Введение 3
Глава 1. Теоретические основы технологии смешанного обучения 7
1.1 История развития и сущность технологии смешанного обучения 7
1.2 Технология смешанного обучения в современной методике преподавания.
Основные модели смешанного обучения 9
1.3 Преимущества и недостатки технологии смешанного обучения 16
Выводы по первой главе 20
Глава 2. Реализация технологии смешанного обучения в школе на уроках английского языка 22
2.1 Организация работы по смешанному обучению на уроках английского языка в
старших классах 22
2.2 Анализ УМК «Starlight» на предмет возможности внедрения смешанного
обучения в учебный процесс 27
2.3 Разработка упражнений и заданий в условиях реализации моделей
смешанного обучения в старшей школе на базе УМК «Starlight» 30
2.4 Рекомендации по внедрению смешанного обучения 38
Выводы по второй главе 41
Заключение 42
Список литературы 45
В современном мире в связи с активными процессами глобализации и диджитализации все сферы общества претерпевают различные изменения.
Данные перемены затронули также и систему образования. Согласно требованиям к условиям реализации образовательной программы по Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) обучение в образовательных учреждениях может проходить с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Вследствие чего, в образовательных учреждениях идет активный процесс компьютеризации.
В связи с этим, задачи современной школы изменились и усложнились: сегодня необходимо учить ребенка самостоятельно выстраивать свой учебный план, ставить перед собой вопросы и искать на них ответы. Роль учителя постепенно тоже меняется. В настоящее время, учителю важно не просто передать знания, а мотивировать, вызвать интерес у ученика к изучаемому предмету. Вместе с изменением ролей меняются также и средства, при помощи которых могут быть достигнуты задачи современной школы. Именно поэтому современные педагоги стараются применять новые подходы и технологии обучения, чтобы мотивировать учеников к индивидуальной работе и повышению их продуктивности, успеваемости.
Одной из таких технологией является технология смешанного обучения, которая предполагает соединение традиционной классно-урочной системы и самостоятельной работы с использованием возможностей современного электронного образования. Она сочетает в себе очную работу с преподавателем в учебном заведении и заочную работу в режиме-онлайн.
Главная ценность смешанного обучения заключается в том, что оно предоставляет широкие возможности для вовлечения учеников в образовательный процесс, а также фокусируется на практическом применении полученных знаний.
Актуальность исследования: особую актуальность смешанное обучение приобретает в последнее время, что объясняется как потребностью общества в особых технологиях и формах образования, так и развитием информационных технологий, позволяющим рассматривать дистанционный аспект смешанного обучения как особую автономную технологию, обладающую своими особенностями, стандартами, понятийным аппаратом. В процессе смешанного обучения одинаково важны и онлайн-обучение, и обучение с участием педагога.
Объект исследования: процесс обучения английскому языку.
Предмет исследования: возможности применения технологии
смешанного обучения в старшей школе при обучении английскому языку.
Цель исследования: рассмотреть возможности реализации технологии смешанного обучения на уроках английского языка в старшей школе и предложить варианты применения данной технологии на базе УМК «Starlight» для 10 класса.
Задачи исследования:
1) дать определение понятию смешанного обучения;
2) изучить особенности технологии смешанного обучения в современной методике преподавания;
3) рассмотреть организацию работы по смешанному обучению на уроках английского языка в старших классах;
4) проанализировать УМК на предмет возможности внедрения смешанного обучения в учебный процесс;
5) разработать задания в условиях реализации моделей смешанного обучения в старшей школе на базе УМК «Starlight»;
6) подвести итоги исследования.
Методы исследования: изучение методической литературы по теме исследования, сравнение, систематизация, анализ, синтез.
Теоретической базой исследования послужили труды А. Гайнца и К. Проктера, К. Бонка и К. Грэхема, Н.В. Андреевой, Е.А. Корниловой.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов исследования для дальнейшего изучения студентами вопроса о технологии смешанного обучения в современной методике преподавания. Кроме того, представленные в тексте исследования, методические разработки могут быть использованы в практике преподавания английского языка. Представленный урок может послужить основой для создания других уроков с использованием смешанной технологии обучения.
