Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
1.1 Пожилые люди как социальная группа 7
1.2 Сущность и содержание понятие «досуга» 13
1.3 Особенности досуговой деятельности пожилых людей 18
Выводы по I главе 24
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В ГБУ РТ «ДОМ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ПРЕСТАРЕЛЫХ И ИНВАЛИДОВ»
2.1 Анализ практики организации досуга пожилых людей в ГБУ РТ «дом-
интернат для престарелых и инвалидов» 27
2.2. Организация и проведения эмпирического исследования 33
Выводы по II главе 40
Заключение 42
Список использованной литературы 44
Приложения 47
Актуальность исследования заключается в том, что изменение статуса человека в старости, сказывается на его материальном и моральном положении, что приводит к негативному психическому самочувствию, также уменьшается его сопротивляемость к хроническим заболеваниям дезадаптируя его к меняющимися условиям внешней среды. Важность повседневного внимания к решению социальных проблем людей в пожилом возрасте возрастает потому, что увеличивается удельный вес пожилых людей не только в России, но и во всем мире.
В России почти каждый пятый гражданин старше трудоспособного возраста. По результатам опроса всероссийским центром ВЦИОМ (Всероссийский Центр изучения общественного мнения), который проводил 6 и 7 апреля 2013 г., доля людей пожилого и старческого возраста в общей численности населения России за последние годы существенно выросла, которая составляет примерно 23% [30; 10].
Решение проблемы социально-культурного развития людей в пожилом возрасте в современном контексте необходимо искать в сфере досуга. Это обусловлено тем, что в пожилом возрасте в большинстве случаев изменяется структура жизнедеятельности, которая из-за раннего прекращения трудовой деятельности, из неё безусловно выпадать образовательная и профессионально-трудовая сферы, а бытовая — существенном мере сокращаться из-за прогресса в медицинском и бытовом обслуживании. Всё это приводит к значительному росту объёма свободного времени.
Старость не характеризуется только негативными и отрицательными представлениями о ней, а рассматривается как завершающая стадия развития человека с присущими ей особенностями. Нынешний модель старости определяется не только увеличением периода жизни человека, но и позитивным изменением её качества, включающем в себя значительные возможности индивидуально-личностного развития в пожилом возрасте.
Деятельность, объединенная с досугом и отдыхом, играет особо важную роль в жизни людей пожилого и старческого возраста, особенно когда их участие в трудовой деятельности затруднено. В современных экономических условиях пожилые люди занимают в обществе маргинальное положение[33; 51].
Активность может проявляться в любой кругу человеческой жизни, как и в пожилом возрасте. Организовать эту активность помогают специализированные учреждения, центры и дома-интернаты для пожилых людей.
Культурно-досуговая деятельность, имеющая огромный багаж форм и методов культурного и нравственного развития личности способна оптимизировать жизнедеятельность людей в пожилом возрасте, стимулировать их интеллектуальную и физическую активность, развивать творческие способности. Поэтому реализация развивающего потенциала культурно-досуговой деятельности людей в пожилом возрасте является актуальной проблемой человечества [1; 73].
В связи с этим, Министерством культуры Республики Тыва определено к реализации в 2015 году приоритетное направление деятельности «Национально-культурное развитие народов Республики Тыва». Основополагающим документом для работы Министерства по данному направлению является государственная программа Республики Тыва «Укрепление гражданского единства и национально-культурное развитие народов Республики Тыва на 2014-2016 годы»[2; 2].
Цель исследование - изучить особенность организации досуга лиц пожилого возраста.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие
задачи:
1. Охарактеризовать пожилых людей как социальную группу.
2. Рассмотреть направления досуговой деятельности для пожилых людей и их специфику.
3.Раскрыть особенности функционирования дома-интерната как учреждения социального обслуживания пожилых людей;
Объект исследования - досуга пожилых людей
Предмет исследования - организация досуга пожилых людей в «Доме- интернате для ветеранов и инвалидов».
Методы исследования: анализ научной литературы, анализ и синтез, наблюдение, анкетирование, анализ документов.
