Введение 5
1. Теоретико-правовые аспекты исследования социального партнерства в
условиях современной России 13
1.1. История формирования и значение социального партнерства на
современном этапе развития общественных отношений 13
1.2. Нормативно-правовые основы социального партнерства 19
1.3. Роль государства и органов власти в становлении и развитии системы
социального партнерства 34
2. Исследование региональной системы социального партнерства (на примере
Пензенской области) 44
2.1. Субъекты социального партнерства на территории Пензенской области 44
2.2. Современное состояние и тенденции развития социального партнерства в
Пензенской области 61
3. Предложения и рекомендации, нацеленные на развитие системы социального партнерства в Пензенской области 83
3.1 Факторы, сдерживающие развитие социального партнерства в России 83
3.2 Предложения, направленные на развитие социального партнерства на
уровне государства и региона 88
Заключение 103
Список использованных источников 108
Приложения 115
Актуальность темы исследования. Несмотря на то, что в последние два десятилетия в отечественной науке трудового права появились работы, посвящённые социальному партнерству как системе взаимоотношений его субъектов, направленной на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, эта сфера остается недостаточно изученной.
Система социального партнерства играет большое значение в регулировании социально-трудовых отношений. Это реализация принципа так называемого трипартизма, характеризующего взаимодействие трех партнеров (отсюда и название), или трех сторон, заинтересованных в урегулировании социально-трудовых отношений. Социальное партнерство является способом балансирования интересов работодателей и наемных работников.
Создание справедливой системы социального порядка в интересах большинства народов России не может быть делом только государства. Мировой опыт, в т.ч. опыт дореволюционной России, показывает, что преодолеть социальные конфликты в одиночку не могут ни государство, ни рынок, ни семья. Только социальное партнерство - конструктивное взаимодействие различных сил на общественной арене способно обеспечить людям равные возможности для достойной жизни. Смысл социального партнерства в России сегодня - это взаимовыгодное взаимодействие в рамках общественного треугольника, включающего государственные структуры, предпринимательские структуры, а также профессиональные союзы и общественные организации. Особенности и потенциал развития системы социального партнерства в России определяются с учетом своеобразной истории его формирования в нашем государстве.
Анализ и обобщение накопленного зарубежного и отечественного опыта взаимоотношения государства с профсоюзами и объединениями работодателей на основе коллективно-договорного регулирования, служит объективной основой для совершенствования коллективно-договорных отношений в области улучшения условий найма и использования работников; разрешения коллективных трудовых споров с использованием примирительных процедур; предупреждения конфликтных ситуаций и формирования благоприятных условий для эффективного развития социально-трудовых отношений.
Для многих европейских стран период второй половины XX - начала XXI вв. стал временем интенсивного развития всех форм социального партнерства, что проявилось в значительном расширении прав представительных органов работников в сфере участия в управлении организацией, включении представителей работников в органы управления юридических лиц, развитии внесудебных и досудебных способов разрешения трудовых споров, а также в формировании специализированных трудовых судов. В СССР к концу 80-ых гг. XX века профсоюзы были наделены значительными правами и полномочиями, а на уровне организации сложилась система производственной демократии, основанной на принципе демократического централизма, который определялся как «сочетание централизованного руководства и социалистического самоуправления трудового коллектива». Однако после распада СССР права профсоюзов постепенно сокращались, а с принятием Трудового кодекса РФ и отказом от концепции трудового коллектива участие работников в управлении организацией было минимизировано. В этой связи представляется правильным, что российская система социального партнерства должна в своём развитии опираться на традиции, накопленные в течение своей более чем столетней истории. При этом следует учитывать и опыт наиболее развитых в правовом отношении зарубежных стран с социально ориентированной экономикой, среди которых наибольший интерес для исследователя представляют страны, правовые системы которых близки к российской.
Не менее важно учитывать параллельно также и особенностями федеративного устройства страны, ее территории и наличия значительного количества предприятий, различных по формам собственности и масштабам, направлениям и особенностям производства. В частности, исследование правового регулирования социального партнерства позволяет отметить, что существует федеральный и региональный уровень норм, определяющих принципы функционирования данного института. И несмотря на то, что на сегодняшний день на уровне федерального законодательства сформирована система нормативно-правовых актов, регулирующих функционирование института социального партнерства, в связи с особенностями развития трудовой сферы в каждом регионе возникает необходимость регулирования данной системы на региональном уровне.