Апробация исследования. Материалы и промежуточные результаты работы были представлены на Всероссийской научно-практической конференции «XII Авдеевские чтения» (2024 гг.)
Содержание проведённого исследования изложено в 1 публикации.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Во введении обосновывается актуальность исследования, определяется объект и предмет, ставится цель и задачи исследования, перечисляются методы исследования, описывается теоретическая база исследования и практическая значимость работы. В первой главе дается определение понятию смешанного обучения, изучаются особенности технологии смешанного обучения в современной методике преподавания, рассматривается организация работы по смешанному обучению на уроках английского языка в старших классах.
Вторая глава представляет практическое исследование, описывается организация работы по смешанному обучению на уроках английского языка в старших классах, анализируется УМК «Starlight» на предмет возможности внедрения смешанного обучения в учебный процесс, разрабатываются задания в условиях реализации моделей смешанного обучения в старшей школе на базе УМК «Starlight».
В заключении делаются выводы по исследованию и подводятся итоги работы. Список литературы насчитывает сорок источников по проблеме исследования.
Развитие информационно-компьютерных технологий бросает вызов традиционным формам обучения иностранным языкам. Немаловажную роль в этом процессе сыграла эпидемиологическая ситуация, сложившаяся в мире в 2020 году. С целью ограничения роста заболеваемости образовательные учреждения перешли на дистанционные и смешанные формы работы.
Смешанное обучение - это образовательный подход, который объединяет очное и онлайн-образование.
Смешанное обучение является надежным и удобным средством для проведения урочной деятельности, способствует всестороннему развитию обучающегося, дисциплинирует, помогает разнообразить учебный материал. Задача учителя не только в том, чтобы донести до учащихся материал, основную идею, но и развивать неспециализированные навыки (soft skills), к которым относятся критическое мышление, умение работать в команде, креативность и прочее. Можно отметить, что в данной системе обучения больше преимуществ, чем недостатков.
Благодаря использованию разных типов информации - вербальной (текст), аудиальной (звук), визуальной (видеозаписи и картинки) - удаётся более наглядно и быстро объяснять материал. С помощью новых технологий удаётся добиться большей вовлечённости ученика (например, игры и симуляторы, инструменты для создания собственных проектов). Это в свою очередь развивает интерес к познанию в целом и конкретному предмету в частности. Учитываются разные потребности. Это значит, что такое обучение подходит и тем, кому необходим контакт с учителем, и тем, кто предпочитает заниматься самостоятельно, а также помогает в работе с детьми с ОВЗ. Более того, с помощью онлайн-платформ можно легко отслеживать результаты и успехи учеников, что не только удобно учителям и родителям, но и полезно самим детям. Так они могут более эффективно планировать своё время, точно зная, сколько заданий осталось. Также это помогает учащимся чувствовать себя увереннее, поскольку они видят свой прогресс. Что касается недостатков, то могут возникнуть трудности с грамотным использованием компьютерных технологий. Также нужно тщательно прорабатывать электронные ресурсы. Курсы онлайн-платформы должны постоянно обновляться. Кроме текстового формата важно представлять материалы и других категорий: видео и аудиозаписи, презентации, игры, эмуляторы, фильмы и т. д.
Благодаря проведённому анализу учебной литературы,
образовательных стандартов и УМК, мы пришли к выводу, что применение моделей смешанного обучения на уроках английского языка в школе представляется возможным. Однако для успешной реализации данных моделей учителю необходимо определить цели проведения такой работы, составить перечень заданий. Наряду с этим, важно помнить об особенностях применения моделей смешанного обучения, их преимуществах и недостатках.
Реализация смешанного обучения в рамках УМК «Starlight» представляется возможным за счёт наличия огромного количества заданий, текстов и учебных пособий, входящих в состав. Тем не менее, для обеспечения работы с разнообразными видами и жанрами текстов, учителю необходимо прибегнуть к использованию дополнительных источников.
Учитывая возрастные особенности подростков, применение технологии смешанного обучения в старших классах показывает высокий уровень эффективности. Проведение уроков по смешанной модели способствует возрастанию уровня заинтересованности в обучении у обучающихся, за счёт технологичности, гибкости и инновационности данной модели.