Гипотеза исследования: заключается в том, что специфика функционирования дома-интерната влияет на организацию досуга проживающих в нем лиц пожилого возраста, исходя из этого, можно предположить, что рационально организованный досуг будет способствовать расширению их возможностей межличностного общения и профилактике одиночества людей в пожилом возрасте.
Методологическую основу исследования составляют труды ученных Н. Ф. Дементьева, О.А Дронова, В.Н. Ковалева, О.В. Краснова, Р.С. Яцемирская и др. Вопросы социальной политики, управления в социальной сфере, теории и методики социальной работы, социального обслуживания граждан пожилого возраста глубоко проанализированы в работах Е. И. Холостовой, И.Н. Бондоренко, И.М. Понамаренко.
Практическая значимость исследования: заключается в том, что его результаты расширяют и углубляют представление об организации досуга пожилых людей
Практическая значимость: исследования определяется тем, что материалы и выводы работы могут быть использованы в работе социальных служб для улучшения активности пожилых людей.
База исследования: ГБУ РТ «Дом-интернат для престарелых и инвалидов».
Апробация: работа апробирована на ежегодной научно-практической конференции студентов ТувГУ посвященной Году гостеприимства в Республике Тыва и в рамках мероприятий Всероссийского фестиваля науки, фестивали «Студенческая весна» в Тувинском государственном университете, по результатам работы разработан проект «Огбелер».
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
При организация досуга и отдыха учитывается возраст, психические и физические особенности, также принимается во внимание интересы и потребности того, на кого направлена вид досуговой деятельности.
Пожилые люди являются особой социальной группой, с большим запасом свободного времени, которое следует организовать рационально. Оставшись с самим собой, пожилой человек чувствует себя отделенным от мира и окружающих, что усугубляется чувство ненужности и маловажности. Каждый человек в силу психических и индивидуальных особенностей принимают свой возраст, либо как этап завершения жизненного пути, либо как конец своего существования.
Пожилые люди, занимаясь любимыми делами, такими как вышивание, забота о растениях, посиделки у телевизоров или играя шашки и шахматы, высвобождаются от своих внутренних переживаний, с помощью общения и бесед, тем самым заполняя свободное время, вливаются в общество. В интернатных учреждениях для пожилых людей организован целый комплекс услуг, для их адаптации и реабилитации.
Не смотря на свой возраст пожилые люди в доме-интернате ведут активный образ жизни, участвуя в интернатных мероприятия, так и вне интенатных. Заполняю свое свободное время интересными и полезными формами отдыха они не только общаются, но и приходит осознание, что они еще «живые», не списаны со счета. Но к большинство пожилых все же предпочитают пассивный отдых, такое как посиделки перед телевизором.
Самообразование, физический и умственный труд, входящий в структуру досуга, составляют главнейший фактор сохранения жизнестойкости и жизнеспособности, долголетия человека, разумеется, подкрепляется подходящее организованной досуговой деятельностью. Социальное самочувствие пожилых людей формируется в рамках образа жизни пожилого человека в целом, взаимодействия с обществом и с людьми.
Вовлечь пожилых людей на активный образ жизни является один из передовых задач интернатов. Удовлетворенность жизни зависит оценки прошлого, настоящего и будущего состояний, которая связана с социальным окружением и опытом повседневной деятельности.
В доме-интернате оснащенными всеми техническими и материальными оборудованиями пожилой человек вполне удовлетворен в реализации своих потребностей и интересов, для их самостоятельного самообслуживания и активного участия в общественной жизни интерната.
Таким образом, самочувствие удовлетворенности приходит к человеку с пониманием, что о них не забыли, что они также остаются частью общества, что с прибытием в дом-интернат их жизни не заканчивается, что они предоставлены только себе.
1. Абдулахамидова, Б.Н. Социальная работа и формирование здорового образа жизни / Б.Н. Абдулахамидова // Отечественный журнал Социальной работы. - 2011. - №4. - С. 73-78.