Таким образом, в силу федеративной структуры России принципиально важным оказывается региональный опыт нормативно-правового,
организационного регулирования социального партнерства, эффективного использования его отдельных методов и форм.
Исследование накопленного опыта развития новых форм и точек соприкосновения региональных органов власти с профсоюзами, объединениями работодателей, предпринимателей позволяет выявить наиболее эффективные пути их взаимодействия, преодоления наметившегося отчуждения органов государственной власти от нужд трудящихся, предприятий, организаций и учреждений.
Особую актуальность приобретает изучение системы социального партнерства как способа достижения политической и экономической динамичности развития общества. Именно этим объясняется практическая необходимость осознания и выделения социального партнёрства в один из приоритетов государственной политики. Глубокий анализ исследуемой проблемы может способствовать прогнозированию и предупреждению наиболее острых ситуаций, выявлению эффективных путей создания благоприятных условий для реформирования общества.
В соответствии с этим целью данной работы является анализ особенностей функционирования системы социального партнерства на федеральном и региональном уровне (на примере Пензенской области), выявление особенностей и потенциальных направлений его совершенствования.
Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:
1) охарактеризовать историю формирования и значение социального партнерства на современном этапе развития общественных отношений;
2) описать нормативно-правовые основы социального партнерства;
3) обозначить роль государства и органов власти в становлении и развитии системы социального партнерства;
4) провести анализ региональных нормативно-правовых документов в регулировании вопросов социального партнерства (на примере Пензенской области);
5) обозначить место и роль государственных органов в развитии социального партнерства в регионе;
6) назвать основные проблемы современного этапа развития системы социального партнерства;
7) с учетом проведенного исследования предложить современные способы повышения эффективности государственного регулирования и участия в системе социального партнерства
Объект исследования - система общественных отношений, регулирующих функционирование социального партнерства.
Предмет анализа - особенности и уровни нормативно-правового регулирования социального партнерства.
Методологическая основа диссертации. при подготовке магистерской диссертации использовались общие методы научного познания (диалектический, системный, анализ и синтез), методы формальной логики (индукция, дедукция).
Нормативную основу исследования составили декларации, конвенции и рекомендации МОТ, Конституция РФ, федеральные конституционные законы РФ федеральные законы РФ, подзаконные нормативные акты РФ, законы субъектов РФ, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.
Теоретические основы исследования. Комплексное рассмотрение всех основных элементов и форм российской системы социального партнерства предпринималось И.И. Бородиным, А.М. Лушниковым, М.В. Лушниковой, И.О. Снигиревой, С.Ю. Чучей. В соответствии с этим работы данных авторов активно использовались при характеристике сущности и основных этапов развития социального партнерства. В исследованиях И.И. Бородина, И.О. Снигиревой, в частности, охарактеризовано понятие и особенности формирования социального партнерства в России, проведено сравнение международных и национальных нормативно-правовых актов, регулирующих его состояние. Основные формы социального партнерства детально рассмотрены в исследованиях Э.Ф. Гумеровой, К.Н. Гусовой. Среди форм социального партнерства наибольшее внимание в науке российского трудового права уделяется коллективным переговорам по заключению коллективных договоров и соглашений. Данная форма социального партнерства исследовалась К.Н. Гусовым, Э.Ф. Гумеровой, И.А. Ивановой К.Д. Крыловым, А.С. Лада.
Особенностям представительства работников и работодателей в системе социального партнерства Российской Федерации посвящены работы В.А. Васильева, Е.В. Костроминой, Г.Б. Рожко, Г.И. Шестакова.
История развития института социального партнерства в России исследовалась К.Н. Гусовым, В.Ф. Цитульским. В соответствии с основными этапами развития социального партнерства в России данными авторами исследованы и описаны специфические элементы каждого этапа, нормативноправовые аспекты его регулирования.
