Различия в профессиональных намерениях старшеклассников с разными социально-психологическими установками
|
Введение 3
Глава 1. Анализ научных данных по вопросам исследования социально-психологических установок и профессиональных намерений старшеклассников
1.1. Социально-психологические установки, факторы их
формирования 7
1.2. Понятие профессионального самоопределения. Процесс и этапы
профессионального самоопределения 23
1.3. Характеристики старшего школьного возраста. Психологическая
готовность старшеклассника к профессиональному самоопределению 33
1.4. Данные исследований ценностных ориентаций и социально-психологических установок современной молодежи 39
Глава 2. Изучение профессиональных намерений старшеклассников с разными социально-психологическими установками
2.1. Описание процедуры и методов исследования 45
2.2. Анализ и интерпретация диагностических данных 49
Выводы 64
Заключение 68
Список используемых источников 69
Приложение 1 74
Приложение 2 78
Глава 1. Анализ научных данных по вопросам исследования социально-психологических установок и профессиональных намерений старшеклассников
1.1. Социально-психологические установки, факторы их
формирования 7
1.2. Понятие профессионального самоопределения. Процесс и этапы
профессионального самоопределения 23
1.3. Характеристики старшего школьного возраста. Психологическая
готовность старшеклассника к профессиональному самоопределению 33
1.4. Данные исследований ценностных ориентаций и социально-психологических установок современной молодежи 39
Глава 2. Изучение профессиональных намерений старшеклассников с разными социально-психологическими установками
2.1. Описание процедуры и методов исследования 45
2.2. Анализ и интерпретация диагностических данных 49
Выводы 64
Заключение 68
Список используемых источников 69
Приложение 1 74
Приложение 2 78
В основе мотивов профессиональной деятельности лежат потребности и ценностные ориентации человека. Внутренние побуждения определяют направленность его активности на разные профессиональные сферы, на активность в самом профессиональном поведении, его ориентации на процесс и результат, а также на факторы, лежащие вне профессиональной деятельностью (заработок, льготы и т.д.) [44].
Выбор профессии осуществляется на завершающем этапе школьного обучения. Мотивы профессионального выбора старшеклассников составляют ядро мотивационной сферы этой возрастной группы. Современный школьник должен решать множество новых проблем, встающих перед ним в этой связи, что усугубляется интенсивными процессами реформирования образования.
В возрасте ранней юности человеку сложно разобраться в огромном количестве информации. Кроме того, выбор профессии, являясь сложной и ответственной задачей, происходит в период, когда молодой человек недостаточно подготовлен для принятия такого решения вследствие своего небольшого опыта, повышенной чувствительности и обострённому восприятию окружающего, преувеличенным значением внешних сторон профессии, недостаточным умением согласовывать свои мечты и способности. Существует ряд противоречий между планами молодежи и возможностями рынка труда и профессий; возрастающими требованиями к современному специалисту и недостаточным уровнем его личностной и профессиональной мобильности; желанием попробовать свои силы в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием такой возможности в процессе школьного обучения.
Профессиональное самоопределение становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие себя в нем.
Теме, связанной с факторами, влияющими на профессиональные намерения старшеклассников, посвящено немало работ и исследований. Так, например, И.С. Кон изучал профессиональные намерения старшеклассников в тесной связи с их мировоззрением, а Г.С. Абрамова в свои работах описывала возрастные особенности и их связь с выбором профессии старшими школьниками. Есть исследования по изучению влияния среды проживания (городской и сельской) на показатели профессиональных намерений старших школьников. В теории профессиональной ориентации в достаточной степени изучены возможности социальной среды в формировании профессионального самоопределения. Предметом исследования становились макрофакторы (общественно-экономическая система) и микрофакторы (школа, семья, общественные организации и др.), влияющие на выбор учащимися будущей профессии (А.Е. Голомшток, В.А. Сахаров, А.Д. Сазонов).
Вместе с тем, в многочисленных современных публикациях по проблеме подготовки учащихся школ к жизни и осознанному выбору профессии, подчеркивается, что проблема социально-профессионального самоопределения школьников остается недостаточно изученной.
Актуальность предпринятого нами исследования обусловлена значимостью изучения проблемы влияния социально-психологических установок старшеклассников на процесс формирования их профессиональных намерений, а также необходимостью изучения проблемы ценностных ориентаций молодежи и их связи с профессиональным будущим.
Целью данного исследования является изучение различий в профессиональных намерениях старшеклассников с разными социально-психологическими установками для использования полученных данных в диагностической, консультативной и профориентационной работе педагога- психолога со старшеклассниками.
Объектом исследования является мотивационная сфера старшеклассников.
