Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РОЛЬ ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №16100

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
656
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА ИГРЫ 6
1.1. История происхождения и сущность игры 6
1.2. «Природа» игры 10
1.3. Классификация детских игр 12
ГЛАВА 2 . РОЛЬ ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 24
2.1. Особенности познавательного интереса детей дошкольного возраста 24
2.2. Опытно-экспериментальная работа по активизации познавательного интереса детей дошкольного возраста 33
2.1. Констатирующий эксперимент 34
2.2. Формирующий эксперимент 39
2.3. Контрольный эксперимент 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Вопрос полноценного развития познавательного интереса детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности.
Одним из приоритетных направлений в нашем дошкольном учреждении является развитие познавательного интереса детей. Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе.
Игра, как особый способ взаимодействия человека с миром рассматривалась еще выдающимися мыслителями - Платоном, Аристотелем, Ж.-Ж. Руссо и другими. Современные ученые исследовали психологию игры и ее влияние на развитие личности.
Перед началом работы по теме опыта мною изучены исследования психологов: Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, а также методические рекомендации ученых и педагогов: А.В. Запорожца, В.Н. Сенеренко, А.П. Усовой. Большое внимание в исследовании этих педагогов и психологов уделяется вопросам психологии дошкольника, даются практические рекомендации по развитию их познавательного интереса, рассматриваются принципы педагогической поддержки становления познавательной сферы дошкольника. В трудах педагогов - теоретиков Н.П. Аникеевой, Н.Ф. Губановой, А.И. Сорокина рассматриваются дидактические игры, как фактор, способствующий успешному усвоению ребенком новых знаний и закреплению уже полученных.
Занимая определенное место в жизни взрослых, для детей игра имеет особое значение. Принято называть ее «спутником детства». У детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетаясь с трудом и учением. Многие серьезные дела у ребенка приобретают форму игры. В нее вовлекается все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает, в процессе игры активно работают его воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.
В педагогике детская игра определяется как исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними.
Игра направлена на ориентировку в предметной и социальной действительности и ее познание. Она является социальной деятельностью и по своему происхождению, и по направленности, и по содержанию.
Познавательный интерес - избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес, становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит (поисковый характер). Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес - не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности.
Поэтому проблема «возможности игр для формирования познавательного интереса детей дошкольного возраста» является актуальной. И мы в своей исследовательской работе будем решать данную проблему.
Тема нашего исследования: «Роль игры для формирования познавательного интереса детей дошкольного возраста».
Проблема исследования: Каковы возможности игр для формирования познавательного интереса детей дошкольного возраста?
Цель исследования: анализ формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
Область исследования: Педагогика.
Объект исследования: познавательное развитие детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: Мы считаем, что игры являются средствами формирования познавательного интереса детей дошкольного возраста..
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования решались следующие задачи:
1. Охарактеризовать теоретическое состояние проблемы формирования познавательного интереса в дошкольном возрасте.
2. Изучить особенности познавательного интереса детей дошкольного возраста в процессе дидактических игр.
3. Разработать и экспериментально проверить эффективность методики развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры.
4 . Выявить значение игры для формирования познавательного интереса детей дошкольного возраста.
Методологической основой исследования являлись концептуальные положения философских, психолого-педагогических теорий:
- теории системного изучения психолого-педагогического явления, позволяющего выявлять интегративные системные свойства и качественные характеристики познавательного интереса (Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин и др.);
- теории деятельностного подхода, позволяющего рассматривать деятельность, как средство становления и развития субъектности ребенка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.)
Теоретическую основу исследования составили:
- культурно-историческая теория развития психики ребенка (Л.С. Выготский);
- теоретические положения отечественных педагогов и психологов о развитии личности в онтогенезе (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, А.А. Люблинская);
- теоретические положения развития познавательного интереса (Г.И. Щукина, Н.Г. Морозова).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В работе мы изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования познавательного интереса у детей. Глубже разобрались, в сущности, и структуре познавательного интереса и выяснили, что, в процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.
