Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы эффективности работы трудовой организации 10
Трудовой коллектив как объект исследования 10
Понятие социально-психологического климата. Факторы, определяющие социально-психологический климат организации 18
Феномен групповой сплоченности 36
Понятие психологической совместимости 39
Мотивация трудовой деятельности 45
Выводы по Главе 1 49
Глава 2. Изучение психологических факторов эффективности работы трудовой организации 53
Описание процедуры и методов исследования 53
Анализ и интерпретация диагностических данных 61
Выводы 81
Заключение 85
Список используемых источников 88
Приложение 95
На современном этапе развития нашего общества все более актуальными в области социальной психологии и психологии труда становятся проблемы трудового коллектива и проблемы управления организацией. Данная ситуация детерминирована определенными социально - экономическими обстоятельствами. Так, увеличение числа предприятий различных категорий и различных форм собственности приводит к росту конкуренции на экономическом рынке. В этом отношении все более важным становится осознание руководителями того, что успешность деятельности организации определяется различными психологическими факторами.
Единую психологическую атмосферу взаимоотношений между сотрудниками организации создает, прежде всего, руководитель. Но не менее важную роль в этом аспекте играет и деятельность внутри малой группы - трудового коллектива, специфика взаимоотношений которых определяет единый социально-психологический климат коллектива и организации в целом.
Совместная трудовая деятельность насыщена множеством различным межличностных взаимоотношений. Вследствие этого особенно важными становятся качественные характеристики этих отношений, особенности этой деятельности, то есть социально-психологические факторы трудовой деятельности организации.
Формирование и совершенствование социально-психологического климата в трудовой организации - задача, которая требует от специалистов, связанных с этой сферой деятельности, знаний природы межличностных отношений, способов их регулирования, способности спрогнозировать вероятные варианты отношений между сотрудниками. Специфика условий, в которых осуществляется трудовая деятельность, психологический климат в организации, характер личных и деловых взаимоотношений - все эти факторы имеют решающее значение в результативности работы как отдельного сотрудника, так и организации в целом. Значимое влияние эти факторы оказываются и на жизнь человека в целом.
Формирование социально-психологического климата в трудовой организации предполагает глубокое понимание психологии людей. В ходе межличностного обучения в рамках коллектива собеседники неосознанно или преднамеренно оказывают влияние на психическое состояние, мысли, чувства и поведение друг друга. Данное влияние обуславливается желанием того или иного человека удовлетворить собственные потребности в принадлежности к группе, признании, одобрении, уважении и т.д. Эти потребности социально обусловлены, соответственно, их невозможно удовлетворить без участия других людей. И стоит отметить, что не каждое общение носит конструктивный характер для всех участников коммуникации: не всегда конкретная ситуация общения способна удовлетворить личностные потребности всех коммуникантов. Порой такое общение противоречит потребностям, которые люди пытаются удовлетворить в данных условиях. Ведь у партнеров по общению часто разные (даже противоположные) желания, стремления, установки, манеры общения и пр. В этой связи важным является вопрос психологической совместимости.
Психологическая совместимость оказывает существенное влияние на формирование и развитие групповой сплоченности, а также определяет продуктивность совместно выполняемой деятельности. Благодаря использованию психологических знаний возможно достижение надежных, эффективных решений, которые связаны с совершенствованием управленческой деятельности, формированием коллектива. В решении вопросов, связанных с психологической совместимостью членов коллектива, актуальность приобретает проблема применения знаний в области психологии труда, организационной психологии, физиологии труда. Эта проблема требует учета индивидуального уровня развития способностей каждого члена коллектива к той или иной деятельности....
Социально-психологическое взаимодействие членов трудового коллектива рассматривается с разных сторон: социально-экономической, нормативно-правовой, организационно-управленческой, а также индивидуальной или групповой и т.д. Внутри предприятия между работниками складываются определенные, сложные по своей структуре, взаимоотношения и социально-психологические связи.
Под влиянием тех или иных внешних или внутренний обстоятельств реакции работников разнообразны, что отражается на степени сплоченности коллектива, его целеустремленности и результативности выполняемой им деятельности. Все это обуславливается такими психологическими факторами, как социально-психологический климат в коллективе, сплоченность работников, психологическая совместимость членов коллектива.
