ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОСТОЯНИЯ
СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи 7
1.2. Особенности развития словаря детей с общим недоразвитием речи... 10
1.3. Средства расширения словаря детей с общим недоразвитием речи 18
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ С
ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Организация исследования словаря детей с общим недоразвитием
речи 25
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 28
ГЛАВА III. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ
СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
3.1. Организация обучающего эксперимента 33
3.2. Содержание логопедической работы по обогащению словаря
дошкольников с общим недоразвитием речи 34
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 59
Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.
Тема исследования актуальна тем, что в настоящее время появилось очень много детей с нарушениями речи, точнее детей с общим недоразвитием речи. Известно, что словарь является основным компонентом в речи каждого ребенка, его недостаточная сформированность приводит к ряду других проблем, не только речевых: ребенок не может выразить свои мысли из-за нехватки в его лексиконе того или иного слова. Следственно нарушается монологическая и диалогическая речь. Также словарь является основной предпосылкой в развитии чтения и письма ребенка. Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка: затрудняется развитие его познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями, нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия, существенно тормозится развитие игровой деятельности, имеющей, как и в норме, ведущее значение в плане общего психического развития.
У таких детей речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. У детей с общим недоразвитием речи исследователи отмечают недостаточную сформированность речевой функциональной системы, бедность словаря, что характеризуется недостаточной сформированностью предметной, глагольной лексики, словаря признаков.
Развитие речи и словаря детей, овладение богатством родного языка составляет один из основных элементов формирования личности. Формирование словаря является наиболее важной задачей, решение которой поможет приблизить детей к нормальному психическому развитию. В процессе становления речи у дошкольников происходит нравственное, эстетическое, умственное воспитание, ребенок познает окружающую среду, предметный мир и развивается как личность в целом.
Усвоение словаря при ознакомлении с произведениями художественной литературы решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка.
Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.
Без глубокого знания особенностей развития словаря трудно представить дальнейшее развитие вопросов в специальной педагогике, создание адекватных эффективных средств воспитания и обучения детей с ОНР. Кроме того, к сожалению, необходимо констатировать тот факт, что телевидение и компьютеризация все больше занимают время детей вне стен дошкольного учреждения, чем замедляют их всестороннее развитие.
Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Е.А. Флерина, Д.Б. Эльконин. Д.Б. Эльконин отмечает, что уровень речевого развития коррелирует как с общим интеллектуальным, так и с личностным развитием дошкольника. Речевое развитие ребенка 6 лет представляет собой интенсивное обогащение словарного запаса. В старшем дошкольном возрасте на первый план выдвигается та сторона языка, которая непосредственно связана с общением, то есть усвоение лексических значений слов. Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены также исследования М.М. Алексеевой, В.В. Гербовой, В.И. Логиновой, Е.М. Струниной, В.И. Яшиной, Е.И. Тихеевой, М.М. Кониной, Л.А. Пеньевской, А.П. Иваненко и др.
Важным условием формирования словаря дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм осуществления данной работы педагогами.
Немаловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка традиционно играет художественная литература. Произведения для чтения ребенку нужно выбирать учитывая возраст, интересы и развитие. В результате общения с книгой к 6-7 годам ребенок обычно обладает значительным словарным запасом и в основном овладевает грамматическими формами родного языка. В этот период происходит интенсивное обогащение словарного запаса ребенка, в результате приобретения ребенком новых знаний о незнакомых предметах и явлениях, стоящих вне рамок его личного опыта, что особенно важно для его будущего обучения.
Следовательно, необходимо изучить особенности использования художественной литературы в целях повышения уровня словаря детей с ОНР.
В связи с вышесказанным тема нашего исследования является актуальной.
Объект исследования: словарь детей дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования: литературные тексты как средство
обогащения словаря детей дошкольного возраста с ОНР.
Цель исследования: изучение уровня сформированное™ словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и выявление эффективности использования литературных текстов для обогащения словаря детей данной категории.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературные источники по проблеме исследования.
2. Подобрать методики для изучения словаря и провести экспериментальное исследование словаря детей дошкольного возраста с ОНР.
3. Проанализировать результаты экспериментального исследования и сделать соответствующие выводы.
4. Разработать и апробировать серию занятий по обогащению словаря дошкольников с ОНР с помощью литературных текстов.
5. Провести контрольный эксперимент и оценить динамику уровня состояния словаря дошкольников с ОНР.
Перед началом исследования была выдвинута гипотеза, что словарь дошкольников с ОНР беден и имеет свои особенности. Поэтому литературные тексты являются эффективным средством обогащения словаря данной категории детей.
Методологическую основу исследования составили:
• Анализ психолого-педагогической, лингвистической,
методической литературы по теме исследования;
• Констатирующий, обучающий и контрольный эксперимент;
• Количественно-качественный анализ результатов.
Теоретическими основами исследования являются труды Т.Б. Филичевой, Т.А. Ткаченко, В.Н. Макаровой, Е.А. Флериной, Л.С. Выготского и др.
