности в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке;
2) рассмотреть основные закономерности развития волевой регуляции в студенческом возрасте;
3) описать психологические особенности адаптации студентов к инокультурной среде;
4) провести диагностику и выявить особенности волевой регуляции у
представителей различных этнических групп, что соответствует
представлениям о воле как о высшей психической функции, имеющей социальную природу и определяющейся, в первую очередь, характером социальных отношений, связывающих личность с окружающим миром ;
5) разработать программу тренинга развития волевой регуляции
студентов в процессе адаптации к инокультурной среде.
Теоретико-методологическую основу исследования составили основные положения и принципы таких известных психологических подходов, как культурно-исторический подход Л.С. Выготского, историко-эволюционный подход А.Г. Асмолова и личностно-деятельностный подход А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна.
При описании теоретических оснований исследования мы полагались на результаты трудов известных отечественных психологов: С.Л. Рубинштейна и Е.П. Ильина, предложивших подходы к классификации волевых качеств личности; Л.И. Божович - автора теории становления волевой регуляции в онтогенезе; В.А. Иванникова - основоположника деятельностно-смысловой концепции волевой регуляции; Э. Эриксона, Г. Крайга и Д.Б. Эльконина - теории возрастной периодизации развития личности.
Характеристика выборки. Проводилось сравнение волевой регуляции иностранных студентов 1 курса. Всего в исследовании приняли участие 200 иностранных студентов Института международного сотрудничества:
- этническая общность - арабы; возрастная структура респондентов: от 17 до 24 лет, средний возраст - 21; гендерный состав респондентов: мужчины - n = 50, женщины - n = 50;
- этническая общность - индийцы; возрастная структура респондентов: от 17 до 24 лет, средний возраст - 21; гендерный состав респондентов: мужчины - n = 50, женщины - n = 50;
- студенты из стран Ближнего Зарубежья; возрастная структура респондентов: от 17 до 24 лет, средний возраст - 21; гендерный состав респондентов: мужчины - n = 50, женщины - n = 50;
- 100 русских студентов (возрастная структура респондентов: от 17 до 24 лет, средний возраст - 21; гендерный состав респондентов: мужчины - n = 50, женщины - n = 50).
Методы исследования. В соответствии с поставленной целью и задачами в работе применялись теоретические и эмпирические методы исследования:
- обзорно-аналитический, включающий теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования;
- тестирование;
- беседа;
- наблюдение;
- количественно-качественные методы обработки полученных данных;
- статистическая обработка результатов проводилась при помощи программы SPSS Statistics v. 22. Применялся непараметрический тест Крускала - Уоллиса.
Основные этапы и опытно-экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальная работа выполнялась в 2019/21 уч.гг. на базе Института международного сотрудничества Пензенского государственного университета (отдел социальной адаптации и культурно-массовой работы).
На подготовительном этапе изучалось состояние разработанности проблемы исследования, были определены теоретико-методологические основания исследования; сформулирован понятийно-категориальный аппарат: объект, предмет, цель, задачи и гипотеза исследования; составлен пакет диагностических методик.
На основном этапе было проведено исследование волевой регуляции студентов в процессе адаптации к инокультурной среде, получены экспериментальные данные, проведён анализ и обобщены результаты исследования, подтверждена гипотеза.
На заключительном этапе осуществлялся анализ и систематизация полученных в ходе исследования эмпирических данных с последующей их интерпретацией, формулировались научные выводы, разрабатывалась программа тренинга; оформлялась диссертация.
Научная новизна:
- кросс-культурное исследование природы индивидуальных различий волевой регуляции (на примере студентов - представителей различных этнических групп);
- расширение географии пилотного исследования;
- уточнение контекстных переменных для дальнейших психолого - педагогических исследований волевой регуляции иностранных студентов.
Теоретическая значимость исследования:
- обобщение и систематизация существующих взглядов и научных точек зрения по вопросу изучения волевой регуляции в процессе адаптации к инокультурной среде;
- расширение теоретических представлений о специфики волевой регуляции у иностранных студентов (на примере представителей арабских стран, стран Индии и Ближнего зарубежья).
Практическая значимость исследования определяется материалами, выводами проведённого исследования, программой тренинга, которые могут
быть использованы в практической деятельности сотрудников университетов, работающих с иностранными студентами.
