Теоретические аспекты адаптации клиентов учреждений социальной защиты к социальному обслуживанию
|
Введение 3
Глава 1. Научные основания адаптации клиентов учреждений социальной защиты населения к социальному обслуживанию 8
1.1. Теоретические подходы к анализу социальной адаптации 8
1.2. Основные компоненты системы социального обслуживания
клиентов учреждений социальной защиты населения 15
1.3. Особенности адаптации клиентов учреждений социальной защиты
населения к социальному обслуживанию 23
Глава 2. Теоретические аспекты реализации социальных технологий адаптации клиентов учреждений социальной защиты к социальному обслуживанию 29
2.1. Модели адаптации и адаптивные стратегии, реализуемые в процессе
взаимодействия клиента и специалиста по социальной работе 29
2.2. Основные направления социальной адаптации клиентов учреждений
социальной защиты к социальному обслуживанию 40
2.3. Теоретический анализ приемов и методов социальной адаптации,
применяемых в практической социальной работе 53
Заключение 60
Список литературы 66
Глава 1. Научные основания адаптации клиентов учреждений социальной защиты населения к социальному обслуживанию 8
1.1. Теоретические подходы к анализу социальной адаптации 8
1.2. Основные компоненты системы социального обслуживания
клиентов учреждений социальной защиты населения 15
1.3. Особенности адаптации клиентов учреждений социальной защиты
населения к социальному обслуживанию 23
Глава 2. Теоретические аспекты реализации социальных технологий адаптации клиентов учреждений социальной защиты к социальному обслуживанию 29
2.1. Модели адаптации и адаптивные стратегии, реализуемые в процессе
взаимодействия клиента и специалиста по социальной работе 29
2.2. Основные направления социальной адаптации клиентов учреждений
социальной защиты к социальному обслуживанию 40
2.3. Теоретический анализ приемов и методов социальной адаптации,
применяемых в практической социальной работе 53
Заключение 60
Список литературы 66
Социальная работа непосредственно связана с оказанием содействия гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в их адаптации к изменившимся условиям окружающей среды.
Теория социальной работы исходит из того, что адаптация клиентов учреждений социальной защиты является одним из эффективных средств и перспективных направлений практической социальной работы с различными категориями граждан, а также способом оптимизации социальной среды, которая их окружает.
В настоящее время существуют различные направления адаптивной работы с клиентами социальной работы, которые предполагают, с точки зрения их содержания, соответствующее научное обоснование и интерпретацию в теории социальной работы.
Адаптация понимается как приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. В связи с тем, что непосредственное понимание термина адаптация означает приспособление человека как биологического организма к физической среде, в рамках нашего диссертационного исследования логичным будет сделать акцент на понятии социальной адаптации как характеристики вхождения личности в социокультурную среду и освоения новых знаний, норм и ценностей для успешного функционирования в окружающей системе.
Социальная адаптация имеет ключевое значение в теории и практике социальной работы так как, с одной стороны она описывает процессы взаимодействия клиента с социальной средой, а с другой стороны, расценивается как определенный результат социальной деятельности. Этот результат может рассматриваться как критерий эффективности самой социальной работы.
Социальная работа как адаптивная технология направлена на социализацию людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. При этом важная роль в данном процессе принадлежит созданию условий необходимых для полной интеграции в окружение людей, испытывающих определенную степень дезадаптации и депривации [10, с. 85].
Деятельность по проведению социальной адаптации клиентов, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется в системе социального обслуживания населения. В рамках этой системы нуждающимся гражданам предоставляются социально-бытовые, социально-медицинские, психолого-педагогические, социально-правовые услуги, а также при необходимости материальная помощь.
