Развитие лингвопознавательной мотивации при изучении пословиц и поговорок на среднем этапе обучения английскому языку
|
Введение 3
Глава 1. Теория мотивированного обучения иностранным языкам в средней школе 5
1.1 Психологические основы мотивации с учётом возрастных особенностей
средних учащихся 5
1.2 Пословицы и поговорки как аутентичные единицы изучаемого
языка 9
1.3 Пословицы и поговорки как источник лингвопознавательной
мотивации 14
Выводы по главе 1 19
Глава 2. Методические основы развития лингвопознавательной мотивации на
уроке иностранного языка 20
2.1 Анализ приемов повышения лингвопознавательной мотивации 20
2.2 Использование пословиц и поговорок на уроке 26
2.3 Методические рекомендации по работе с пословицами и поговорками с
целью повышения лингвопознавательной мотивации 32
Выводы по главе 2 36
Заключение 37
Список источников и литературы 40
Приложение 1 44
Приложение 2
Глава 1. Теория мотивированного обучения иностранным языкам в средней школе 5
1.1 Психологические основы мотивации с учётом возрастных особенностей
средних учащихся 5
1.2 Пословицы и поговорки как аутентичные единицы изучаемого
языка 9
1.3 Пословицы и поговорки как источник лингвопознавательной
мотивации 14
Выводы по главе 1 19
Глава 2. Методические основы развития лингвопознавательной мотивации на
уроке иностранного языка 20
2.1 Анализ приемов повышения лингвопознавательной мотивации 20
2.2 Использование пословиц и поговорок на уроке 26
2.3 Методические рекомендации по работе с пословицами и поговорками с
целью повышения лингвопознавательной мотивации 32
Выводы по главе 2 36
Заключение 37
Список источников и литературы 40
Приложение 1 44
Приложение 2
В современном мире, в котором на первое место встает общение без границ, основной целью изучения иностранного языка становится освоение коммуникативной компетенции. Это, безусловно, основная функция любого языка, однако, без развития других компетенций итоговый результат может быть неудовлетворительным. Делая акцент только на общение, методика ставит целью понимание одного человека другим человеком в коммуникативной ситуации. Это позволяет использование жестов, мимики, рисунков и развивает коммуникативные навыки.
Однако, на периферии остается обучающий, развивающий, воспитывающий потенциал языка. Грамотность в такой ситуации теряет свою важность. Также меньше уделяется внимание таким аспектам как работа с пассивными грамматическим и лексическим материалами, которые развивают логику, абстрактное мышление, языковую догадку, общий интеллектуальный уровень.
Таким образом, актуальность данной работы определяется, с одной стороны, значительным потенциалом пословиц и поговорок для повышения лингвопознавательной мотивации в рамках методики обучения иностранным языкам, а, с другой стороны, недостаточной теоретической и практической разработанностью данного вопроса.
Объектом данной дипломной работы является лингвопознавательная мотивация в рамках методики обучения иностранному языку.
Предметом работы являются пословицы и поговорки как средства повышения лингвопознавательной мотивации на уроках иностранного языка в рамках средней общеобразовательной школы.
Целью данной работы является формирование комплекса упражнений для развития лингвопознавательной мотивации на уроке иностранного языка, которые могут быть использованы в средней школе.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- определить понятие «мотивация» и изучить средства ее повышения;
- изучить природу пословиц и поговорок и их потенциал для повышения лингвопознавательной мотивации;
- проанализировать особенности употребления пословиц и поговорок на уроке иностранного языка в современных УМК;
- составить комплекс упражнений для использования его на уроках иностранного языка в средней школе.
В работе были использованы следующие методы: анализ теоретической литературы, синтез, дедукция и индукция, планирование.
Практическая ценность данной работы заключается в том, что ее можно использовать в качестве иллюстративного материала на уроках английского языка в классах средней школы для формирования лингвопознавательной и социокультурной компетенции.
Теоретической базой для исследования послужили работы следующих ученых:
- по психологии: П. Я. Гальперина, Д. МакКеланда, В. Хеннинга, Г. Олпорта, А. Маслоу;
- по педагогике: Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова;
- по методике: И. А. Зимней, А. А. Леонтьева, Е. Н. Солововой, Г. А. Китайгородской, А. А. Алхазишвили, Н. М. Симоновой и других.
