Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение стилистического потенциала глагольной формы в рамках элективного курса по английскому языку в средней общеобразовательной школе

Работа №160969

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы89
Год сдачи2018
Стоимость4245 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Особенности видовременной системы английского глагола... .7
1.1 Особенности строения видовременной системы английского глагола 7
1.2 Особенности употребления глагольных временных форм в
английском языке и случаи нарушения норм их употребления в
стилистических целях 16
Глава 2. Разработка элективного курса по английскому языку в 9-ых классах 23
2.1 Понятие «элективный курс» и особенности его организации в
средней общеобразовательной школе 23
2.2 Подходы к разработке элективного курса 29
Заключение 37
Список использованной литературы 41
Список использованных источников 47
Приложение 1 48
Приложение 2

За последние десятилетия как в зарубежной, так и в отечественной лингвистике увеличился интерес к изучению вопросов экспрессивной стилистики, больше внимания стало уделяться проблемам взаимодействия текстовых категорий, использованию конкретных видовременных форм английского глагола, отражающих авторский замысел писателя и восприятие читателя.
В современных научных концепциях отмечается изучение языка в тесной связи с человеком, его сознанием, мышлением и деятельностью. Анализ грамматических явлений в стилистическом аспекте расширяет познание о грамматической форме, способствует более глубинному и содержательному прочтению текста.
Грамматические категории языка постоянно привлекают к себе внимание исследователей. В большей мере интерес к изучению грамматических категорий объясняется той важной ролью, которую они играют в языковой системе.
При изучении аутентичных текстов часто можно столкнуться со случаями нарушения норм употребления видовременных форм английского глагола. Однако все авторы, использующие такие нарушения, преследовали конкретную цель - эмоционально окрасить текст или высказывание.
Целесообразно изучать данные явления не только в рамках стандартных уроков, во время которых нет возможности уделить достаточное количество времени на отклонения от нормы, но и во внеклассной работе. Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое воспитательное, образовательное и развивающее значение. Данный вид деятельности не только расширяет и углубляет знание иностранного языка, но и служит для расширения эрудиции школьников, культурного кругозора, творческой инициативности, а также повышает мотивацию к изучению. Также внеклассная работа помогает наладить контакт преподавателю с учениками, служит сплочению между собой. Одним из видов внеурочной деятельности являются элективные курсы. Их проведение особенно актуально в наши дни, так как они не только помогают удовлетворить и развить интересы и склонности учащихся, но и способствуют более высокому уровню подготовки по отдельным предметам, а также самоопределению.
В связи с вышеописанными положениями становится актуальным изучение стилистического потенциала глагольной формы в рамках элективного курса по английскому языку, так как данный аспект требует глубокого исследования, что затруднительно реализовать лишь в рамках школьной программы. Изучение данного явления также способствует развитию адекватного восприятия и употребления в речи многих грамматических конструкций.
Объектом исследования являются глагольные временные формы в английском языке.
Предметом исследования является изучение стилистического потенциала глагольной формы в рамках элективного курса по английскому языку в средней общеобразовательной школе.
Целью данной выпускной квалификационной работы является поиск возможностей изучения случаев нарушения норм употребления временных форм английского глагола в стилистических целях.
Поставленная цель реализуется с помощью следующих задач:
1) рассмотрение особенностей строения видовременной системы английского глагола;
2) рассмотрение особенностей употребления глагольных временных форм в английском языке;
3) рассмотрение случаев нарушения норм употребления временных форм английского глагола в стилистических целях;
4) изучение понятия «элективный курс» и особенностей его организации в средней общеобразовательной школе;
5) разработка рабочей программы элективного курса по английскому языку для 9 классов в средней общеобразовательной школе;
6) составление конспектов серии уроков по изучению стилистического употребления глагольных форм в рамках элективного курса в средней общеобразовательной школе.