Положения, выносимые на защиту:
1. Рассмотрение существующих взглядов и научных точек зрения относительно понятия воли и волевой регуляции позволило сделать вывод о том, что волевая регуляция, являясь личностным уровнем произвольной регуляции, обеспечивает достижение поставленных целей, поставленных перед индивидом в различных видах деятельности, а также, являясь состоянием контролируемого поведения и эмоционального равновесия, актуализируется в ситуациях принятия значимых решений на основании ценностно - мотивационных установок и находит выражение в волевых качествах. Главная функция - регулирование собственных психических процессов и поведения при решении поставленных задач в соответствии с мотивационно -ценностными установками.
2. Процесс адаптации студентов к инокультурной среде связан с кардинальной перестройкой системы социальных и культурных норм и ценностей, а это, в свою очередь, предъявляет высокие требования к волевой регуляции личности. Возникает необходимость организации собственной деятельности согласно новым условиям и требованиям социокультурной и образовательной среды. Это приводит к появлению новых форм волевой регуляции и развитию личности. Особое значение волевая регуляция имеет в период адаптации к инокультурной среде в процессе обучения в вузе.
3. Программа тренинга, направленная на развитие волевой регуляции иностранных студентов, способствует успешному процессу адаптации к инокультурной среде.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Достоверность и обоснованность проведенного исследования, его результатов и выводов обусловлены глубоким анализом проблемы; опорой на общенаучные методологические подходы; выбором методов исследования, соответствующих его цели, предмету и задачам. Отдельные результаты 9
исследования представлены в докладах на научных конференциях и конкурсах: «Всероссийская научная конференция, посвященная 80-летию Педагогического института им. В. Г. Белинского Пензенского государственного университета «Педагогический институт им. В. Г. Белинского: традиции и инновации», VI Всероссийская научно-практическая конференция «Философия образования в отечественной культурно-исторической традиции: история и современность», III Всероссийская научно-практическая конференция «Образование в России и актуальные вопросы современной науки», конференция «Наука и инновации в современном мире», IX Международная научно-практическая конференция иностранных студентов «Межкультурная коммуникация в современном мире», конкурс «Ректорские гранты - 2020», V международный конкурс научных статей «Инновационные технологии XXI века», Молодежный форум Приволжского федерального округа «1Волга». Всего по теме исследования опубликовано 5 статей в изданиях, индексируемых в РИНЦ, и 2 статьи в российских научных журналах, включенных в перечень ВАК.
Структура диссертации соответствует общей логике исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 169 источников, приложения.
В данной работе представлено исследование волевой регуляции студентов в процессе адаптации к инокультурной среде.
Анализ и систематизация, существующих взглядов и научных точек зрения в психологии воли, позволили сделать вывод, что волевая регуляция, как личностный уровень произвольной регуляции, обеспечивает достижение поставленных целей в профессиональной, спортивной, учебной и других видах деятельности, состояние контролируемого поведения и эмоционального равновесия, актуализируется в ситуациях принятия значимых решений на основании ценностно-мотивационных установок и находит выражение в волевых качествах.
Главная функция волевой регуляции направлена на регулирование собственных психических процессов и поведение при решении поставленных задач в соответствии с мотивационно-ценностными установками.
Волевая регуляция проявляется в волевых действиях: внутренних или внешних, подчиненных сознательной цели, связанной либо с несколькими противоречащими друг другу мотивами личности, либо с отсутствием или дефицитом актуально переживаемого мотива необходимого действия, либо с наличием препятствий.
Комплекс волевых действий реализует волевое поведение или волевую активность личности. Волевая регуляция формируется в процессе социализации личности и является специфической формой психической регуляции.
Процесс адаптации студентов к инокультурной среде связан с кардинальной перестройкой системы социальных и культурных норм и ценностей, что предъявляет высокие требования к волевой регуляции личности. Исходная предпосылка развития волевой регуляции в процессе адаптации к инокультурной среде - необходимость организации собственной деятельности в соответствии с новыми условиями и требованиями социокультурной и образовательной среды, что ведет к появлению новых форм волевой регуляции и развитию личности.
Установлено, что особое значение волевая регуляция имеет в период адаптации к инокультурной среде в процессе обучения в вузе. Наиболее показательные результаты получились у студентов из Индии и арабских стран. Это подтверждается полученными результатами исследования: представители этих групп демонстрируют значимые показатели по шкале контроля за действием, поведенческого и эмоционального самоконтроля в разной степени. Они в большей степени способны к контролю собственных эмоциональны состояний и их поведенческих проявлений в деятельности и общении при межличностном и групповом взаимодействии, а также способны прогнозировать, планировать и контролировать исполнение и оценку собственных результатов. Однако стоит отметить, что у индийских студентов указанные показатели выше, чем у арабских.