Материалы исследования представлены в научно-образовательном журнале преподавателей и студентов «StudNet» № 9, 2020 г. с публикацией статьи статуса РИНЦ.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Однако, на периферии остается обучающий, развивающий, воспитывающий потенциал языка. Грамотность в такой ситуации теряет свою важность. Также меньше уделяется внимание таким аспектам как работа с пассивными грамматическим и лексическим материалами, которые развивают логику, абстрактное мышление, языковую догадку, общий интеллектуальный уровень.
Таким образом, актуальность данной работы определяется, с одной стороны, значительным потенциалом пословиц и поговорок для повышения лингвопознавательной мотивации в рамках методики обучения иностранным языкам, а, с другой стороны, недостаточной теоретической и практической разработанностью данного вопроса.
Объектом данной дипломной работы является лингвопознавательная мотивация в рамках методики обучения иностранному языку.
Предметом работы являются пословицы и поговорки как средства повышения лингвопознавательной мотивации на уроках иностранного языка в рамках средней общеобразовательной школы.
Целью данной работы является формирование комплекса упражнений для развития лингвопознавательной мотивации на уроке иностранного языка, которые могут быть использованы в средней школе.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- определить понятие «мотивация» и изучить средства ее повышения;
- изучить природу пословиц и поговорок и их потенциал для повышения лингвопознавательной мотивации;
- проанализировать особенности употребления пословиц и поговорок на уроке иностранного языка в современных УМК;
- составить комплекс упражнений для использования его на уроках иностранного языка в средней школе.
В работе были использованы следующие методы: анализ теоретической литературы, синтез, дедукция и индукция, планирование.
Практическая ценность данной работы заключается в том, что ее можно использовать в качестве иллюстративного материала на уроках английского языка в классах средней школы для формирования лингвопознавательной и социокультурной компетенции.
Теоретической базой для исследования послужили работы следующих ученых:
- по психологии: П. Я. Гальперина, Д. МакКеланда, В. Хеннинга, Г. Олпорта, А. Маслоу;
- по педагогике: Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова;
- по методике: И. А. Зимней, А. А. Леонтьева, Е. Н. Солововой, Г. А. Китайгородской, А. А. Алхазишвили, Н. М. Симоновой и других.
Материалы исследования представлены в научно-образовательном журнале преподавателей и студентов «StudNet» № 9, 2020 г. с публикацией статьи статуса РИНЦ.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Подводя итоги исследования, отметим, что была изучена роль пословиц и поговорок в методике обучения иностранному языку в средней школе.
Современная система обучения иностранному языку характеризуется тем, что практическое владение иностранным языком стало потребностью каждого образованного человека в связи с предъявляемыми к нему требованиями общества. Иностранный язык благотворно влияет на общий уровень культуры людей, способствует развитию коммуникации.
Были кратко рассмотрены физиологические и психические и педагогические особенности развития детей среднего школьного возраста и особенности обучения лингвопознавательной стороне обучения иностранному языку в общеобразовательной школе и требования ФГОС относительно обучения иностранному языку.
В данной работе были изучены теоретические материалы по преподаванию иностранного языка в младшей школе и сделан акцент на преодоление психологических барьеров.
Теоретическим материалом послужили работы следующих методистов: Е.И.Пассов, Е. Н. Соловова, И. Л. Бим, И. В. Вронская, Н. Д. Гальскова, А. В. Папикян и других.
При изучении пословиц и поговорок были сделаны следующие важные выводы. Несмотря на различные подходы ученых, принято относить пословицы к фразеологическим единицам, рассматривая основной общей чертой употребление их как целостной единицы или так называемую «воспроизводимость».
Очевидно, что употребление пословиц обогащает нашу речь, однако понимание пословиц неродного языка может вызвать ряд сложностей. Для корректного понимания необходимы следующие составляющие: минимальные этимологические сведения, знание об особенностях языка и принципах построения пословиц как особых единиц языка.
В процессе практической работы был сделан акцент на то, что занятия рассчитаны на средних школьников, следственно особое внимание уделялось формированию коммуникативной и компенсаторной компетенций на уроках иностранного языка с учетом того, что развитие лингвопознавательной мотивации должно присутствовать на каждом уроке.