Для решения данных задач использовались следующие методы исследования:
1) изучение и анализ литературы по различным вопросам особенностей строения видовременной системы английского глагола, употребления его видовременных форм, особенностей организации элективного курса по английскому языку в 9 классах в средней общеобразовательной школе;
2) синтез;
3) классифицирование;
4) сравнение различных точек зрения российских и зарубежных лингвистов в отношении видовременной системы английского языка.
Практическая значимость работы заключается в нахождении возможности изучения проблемы нарушения норм употребления видовременных форм английского глагола в стилистических целях на элективном курсе по английскому языку в 9 классах в средней общеобразовательной школе или на занятиях по методике преподавания английского языка в педагогических вузах.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Список использованной литературы включает в себя 69 источников.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяются объект, предмет, цель, задачи, методы исследования, его актуальность, практическая значимость.
В первой главе «Видовременная система английского глагола» описаны имеющиеся мнения ученых по вопросу двух категорий английского глагола (время и вид), глагольных временных форм в английском языке и случаев нарушения норм их употребления в стилистических целях.
Во второй главе «Разработка элективного курса по английскому языку в 9 классах в средней общеобразовательной школе» описаны особенности организации элективных курсов по английскому языку и методика их разработки.
В заключении сформулированы выводы, сделанные на основе анализа и обобщения результатов исследования.
В списке литературы значатся работы отечественных и зарубежных авторов.
В приложении представлена рабочая программа элективного курса по английскому языку для 9 классов средней общеобразовательной школы и конспект серии уроков по изучению одного из разделов данного курса - «Стилистический потенциал видовременных форм английского глагола».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Работа посвящена изучению видовременных форм английского языка и нарушению норм их употребления в стилистических целях. Грамматические категории языка, в частности, категории времени и вида, будучи абстрактными по своей сути. Так же как и прочие языковые единицы, видовременные формы глагола могут нести и дополнительную смысловую нагрузку. Видовременные формы глагола обладают большим потенциалом в передаче экспрессивного, эмоционального и оценочного содержания.
В ходе работы были сделаны некоторые выводы. В современной лингвистической литературе наличие в системе грамматических форм глагола значений времени и вида является общепризнанным, но до сих пор остается неясным, в каком отношении между собой находятся эти два значения, и как они распределяются среди глагольных форм. В основе наиболее традиционной модели видовременной системы две оппозиции: настоящее, прошедшее и настоящее, будущее. В одном языке могут совмещаться разные видовые противопоставления, поэтому в грамматической категории вида в английском языке две оппозиции: прогрессив, непрогрессив и перфект, неперфект.
Вид представляет разные способы рассмотрения внутреннего строения ситуации, рассматривает объективную внеязыковую действительность и отражает вербальную оценку говорящим временной структуры самого действия. Формы грамматикализации категории вида как категории более субъективной, чем категория времени, в силу большей зависимости ее реализации в речи от представлений отправителя речи, обладают большим экспрессивно-стилистическим потенциалом, чем формы категории времени. Соответственно, видовые формы способны достичь большего эффекта, заключающегося в воздействии на получателя речи, и вызывающего изменения в его эмоциональном состоянии, взглядах, оценках, иными словами оказывают влияние на совершаемые им действия.
Стремясь к экспрессивности, выразительности речи, авторы художественных произведений прибегают не столько к поискам новых средств выразительности, сколько к усилению экспрессивности языковых единиц.
Существуют некоторые отклонения от нормы употребления видовременной формы английского глагола, которые служат для создания метафорического смысла.
Среди таких нарушений норм существует использование исторического настоящего времени. С помощью данного явления объединяются временные системы читателя, автора и персонажа, относящиеся к разным эпохам. В результате чего возникает эффект эмпатии, что придает тексту больше яркости и выразительности, а также подчеркивает важность описываемых событий.
Использование формы повелительного наклонения с настоящим простым временем, относящимся к будущему, а также использование «shall» со вторым и третьим лицом будет означать намерения и решимость говорящего.
Длительные формы иногда отражают не длительность действий, а эмоциональное состояние говорящего. Так данные формы могут показывать:
1) убеждение, определение, настойчивость;
2) нетерпение, раздражение;
3) удивление, негодование, неодобрение.
