Реферат
Введение 7
1 Анализ теоретических и практических подходов и организации
промышленного туризма 9
1.1 Анализ рынка и практического опыта развития промышленного
туризма 9
1.2 Исследования региональных стратегий развития
промышленного туризма в РФ 20
1.3 Анализ возможностей и условий развития промышленного туризма в
Пензенской области 24
2 Стратегические направления и практические рекомендации по развитию
промышленного туризма 40
2.1 Основные проблемы развития промышленного туризма в
Пензенской области. Стратегические направления организации системы промышленного туризма в регионах 40
2.2 Создание промышленного турмаршрута на примере Пензенской
области 47
2.3 Расчет стоимости тура 56
Заключение 62
Глоссарий 64
Список использованных источников 66
Приложение А 72
Приложение Б 73
Приложение В 75
Приложение Г 77
Приложение Д 79
На современном этапе развития общества все большую популярность приобретают виды туризма, во время которых турист не только отдыхает, но и получает новые знания, знакомится с «тайными» сторонами общественного функционирования. Одним из таких видов является промышленный туризм.
Актуальность работы обусловлена наличием нереализованных факторов для развития промышленного туризма в Пензенской области. Их использование позволит диверсифицировать туристскую деятельность, экономически оздоровить промышленные предприятия. Данный вид туризма призван обеспечить повышение уровня развития туризма в регионе, развитие промышленного сектора, а также повысить лояльности к региональным брендам у покупателей. В данной работе рассмотрены проблемы развития промышленного туризма с помощью комплексного подхода и предложены научно обоснованные рекомендации для его развития. Это и есть основная цель данной работы.
Объект исследования - Пензенская область как туристская территория
Предмет исследования - процессы развития промышленного туризма в регионах
Цель - разработать стратегические направления развития промышленного туризма в Пензенской области
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
1) систематизировать различные точки зрения по поводу того, что такое промышленный туризм и как он влияет на экономику региона;
2) познакомиться с зарубежными и отечественными достижениями в области промышленного туризма;
3) познакомиться с региональным опытом развития промышленного туризма и определить перспективы роста Пензенской области в данном направлении;
4) разработать рекомендации по развитию промышленного туризма в Пензе для региональных и муниципальных органов власти;
5) разработать пример промышленного тура в Пензенской области;
6) осуществить расчет затрат на промышленный тур по Пензенской области.
При выполнении работы использованы следующие методы научного исследования: классификации, статистический анализ, SWOT-анализ.
Основой исследования стала диссертация голландского ученого А. Г. Отгаара, научные статьи отечественных и зарубежных авторов, законодательные акты и данные от служб государственной статистики.
Практическая значимость заключается в использовании предложенных рекомендаций для развития промышленного туризма в Пензенской области.
Выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений. Первая глава определяет понятие "промышленный туризм", изучает опыт развития этого вида туризма в России и за рубежом, проводит анализ социо-культурных и экономических условий региона и текущего состояния промышленного туризма. Вторая глава содержит рекомендации для развития промышленного туризма в области и авторский тур. В работе представлено 16 рисунков и шесть таблиц.
Промышленный туризм в России еще не полностью развит, но уже нашел свою нишу и интересен для разных групп людей. Он объединяет образовательные, профессиональные и познавательные характеристики при организованных визитах на действующие и прошлые промышленные предприятия. Рассмотрев опыт зарубежных стран, мы видим, что основой успеха является тесное взаимодействие органов государственной власти и промышленных предприятий и что в России данный вид туризма также сможет выступить как механизм развития многих регионов, в особенности промышленных. На практике уже есть несколько удачных примеров развития промышленного туризма в регионе, которым может выступать, например, рассматриваемая Кемеровская область.
В результате рассмотрения социально-экономических условий Пензенской области автором выявлены факторы для развития промышленного туризма, среди которых:
• активно развивающаяся туристская инфраструктура области;
• богатый промышленный комплекс;
• выгодное расположение и хорошая транспортная доступность;
• хорошо развитый культурно-познавательный туризм.
Это позволяет говорить о том, что Пензенская область обладает хорошим промышленным потенциалом, и в совокупности с хорошо развитым уровнем туристкой инфраструктуры имеет значительные предпосылки для формирования и развития промышленного туризма.
