Введение 3
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам развития и обучения детей младшего школьного возраста
1.1. Общая характеристика психического развития ребенка младшего
школьного возраста 6
1.2. Особенности когнитивной сферы детей младшего школьного
возраста 12
1.3. Особенности мотивационной сферы детей младшего школьного
возраста 26
1.4. Проблемы школьной неуспеваемости детей младшего школьного
возраста 29
1.5. Типология проблем школьного обучения по А.Л. Венгеру. 39
Глава 2. Изучение психологических характеристик младших школьников с разными типами проблем школьного обучения
2.1. Описание процедуры и методов исследования 47
2.2. Анализ и интерпретация диагностических данных 52
Выводы 65
Заключение 68
Список используемых источников 69
Приложение 1 73
Приложение 2 79
Современное школьное образование должно быть в первую очередь обращено к личности ребенка, его всестороннему развитию и создавать благоприятные условия для раскрытия способностей учащихся. Основываясь на научных психологических представлениях о когнитивных структурах как носителях умственного развития, конечную цель школьного образования можно представить следующим образом: формирование учащихся как высокоразвитой когнитивно-личностной системы, способной к саморазвитию, самоорганизации и самоопределению [24]. Средством развития выступает усвоение знаний об обобщенных способах и формах предметной деятельности, являющихся залогом дальнейшего развития и самостоятельного приобретения в будущем новых знаний. В настоящее время система образования столкнулась с проблемой увеличения числа детей с трудностями в обучении, создаваемыми в первую очередь недостаточным уровнем их когнитивного развития и несформированностью мотивов учебной деятельности.
По данным различных исследований затруднения в обучении, по тем или иным причинам, испытывают от 15 до 40 % учащихся начальных классов общеобразовательной школы. Оказание действенной психологической помощи учащимся на начальном этапе обучения в настоящее время становится особенно актуальной задачей.
В работах таких авторов, как И.В. Дубровина, Н.П. Локалова, М.В. Матюхина, Н.А. Менчинская, Г.А. Цукерман и многих других, рассматриваются проблемы учебной успешности младших школьников.
В литературе достаточно подробно описаны психологические особенности познавательных процессов и личностной сферы детей младшего школьного возраста, однако практический аспект возможной работы с такими детьми до конца не изучен. Поэтому возникает еще много вопросов, противоречий, трудностей при работе с такими детьми. Следовательно, приоритетным направлением среди всех задач, решаемых школьным практическим психологом в ходе своей деятельности, является оптимизированная психодиагностика по изучению причин трудностей ребенка в усвоении школьной программы и оказание быстрой и эффективной помощи как можно большему количеству школьников.
Целью данного исследования является изучение психологических характеристик младших школьников с разными типами проблем школьного обучения для использования диагностических данных в работе педагога- психолога с детьми данной возрастной категории; для построения программ коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками на основе их индивидуально-психологических характеристик и личностных особенностей.
Объект исследования - психологические характеристики младших школьников.
Предмет исследования - психологические характеристики младших школьников с разными типами проблем школьного обучения.
Гипотеза: различия в типах проблем школьного обучения обусловлены разными сочетаниями таких психологических характеристик младших школьников, как уровень познавательных способностей, особенности эмоциональной сферы, психологический тип личности и мотивация учения.
Исходя из цели и выдвинутой гипотезы, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по вопросам общего психического развития ребенка младшего школьного возраста, выделив особенности когнитивной и мотивационной сферы; проанализировать проблемы школьной неуспеваемости в этом возрасте и рассмотреть типологию А.Л. Венгера проблем школьного обучения.
2. Подобрать комплекс диагностических процедур, соответствующий цели исследования и направленный на проверку выдвинутой гипотезы.
3. Сформировать выборку исследования, провести диагностические процедуры.
4. Проанализировать полученные диагностические данные, интерпретировать выявленные связи, сформулировать выводы.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 66 г. Пензы
В проведенном нами исследовании мы брали за основу тип проблемы по А.Л. Венгеру, и уточняли ее содержание с помощью специально подготовленной Анкеты для родителей и учителей младших школьников.
В результате анкетирования, использования методов наблюдений, беседы, оценки продуктов деятельности была собрана информация о 47 учащихся 2-х классов.