Провели опытно-экспериментальную работу по формированию познавательного интереса детей дошкольного возраста и выяснили, что у детей познавательный интерес неустойчив. Это свидетельствовало о необходимости целенаправленной педагогической работы по формированию познавательного интереса у детей дошкольного возраста..
На основании проведенной работы мы смогли убедиться в том, что игры формируют познавательный интерес дошкольников. И мы считаем, что достигли цели исследования: изучить формирование познавательного интереса детей дошкольного возраста.
Потому что, мы получили в контрольном эксперименте более высокий уровень результатов.
Мы считаем, что в исследовательской работе доказали поставленную гипотезу: игры являются средствами формирования познавательного интереса детей дошкольного возраста..



1. Белошистая, А. В. Развитие математических способностей дошкольников : вопросы теории и практики / А. В. Белошистая. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. - 352 с.
2. Волостникова А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. - М., 1994. - 832 с.
3. Герасимов С. В. Познавательная активность и понимание // Вопросы психологии. - 1994. - № 3.- 229-293 с.
4. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. - М. : Логос, 2004. - 384 с.
5. Игры и игровые упражнения: пособие для прак. работников ДОУ / Г. С. Швайко; [под ред. В. В. Гербовой]. - 4-е изд. - М.: Айрис - пресс, 2007. - 297-303 с.
12. Истоки: Базисная программа развития ребенка дошкольника / Под ред. Л. А. Парамонова и др. - М.: Радуга, 1997. - 382с.
13. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М.: Педагогика, 1991. - 64-66 с.
14. Кудинов С. И., Козлова Е. В. Психология младшего школьника. - Бийск, 2001. - 183-185 с.
15. Марцинковская, Т. Д. Детская практическая психология / Т. Д. Марцинковская. - М. : Гардарики, 2000. - 255 с.
16. Начарова О. В. Конспекты познавательных игр для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика - 2008. - 345 с.
17.Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 231 с.
18. Педагогика : учеб, пособие для студ. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин и [др.]. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Школа - Пресс, 2000. - 512 с.
19. Первушина, В. Е. Способности ребенка. Как выявить и проявить? /
В. Е. Первушина. - СПб. : Вектор, 2007. - 287 с.
20. Проблемы дошкольной игры. / Под. ред.: Н. Н. Подьякова, Н. Я. Михайленко, 2000. - 65-70 с.
21. Рубенштейн С. Л. Вопросы общей психологии. - СПб.: Питер, 2005.¬453 с.
22. Сиденко, А. В. Игровой подход в обучении / А. В. Сиденко // Народное образование, 2000. - № 8. - 14 - 19 с.
23. Смирнова Е. О. , Губарева О. В. Игра и произвольность у современных дошкольников // Вопросы психологии - 2004. - 98¬115с.
24. Совершенствование педагогического процесса посредством игры в детском саду. Межвузовский сборник научных трудов. - М.: «Прометей», 1993.-85 с.
25. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания
и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. -254 с.
26. Шаталов, Г. С. Способы повышения мотивации обучения / Г. С. Шаталов // Математика. Приложение к газете «Первое сентября», 2003. - № 23. - С. 41 - 45 с.
27. Шишкина В. А. Движение + движения. : Книга для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1992.-77 с.
28. Щедровицкий, Г. П. Методические замечания к педагогическим исследованиям игры / Г. П. Щедровицкий // Психология и педагогика игры дошкольников. - М.: Просвещение, 2003. - 164 с.
29.Эльконин Д. Б. Психология игры - М.: Дрофа, 2008.-85-98 с. 30.Эльконин, Д. Б. Возрастные возможности усвоения знаний / Д. Б.Эльконин, В. В. Давыдов. - М.: Просвещение, 2004. - 384 с.
31. Юрченко Е. М. Вся жизнь - игра. Развивающие игры и упражнения для детей шести лет [Текст] - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008 - 121- 130с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