Цель данной выпускной квалификационной работы заключается в создании рекомендаций для государственных органов Пензенской области о том, как развивать промышленный туризм. После изучения современного состояния рынка такого туризма, я обнаружил, что основная проблема заключается в том, что мало кто знает о нем, и государственные органы пока не заинтересованы в его развитии. Для того, чтобы промышленный туризм был успешно развит в Пензенской области, мы должны проводить маркетинговые мероприятия, сотрудничать с промышленными предприятиями и туристской индустрией.
В качестве одного из возможных решений по развитию промышленного туризма в Пензенской области, в работе разработан авторский тур продолжительностью два дня по объектам промышленного туризма области прежде всего для инвесторов и для работников других промышленных предприятий в качестве обмена опытом. В рамках тура предполагается посещение действующих промышленных предприятий пищевой промышленности не только в Пензе, но и по всей области.
Несмотря на хорошо развитый промышленный комплекс и туристскую инфраструктуру промышленный туризм в Пензенской области находится на начальной стадии развития. Главным образом, ввиду недостаточного внимания органов власти и слабой активности бизнес сообщества. Развитие промышленного туризма может помочь в решении многих задач, среди которых можно отметить формирование привлекательного образа региона, удержание населения, создание регионального бренда, повышение инвестиционной привлекательности региона и т.д. Поэтому на сегодняшний день в Пензенской области важно направить все усилия органов власти на разработку и реализацию программ по развитию промышленного туризма.
1 ГОСТ Р ИСО 13810-2016 «Туристские услуги. Промышленный ту -
ризм. Предоставление услуг» - М. : Стандартинформ, 2016. - 15 с.
2 Антонец В. Г. Направления разработки проекта программы развития промышленного туризма в регионе. Менеджер - 2017. - № 1. С. 101 - 107.
3 Григоренко Т. Н. Приоритеты в области развития внутреннего и въездного туризма России на современном этапе // Вестник Национальной академии туризма. - 2015. - № 4. - С. 14 - 16.
4 Кадыров Р. В., Мударисов Р. Г. Промышленный туризм как креативный маркетинг // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2018. - № 8. - С. 88 - 94.
5 Корнеева Ю. В., Чериков И. И. Теоретическая база промышленного туризма. Актуальные вопросы теории и практики развития научных исследований // сборник статей Международной научно-практической конференции 20 июня 2019 г, г. Таганрог. - Уфа : Аэтерна, 2019. - С. 319.
6 Косякова А. А. Перспективы развития промышленного туризма в России // Научная мысль, 2016. - № 1. - С. 35.
7 Медяник А. В., Тарабановская С. В. К вопросу о значении промышленного туризма в развитии региона // Тенденции науки и образования в современном мире, 2016. - № 18. - С. 123 -125.
8 Никулина Ю. Н. Промышленный туризм: особенности организации и тенденции развития на региональном уровне. - М. : Перо, 2017. - 346 с.
9 Никулина Ю. Н. Развитие промышленного туризма как способ повышения качества подготовки молодых специалистов для экономики региона // Интеллект. Инновации. Инвестиции, 2016. - № 3. - С. 115.
10 Никулина Ю. Н. Региональная политика в области развития промышленного туризма: содержание и направления реализации// Креативная экономика. 2018. - № 5. - С. 683 - 698.
11 Никулина Ю. Н. Роль промышленных экскурсии в становлении ко н- курентоспособного специалиста // Экономика и предпринимательство, 2015. - № 8. - С. 61.
12 Никулина Ю. Н., Струзберг Г. В. Развитие промышленного туризма в регионе: опыт и перспективы (на примере Оренбургской области) // Экономика и предпринимательство, 2017. - № 7. - С. 84
13 Никулина Ю. Н., Трусов С. В. «Особенности и тенденции развития промышленного туризма: региональные аспекты» // Российское предпринимательство, 2017. - № 13. - С. 120 - 123.
14 Седельникова, И. В. Промышленный туризм как перспективный вид развития туризма в России // Актуальные проблемы гуманитарных наук: тр. XII Между-нар. науч.-практ. конф. студ., аспирантов и молодых ученых; Национальный исследовательский Томский политехнический университет. Томск. - М. : Перо, 2013. - С. 77 - 78.
15 Струзберг Г. В. Современное состояние и перспективы развития промышленного туризма // Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития, 2014. - № 5. - С. 147 - 151....38