ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУР 7
1.1. Организация проектно-исследовательской деятельности в условиях
ФГОС. Роль и значение проектно-исследовательской работы в обучении школьников 7
1.2. Общее значение санитарной биологии в образовании школьников и
микробиологической оценки воды 9
1.3. Методика Санитарно-микробиологического анализа воды 10
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ 11
2.1. Объекты и методика 11
2.2 Эксперимент 12
2.3. Обсуждение и результаты 14
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА ПРОЕКТА 41
3.1. Выделение и постановка проблемы 41
3.2. Выработка гипотез 42
3.3. Поиск и предложение возможных вариантов решения 43
3.4. Сбор материала 43
3.5. Обобщение полученных данных 47
3.6. Подготовка и представление проекта (сообщение, доклад, создание
макета и т.п.) 47
3.7. Критерии оценки работ 48
3.8. Требования к оформлению работы, презентации 48
3.9. Методические рекомендации по защите проекта 50
ВЫВОДЫ 50
СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
Актуальность работы: В настоящее время в системе школьного образования все больше внимания стали уделять вопросам отношения молодежи к окружающей среде. Перед современной системой школьного образования остро стоит вопрос о приоритетном значении экологического и нравственного воспитания и становления личности, которая бы заботилась не только о своем собственном совершенствовании, но и прониклась бы заботой об окружающей среде. От молодого поколения зависит состояние природы, а также будущее планеты в целом. Важность экологического образования на современном этапе развития общества обусловлено тем, что происходит осознание необходимости обладания экологической культурой, как основного компонента ценностного отношения к природе [1].
Проблема чистой пресной воды очень актуальна в наше время, так как многочисленные заводы, электростанции выбрасывают ежедневно миллионы тонн химических отходов.
Болезнетворные микроорганизмы в воде очень часто становятся причиной серьезных заболеваний [2].
Одним из направлений при воспитании личности ученика является краеведение, которое осуществляет нравственное, эстетическое и физическое воспитание учащихся.
Краеведение способствует воспитанию чувства любви к своим родным местам [3].
Роль и значение проектно-исследовательской работы в обучении школьников
Основная роль проектно-исследовательской работы:
1. Учебно-познавательная работа учащихся, в результате которой они самостоятельно решают практические и теоретические задачи, поставленные в проектно-исследовательской работе.
2. Роль проекта в обучении школьников направлена на формирование у учащихся практических и интеллектуальных умений.
3. Методика формирования проектной деятельности учащихся включает в себя комплекс экспериментальных, проблемных и разведывательных умений, креативных по своей сущности, нацеленных на непредвиденное осуществление заданного процесса [4].
Проектно-исследовательская работа школьников - это коллегиальная учебно-когнитивная и развивающая интеллектуальную способность учащихся работа, которая содержит совместную цель, координированные методы, приемы, ориентированные на достижение общей цели.
Обязательным требованием проектно-исследовательской работы является существование ранее сформированных понятий о ее исходном результате. В том числе его осмысление и самопознание результатов работы [5].
Общее значение санитарной биологии в образовании школьников и микробиологической оценки воды
Санитарная биология - это наука, изучающая неслучайное наличие, вероятно, опасных для людей микроорганизмов в окружающей среде и вызывающих ими процессы, которые могут прямо или косвенно оказывать вредное влияние на здоровье людей.
Санитарная биология, решает такие задачи, как:
1. Создание, развитие и анализ систем микробиологических исследований различных объектов окружающей среды (почвы, воды, воздуха).
2. Оценка негативных действий человека и животных на окружающую среду, которые становятся причиной загрязнения окружающей среды опасными для здоровья человека микроорганизмами.
3. Исполнение санитарных правил и других нормативных документов, обусловливающих соотношение микрофлоры объектов внешней среды. Гигиеническим требованиям.
4. Создание предложений и процедур по налаживанию объектов внешней среды путем воздействия на их микрофлору, и проверка результативности данных процедур.
5. Задача по улучшению окружающей среды является одной из главных задач
санитарной биологии. В основе ее лежит глобальное изучение закономерностей взаимосвязи человека с факторами окружающей среды и создание научно-доказательных предложений по сохранению здоровья человека [6].
Цели и задачи работы
Цели:
1. Расширить знания и умения в области микробиологии и экологии.
2. Применить знания и умения на практике.
3. Помочь в профессиональной ориентации.
Задачи:
1. Изучить литературу по теме исследований воды на общее микробное число.
2. Освоить методику отбора воды для анализа на общее микробное число.
3. Освоить методику посева воды на общее микробное число.
4. Освоить работу с оборудованием, необходимым для данного анализа воды.
5. Сравнить количество микроорганизмов в воде разных источников и сделать вывод.
6. Помочь ученикам определять и формулировать цель деятельности.
7. Рекомендация источников получения информации и способы работы с ними.