К основным категориям клиентов учреждений социальной защиты населения, нуждающихся в социальной адаптации, относятся лица с ограниченными возможностями здоровья; граждане пожилого возраста; дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; семьи с детьми; малообеспеченные граждане; лица без определенного места жительства, а также много других, менее массовых социальных категорий. В целях роста их социальной адаптированности в отечественной системе социального обслуживания функционирует развитая сеть учреждений социальной защиты населения, в которой наиболее массово представлены такие учреждения, как центры социального обслуживания пожилых и инвалидов; дома-интернаты для пожилых и инвалидов; психоневрологические интернаты; центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для инвалидов; центры социальной адаптации бездомных и т.д. [34, с. 121].
В процессе адаптации клиентов учреждений социальной защиты к социальному обслуживанию проводится комплексная оценка трудной жизненной ситуации клиента и учет его физиологических и социальнопсихологических характеристик, а также применяется необходимый комплекс приемов и методов для эффективного функционирования индивида в системе социальных связей и отношений. Важная роль в данном процессе отводится клиенту, его готовности стать на новый путь, изменить себя, выбрать новые ценностные ориентиры.
Социальная адаптация происходит быстрее, когда социальное окружение, социальные службы оказывают содействие в реализации потребностей и стремлений личности, а также способствует раскрытию и развитию ее индивидуальности. Успешная социальная адаптация клиентов учреждений социальной защиты населения - одно из главных условий поддержания высокого качества их жизни [6, с. 130].
Таким образом, социальная работа как профессиональная деятельность способствует социальной адаптации людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и создает условия, обеспечивающие их интеграцию в общество. Результатом процесса социальной адаптации является развитие у человека способности к самоконтролю, установление и расширение социальных связей.
Актуальность исследования проблем адаптации в целом и социальной адаптации клиентов социальных служб в частности осознается в трудах отечественных и зарубежных исследователей.
Определением теоретических подходов к анализу адаптации занимались такие ученые как П.Д. Павленок, Н.Л. Кириллова, В.Н. Муха, О.С. Назаревич, П.С. Кузнецов и др.
Основные компоненты системы социального обслуживания клиентов учреждений социальной защиты населения рассматривались в трудах Л.Н. Шипулиной, Н.М. Шакировой, И.М. Невлевой, Л.В. Соловьевой и др.
Проблемы и особенности адаптации клиентов социальной работы рассматривали Э. Берн, А.А. Налчаджян, Ф.Р. Абдрахманова, Н.О. Борисенко, В.Г. Кобелева, Д. Майерс, А.А. Реан, С.И. Розум, М.В. Ростовцева, Н.А. Хохрина и др.
Основные модели адаптации и адаптивные стратегии личности представлены в трудах Р.К. Мертона, З. Фрейд, Д.В. Лукашенко, И.С. Романычева, Н.А. Феоктистовой и др.
Н.Ф. Басов, М.А. Болдина, Е.В. Деева, Р.А. Литвак, Т.А. Калугина, Н.А. Соколова, Т.А. Ушакова, Н.Н. Хвоин и др. в своих работах анализировали основные направления социальной адаптации личности, попавшей в трудную жизненную ситуацию.
H. Н. Мельникова, Г.П. Юркевич, А.В. Сидоренков, Е.С. Коваль, П.С. Кузнецов рассматривали применение приемов и методов адаптации в практической социальной работе.
Таким образом, целью магистерской диссертации является определение теоретических аспектов адаптации клиентов учреждений социальной защиты населения к социальному обслуживанию.
Задачи исследования:
I. проанализировать теоретические подходы к анализу социальной адаптации;
2. рассмотреть основные компоненты системы социального обслуживания клиентов учреждений социальной защиты;
3. выявить особенности адаптации клиентов учреждений социальной защиты населения к социальному обслуживанию;
4. исследовать основные модели адаптации и адаптивные стратегии, реализуемые в процессе взаимодействия клиента и специалиста по социальной работе;
5. определить основные направления социальной адаптации клиентов учреждений социальной защиты к социальному обслуживанию;
6. провести теоретический анализ приемов и методов социальной адаптации, применяемых в практической социальной работе.
Объектом исследования являются научные основания адаптации клиентов социальной работы к социальному обслуживанию.