Если говорить о студентах из России и стран Ближнего Зарубежья, то они показали схожие результаты, однако у группы русских студентов указанные показатели несколько выше, чем у студентов из стран Ближнего Зарубежья. Это подтверждается полученными результатами исследования: русские студенты в большей степени адаптированы к условиям жизни во время студенчества, но при этом обе группы обладают менее продуктивной стратегией волевой регуляции, не осуществляют регуляцию намеренного действия произвольно.
Кроме того, все группы студентов показали схожие результаты по шкале «осмысленность жизни».
Итак, полученные результаты исследования подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что: волевая регуляция студентов в процессе адаптации к инокультурной среде претерпевает изменения, связанные с успешностью протекания данного процесса и имеет некоторую специфику.
Обнаруженные закономерности развития волевой регуляции могут быть использованы для разработки программ адаптации студентов в инокультурной среде, а так же для создания практических рекомендаций для преподавателей и сотрудников университетов, работающих с иностранными студентами, с целью повышения эффективности образовательного процесса.
Раскрытие этнокультурных механизмов в развитии волевой регуляции личности - может стать перспективным и актуальным направлением исследований в психологии.
Анализ и систематизация, существующих взглядов и научных точек зрения в психологии воли, позволили сделать вывод, что волевая регуляция, как личностный уровень произвольной регуляции, обеспечивает достижение поставленных целей в профессиональной, спортивной, учебной и других видах деятельности, состояние контролируемого поведения и эмоционального равновесия, актуализируется в ситуациях принятия значимых решений на основании ценностно-мотивационных установок и находит выражение в волевых качествах.
Главная функция волевой регуляции направлена на регулирование собственных психических процессов и поведение при решении поставленных задач в соответствии с мотивационно-ценностными установками.
Волевая регуляция проявляется в волевых действиях: внутренних или внешних, подчиненных сознательной цели, связанной либо с несколькими противоречащими друг другу мотивами личности, либо с отсутствием или дефицитом актуально переживаемого мотива необходимого действия, либо с наличием препятствий.
Комплекс волевых действий реализует волевое поведение или волевую активность личности. Волевая регуляция формируется в процессе социализации личности и является специфической формой психической регуляции.
Процесс адаптации студентов к инокультурной среде связан с кардинальной перестройкой системы социальных и культурных норм и ценностей, что предъявляет высокие требования к волевой регуляции личности. Исходная предпосылка развития волевой регуляции в процессе адаптации к инокультурной среде - необходимость организации собственной деятельности в соответствии с новыми условиями и требованиями социокультурной и образовательной среды, что ведет к появлению новых форм волевой регуляции и развитию личности.
Установлено, что особое значение волевая регуляция имеет в период адаптации к инокультурной среде в процессе обучения в вузе. Наиболее показательные результаты получились у студентов из Индии и арабских стран. Это подтверждается полученными результатами исследования: представители этих групп демонстрируют значимые показатели по шкале контроля за действием, поведенческого и эмоционального самоконтроля в разной степени. Они в большей степени способны к контролю собственных эмоциональны состояний и их поведенческих проявлений в деятельности и общении при межличностном и групповом взаимодействии, а также способны прогнозировать, планировать и контролировать исполнение и оценку собственных результатов. Однако стоит отметить, что у индийских студентов указанные показатели выше, чем у арабских.
Если говорить о студентах из России и стран Ближнего Зарубежья, то они показали схожие результаты, однако у группы русских студентов указанные показатели несколько выше, чем у студентов из стран Ближнего Зарубежья. Это подтверждается полученными результатами исследования: русские студенты в большей степени адаптированы к условиям жизни во время студенчества, но при этом обе группы обладают менее продуктивной стратегией волевой регуляции, не осуществляют регуляцию намеренного действия произвольно.
Кроме того, все группы студентов показали схожие результаты по шкале «осмысленность жизни».
Итак, полученные результаты исследования подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что: волевая регуляция студентов в процессе адаптации к инокультурной среде претерпевает изменения, связанные с успешностью протекания данного процесса и имеет некоторую специфику.
Обнаруженные закономерности развития волевой регуляции могут быть использованы для разработки программ адаптации студентов в инокультурной среде, а так же для создания практических рекомендаций для преподавателей и сотрудников университетов, работающих с иностранными студентами, с целью повышения эффективности образовательного процесса.
Раскрытие этнокультурных механизмов в развитии волевой регуляции личности - может стать перспективным и актуальным направлением исследований в психологии.