Современная наука рассматривает социально-психологический климат как результат предметно-практических отношений, которые формируются в ходе выполнения совместной деятельности. И в этом отношении психологический климат определяется организационными и материальными условиями. Помимо этого, такие предметно-практические отношения обуславливают эффективность совместно выполняемой сотрудниками деятельности. Следовательно, социально-психологический климат имеет непосредственное влияние на личностное развитие сотрудника.
Групповая сплоченность влияет на результаты деятельности как самого коллектива, так и организации в целом. На развитие групповой сплоченности трудового коллектива оказывает влияние ряд факторов (общих, местных, организационных, технических, экономических, социально-психологических и многих других). Сила групповой сплоченности определяется двумя показателями: степенью привлекательности собственной группы и степенью привлекательности других доступных для сотрудника групп. Существует два методических подхода к измерению групповой сплоченности: анализ эмоциональной привлекательности членов группа и анализ эмоциональной оценки группы в целом.
Психологическая совместимость - это одно из главных условий групповой сплоченности и эффективности трудовой деятельности. Существует несколько точек зрения относительно феномена психологической совместимости: психологическая совместимость членов группы определяется особенностями темперамента, или потребностями, или трудовыми функциями и т.д. На основе различных подходов выделяются различные виды психологической совместимости: взаимообменная, инициаторная, реципрокная, инструментальная, экспрессивная и др.
Любая деятельность, в том числе и трудовая, имеет за собой некоторую причину или ряд причин - мотивов. Трудовой мотив представляет собой причину, посредством которой работник определяет необходимость применения собственной рабочей силы и выполнения трудовой деятельности. Причиной действия выступает, прежде всего, потребность. Разнообразие потребностей работника означает разнообразие мотивов его трудовой деятельности. Следовательно, трудовая деятельность обусловлена не одним, а множеством мотивов или даже их системой, то есть мотивацией. Следует также отличать мотивацию и мотивирование, а также мотивирование и стимулирование. На основе классификации потребностей на материальные и нематериальные выделяются соответствующие им стимулы и стимулирование. Эффективность стимулирования оказывает влияние на развитие эффективного процесса мотивирования, а эффективность стимула определяет эффективность мотивов действий (в частности, трудовых). Данная причинно-следственная связь должна быть усвоена руководителем и применяться в ходе управленческой деятельности в организации. Исследования в данной научной области говорят о том, что повышение эффективности труда возможно при удовлетворении индивидуальных потребностей работников в условиях работы....
1. Абрамова Г.С. Практическая психология. - М.: Прометей, 2018. - 540 с.
2. Алексеева А.В., Пигалов В.И. Деловое администрирование на практике: инструментарий руководителя. - М.: Технологическая школа бизнеса, 2004. - 144 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект-Пресс, 2008. - 363 с.
4. Анцупов А.Я., Ковалев В.В. Социально-психологическая оценка персонала. Теория и практика: Монография. - М.: Проспект, 2020. - 352 с.
5. Барлас Т.В. Популярная психология. От конфликтов к обретению «Я». - М.: ИЦ «Академия», 1997. - 160 с.
6. Бехтерев В.М. Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки. - СПб.: Типография «Творчество художественной печати», 1911. - 22 с.
7. Бехтерев В.М., Ланге М.В. Влияние коллектива на личность // Педология и воспитание. - М., 1928.
8. Бодди Д. Основы менеджмента / Д. Бодди, Р. Пэйтон. - СПб: Питер, 2004. - 816 с.
9. Бодров В.А. Психологические особенности профессиональной группы // Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. - М.: Персэ, 2003. - С. 1992.
10. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат и личность. - М.: Мысль, 1999. - 207 с.
11. Вичев В. Мораль и социальная психика. - М.: Прогресс, 2001. - 314 с.
12. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала. - М.: Смысл, 2013. - 224 с.
13. Грабская И.А. Развитие стратегического мышления менеджера (методики деловых игр). Методические рекомендации. - К.: ВЗУУП, 2001. - 145 с.
14. Грей Д. Самоучитель бизнесмена. - СПб.: Питер Паблишинг, 1998. - 256 с.
15. Гришина Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. - Л.: Лениздат, 1990. - 174 с....(77)