Предмет исследования - теоретические аспекты реализации технологий социальной адаптации клиентов учреждений социальной защиты населения к социальному обслуживанию.
Гипотезой магистерской диссертации является - исследование проблем адаптации клиентов учреждений социальной защиты занимает одно из ключевых направлений в теории социальной работы в связи с универсальностью и эффективностью применения технологий адаптации в практике социальной работы. Применение технологий адаптации в практической социальной работе предусматривает овладение клиентом необходимыми моделями адаптации и адаптивными стратегиями, а также конкретными навыками социального взаимодействия в какой-либо среде.
Методологическую основу нашего исследования составляют теоретические методы исследования, а именно анализ, обобщение, сравнение, синтез.
Теория социальной работы исходит из того, что адаптация клиентов учреждений социальной защиты является одним из эффективных средств и перспективных направлений практической социальной работы с различными категориями граждан, а также способом оптимизации социальной среды, которая их окружает.
В настоящее время существуют различные направления адаптивной работы с клиентами социальной работы, которые предполагают, с точки зрения их содержания, соответствующее научное обоснование и интерпретацию в теории социальной работы.
Адаптация понимается как приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. В связи с тем, что непосредственное понимание термина адаптация означает приспособление человека как биологического организма к физической среде, в рамках нашего диссертационного исследования логичным будет сделать акцент на понятии социальной адаптации как характеристики вхождения личности в социокультурную среду и освоения новых знаний, норм и ценностей для успешного функционирования в окружающей системе.
Социальная адаптация имеет ключевое значение в теории и практике социальной работы так как, с одной стороны она описывает процессы взаимодействия клиента с социальной средой, а с другой стороны, расценивается как определенный результат социальной деятельности. Этот результат может рассматриваться как критерий эффективности самой социальной работы.
Социальная работа как адаптивная технология направлена на социализацию людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. При этом важная роль в данном процессе принадлежит созданию условий необходимых для полной интеграции в окружение людей, испытывающих определенную степень дезадаптации и депривации [10, с. 85].
Деятельность по проведению социальной адаптации клиентов, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется в системе социального обслуживания населения. В рамках этой системы нуждающимся гражданам предоставляются социально-бытовые, социально-медицинские, психолого-педагогические, социально-правовые услуги, а также при необходимости материальная помощь.
К основным категориям клиентов учреждений социальной защиты населения, нуждающихся в социальной адаптации, относятся лица с ограниченными возможностями здоровья; граждане пожилого возраста; дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; семьи с детьми; малообеспеченные граждане; лица без определенного места жительства, а также много других, менее массовых социальных категорий. В целях роста их социальной адаптированности в отечественной системе социального обслуживания функционирует развитая сеть учреждений социальной защиты населения, в которой наиболее массово представлены такие учреждения, как центры социального обслуживания пожилых и инвалидов; дома-интернаты для пожилых и инвалидов; психоневрологические интернаты; центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для инвалидов; центры социальной адаптации бездомных и т.д. [34, с. 121].
В процессе адаптации клиентов учреждений социальной защиты к социальному обслуживанию проводится комплексная оценка трудной жизненной ситуации клиента и учет его физиологических и социальнопсихологических характеристик, а также применяется необходимый комплекс приемов и методов для эффективного функционирования индивида в системе социальных связей и отношений. Важная роль в данном процессе отводится клиенту, его готовности стать на новый путь, изменить себя, выбрать новые ценностные ориентиры.
Социальная адаптация происходит быстрее, когда социальное окружение, социальные службы оказывают содействие в реализации потребностей и стремлений личности, а также способствует раскрытию и развитию ее индивидуальности. Успешная социальная адаптация клиентов учреждений социальной защиты населения - одно из главных условий поддержания высокого качества их жизни [6, с. 130].
Таким образом, социальная работа как профессиональная деятельность способствует социальной адаптации людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и создает условия, обеспечивающие их интеграцию в общество. Результатом процесса социальной адаптации является развитие у человека способности к самоконтролю, установление и расширение социальных связей.