Особое внимание было уделено планированию занятий и преодолению возможных сложностей, которые были выяснены при обобщении теоретического материала, основанного на практическом проведении занятий: сложности, связанные с общей психологической неподготовленностью учащихся, недостаточной мотивацией, разным уровнем владения языком, подготовкой учителя.
Нами были разработаны задания для проведения урока-викторины, основанные на групповой работе, то есть основным стимулирующим фактором является ответственность перед коллективом.
Особенностями работы по повышению лингвопознавательной мотивации признаны следующие условия:
- отсутствие жесткого планирования и контроля в виде оценок со стороны учителя;
- озвучивания того, чему необходимо научиться в процессе занятия простым языком для детей и подведение итогов в конце урока с рефлексией и подчеркиванием достижений каждого учащегося;
- преимущественно игровая и коммуникативная форма урока;
- использование видео и аудио материалов;
- формирование по возможности максимально иноязычной среды в классе.
Таким образом, проведённое исследование позволило рассмотреть особенности повышения лингвопознавательной мотивации в средней школе. Применение пословиц и поговорок на уроках являются эффективным средством достижения предметных, личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов,
предусмотренных ФГОС среднего образования.
Современная система обучения иностранному языку характеризуется тем, что практическое владение иностранным языком стало потребностью каждого образованного человека в связи с предъявляемыми к нему требованиями общества. Иностранный язык благотворно влияет на общий уровень культуры людей, способствует развитию коммуникации.
Были кратко рассмотрены физиологические и психические и педагогические особенности развития детей среднего школьного возраста и особенности обучения лингвопознавательной стороне обучения иностранному языку в общеобразовательной школе и требования ФГОС относительно обучения иностранному языку.
В данной работе были изучены теоретические материалы по преподаванию иностранного языка в младшей школе и сделан акцент на преодоление психологических барьеров.
Теоретическим материалом послужили работы следующих методистов: Е.И.Пассов, Е. Н. Соловова, И. Л. Бим, И. В. Вронская, Н. Д. Гальскова, А. В. Папикян и других.
При изучении пословиц и поговорок были сделаны следующие важные выводы. Несмотря на различные подходы ученых, принято относить пословицы к фразеологическим единицам, рассматривая основной общей чертой употребление их как целостной единицы или так называемую «воспроизводимость».
Очевидно, что употребление пословиц обогащает нашу речь, однако понимание пословиц неродного языка может вызвать ряд сложностей. Для корректного понимания необходимы следующие составляющие: минимальные этимологические сведения, знание об особенностях языка и принципах построения пословиц как особых единиц языка.
В процессе практической работы был сделан акцент на то, что занятия рассчитаны на средних школьников, следственно особое внимание уделялось формированию коммуникативной и компенсаторной компетенций на уроках иностранного языка с учетом того, что развитие лингвопознавательной мотивации должно присутствовать на каждом уроке.
Особое внимание было уделено планированию занятий и преодолению возможных сложностей, которые были выяснены при обобщении теоретического материала, основанного на практическом проведении занятий: сложности, связанные с общей психологической неподготовленностью учащихся, недостаточной мотивацией, разным уровнем владения языком, подготовкой учителя.
Нами были разработаны задания для проведения урока-викторины, основанные на групповой работе, то есть основным стимулирующим фактором является ответственность перед коллективом.
Особенностями работы по повышению лингвопознавательной мотивации признаны следующие условия:
- отсутствие жесткого планирования и контроля в виде оценок со стороны учителя;
- озвучивания того, чему необходимо научиться в процессе занятия простым языком для детей и подведение итогов в конце урока с рефлексией и подчеркиванием достижений каждого учащегося;
- преимущественно игровая и коммуникативная форма урока;
- использование видео и аудио материалов;
- формирование по возможности максимально иноязычной среды в классе.
Таким образом, проведённое исследование позволило рассмотреть особенности повышения лингвопознавательной мотивации в средней школе. Применение пословиц и поговорок на уроках являются эффективным средством достижения предметных, личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов,
предусмотренных ФГОС среднего образования.