В ходе диссертационного исследования автором получены следующие научные результаты, выносимые на защиту:
1. Социальное партнерство представляет собой особый тип социальнотрудовых отношений, присущий рыночной экономике, обеспечивающий на основе равноправного сотрудничества наемных работников и работодателей оптимальный баланс и реализацию их основных интересов. Система социального партнерства включает в себя следующие элементы: цели, задачи, принципы, стороны, уровни, формы и механизмы функционирования. Основной целью социального партнерства является разработка, принятие и реализация социально-экономической и трудовой политики, основанной на сбалансированности интересов общества, наемных работников и работодателей.
2. Основные принципы социального партнерства и механизмы его реализации определены Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и рядом других законодательных актов. В соответствии с ними действует Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), ее отраслевые и региональные комиссии. На протяжении ряда лет подписываются Генеральное соглашение, отраслевые, межотраслевые и региональные тарифные соглашения (правовые акты, устанавливающие нормы оплаты и др. условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли).
3. Для России могут быть выделены следующие новые качества государства, связанные с системой социального партнерства: государство является главным звеном политической системы, принимающим законы и другие нормативные акты, регулирующим социально-трудовые отношения в обществе и гарантирующим соблюдение и исполнение законодательства; государство впервые выступает как собственник и работодатель на государственных и некоторых других предприятиях; государство может выступать как предприниматель.
4. Региональный уровень регулирования социального партнерства, безусловно, основан на нормах федерального законодательства, в том числе, Трудового кодекса РФ, федеральных законов, законов РФ, однако, при этом основой регионального законодательства Пензенской области, регулирующего функционирование социального партнерства выступает закон Пензенской области «О системе социального партнерства в Пензенской области» от 29 июня 2006 года № 1064-ЗПО.
5. Развитие и поддержка социального партнерства на уровне региона инициируется органами государственной власти. Без их участия само существование и контроль эффективности функционирования данной системы были бы невозможны. Таким органом в Пензенской области выступает, прежде всего, Правительство Пензенской области. Основой регулирования социального партнерства выступает Областное трехстороннее соглашение, которое разрабатывается в ходе коллективных переговоров и заключается между Правительством Пензенской области, областным объединением профсоюзов и областным объединением работодателей.
6. К причинам, сдерживающим и снижающим эффективность развития социального партнерства в РФ, можно относить: затяжной характер кризиса в экономике; низкую эффективность производственной деятельности многих организаций; отсутствие надлежащей взаимосвязи коллективно-договорного регулирования и экономических и социальных реформ, непоследовательность и противоречивость этих реформ; незавершенность формирования гражданского общества; чрезвычайно высокую степень включенности государства в регулирование трудовых отношений; недостаточное внимание формированию общественного, группового и индивидуального правосознания в коллективнодоговорном регулировании труда; недостаточную эффективность социального диалога между представителями работодателей, работников и государства на всех уровнях социального партнерства как формы коллективно-договорного регулирования труда; отсутствие эффективного механизма коллективнодоговорного регулирования трудовых отношений; несовершенство системы разрешения коллективных трудовых споров....
Проведенное исследование регулирования функционирования социального партнерства на уровне федерального и регионального законодательства позволяет сделать следующие выводы.
1. Социальное партнерство - многогранное явление. Социальное партнерство одновременно является элементом метода трудового права; политико-правовой идеологией; принципом трудового права; способом согласования и обеспечения интересов работников, представителей работников, работодателей и представителей работодателей в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений; институтом трудового права. Точная трактовка понятия социальное партнерство закреплена в ТК РФ: «Социальное партнерство в сфере труда — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений».