Актуальность исследования проблем адаптации в целом и социальной адаптации клиентов социальных служб в частности осознается в трудах отечественных и зарубежных исследователей.
Определением теоретических подходов к анализу адаптации занимались такие ученые как П.Д. Павленок, Н.Л. Кириллова, В.Н. Муха, О.С. Назаревич, П.С. Кузнецов и др.
Основные компоненты системы социального обслуживания клиентов учреждений социальной защиты населения рассматривались в трудах Л.Н. Шипулиной, Н.М. Шакировой, И.М. Невлевой, Л.В. Соловьевой и др.
Проблемы и особенности адаптации клиентов социальной работы рассматривали Э. Берн, А.А. Налчаджян, Ф.Р. Абдрахманова, Н.О. Борисенко, В.Г. Кобелева, Д. Майерс, А.А. Реан, С.И. Розум, М.В. Ростовцева, Н.А. Хохрина и др.
Основные модели адаптации и адаптивные стратегии личности представлены в трудах Р.К. Мертона, З. Фрейд, Д.В. Лукашенко, И.С. Романычева, Н.А. Феоктистовой и др.
Н.Ф. Басов, М.А. Болдина, Е.В. Деева, Р.А. Литвак, Т.А. Калугина, Н.А. Соколова, Т.А. Ушакова, Н.Н. Хвоин и др. в своих работах анализировали основные направления социальной адаптации личности, попавшей в трудную жизненную ситуацию.
H. Н. Мельникова, Г.П. Юркевич, А.В. Сидоренков, Е.С. Коваль, П.С. Кузнецов рассматривали применение приемов и методов адаптации в практической социальной работе.
Таким образом, целью магистерской диссертации является определение теоретических аспектов адаптации клиентов учреждений социальной защиты населения к социальному обслуживанию.
Задачи исследования:
I. проанализировать теоретические подходы к анализу социальной адаптации;
2. рассмотреть основные компоненты системы социального обслуживания клиентов учреждений социальной защиты;
3. выявить особенности адаптации клиентов учреждений социальной защиты населения к социальному обслуживанию;
4. исследовать основные модели адаптации и адаптивные стратегии, реализуемые в процессе взаимодействия клиента и специалиста по социальной работе;
5. определить основные направления социальной адаптации клиентов учреждений социальной защиты к социальному обслуживанию;
6. провести теоретический анализ приемов и методов социальной адаптации, применяемых в практической социальной работе.
Объектом исследования являются научные основания адаптации клиентов социальной работы к социальному обслуживанию.
Предмет исследования - теоретические аспекты реализации технологий социальной адаптации клиентов учреждений социальной защиты населения к социальному обслуживанию.
Гипотезой магистерской диссертации является - исследование проблем адаптации клиентов учреждений социальной защиты занимает одно из ключевых направлений в теории социальной работы в связи с универсальностью и эффективностью применения технологий адаптации в практике социальной работы. Применение технологий адаптации в практической социальной работе предусматривает овладение клиентом необходимыми моделями адаптации и адаптивными стратегиями, а также конкретными навыками социального взаимодействия в какой-либо среде.
Методологическую основу нашего исследования составляют теоретические методы исследования, а именно анализ, обобщение, сравнение, синтез.
Современные исследователи в области теории социальной работы отводят значительное место понятию адаптации и реализации положений теории адаптации в практической социальной работе с различными категориями клиентов учреждений социальной защиты населения.
Первоначально адаптация рассматривалась как приспособление человека к условиям среды. Однако в последующем это понятие дополнилось и расширилось социальной составляющей и стало характеризоваться гармоничным взаимодействием личности и социальной среды.
В контексте теории социальной работы необходимо рассматривать этот процесс как, во-первых, структурно и процессуально-организованный, во- вторых, как процесс преимущественно активного социального приспособления. Он предусматривает овладение моделями адаптации, а также конкретными навыками социального взаимодействия в какой-либо среде.