База исследования - филиал «Сказочный дом» МБДОУ детский сад № 142 г. Пензы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
В настоящее время актуальна проблема развития словаря у дошкольников с ОНР. Словарный запас представляет собой оптимальный вариант осуществления речевой деятельности в процессе решения задач речевой коммуникации. Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка: затрудняется развитие его познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями, нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия, существенно тормозится развитие игровой деятельности, имеющей, как и в норме, ведущее значение в плане общего психического развития. Познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов.
Расширение запаса слов у детей - одна из важнейших задач воспитания и обучения детей с ОНР. Уточнение и расширение словарного запаса играет большую роль в развитии логического мышления: чем богаче словарь ребенка, тем точнее он мыслит, тем лучше развита его речь. Поэтому его формирование необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Расширение словаря с помощью литературных текстов благоприятно влияет не только на речь, но и на нравственное воспитание детей, регуляцию поведения и общения со сверстниками.
Подводя итоги экспериментального исследования, направленного на изучение словарного запаса детей дошкольного возраста с ОНР, можно сделать следующие выводы:
1. У старших дошкольников с общим недоразвитием речи выявлено расхождение в объёме активного и пассивного словаря, активный словарь у некоторых детей развит несколько хуже пассивного. В словаре детей преобладают существительные и глаголы, недостаточно развито употребление слов обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий.
2. В результате исследования выявлены многочисленные специфические ошибки в установлении синонимических и антонимических отношений.
3. Результаты исследования показали, что особенности овладения дошкольниками лексической системой тесно связаны и вызывают нарушения процессов анализа, синтеза и обобщения отдельных языковых единиц.
4. Большинство детей не справились с заданием на словообразование: им требовался наглядный пример или помощь взрослого. Дошкольники с ОНР испытывали значительные трудности в овладении первичными словообразовательными операциями, особенно в образовании притяжательных прилагательных. Их умения и навыки по словообразованию оказались фактически несформированными вследствие того, что не происходило самопроизвольного овладения знаковыми операциями на уровне морфемы.
В третьей части исследования на основе этих данных строится программа коррекционно-педагогического воздействия по обогащению словаря дошкольников с ОНР. Обучающий эксперимент проводился по направлениям: обогащение словаря имен существительных, имен
прилагательных, глаголов. Следовательно, у детей формирование словаря должно быть включено в общее коррекционно-логопедическое воздействие по развитию речи.
Литературные тексты являются прекрасным средством повышения словарного запаса. Благодаря прочтению произведений, дети учатся наиболее точно подбирать слова, понимать авторскую мысль и ярко представлять описываемые ситуации. В ходе контрольного эксперимента было выявлено, что у детей значительно повысился уровень словарного запаса: они стали активно использовать слова-синонимы и слова-антонимы, разбираться в частях речи, подбирать точные действия для предмета и описывать его.
В ходе исследования, была подтверждена ранее выдвинутая гипотеза о том, что литературные тексты являются эффективным способом обогащения словаря дошкольников с ОНР. Предложенные цели и задачи выполнены.
Проведенная коррекционная работа оказала положительное влияние на уровень сформированности словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.
1. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной
(коррекционной) школе: учебник для студ. дефект. / Под ред.
А.К. Аксеновой. - М.: Владос, 2007. - 316 с.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина - М.: Академия, 1997. - 400 с.
3. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ, 2006. - 238 с.
4. Белова-Давид, Р.А. К вопросу систематизации речевых расстройств у детей. // Нарушение речи у дошкольников / Р.А. Белова-Давид. - М.: Просвещение, 1969. - 157 с.
5. Белякова, Л.И. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью / Л.И. Белякова, Ю.Ф. Гаркуша, О.Н. Усанова. - М.: Педагогика, 1991. - 279 с.
6. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич [Электронный ресурс]. - http ://pedlib.ru/Books/5/0174/5 0174-1. shtml
7. Волосовец, Т.В. Преодоление ОНР дошкольников / Т.В. Волосовец. - М.: Аркти, 2002. - 294 с.
8. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова [Электронный ресурс]. - http ://pedlib.ru/Books/6/0192/6 0192-1. shtml
9. Выготский, Л.С. Мышление и речь // Психология./ Л.С. Выготский. - М.: Новая сфера, 2000. - 486 с.
10. Воюшина, М.П. Методика обучения литературному чтению / М.П. Воюшина, С.А. Кислинская, Е.В. Лебедева. - М.: Академия, 2013. - 288 с.
11. Гаркуша, Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Ю.Ф. Гаркуша. - М.: Центр гуманитарной литературы «Рон», 2002. - 149 с.
12. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова [Электронный ресурс]. - http://pedlib.ru/Books/2Z0387/2 0387- l.shtml
13. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников // Дети с ОНР (Кн. для логопеда / Л.Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 1985. - С. 55-78.
14. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей / Н.С. Жукова. - М: Соц-полит. журн., 1994.
15. Лаврентьева, А.И. Этапы становления лексико-семантической системы у детей // Усвоение ребенком родного языка. - СПб.: Авесо, 1995. - 218 с....31