В некоторых случаях глаголы психического и физического восприятия могут иметь длительные формы, структуры в таких случаях очень выразительны.
Неличные формы глагола, такие как инфинитив и причастие первое, используемые вместо личных форм, придают тексту определенный стилистический смысл. При отсутствии выраженного выполнения действия предложения приобретают обобщенный универсальный характер, мир героя и читателя объединяются, что создает эффект эмпатии.
Пассивный залог выполняет функции обобщения и обезличивания, так как в предложении отсутствует исполнитель действия.
В некоторых случаях вспомогательный глагол “do” используется не только в вопросительных или отрицательных предложениях, но и в утвердительных. Это подчеркивает содержание высказывания и усиливает его смысл.
В результате изучения случаев нарушения норм употребления видовременных форм английского глагола можно сделать вывод о том, что все эти отклонения не являются нарушениями норм, а усиливают эмоциональный окрас произведений и высказываний, используясь в стилистических целях.
Изучение таких способов воздействия на читателя представляется перспективным направлением дальнейших исследований в области экспрессивной стилистики, а также может быть интересной темой для изучения в средней общеобразовательной школе в рамках элективных курсов по английскому языку для более углубленного изучения грамматических категорий, более детального понимания аутентичных текстов и усиления выразительности речи.
В данной работе изучены особенности организации элективных курсов в 9 классах в средней общеобразовательной школе, методика организации таких курсов и составления рабочей программы. На основе изученной методики разработана рабочая программа элективного курса по английскому языку «Практическая грамматика английского языка», целью которой является подготовка учащихся 9 классов к сдаче экзамена по английскому языку через более углубленное изучение всех грамматических явлений. Также представлен конспект серии уроков по изучению стилистического употребления глагольных форм.
На основании представленных разработок видно, как важно изучать грамматические явления еще и с точки зрения их стилистического употребления для более углубленного понимания аутентичных текстов и усиления эмоциональной стороны устной речи, что, безусловно, будет полезным навыком при сдаче экзамена по английскому языку и при дальнейшем профильном обучении.



1. Аракин В. Д. Очерк по истории английского языка. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 1985. - 272 с.
2. Бархударов Л. С. Очерки по морфологии современного английского языка. - М.: Высшая школа, 1975. - 156 с.
3. Бархударов Л. С., Штеллинг Д. А. Грамматика английского языка. - М.: Издательство литературы на иностранных языках, 1965. - 425 с.
4. Блинова С. И., Чарекова Е. П., Чернышева Г. С., Синицкая Е. И. Практика английского языка. - С-Пб.: Лениздат, «Издательство союз», 2000. - 384 с.
5. Блох М. Я. Теоретические основы грамматики. - М.: Высшая школа, 2000. - 160 с.
6. Большой энциклопедический словарь. Языкознание / Гл. ред. В. Н. Ярцева. - М: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 685 с.
7. Бондарко А. В. Функциональная грамматика. - Л.: Наука, 1984. - 136 с.
8. Воронцова Г. Н. Значение перфекта в современном английском языке. - М.: Высшая школа, 1953. - 280 с.
9. Голуб Г. Б. Предпрофильная подготовка учащихся: рекомендации по организации и проведению / Г. Б. Голуб, А. В. Великанова; под ред. проф. Е. Я. Когана. - Самара: Учебная литература, 2006. - 160 с.
10. Гультяева Л. И. Разработка и проведение элективных курсов для предпрофильного и профильного обучения. Псков: Логос, 2007. - №3.
11. Гуревич В. В. Видовая семантика в русском и английском языках // Типология вида. Проблемы, поиски, решения. - М.: ФЛИНТА, 1998. - с. 145-150.
12. Добрецова Н. В. Возможности дополнительного образования детей для реализации профильного образования: Учебно-методическое пособие для учителей / под ред. А. П. Тряпицыной. - СПб.: КАРО, 2005. - 160 с.