Теорию социальной работы интересуют факторы и механизмы, стратегии и уровни адаптации, а также особенности адаптации разных категорий клиентов учреждений социальной защиты населения.
Структура нашего диссертационного исследования состоит из введения двух глав заключения и списка литературы. Первая глава представляет собой исследование научных оснований адаптации клиентов учреждений социальной защиты населения к социальному обслуживанию, а именно в рамках данной главы рассмотрены теоретические подходы к анализу социальной адаптации, основные компоненты системы социального обслуживания клиентов учреждений социальной защиты населения, а также особенности адаптации клиентов к социальному обслуживанию.
Во второй главе магистерской диссертации представлены теоретические основы реализации социальных технологий адаптации клиентов учреждений социальной защиты к социальному обслуживанию. Данная глава содержит в себе анализ основных теоретических моделей адаптации, адаптивные стратегии, реализуемые в процессе взаимодействия клиента и специалиста по социальной работе. Помимо этого во второй главе диссертации определены основные направления адаптации клиентов учреждений социальной защиты к социальному обслуживанию, а также приемы и методы социальной адаптации, применяемые в практической социальной работе.
В ходе написания магистерской диссертации мы установили, что социальная адаптация имеет ключевое значение в теории и практике социальной работы так как, с одной стороны она описывает, процессы взаимодействия клиента с социальной средой, а с другой стороны, расценивается как определенный результат социальной деятельности. Этот результат может рассматриваться как критерий эффективности самой социальной работы.
Теория социальной работы исходит из положения, что адаптация клиентов учреждений социальной защиты к социальному обслуживанию является одним из эффективных средств и перспективных направлений практической социальной работы с различными категориями клиентов, а также способом оптимизации социальной среды, которая их окружает.
В настоящее время существуют различные направления адаптивной работы с клиентами социальной работы, которые предполагают, с точки зрения их содержания, соответствующее научное обоснование и интерпретацию в теории социальной работы.
Социальная работа как адаптивная технология направлена на социализацию людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. При этом важная роль в данном процессе принадлежит созданию условий необходимых для полной интеграции в окружение людей, испытывающих определенную степень дезадаптации и депривации.
По результатам первой главы магистерской диссертации нами было установлено, что понятие адаптации является междисциплинарным и как следствие в научной литературе по теме исследования отсутствует единое понятие данного процесса. Причина этого лежит в сложности и многомерности самого понятия, которое одновременно отражает процесс приспособления индивида к определенным условиям, и результат этого процесса.
Необходимо отметить, что применительно к исследованию приспособления человека к социальной среде в научной литературе используется понятие социальной адаптации, понимаемое как интеграцию личности в социальную среду, постепенное усвоение ею социальных норм и ролей, а также овладение соответствующими формами и средствами деятельности путем использования принятых способов социального поведения.
Помимо этого были определены основные теоретические подходы к социальной адаптации, которые помогли более детально изучить основные компоненты процесса адаптации. Проведенный обзор теоретических подходов к адаптации показывает, что процесс адаптации следует рассматривать как с позиций личности, так и с позиций социальной группы и социума в целом.
В итоге социальная адаптация в целом, представляет собой процесс взаимодействия и взаимовлияния адаптанта и адаптирующей среды, в результате которого происходит их развитие, возникает равновесие и удовлетворяются потребности, как адаптанта, так и социальной среды.
Применительно к социальной работе адаптация понимается последовательность действий и способов взаимодействия специалиста по социальной работе и клиента в конкретных формах организации социальной работы, обеспечивающая развитие умения клиента преобразовывать, или устранять проблемную ситуацию.
Клиенты учреждений социальной защиты характеризуются комплексом специфических, социально-психологических, индивидуальных особенностей, связанных с нарушением здоровья и социальной дисфункцией. В связи, с чем каждый клиент нуждается в квалифицированной помощи по социальной адаптации со стороны специалистов по социальной работе, которая позволит устранить или снизить уровень социальной неудовлетворенности.