Таким образом, технология смешанного обучения в современной методике преподавания является эффективной. Наличие большого количества видов (моделей) данной технологии делает ее гибкой, что позволяет на их основе разрабатывать разнообразные уроки. Активное использование данной технологии на уроках английского языка позволит активизировать познавательный интерес у обучающихся к предмету и улучшить их успеваемость, так как уроки станут намного интереснее. Учитель английского языка сможет раскрыть свой творческий потенциал, а создание собственной образовательной платформы позволит в удобной форме систематизировать учебный материал. Смешанное обучение становится чрезвычайно востребованным. Это масштабная стратегия, которая помогает разбивать стереотипы, присущие традиционной системе обучения. Но чтобы это обучение работало, руководители учебных заведений должны начать с процесса тщательного проектирования, чтобы раскрыть весь потенциал смешанного обучения.
Смешанное обучение - перспективная технология, которая при добросовестном подходе помогает добиться потрясающих результатов и решить многие проблемы очного образования. С помощью него можно достичь большей вовлеченности учеников, закладывать больше информации в определённые модули, развивать в учениках самостоятельность и учитывать возможности и желания разных типов детей.
1. Абрамова Я. К. Опыт внедрения смешанного обучения при реализации образовательных программ в американских вузах. Международный аспирантский вестник. Русский язык за рубежом. - 2014. - № 1-2. - С. 4-7.
2. Абросимова Г. А. Новые технологии образования в вузе: смешанное обучение. - Москва: Alma mater, 2019. - № 6. - С. 65-69.
3. Андреева Н. В., Рождественская Л. В., Ярмахов Б. Б. Шаг школы в смешанное обучение. - Москва: Рыбаков Фонд, 2016. - 279 с.
4. Андреев А.А. Практика электронного обучения с использованием Moodle: монография. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008. - 146 с.
5. Берджес Д. Обучение как приключение. Как сделать уроки интересными и увлекательными: учеб. пособие. - Москва: Альпина Паблишер, 2015. - 238 с.
6. Боброва А. Условия онлайн-обучения на дому. Электронный ресурс: URL: https: //covid 19.fom. ru/po st/distancionnoeobrazovanie- vpechatleniya-shkolnikov-i-roditelej (дата обращения: 05.05.2024).
7. Васин Е. К. Смешанное обучение на основе информационных технологий как форма реализации учебного процесса в общеобразовательной школе. Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. - 2016. - Т 21, №2(154). - С. 33-41.
8. Васильева Ю. С., Родионова Е. В., Чичерина Н. В. Смешанное обучение: модели и реальные практики // Открытое и дистанционное образование. - 2019. - № 1(73). - С. 22-31.
9. Велединская С. Б., Дорофеева М. Ю. Смешанное обучение: секреты эффективности// Высшее образование сегодня. - 2014. - №8. - С. 8-13.
10. Григорьев С. Г., Андрюшкова О. В. Критерий эффективного использования BLENDED LEARNING // Информатика и образование. - 2016. - № 8 (277). - С. 16-19.
11. Долгова Т. В. Смешанное обучение - инновация XXI века //
Интерактивное образование: информационно-публицистический
образовательный журнал. - 2017. - №5. - С.78-83.
12. Е-Софт Девелопмент. Электронный ресурс: URL:
http://www.weblearn.ru/lms/23-система-дистанционного-обученияmoodle (дата обращения: 11.04.24).
13. Коволенко Б. Г. Десять главных изменений в образовании будущего: Будущее онлайн-обучения и обучения в высшем образовании // Образование. 2013. - №4. - С. 25-28.
14. Корнилова Е. А. Методика применения смешанного обучения в современной школе // Вестник Белгородского института развития образования. - 2015. - № 2. - С. 51-55.
15. Логинова А. В. Смешанное обучение: преимущества, ограничения и опасения // Молодой учёный. - 2015. - №7. - С.17.
URL:https://moluch.ru/archive/87/16877/ ( дата обращения: 03.04.2024)...40