13. Ермаков Д. С., Рыбкина Т. И. Элективные курсы: требования к разработке и оценка результатов обучения // Профильная школа. М.: ИНФРА-М, 2004. - №3. - с. 6 - 11.
14. Есперсен О. Философия грамматики. - М.: Издательство
иностранной литературы, 1958. - 404 с.
15. Знаменская Т. А. Стилистика английского языка. - М.: КомКнига, 2002. - 223 с.
16. Иванова И. П. Вид и время в современном английском языке. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1961. - 198 с.
17. Ильиш Б. А. Строй современного английского языка. - Л.:
Просвещение, 1971. - 367 с.
18. Иртеньева Н. Ф. Основные структуры английского языка. - М.: Высшая школа, 1973. - 384 с.
19. Корнеева Е. А., Кобрина Н. А., Гузеева К. А., Оссовская М. И. Пособие по морфологии современного английского языка. - М.: Высшая школа, 1974. - 232 с.
20. Кравченко А. В. Язык и восприятие. Когнитивные аспекты языковой категоризации. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 1996. - 141 с.
21. Кравченко А. В. Когнитивная теория времени и вида // Современный английский язык (Слово и предложение). - Иркутск: Изд-во ИГЛУ, 1997. - 139 с.
22. Маслов Ю. С. Очерки по аспектологии. - Л.: Изд-во Ленингр. унив., 1984. - 263 с.
23. Маслов Ю. С. Введение в языкознание. - М.: Высшая школа, 1988. - 272 с.
24. Мурясов Р. З. Некоторые проблемы контрастивной аспектологии // Вопросы языкознания. М.: LAP- 2001. - № 5. - с. 86 - 112.
25. Пешковский A. M. Русский синтаксис в научном освещении. - М.: Гос. учебно-пед. изд-во, 1956. - 512 с.
26. Сафонов Г. Элективные курсы в профильных классах // Народное образование, 2005. - №6. - с.213 - 219.
27. Слюсарева Н. А. Проблемы функциональной морфологии современного английского языка. - М.: Наука, 1986. - 215 с.
28. Смирницкий А. И. Морфология английского языка. - М.: Изд-во лит. на иностр. яз., 1959. - 318с.
29. Тавстуха О. Г. Методическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся в предпрофильной подготовке: учеб. - методич. пособие / О.Г. Тавстуха, А.А. Муратова [Текст] // - Оренбург: ОГПУ, 2008. - 212 с.
30. Тураева З. Я. Категория времени. Время грамматическое и время художественное. - М.: Высшая школа, 1979. - 219 с.
31. Фролов И. Т. Введение в философию: Учебник для вузов // Под ред. Фролова И.Т. - М.: Политиздат, 1989. - 639 с.
32. Хлебникова И. Б. Оппозиции в морфологии. - М.: Изд-во Моск. обл. пед. ун-та им. Н.К. Крупской, 1969. - 128 с.
33. Чернышева В. И. Употребление Past Continuous со стилистическими
заданиями в языке современной английской художественной литературы: Автореф. дис. канд. филол. наук. - М.: Наука, 1976. -
24 с.
34. Штомпель Г. Г. Значение и социальная направленность элективных курсов в современной школе // Профильная школа, М.: Наука, 2007.
- №2. - с. 47 - 51.
35. Anderson L. B. Tense-Aspect Between Semantics and Pragmatics. - Amsterdam-Philadelphia: John Benjamins Publishing Company, 1982. - 284 p.
36. Andrews B. Aspect in Past Tenses in English and French. IRAL: International Review of Applied Linguistics in Language Teaching. Vol.30, 1992. - p. 3-17.
37. Bache C. Verbal Aspect. A General Theory and its Application to Present
- Day English. - Stockholm: Odense University Press, 1985. - 324 p.
38. Bache С. The Study of Aspect, Tense and Action. - Berlin / New York: Peter Lang, 1997. - 348 p.
39. Charleston B. Studies on the Emotional and Affective Means of Expression in Modem English // Swiss Studies in English. - Bern, 1960. Vol.46. - 316 p.