2. Социальное партнерство представляет собой неотъемлемый атрибут социального государства. В связи с этим одной из основных функций социального партнерства является ограничение свободы предпринимательской деятельности и свободы индивидуально-договорных отношений в целях урегулирования противоречий, возникающих между работниками и работодателями и достижения баланса интересов субъектов социального партнерства. В Российской Федерации с начала ее образования процесс становления социально-трудовых отношений проходил весьма болезненно. Население РФ столкнулось в большинстве своем с новым видом трудовых отношений, с контрактной системой. Зачастую прописанные нормы, содержащиеся в контракте, не соответствовали ожиданиям граждан. Незнание основ законодательства, незнание своих законных прав, незнание к кому обращаться за помощью в той или иной ситуации все это привело к тому, что до сих пор социально-трудовые отношения в Российской Федерации характеризуются неразвитостью конкурентных отношений и весьма невыгодным положением для работников. Надо отметить, что Российская Федерация достаточно молодое государство и часто происходит замена, дополнение, отмена, введение новых нормативно-правовых документов это свидетельствует о том, что Россия находится в развитии. Однако, в настоящее время, несмотря на сдерживающее влияние, оказываемое финансовым кризисом, можно с уверенностью заявлять, что государство обращает особое внимание на реализацию социальных программ, повышение социальной защищенности граждан.
3. Реализация основных принципов социального государства (принцип свободы, принцип справедливости, принцип солидарности, принцип социальной защиты) способствует «Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». В этой концепции государство заложило для себя направления и желаемые ориентиры развития, которые снизят социальную напряженность: «Эффективность механизмов защиты прав и свобод граждан, без которых невозможно создать конкурентоспособные государственные институты; функционирование механизмов вертикальной и горизонтальной социальной мобильности; применение процедур и правил, гарантирующих выявление и учет интересов каждой социальной группы при принятии решений на всех уровнях государственной и муниципальной власти, ответственность за результаты и последствия принятых и реализованных решений; равноправный диалог общественных организаций, бизнеса и государства по ключевым вопросам общественного развития, результаты которого становятся основой принимаемых нормативных решений; высокое доверие граждан к государственным и общественным институтам». В этой связи важно отметить, что одной из главных задач социального партнерства как института это восстановления доверия граждан к социально-трудовым институтам.
4. Уже само принятие современного ТК РФ обозначило новый горизонт развития трудовых отношений. Главное качество характеризующие регулирование трудовых отношений с появление нового законодательства — системность, которой долгое время так не хватало. В системе социальнотрудовых отношений институт социального партнерства является наиболее важным. В России сформировался новый тип трудовых отношений, в основе которого заложены наряду с неким единством и противоречия, возникающие между сотрудником и представителем нанимателя.
5. Проведенное исследование свидетельствует о том, что региональная нормативно-правовая база, касающаяся социального партнерства, дает надежду на то, что социальное партнерство станет важным институтом развития социально-трудовых отношений в регионе. Региональный законодатель действительно принял важный документ для развития социально-трудовых отношений. Основой регионального законодательства Пензенской области, регулирующего функционирование социального партнерства выступает закон Пензенской области «О системе социального партнерства в Пензенской области» от 29 июня 2006 года № 1064-ЗПО [4].
Так в законе прописано четыре «органа системы партнерства в сфере социально-трудовых отношений»: «областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с настоящим Законом; территориальные (городские, районные) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с настоящим Законом, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами муниципальных образований; отраслевые комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения; комиссии на уровне организации для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения».
Через каждые три года между Правительством Пензенской области, Федерацией профсоюзов и объединениями работодателей Пензенской области принимается соглашение о социальном партнерстве. Это соглашение весьма интересный документ. С одной стороны, это просто соглашение, которое закрепляет волю профсоюзов и работодателей, но если внимательно изучить его, то можно сказать, что соглашение это, своего рода среднесрочная концепция социально-экономического развития Пензенской области. И региональная власть берет на себя ответственность за исполнение это соглашения.
6. Самым важным аспектом в ходе реализации социального партнёрства
влияющим на успех является консолидация усилий со стороны всех участников трехсторонних соглашений, у которых должен сложиться единый подход к решению проблем. С учетом проведенного анализа, можно отметить, что в
целом наметившиеся тенденции развития социального партнерства в регионе можно охарактеризовать как положительные. Региональной властью скорректирован вектор развития этого института исходя из особенностей региона. Институт социального партнерства в регионе имеет весьма большой потенциал, который в настоящее время полностью недооценен. Этот стратегический просчет, который допускают и представители государственных органов, и представители профсоюзов, в дальнейшем может привести в лучшем случае к потере веса в регулировании социально-трудовых отношений, а в худшем к полной дискредитации. Крайне важно, чтобы высшие должностные лица региона способствовали распространению (даже в некоторой степени пропагандировали) и развитию социального партнерства на всей территории региона.
