ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ
ПОДГОТОВКИ К БОРЬБЕ ЛЁЖА В САМБО 5
1.1 Анализ источников и философия самбо 5
1.2 Современные особенности борьбы лёжа в самбо 10
1.3 Современные дидактические принципы в самбо 17
1.4 Рекомендации по специализированному питанию 20
ГЛАВА 2. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ
НАВЫКОВ ВЕДЕНИЯСХВАТКИ В ПОЛОЖЕНИИ ЛЁЖА 24
2.1 Морально-волевая подготовка начинающих самбистов к борьбе лёжа 24
2.2 Вопросы методики начального обучения техническому действию
в борьбе лёжа 27
2.3 Совершенствование гибкости для ведения схватки в положении
лёжа 32
2.4 Учебные поединки и специальные задания в борьбе лёжа 37
ВЫВОДЫ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
Актуальность. Этап начальной специализации характеризуется как наиболее благоприятный для овладения техникой несложных болевых приёмов, удержаний (Е.М. Чумаков, А.А. Харлампиев, Д.Л. Рудман, В. Г. Волков)[1,2,20,24]. Техника болевых и удержаний в самбо - сильный инструментарий для стабильного успешного выступления на соревнованиях высокого уровня. Причём мастеровитый самбист может выполнить технику болевого или даже удержания, весьма зрелищно и привлекательно с точки зрения маркетингового успеха системы самбо, с точки зрения «качества телевизионной картинки». Подобные технические элементы красиво, почти на «грани фола» исполняли и продолжают выполнять самбисты из Екатеринбургской области, Нижегородской, Пензенской области, Рязанской области и реже других регионов культивирующих самбо. Программы для спортивных школ по самбо предлагают начинать обучение детей технике болевых приёмов с десяти лет[20]. Значительный арсенал техники болевых в самбо, богатые традиции отечественной школы борьбы в одежде, указанные тенденции последних лет - всё это определило основные направления нашей дипломной работы - выявить особенности и основные компоненты подготовки самбистов к овладению навыками борьбы лёжа. Вышеуказанное актуализирует и тему нашей дипломной работы - «Формирование навыков ведения схватки в положении лёжа у начинающих самбистов».
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс самбистов.
Предмет исследования - формирование навыков ведения схватки в положении лёжа.
Цель исследования - совершенствование процесса обучения технике и совершенствования навыков в положении борьбы лёжа на начальном этапе специализации.
В соответствии с целью, предметом исследования нами были определены следующие исследовательские задачи:
- исследовать теоретические аспекты подготовки борцов- самбистов к борьбе лёжа.
- выработать на основе анализа источников методику формирования навыков ведения схватки в положении лёжа у начинающих самбистов.
Методами исследования в нашей работе явились: и анализ учебнометодической литературы по теме работы, педагогическое наблюдение.
Организация исследования. Исследование было выполнено на базе групп ПФСС ФФК ПГУ по спортивной борьбе, отделении муниципальной СДЮСШОР «Витязь» г. Пензы. В процессе педагогического наблюдения были охвачены начинающие самбисты групп начальной подготовки тренеров-преподавателей В. А. Надькина, А. Д. Ивентьева.
В нашей дипломной работе на основе литературных источников, обобщении передового практического опыта и своего личного мы раскрываем особенности начальной подготовки борцов-самбистов к ведению схватки в положении лёжа и теоретические аспекты подготовки борцов- самбистов.
В соответствии с целями и задачами нашей работы в заключении мы можем утверждать.
1. Исследовав теоретические материалы, аспекты подготовки начинающих самбистов к ведению схватки в положении лёжа, мы заключаем что визуально - логически, партер вторичен по отношению к борьбе стоя. Нет ни одного мало-мальски известного вида единоборств, где борьба начиналась бы из положения лёжа. Перед началом схватки соперники всегда находятся на ногах, если, конечно, не решаются какие-то специальные или учебные задачи. И это естественно. Человек предпочитает передвигаться стоя, а не на коленях или ползком. Следовательно, и в бой он вступает, в подавляющем большинстве случаев, из положения, стоя на ногах. Более того, до борьбы лёжа в реальном поединке, дело может и не дойти. Даже в спортивной борьбе сегодня очень многие борцы пренебрегают партером. Отсюда можно сделать вывод, что техника борьбы лёжа должна была появиться после установления техники борьбы стоя, как развитие и расширение арсенала приёмов достижения победы бойца, но никак не раньше. Таким образом навыки борьбы лёжа следует развивать в соотношении 5 к одному отрезку времени учебнотренировочного процесса по отношению ко времени уделяемому навыкам борьбы в положении стоя.
2. Предложенная нами в работе методика является традиционной для Пензенской области, базируется на опыте и традициях двух заслуженных тренеров России В. А. Шокурова и В. Г. Гритчина. В свою очередь анализируя источники, педагогическое наблюдение мы утверждаем что теоретическая база труда и методик этих тренеров основана на изысканиях двух теоретиков и практиков самбо: Е. М. Чумакова и Д. Л. Рудмана. Пензенская школа партера - борьбы лёжа известна мастеровитыми партеровиками: А. Харитонов, В. Волков, В. Балыков, В. Мирош.