Подобная деятельность проводится в рамках социального обслуживания клиентов, представляющего собой социальную деятельность, направленную на удовлетворение социальных потребностей различных категорий населения. Цель данной деятельности состоит в создании условий для граждан, позволяющих находиться в привычной для них среде, поддержании их личностного и социального статуса, защите прав и интересов.
Помимо этого нами были определены основные принципы социального обслуживания, виды социальных услуг, а также типы учреждений социальной защиты населения и основные категории клиентов.
Теоретические подходы к определению адаптации и выявление основных компонентов социального обслуживания клиентов, позволило нам определить особенности адаптации клиентов учреждений социальной защиты к социальному обслуживанию.
Установлено, что подготовка клиента к социальной адаптации достигается через обучение определенному поведению и освоение различных социальных ролей в деятельности, которая организуется специалистами учреждения социального обслуживания населения.
Поэтому важным внешним условием, характерным для учреждения социальной защиты, является создание в процессе совместной деятельности практических ситуаций, позволяющих клиенту проявить себя в социальной роли взрослого (Э. Берну). Данное состояние предполагает умение контролировать ситуацию, способность в ней разобраться и дать оценку, компетентность, независимость и умение быть объективным. Идентифицируя себя с социальной ролью взрослого, клиент дополняет свои способности, приобретает новый социальный опыт поведения, умения и навыки, которые развивают в нем социально-психологическую адаптированность.
Социальная адаптация предусматривает применение адресного подхода с комплексной оценкой трудной жизненной ситуации клиента и учетом его индивидуальных психологических характеристик. Применение этой технологии почти всегда означает использование всего комплекса средств внешней среды - окружения клиента, работы различных служб и т.п., в деле достижения полноценного социального функционирования клиента в системе социальных связей и отношений. Применение технологии социальной адаптации в работе с различными клиентами требует достоверных знаний об их социально-психологических особенностях, мотивации, ценностных ориентирах, физиологических возможностях.
Необходимо отметить, что немаловажная роль в этом процессе отводится самому клиенту, его готовности изменить себя, выработать новую жизненную позицию. То есть процесс социальной адаптации выстраивается на активном использовании субъективных и объективных факторов жизнедеятельности человека. Повышение степени адаптированности индивида приводит к более уверенному противодействию различным негативным влияниям и росту возможностей самореализации.
В процессе написания второй главы магистерской диссертации были определены основные теоретические модели социальной адаптации клиентов социальной работы, представляющие собой определенное поведение или тактику приспосабливания личности в конкретной ситуации.
Модель социальной адаптации подразумевает стремление клиента вырабатывать определенные адаптивные стратегии для успешного функционирования в необходимой социальной среде. Наиболее благоприятной моделью адаптации для клиентов учреждений социальной защиты населения является конформная модель, позволяющая свести к минимуму проявления социальной дезадаптации личности, а наиболее оптимальной и эффективной адаптивной стратегией является активноконструктивная, которая позволяет плодотворно развиваться как самому клиенту, так и среде, с которой он взаимодействует. В процессе такого приспособления у клиента формируется адаптивная модель, по средствам которой он достигает состояния адаптированности в конкретных параметрах
среды и может с ней активно взаимодействовать, что в свою очередь способствует их взаимному преобразованию....
Первоначально адаптация рассматривалась как приспособление человека к условиям среды. Однако в последующем это понятие дополнилось и расширилось социальной составляющей и стало характеризоваться гармоничным взаимодействием личности и социальной среды.
В контексте теории социальной работы необходимо рассматривать этот процесс как, во-первых, структурно и процессуально-организованный, во- вторых, как процесс преимущественно активного социального приспособления. Он предусматривает овладение моделями адаптации, а также конкретными навыками социального взаимодействия в какой-либо среде.
Теорию социальной работы интересуют факторы и механизмы, стратегии и уровни адаптации, а также особенности адаптации разных категорий клиентов учреждений социальной защиты населения.