2. Абросимова, Ю.Н. Проекты для пожилых Астраханцев / Ю.Н. Абросимова // Социальная работа. - 2014. - № 11. - С. 29-31.
3. Аверянова, М.Е. Забота о пожилых - дело общее / М.Е. Аверянова // Социальная работа. - 2014. - № 3. - С. 27-30.
4. Александрова, М.Д. Проблемы социальной и психофизиологической геронтологии - Л.:2004. - 321c.
5. Бондаренко, И.Н. В интересах пожилых людей. / И.Н. Бондаренко // Работник социальной службы. - М.: 1997. - № 1. - С.43-45.
6. Бондаренко, И.Н. как подготовить успешный социальный проект / И.Н. Бондаренко // Социальная работа. - 2012. - № 5. - С. 45-48.
7. Больбак, К.Э. Активное долголетие с высоким качеством жизни / К.Э. Больбак // Социальная работа. - 2014. - № 6. - С. 37-39.
8. Валиева И.В. лечение, отдых, восстановление / И.В. Валиева // Социальная работа. - 2015. - № 8. - С. 51-53.
9. Ворончихино, О.Г. Опыт работы с пожилыми гражданами и инвалидами / О.Г. Ворончихино // Социальная работа. - 2016. - № 2. - С. 16-17.
10. Вульф,Л.С. Одиночество пожилых людей / Л.С. Вульф // Социальное обеспечение. - 1998. - № 5 - С.28-31.
11. Григорьев, С.И., Гусляков, Л.Г., Ельчанинов, В.А. Теория и методология социальной работы. - М.:2004. - С. 156.
12. Дементьева, Н. Ф. Методологические аспекты социально¬
психологический адаптации лиц пожилого возраста в стационарных учреждениях социального обслуживания / Н.Ф. Дементьева // Психология зрелости и старения. М., - 1998. - С. 21—27.
13. Дронова, О.А. Новая стратегия долголетия / О.А. Дронова // социальная работа. - 2016. - № 2. - С. 54-58.
14. Еникеев М.И. Психологический Энциклопедический Словарь. - М.: Т.К.Велби, Изд. «Проспект», 2007. - 560 с.
15. Иорданова, М.В. Дом ветеранов и его история / М.В. Иорданова // Социальная работа. - 2015. - № 9. - 28-29.
16. Калина, Л.А. Эффективное использование музыкотерапии и песочной терапии / Л.А. Калина // Социальная работа. - C. 65-69.
17. Ковалёв,В.Н. Социология управления социальной сферой:
Учеб.пособие - М.: Академический Проект, 2003. - 350 с.
18. Комлеева, Е.Р., Пономаренко М.И. Новые социальные технологии с пожилыми гражданами / Е.Р. Комлеева // Социальная работа. - 2014. - № 1. - С. 21-23.
19. Колягина, Н.В. Меры социальной поддержки пожилых людей / Н.В. Колягина // социальная работа. - 2016. № 3. - С. 24-26.
20. Краснова, О.В. Практикум по работе с пожилыми людьми: опыт России и Великобритании. - М.: Принтер, 2001. - 231 с.
21. Ларионова, Т.А. Социальное обслуживание пожилых - дело творческое / Т.А. Лиринова // Социальное обеспечение. - 1999. - № 9. - С.23-25
22. Мадянова, М.А. В этом доме старость не живет / М.А. Мадянова // Социальная работа. - 2015. - № 5. - С. 46-47.
23. Малютина Л.Н. Старость отступает перед жизнелюбием / Л.Н. Малютина // Социальная работа. - 2016. - № 2. С - 21-24.
24. Маскаленко, Р.В.Социальное адаптация граждан пожилого возраста и инвалидов в условиях стационарных учреждений / Р.В. Маскаленко // Социальная работа. - 2014. - № 6. - С. 53-54.
25. Международный год пожилых людей//Социальное обслуживание. - 2001. - №2. - С. 5.
26. Михаличнеко, Г.И. Ветеранам - достойную жизнь / Г.И. Михаленко // Социальная работа. - 2014. - № 4. С - 40-41.
