Введение
I. Устойчивость восточной цивилизации
II. Связь общества с природой
III. Социальные структуры Востока
Заключение
Список использованной литературы
О, Запад есть Запад,
Восток есть Восток,
и с мест они не сойдут,
Пока не предстанут
Небо с Землей на страшный
Господень суд.
Редьярд Киплинг
На протяжении многих веков Восток и Запад воспринимались как две полные противоположности, как олицетворения косности и прогресса, застоя и динамики, деспотизма и свободы.
В последнее время историки все чаще обращаются к проблеме «отставания» и «застойности» Востока, пересматривая устоявшиеся, прочно укоренившиеся в сознании клише. Действительно, насколько «отсталым» был Восток? Во всех ли областях и всегда ли опережала его Европа?
Средневековой Восток являлся для европейцев символом богатства и утонченной роскоши. Жизненный уровень там, вплоть до конца XVIII в., был значительно выше, чем на Западе, города по своей численности превосходили европейские. В Лондоне, Париже, Венеции и Флоренции – самых крупных городах Запада – в XIII в. проживало примерно по 100 тыс. человек, в то время как в Китае уже в XI в. были города с населением от полумиллиона до миллиона человек, на арабском Востоке – до 300–400 тысяч. Вполне понятно, что соплеменники знаменитого венецианского купца Марко Поло (XIII в.), прожившего много лет в Китае, не верили его рассказам о великолепных огромных городах, между которыми происходили прямые, как стрелы, мощные дороги, обсаженные деревьями, о постоялых дворах, где в полной готовности содержалось около 400 лошадей, о хлебных амбарах, куда ссыпалось зерно, чтобы в годы неурожая распределять его среди населения, о гигантских базарах, вмещающих до 50 тыс. человек. Все это настолько расходилось с тогдашней европейской деятельностью, что путешественник прослыл фантазером. В крупных городах Востока развивалось ремесло, достигшее очень высокого для средневековья уровня.
Европа покупала на Востоке шелк, фарфор, оружие, пряности, но долгое время она мало что могла предложить взамен. Когда в 1793 г. в Китай прибыла официальная миссия из Англии с предложением о торговле, император гордо ответил, что его страна не нуждается в ан-глийских изделиях. И в общем, это вполне соответствовало истине.
Между тем жизнь средневекового Востока была неспокойна. Его политическая карта, особенно со времени появления исламской циви-лизации, многократно перекраивалась. Распадались старые империи, и на их месте возникали новые государства. Орды кочевников разрушали древние очаги культуры, ставя под угрозу само существование ци-вилизации.
История всех средневековых цивилизаций имеет много общих черт, но вместе с тем именно в ту эпоху особенно отчетливо определяется их разнообразие. Восток отнюдь не представлял собой единого целого: огромная пропасть разделяла кочевые племена и оседлые культуры, различны были исторические пути древних цивилизаций (индийской и китайской) и более молодых, появившихся к VI–VII вв. н.э. (арабской и японской). Их неповторимое своеобразие складывалось под влиянием множества факторов, среди которых важнейшую роль играли религии спасения и выработанные ими системы ценностей, влиявшие на государственность, официальную идеологию, миросозерцание людей и их поведение, трудовую этику и т.д.
Говорить об особенностях Востока можно бесконечно. Здесь мы имеем возможности дать сколько-нибудь полную их характеристику. Поэтому можно вполне подвести итоги всего вышеизложенного.
Столкновения с варварскими народами не разрушили жизнеспо-собность восточной цивилизации. Она защищалась от них пассивно, поглощая и переустраивая их жизнь на свой лад.
Цели выбранного мною реферата – это углубить знания об истории. Я хочу узнать, как развивалась история наших предков, об их жизни, обычаях, традициях. Как происходило развитие всех других экономических и политических сфер.
1. В.М. Хачатурян. История мировых цивилизаций. 10–11 классы. М.: Дрофа, 2001.
2. Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова. Основы современной ци-вилизации. Для 11 класса средней школы. М.: Просвещение, 1992.