Структура нашего диссертационного исследования состоит из введения двух глав заключения и списка литературы. Первая глава представляет собой исследование научных оснований адаптации клиентов учреждений социальной защиты населения к социальному обслуживанию, а именно в рамках данной главы рассмотрены теоретические подходы к анализу социальной адаптации, основные компоненты системы социального обслуживания клиентов учреждений социальной защиты населения, а также особенности адаптации клиентов к социальному обслуживанию.
Во второй главе магистерской диссертации представлены теоретические основы реализации социальных технологий адаптации клиентов учреждений социальной защиты к социальному обслуживанию. Данная глава содержит в себе анализ основных теоретических моделей адаптации, адаптивные стратегии, реализуемые в процессе взаимодействия клиента и специалиста по социальной работе. Помимо этого во второй главе диссертации определены основные направления адаптации клиентов учреждений социальной защиты к социальному обслуживанию, а также приемы и методы социальной адаптации, применяемые в практической социальной работе.
В ходе написания магистерской диссертации мы установили, что социальная адаптация имеет ключевое значение в теории и практике социальной работы так как, с одной стороны она описывает, процессы взаимодействия клиента с социальной средой, а с другой стороны, расценивается как определенный результат социальной деятельности. Этот результат может рассматриваться как критерий эффективности самой социальной работы.
Теория социальной работы исходит из положения, что адаптация клиентов учреждений социальной защиты к социальному обслуживанию является одним из эффективных средств и перспективных направлений практической социальной работы с различными категориями клиентов, а также способом оптимизации социальной среды, которая их окружает.
В настоящее время существуют различные направления адаптивной работы с клиентами социальной работы, которые предполагают, с точки зрения их содержания, соответствующее научное обоснование и интерпретацию в теории социальной работы.
Социальная работа как адаптивная технология направлена на социализацию людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. При этом важная роль в данном процессе принадлежит созданию условий необходимых для полной интеграции в окружение людей, испытывающих определенную степень дезадаптации и депривации.
По результатам первой главы магистерской диссертации нами было установлено, что понятие адаптации является междисциплинарным и как следствие в научной литературе по теме исследования отсутствует единое понятие данного процесса. Причина этого лежит в сложности и многомерности самого понятия, которое одновременно отражает процесс приспособления индивида к определенным условиям, и результат этого процесса.
Необходимо отметить, что применительно к исследованию приспособления человека к социальной среде в научной литературе используется понятие социальной адаптации, понимаемое как интеграцию личности в социальную среду, постепенное усвоение ею социальных норм и ролей, а также овладение соответствующими формами и средствами деятельности путем использования принятых способов социального поведения.
Помимо этого были определены основные теоретические подходы к социальной адаптации, которые помогли более детально изучить основные компоненты процесса адаптации. Проведенный обзор теоретических подходов к адаптации показывает, что процесс адаптации следует рассматривать как с позиций личности, так и с позиций социальной группы и социума в целом.
В итоге социальная адаптация в целом, представляет собой процесс взаимодействия и взаимовлияния адаптанта и адаптирующей среды, в результате которого происходит их развитие, возникает равновесие и удовлетворяются потребности, как адаптанта, так и социальной среды.
Применительно к социальной работе адаптация понимается последовательность действий и способов взаимодействия специалиста по социальной работе и клиента в конкретных формах организации социальной работы, обеспечивающая развитие умения клиента преобразовывать, или устранять проблемную ситуацию.
Клиенты учреждений социальной защиты характеризуются комплексом специфических, социально-психологических, индивидуальных особенностей, связанных с нарушением здоровья и социальной дисфункцией. В связи, с чем каждый клиент нуждается в квалифицированной помощи по социальной адаптации со стороны специалистов по социальной работе, которая позволит устранить или снизить уровень социальной неудовлетворенности.