40. Comrie В. Aspect. An Introduction to the Study of Verbal Aspect and Related Problems. - Cambridge / London / New York: Cambridge University Press, 1976. - 142 p.
41. Curme G. A Grammar of the English Language. - Vol.2. - Boston, 1935. - 370 p.
42. Dahl O. Tense and Aspect Systems. - Oxford: Basil Blackwell, 1985. - 213 p.
43. Engels L.K., Beckhoven B. Van, Bisschop T. de, Goethals M., Kortmann, Dirven R. // A User's Grammar of English. - Bern: Peter Lang, 1989. - p. 311 - 355.
44. Gleason H. A. Linguistics and English Grammar. - N.Y., Holt, Rinehart and Winston: ProQuest LLC, 1965. - 519 p.
45. Gordon E. M., Krylova I. P. A Grammar of Present-Day English. - Moscow: Gordon, 1980. - 210 p.
46. Hopper P. J. Tense - Aspect: Between Semantics and Pragmatics. - Amsterdam-Philadelphia: John Benjamins Publishing Company, 1982. - 301 p.
47. Jespersen O. The Philosophy of Grammar. - London: George Allen & Unwin Ltd., 1951. - 359 p.
48. Leech G. N., Svartvik J. A Communicative Grammar of English. - London: Pearson ESL, 1983. - 304 p.
49. Leech G. N. Meaning and the English Verb. London / New York: Longman, 1974. - 131 p.
50. Ljung M. Reflections on the English Progressive. Vol. 46. - Goteburg: Acta Universitatis Gothoburgensis, 1980. - Vol. 46. - 166 p.
51. Lyons J. Semantics. 1 - 2. - Cambridge: Cambridge University Press, 1977.
52. Lyons J. Linguistic Semantics. - Cambridge: Cambridge University Press, 1996. - 376 p.
53. Nehls D. An Analysis of "Verbal Aspect" as a Cross-Linguistic Category - Implications for Language Teaching // International Review of Applied Linguistics in Language Teaching, Nov.1992. - Vol. 30. Issue 4. - 255 p.
54. Quirk R., Greenbaum S., Leech G., Svartvik J. A University Grammar of English. - London: Longman, 1982. - 391 p.
55. Quirk R., Greenbaum S., Leech G., Svartvik J. A Comprehensive Grammar of the English Language. - London, New York: Longman 1994. - 3789 p.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
56. Berger Thomas Reinhart's Women. - Little brown and company, 1989. - 450 p.
57. Dahl R. My Lady Love, My Dove. - Moscow: Tsitadel, 2000. - 208 p.
58. Dickens C. David Copperfield. - London: Acclaim books Inc., 1997. - 46 p.
59. Erdrich L. The Beet Queen. London: Bantam Books, 1987. - 167 p.
60. Lawrence D. H. Selected Prose. M.: Издательство "Менеджер", 2000.
- 208 p.
61. Maugham W. S. The kite and other stories. - London: Travelman Publishing, 2001. - 22 p.
62. Michener J. A. Centennial. N. Y: Fawcett Crest, 1978. - 1086 p.
63. Mitchell M. Gone with the Wind. London: Pan Books, Macmillan, 1979.
- 1008 p.
64. Munro H.H. (Saki). The Reticence of Lady Anne. In: The Complete Stories of Saki. - New York: Wordsworth Classics, 1993. - 599 p.
65. Priestley J. B. Dangerous Corner and Other Plays. - Moscow: High School Publishing House, 1989. - 205 p.
66. Salinger J. D. Nine Stories. Franny and Zooey. Raise High the Roof Beam, Carpenters. Moscow: Progress Publishers, 1982. - 436 p.
67. Shaw I. Nightwork. London and Sydney: Pan Books, 1976. - 366 p.
68. Warren R. P. All the King’s Men. - M.: Progress Publishers, 1979. - 662 p.
69. Waugh Evelyn Decline and Fall. - London: OBL, 1928. - 291 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