В нашем исследовании мы выдвинули гипотезу о том, что существуют различия в показателях профессионального самоопределения старшеклассников с разными социально-психологическими установками, которые проявляются:
- в степени информированности о содержании и специфике выбираемой профессиональной деятельности;
- в устойчивости профессиональных намерений;
- в соотношении внутренних и внешних мотивов профессионального выбора;
- в показателях готовности старшеклассников к выбору профессии.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические и эмпирические данные по проблеме профессионального самоопределения, описать его процессы и этапы; выделить особенности развития в старшем школьном возрасте, влияющих на профессиональное самоопределение; исследовать особенности ценностных ориентиров и социально-психологических установок современной молодежи.
2. Подобрать диагностические методики, адекватные цели исследования. Реализовать программу исследования социально-психологических установок и профессиональных намерений старшеклассников.
3. Проанализировать данные диагностического исследования. Определить связь социально-психологических установок старшеклассников с их профессиональными намерениями.
4. Сформулировать выводы и определить направление дальнейших исследований профессионального самоопределения современных выпускников общеобразовательных школ.
В ходе исследования были использованы следующие диагностические методики:
- Методика «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф. Потемкиной;
- Анкета по изучению сформированности профессиональных планов
старшеклассников, составленная на основе разработанных Е.А. Климовым опросников по определению профессиональных намерений старшеклассников;
- Методика «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир в модификации А. Реана;
- Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии В.Б. Успенского.
В исследовании принимали участие 36 учащихся 11-х классов. В ходе исследования из общей выборки были выделены три группы испытуемых:
- группа испытуемых с гармоничными ориентациями, у которых социально-психологические установки выражены сильно и в равной степени;
- группа низкомотивированных испытуемых со слабо выраженными ориентирами;
- группа испытуемых с дисгармоничными ориентациями, у которых некоторые ориентации выражены сильно, а другие слабо или отсутствуют.
Деление на группы производилось после обработки результатов по методике «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф. Потемкиной.
Для обработки диагностических данных был использован метод математической статистики Т-критерий Стьюдента для независимых выборок.
Выбор профессии осуществляется на завершающем этапе школьного обучения. Мотивы профессионального выбора старшеклассников составляют ядро мотивационной сферы этой возрастной группы. Современный школьник должен решать множество новых проблем, встающих перед ним в этой связи, что усугубляется интенсивными процессами реформирования образования.
В возрасте ранней юности человеку сложно разобраться в огромном количестве информации. Кроме того, выбор профессии, являясь сложной и ответственной задачей, происходит в период, когда молодой человек недостаточно подготовлен для принятия такого решения вследствие своего небольшого опыта, повышенной чувствительности и обострённому восприятию окружающего, преувеличенным значением внешних сторон профессии, недостаточным умением согласовывать свои мечты и способности. Существует ряд противоречий между планами молодежи и возможностями рынка труда и профессий; возрастающими требованиями к современному специалисту и недостаточным уровнем его личностной и профессиональной мобильности; желанием попробовать свои силы в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием такой возможности в процессе школьного обучения.
Профессиональное самоопределение становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие себя в нем.
Теме, связанной с факторами, влияющими на профессиональные намерения старшеклассников, посвящено немало работ и исследований. Так, например, И.С. Кон изучал профессиональные намерения старшеклассников в тесной связи с их мировоззрением, а Г.С. Абрамова в свои работах описывала возрастные особенности и их связь с выбором профессии старшими школьниками. Есть исследования по изучению влияния среды проживания (городской и сельской) на показатели профессиональных намерений старших школьников. В теории профессиональной ориентации в достаточной степени изучены возможности социальной среды в формировании профессионального самоопределения. Предметом исследования становились макрофакторы (общественно-экономическая система) и микрофакторы (школа, семья, общественные организации и др.), влияющие на выбор учащимися будущей профессии (А.Е. Голомшток, В.А. Сахаров, А.Д. Сазонов).
Вместе с тем, в многочисленных современных публикациях по проблеме подготовки учащихся школ к жизни и осознанному выбору профессии, подчеркивается, что проблема социально-профессионального самоопределения школьников остается недостаточно изученной.
Актуальность предпринятого нами исследования обусловлена значимостью изучения проблемы влияния социально-психологических установок старшеклассников на процесс формирования их профессиональных намерений, а также необходимостью изучения проблемы ценностных ориентаций молодежи и их связи с профессиональным будущим.
Целью данного исследования является изучение различий в профессиональных намерениях старшеклассников с разными социально-психологическими установками для использования полученных данных в диагностической, консультативной и профориентационной работе педагога- психолога со старшеклассниками.
Объектом исследования является мотивационная сфера старшеклассников.