Подобная деятельность проводится в рамках социального обслуживания клиентов, представляющего собой социальную деятельность, направленную на удовлетворение социальных потребностей различных категорий населения. Цель данной деятельности состоит в создании условий для граждан, позволяющих находиться в привычной для них среде, поддержании их личностного и социального статуса, защите прав и интересов.
Помимо этого нами были определены основные принципы социального обслуживания, виды социальных услуг, а также типы учреждений социальной защиты населения и основные категории клиентов.
Теоретические подходы к определению адаптации и выявление основных компонентов социального обслуживания клиентов, позволило нам определить особенности адаптации клиентов учреждений социальной защиты к социальному обслуживанию.
Установлено, что подготовка клиента к социальной адаптации достигается через обучение определенному поведению и освоение различных социальных ролей в деятельности, которая организуется специалистами учреждения социального обслуживания населения.
Поэтому важным внешним условием, характерным для учреждения социальной защиты, является создание в процессе совместной деятельности практических ситуаций, позволяющих клиенту проявить себя в социальной роли взрослого (Э. Берну). Данное состояние предполагает умение контролировать ситуацию, способность в ней разобраться и дать оценку, компетентность, независимость и умение быть объективным. Идентифицируя себя с социальной ролью взрослого, клиент дополняет свои способности, приобретает новый социальный опыт поведения, умения и навыки, которые развивают в нем социально-психологическую адаптированность.
Социальная адаптация предусматривает применение адресного подхода с комплексной оценкой трудной жизненной ситуации клиента и учетом его индивидуальных психологических характеристик. Применение этой технологии почти всегда означает использование всего комплекса средств внешней среды - окружения клиента, работы различных служб и т.п., в деле достижения полноценного социального функционирования клиента в системе социальных связей и отношений. Применение технологии социальной адаптации в работе с различными клиентами требует достоверных знаний об их социально-психологических особенностях, мотивации, ценностных ориентирах, физиологических возможностях.
Необходимо отметить, что немаловажная роль в этом процессе отводится самому клиенту, его готовности изменить себя, выработать новую жизненную позицию. То есть процесс социальной адаптации выстраивается на активном использовании субъективных и объективных факторов жизнедеятельности человека. Повышение степени адаптированности индивида приводит к более уверенному противодействию различным негативным влияниям и росту возможностей самореализации.
В процессе написания второй главы магистерской диссертации были определены основные теоретические модели социальной адаптации клиентов социальной работы, представляющие собой определенное поведение или тактику приспосабливания личности в конкретной ситуации.
Модель социальной адаптации подразумевает стремление клиента вырабатывать определенные адаптивные стратегии для успешного функционирования в необходимой социальной среде. Наиболее благоприятной моделью адаптации для клиентов учреждений социальной защиты населения является конформная модель, позволяющая свести к минимуму проявления социальной дезадаптации личности, а наиболее оптимальной и эффективной адаптивной стратегией является активноконструктивная, которая позволяет плодотворно развиваться как самому клиенту, так и среде, с которой он взаимодействует. В процессе такого приспособления у клиента формируется адаптивная модель, по средствам которой он достигает состояния адаптированности в конкретных параметрах
среды и может с ней активно взаимодействовать, что в свою очередь способствует их взаимному преобразованию....
Подобные работы
- СОЦИАЛЬНО-СРЕДОВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОЖИЛЫХ ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ УСЛУГИ ПОЖИЛЫМ ГРАЖДАНАМ В УСЛОВИЯХ НЕСТАЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2019 - Организация социального обслуживания граждан пожилого возраста на дому (на примере КГБУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Барнаула»)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2018 - Организация независимой оценки качества в условиях трансформации системы социального обслуживания населения
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2019 - ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОЖИЛЫХ
ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - Организация потребительской оценки качества социального обслуживания в психоневрологическом интернате (на примере ПНИ Алтайского края)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2017 - Социокультурная реабилитация детей-инвалидов в учреждении социального обслуживания
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН
ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ КОМПЛЕКСНОГО
ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ:
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2016