27. На общественной работе//Социальное обслуживание. - 2001. - №4. - С. 24.
28. Нестерова, Г.Ф. Социальная работа с пожилыми и инвалидами: учеб.для студ. Сред. Проф. Образования / Г.Ф. Нестерова, С.С. Лебедева, С.В. Василев. - М.: Изд. Центр «Академия», 2009. - 288 с.
29. Новоженина, Е.А. В Астраханской области создаются приемные семьи для пожилых людей / Е.А. Новоженина // Социальная работа. - 2014. - № 11. - С. 16-17.
30. Низонцева, О.О. Современная государственная политика в отношениях пожилых граждан: перспективы развития и пути решения проблем / О.О. Низонцева // Социальная работа. - 2013. - № 1. - С. 9-12.
31.Основы социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Под ред. Н.Ф.Басова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.
32.Основы социальной работы / Отв. Ред. П.П.Павленок. М.: ИНФРА-М.,1999. - 178 с.
33. Писарев, А.В. Образ пожилых в современной России / А.В. Писарев // Социс. - 2004. - №4. - С.51-56.
34. Русских, В.И. Клубная работа с пожилыми и детьми / В.И. Русских // Социальная работа. - 2012. - № 4. - С. 46-47.
35. Словарь-справочник по социальной работе/Под ред. Е.И. Холостовой - М.: Изд. Юрист, 2002. - 472 с.
36. Социальная работа: Учеб.для бакалавров / Е.И. Холостова - М.:
Издтельско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. - 612 с.
37. Социальная работа: теория и практика: Уч. пособие / Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М., 2001. - 328 с.
38. Теория и методология социальной работы. Учебное пособие. - М.: Изд. - Союз, 2004. - 315 с.
39. Федосихин А.М. Забота о ветеранах / А.М. Федосихин // Социальная работа. - 2014. - № 4. - С. 24-27.
40. ФеклюнинаС.С. Комплексная программа повышения профессионального мастерства социальных и медицинских работников центра социального обслуживания / С.С. Феклюнина //Работник социальной службы. - 2015. - №2, - С. 67-70.
41. Фирсов, М.В. Технология социальной работы: Учеб.пособие для вузов.
- Изд. 2-е. - М. Академический Проект; трикса, 2009. - 428 с.
42. Фирсов, М.В., Студёнова Е.Г. Теория социальной работы. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. - 438 с.
43 . Холостова, Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Уч. пособие.- М.: «Дашков и К», 2003. - 296 с.
44. Чирков, А.И., Глушкова, О.Н., Дереповская, Е.А., Шарихово О.Ф. Быть старости достойной суждено / А.И. Чирков, О.Н. Глушкова, Е.А. Дереповска, О.Ф. Шарихово // Социальная работа. - 2014. № 1. - С. 35¬
38.
45. Шаблин, В.Н., Шабалина, С.Н. Благосоциальные основы психологии пожилого возраста / В.Н. Шабрин, С.Н. Шабалина // Социальная работа. - 2015. - № 10. - 5-9.
46. Щекотов, В.Г. Качество жизни ветеранов / В.Г. Щекотов // Социальная работа. - 2013, № 5. - С. 35-36.
47. Юшкова, Т.И. От дома престарелых - к реабилитационным центрам / Т.И. Юшкова // Социальная работа. - 2016. № 2. - С. 38-42.
48.Энциклопедия социальной работы. ВЗТ/ пер. с англ. - М., 1994. - 529 с.
49. Яцемирская, Р.С., Беленькая, И.Г., Социальная геронтология. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 224 с.
50. Щербаков, Ю.ВСпециальная психология / Ю.В. Щербакова. - Учеб.пособие. - М.: Издательство РИОР, - 80 с.
Дополнительный
1. Международный (Венский) план действий по проблемам старения. http://www.un.org/russian/topics/socdev/elderly/oldactio.htm.
2. http://tuvapravda.mZ?q=content/mimsterstvo-kultury-tuvy-podvelo-itogi-
uhodyashchego-goda