В нашем исследовании мы выдвинули гипотезу о том, что существуют различия в показателях профессионального самоопределения старшеклассников с разными социально-психологическими установками, которые проявляются:
- в степени информированности о содержании и специфике выбираемой профессиональной деятельности;
- в устойчивости профессиональных намерений;
- в соотношении внутренних и внешних мотивов профессионального выбора;
- в показателях готовности старшеклассников к выбору профессии.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические и эмпирические данные по проблеме профессионального самоопределения, описать его процессы и этапы; выделить особенности развития в старшем школьном возрасте, влияющих на профессиональное самоопределение; исследовать особенности ценностных ориентиров и социально-психологических установок современной молодежи.
2. Подобрать диагностические методики, адекватные цели исследования. Реализовать программу исследования социально-психологических установок и профессиональных намерений старшеклассников.
3. Проанализировать данные диагностического исследования. Определить связь социально-психологических установок старшеклассников с их профессиональными намерениями.
4. Сформулировать выводы и определить направление дальнейших исследований профессионального самоопределения современных выпускников общеобразовательных школ.
В ходе исследования были использованы следующие диагностические методики:
- Методика «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф. Потемкиной;
- Анкета по изучению сформированности профессиональных планов
старшеклассников, составленная на основе разработанных Е.А. Климовым опросников по определению профессиональных намерений старшеклассников;
- Методика «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир в модификации А. Реана;
- Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии В.Б. Успенского.
В исследовании принимали участие 36 учащихся 11-х классов. В ходе исследования из общей выборки были выделены три группы испытуемых:
- группа испытуемых с гармоничными ориентациями, у которых социально-психологические установки выражены сильно и в равной степени;
- группа низкомотивированных испытуемых со слабо выраженными ориентирами;
- группа испытуемых с дисгармоничными ориентациями, у которых некоторые ориентации выражены сильно, а другие слабо или отсутствуют.
Деление на группы производилось после обработки результатов по методике «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф. Потемкиной.
Для обработки диагностических данных был использован метод математической статистики Т-критерий Стьюдента для независимых выборок.
К возрастным трудностям жизненного самоопределения в ранней юности относится вероятность принятия спонтанных, непродуманных решений в процессе профессионального выбора. Профессиональное самоопределение выступает важнейшим аспектом дальнейшего личностного развития и полноценной жизнедеятельности человека.
В условиях реформирования образования требуется осуществить поиск новых подходов к формированию жизненного и профессионального самоопределения школьников. С позиции гуманистической направленности воспитания требуется личностно-ориентированная подготовка растущего человека к выбору своей жизненной траектории развития и определения будущей сферы профессиональной деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить исходные позиции в понимании профессионального самоопределения учащихся, которое рассматривается нами в контексте общего развития в старшем школьном возрасте. При этом профессиональное самоопределение старшеклассников - это процесс формирования личностью упорядоченной системы своих отношений к себе, другим и миру в целом, позволяющей выработать позицию субъекта выбора жизненного пути и будущей профессии.
Мотивы профессионального выбора старшеклассников составляют ядро мотивационной сферы этой возрастной группы. Актуальность предпринятого нами исследования обусловлена значимостью изучения проблемы влияния социально-психологических установок старшеклассников на процесс формирования их профессиональных намерений. Данные, полученные в результате исследования, могут быть полезны школьным психологам для проведения консультативной профориентационной работы со старшеклассниками.
В условиях реформирования образования требуется осуществить поиск новых подходов к формированию жизненного и профессионального самоопределения школьников. С позиции гуманистической направленности воспитания требуется личностно-ориентированная подготовка растущего человека к выбору своей жизненной траектории развития и определения будущей сферы профессиональной деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить исходные позиции в понимании профессионального самоопределения учащихся, которое рассматривается нами в контексте общего развития в старшем школьном возрасте. При этом профессиональное самоопределение старшеклассников - это процесс формирования личностью упорядоченной системы своих отношений к себе, другим и миру в целом, позволяющей выработать позицию субъекта выбора жизненного пути и будущей профессии.
Мотивы профессионального выбора старшеклассников составляют ядро мотивационной сферы этой возрастной группы. Актуальность предпринятого нами исследования обусловлена значимостью изучения проблемы влияния социально-психологических установок старшеклассников на процесс формирования их профессиональных намерений. Данные, полученные в результате исследования, могут быть полезны школьным психологам для проведения консультативной профориентационной работы со старшеклассниками.
Подобные работы
- Иррациональные установки как фактор суицидального риска в юношеском возрасте
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2021 - ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 9-Х И 11-Х КЛАССОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019 - Взаимосвязь между учебной мотивацией и профессиональной направленностью у старших подростков и юношей
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА «Я» СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2021 - Формирование учебной мотивации к изучению английского языка в общеобразовательной школе
Магистерская диссертация, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ МАНИПУЛЯТИВНОГО ОБЩЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018