7. Используя опыт российских регионов, для развития и продвижения системы социального партнерства в области, повышения его авторитета, необходимо реализовывать следующие мероприятия:
1. Организация работы областной трехсторонней комиссии в соответствии с планом работы;
2. Осуществление контроля за ходом заключения, регистрации и выполнения соглашений и коллективных договоров с целью предоставления дополнительных социальных гарантий населению Пензенской области;
3. Профилактическая работа в деле недопущения возникновения трудовых конфликтов на предприятиях области;
4. Разработка региональной политики по снижению напряженности и сокращению безработицы на рынке труда с учетом негативного воздействия на динамику занятости сложной экономической ситуации.
5. Разработка проектов нормативных актов, определяющих условия развития социального партнерства, оплаты и организации труда работников государственных учреждений, финансируемых из бюджета Пензенской области;
6. Принятие мер, по повышению уровня жизни населения Пензенской области, в том числе за счет доведения заработной платы на предприятиях и в организациях, области, до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения;
7. Организация работы открытой линии по невыплате заработной платы.
8. Проведение социальных мероприятий: ярмарки социальных проектов, конкурсов на звание наиболее «социального» предприятия города, Недель добра.
Сформированные направления могут стать прочной основой дальнейшего развития и совершенствования развития отношений социального партнерства в регионе.
1. Конституция Российской Федерации. [Электронный ресурс] Дата обновления: 21.07.2014. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2015.
2. О содействии коллективным переговорам: Конвенция
Международной организации труда № 154 // [Электронный ресурс] Режим доступа:
3. О консультациях и сотрудничестве между государственными
властями и организациями предпринимателей и трудящихся в отраслевом и в национальном масштабе: Рекомендация Международной организации труда от 01.07.60 № 113. [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.law.edu.ru/norm/norm.asp7normIDM 159645 (дата обращения
25.11.2015)
4. О связях между администрацией и трудящимися на предприятии:
Рекомендация Международной организации труда от 28.06.67 № 129.
[Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.kadrovik.ru/docs/08/rekomendaciya.mot.28.06.67n129.htm (дата
обращения 26.11.2015)
5. О защите прав представителей работников на предприятии и
предоставляемых им возможностях: Рекомендация Международной
организации труда от 02.06.71 № 143. [Электронный ресурс] Режим доступа:
http: //www.ilo. org/wcmsp5/groups/public/—ed norm/— normes/documents/normativeinstrument/wcms r143 ru.htm (дата обращения
26.11.2015)
6. О процедуре трехсторонних консультаций для содействия применению международных трудовых норм и национальным мероприятиям, касающимся деятельности Международной организации труда: Рекомендация Международной организации труда от 02.06.76 № 152. [Электронный ресурс]
Режим доступа: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed norm/—
normes/documents/normativeinstrument/wcms r152 ru.htm (дата обращения
26.11.2015)
7. О содействии коллективным переговорам: Рекомендация
Международной организации труда от 19.06.81 № 163. [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www.kadrovik.ru/docs/rmot 19.06.81n163. htm (дата
обращения 25.11.2015)
8. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51- ФЗ (в ред. от 28 ноября 2015 г. № 358-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - №32.
9. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14- ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №5.
10. Трудовой Кодекс РФ от 26 декабря 2001г. [Электронный ресурс] Дата обновления: 05.10.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2015.
11. Гражданский кодекс РФ (часть третья) от 14 ноября 2002 г. № 138- ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2001. - №49. - Ст. 4552.
12. О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: Федеральный закон РФ от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ. [Электронный ресурс] Дата обновления: 22.12.2014. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2015.
13. О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений: Федеральный закон от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ. [Электронный ресурс] Дата обновления: 15.07.2014. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2015.
14. Об объединениях работодателей: Федеральный закон от 27.11.2002 № 156-ФЗ. [Электронный ресурс] Дата обновления: 22.12.2014. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2015.
15. Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ. [Электронный ресурс] Дата обновления: 30.09.2014. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2015...62