8. Консультация и поддержка на разных этапах работы в проекте.
9. Создать условия для проявления активности и инициативности учащихся.
10. Координация процесса проектной деятельности.
11. Помощь в оценке и анализе результата проектной деятельности.
овательской работы учащиеся самостоятельно овладели новыми знаниями в сфере микробиологии и экологии.
2. Смогли применить эти знания на практике.
3. Освоили методику отбора пробы воды из разных источников.
4. Освоили методику посева воды на общее микробное число из разных источников.
5. Освоили методику подсчета количества колоний, выросших при посеве воды на ОМЧ из разных источников.
6. Научились сравнивать количество выросших колоний в разных источниках.
7. Делать выводы.
Методико-педагогические выводы
1. Учащиеся научились определять и формулировать цель деятельности.
2. Работать с различными источниками информации.
3. Применять на практике советы преподавателя.
4. Проявлять активность и заинтересованность при выполнении проекта,
В последнее время в наших школах встало во главе непрерывное самообразование. Такое образование необходимо, чтобы учащиеся могли и умели добывать знания самостоятельно из разных источников.
Все это подталкивает учащихся к саморазвитию, самосовершенствованию.
Они становятся высококвалифицированными, инициативными, более компетентными и мобильными. И для этого перед нашими школами стоит основная задача: помочь учащимся решать проблемы в любой сфере жизнедеятельности.
С введением ФГОС учителя начальных классов ведут большую работу по формированию метапредметных компетенций учащихся.
В. А. Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к непрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти...хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».
В современном мире перед школой стоит задача не передать знания ученикам, а научить их самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, оценивать свои достижения. То есть школьники должны самостоятельно научиться учиться и сами строить свой образовательный процесс.
Исследовательская и проектная деятельность в обучении стала очень актуальна. При помощи исследования и проекта можно реализовать в учащихся такие качества, как:
- Любознательность.
• Терпеливость.
• Коммуникабельность.
• Инициативность.
• Целеустремленность.
• Ответственность.
• Уверенность.
• Смелость.
• Отзывчивость.
• Независимость.
Мой исследовательский проект подтвердил эту теорию. Во время исследовательской работы дети проявили всю свою любознательность, желание научиться чему- то новому. Для школьников мой исследовательский проект стал маленьким научным открытием другого живого мира.
1. Алтынбаева Р. Р. Результаты экспериментальной работы по формированию ценностного отношения к природе у современных школьников // Научные высказывания, 2020, №9, С. 8-12.
2. Мареев И,А, Качество питьевой воды как глобальная экологическая проблема // Молодой ученый. 2020. № 50. С. 5-9,
3. Семерез А., Журахова М., Фомичева Ол. Проблемы и перспективы развития образования // Меркурий. 2012. № 3 С.10-15.
4. Ганиева Э.А. Проектно исследовательская деятельность обучающихся в современном образовательном пространстве // Мир науки. 2016. № 4. С.7- 12.
5. Поляничева Н. О. Роль проектной деятельности в достижении современных образовательных результатов // Молодой ученый. 2012. №8. С.11-16.
6. Быстрых В. В. Гигиеническая оценка влияния питьевой воды на здоровье населения // Гигиена и санитария. 2001. № 2. С. 20-22.
7. Муштавинская И. В., Сизова М.Б. Методические рекомендации для руководителей общеобразовательных организаций и методических объединений учителей по организации проектной деятельности в рамках реализации ФГОС среднего общего образования .2019, 51 с.
8. Основы санитарной и фармацевтической микробиологии: учебное пособие для студентов мед. вузов / под ред. Н. А. Правосудова, В.Л. Мельникова. Издательство ПГУ. 2014. 118 с.
9. СанПиН 2.1.4.1074-01. Библиографическая запись. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Введ. 2002-01-01 М., 2001, 59 с.
10. СанПиН 2.1.3684-21 Библиографическая запись.
"Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий", Введ, 2021- 03-01. М.,2021,66 с.
11. Региональные проблемы эколого-гигиенической безопасности условий питьевого водоснабжения / Л. В, Воробьева [и др,], Санкт- Петербург, 2001. 352 с.
12. Быстрых, В. В. Гигиеническая оценка влияния питьевой воды на здоровье населения. 2001. № 2. С.20-22.
13. Грейсер Е. Л., Иванова Н. Г. Пресные подземные воды: состояние и перспективы водоснабжения населенных пунктов и промышленных объектов. 2005. № 5. С. 36-42.
14. Зенин С. В. Структурное состояние воды как показатель ее качества // Мир науки. 2004. № 5. С.40-50.
15. Красовский Г. Н., Рахманин Ю. А., Егорова Н. А. Гигиенические основы формирования перечней показателей для оценки и контроля безопасности питьевой воды. 2010. № 4. С 8-12....40