На основе данных анкетирования в исследуемой выборке были выявлены устойчивые признаки следующих типов проблем школьного обучения:
• «хроническая неуспешность»;
• «уход от деятельности»;
• «негативное самопредъявление»;
• «трудности общения».
Из 47 учеников проблемы школьного обучения разного типа были выявлены у 26 человек.
Определение типа проблемы и ее конкретного наполнения осуществлялось на основе фиксации ее устойчивого проявления во всех видах диагностических процедур.
Далее диагностическая работа проводилась с учениками, имеющими проблемы школьного обучения с помощью методик:
• методика «Рисунок человека» Ф. Гуденаф для изучения показателей познавательных способностей и особенностей личностно-эмоциональной сферы;
• методика определения психологического типа личности В. Мегедь и А. Овчарова;
• Анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой для изучения мотивации учения учащихся младшего школьного возраста.
В последние годы появилось большое количество литературы, посвященной методам психодиагностики, коррекции, психологического консультирования по вопросам школьного благополучия учащихся начальной школы. Однако многие из работ отличаются некоторой односторонностью. Одни авторы описывают типичные проблемы, с которыми сталкивается педагог-психолог; в других представлены в основном тестовые методы; в третьих - коррекционные программы, направленные на преодоление тех или иных психологических проблем детей младшего школьного возраста.
Типология проблем школьного обучения А.Л. Венгера основана на запросах педагогов или родителей, обратившихся за консультацией к психологу, и содержит описание признаков и критериев, позволяющих определить причину проблемы. На основе наиболее широко распространенных жалоб, с которыми младших школьников приводят к педагогу-психологу, А.Л. Венгер выделил типы проблем, связанных с учебной успешностью; продуктивностью учебной деятельности; проблем функции внимания; проблем поведения и трудностей общения.
Типология проблем школьного обучения А.Л. Венгера содержит описание признаков и критериев, позволяющих определить причину проблемы. В проведенном нами исследовании мы брали за основу тип проблемы, и уточняли ее содержание.
Проведенная нами диагностика на основе типологии проблем школьного обучения по А.Л. Венгеру позволила выделить ряд устойчивых признаков этих проблем, проявляющихся в психологических характеристиках детей младшего школьного возраста.
Полученные диагностические данные могут быть полезны при решении задачи дифференцированного подхода в обучении учащихся младшего школьного возраста с разными проблемами школьного обучения.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект,2010. - 623 с.
2. Алферов А.Д. Психология развития школьников: Учебное пособие для вузов. - Ростов-на-Дону, 2010. - 384 с.
3. Артемьева Т.В. Диагностика и коррекция развития младшего школьника. - Казань: Отечество, 2013.- 157 с.
4. Бардиер Г.Л., Никольская И.М. Что касается меня...: Сомнения и переживания младших школьников. - СПб.: Речь, 2005. - 203 с.
5. Болотникова О.П. Развитие рефлексивных действий как условие становления личностных новообразований младшего школьного возраста: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2003. - 24 с.
6. Боцманова М.Э., Захарова А.В. Самооценка как фактор нравственной саморегуляции в младшем школьном возрасте. // Новые исследования в психологии. / ред. В.В. Давыдов. - 1987. - №2. - С.41-44.
7. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников http://romanbook.net/book/9529097/?page=20
8. Венгер А.Л., Цукерман Г.А.. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос-Пресс, 2007. - 159 с.
9. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. - М.: Академия, 2010.- 367 с.
10. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учебное пособие для пед. вузов. - М.: Академия, 2011. - 624 с.
11. Волков Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться / Б.С. Волков - М.: Академ. Проект, 2004. - 144 с.
12. Горлова Е.Л. Центральное психологическое новообразование младшего школьного возраста как основа развивающего обучения: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2002. - 28 с.
13. Дмитриева И.М. Формирование познавательного интереса у младших школьников в структуре общей способности к учению: Дис. ... канд. психол. наук. - Н.Новгород: НГПУ, 2003. - 176 с.
14. Дубровина И.В. Младший школьник. Развитие познавательных способностей - М., 2003. - 208 с.
15. Дубровина И.В. Практическая психология образования: Учебное пособие для студентов вузов / И.В. Дубровина - М.: Питер, 2004. - 588 с....47