ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСВОЕНИЯ ЖАНРА РОМАНСА СТАРШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ВОКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ XIX ВЕКА
1.1. Общая характеристика русской вокальной музыки в XIX веке ... 7
1.2. Развитие жанра романса на примере изучения вокального
творчества русских композиторов XIX века 9
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ ЖАНРА РОМАНСА СТАРШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ВОКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ XIX ВЕКА
2.1. Диагностика освоения жанра романса старшими школьниками во
внеурочной деятельности 26
2.2. Ход и результаты практической работы по теме исследования 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
Вокальное искусство - это одна из уникальных форм искусства, которая позволяет раскрыть духовную сущность народа и формировать национальное самосознание. Оно имеет большое значение в развитии личности, воспитывает способности и эстетический вкус. Пение - это инструмент, способный влиять на человека и помогает развивать музыкальную культуру учащихся, способствует развитию музыкальных способностей, усилению эмоциональной восприимчивости к искусству и креативному мышлению.
Жанр романса является одним из самых популярных и узнаваемых в мире музыки. Это лирическое произведение, исполненное вокалистом с сопровождением инструмента, зачастую фортепиано. Освоение жанра романса старшими школьниками во внеурочной деятельности - это отличная возможность для развития вокальных способностей, музыкального слуха и исполнительского мастерства. Русский романс - это не просто жанр музыки, это целая философия, которая способна вдохновить и преобразить сердце подростка. Эта музыка может сделать их более чуткими и глубокими, открыв новые эмоции и чувства. Строки романсов умеют трогать самые тонкие струны души, заставляя задуматься о важных вещах. Поэтому знакомство с русским романсом - это не просто увлекательное путешествие в мир звуков, это настоящее погружение в культуру и искусство, которое может изменить жизнь к лучшему.
Пение романсов требует не только технической мастерства, но и способности передавать эмоции и чувства через музыку, которая опирается прежде всего на высокохудожественные литературные тексты. Погружаясь в мир чарующих созвучий, мысленно фокусируя образ лирического героя, воображение школьников будто бы откликается на поэтически одухотворенное чувство, запечатленное создателями романса - композитором и поэтом. Знакомство с романсом, как отдельным жанром музыки, открывает для современного подростка малоизвестные страницы русской музыки и литературы, приобщает их к культурному наследию страны, обогащает музыкальный вкус ребенка.
Старшие школьники, изучающие вокальное творчество и репертуар русских композиторов XIX века, могут расширить свой музыкальный кругозор, познакомившись с богатством и разнообразием романсов того времени. В XIX веке русские композиторы, такие как Чайковский, Рахманинов, Глинка и др., создали множество прекрасных романсов, которые до сих пор покоряют сердца слушателей. Исполнение такой музыки требует от исполнителя глубокого понимания текста и музыки, чтобы передать слушателям истинное содержание произведения.
Пение романсов также способствует развитию художественного вкуса, внутренней свободы выражения и самовыражения через музыку. Эта деятельность может стать для старшеклассников источником вдохновения, радости и исполнительского удовлетворения.
Таким образом, освоение жанра романса старшими школьниками во внеурочной деятельности на примере вокального творчества русских композиторов XIX века не только способствует развитию музыкальных навыков и талантов, но и наполняет их жизнь красотой и эмоциональным богатством музыки.
Все вышеизложенное и определило выбор темы нашего исследования: «Освоение жанра романса старшими школьниками во внеурочной деятельности на примере вокального творчества русских композиторов XIX века».
Цель исследования: определить педагогические условия освоения жанра романса старшими школьниками во внеурочной деятельности на примере вокального творчества русских композиторов XIX века.
Объект исследования: процесс освоения жанра романса старшими школьниками во внеурочной деятельности на примере вокального творчества русских композиторов XIX века.
Предмет исследования: педагогические условия освоения жанра романса старшими школьниками во внеурочной деятельности на примере вокального творчества русских композиторов XIX века.
Изучение методической и научной литературы, анализ опыта ведущих музыкальных педагогов и методистов позволили сформулировать гипотезу исследования: освоения жанра романса старшими школьниками проходит более эффективно при соответствующей подготовке учителя, создании эмоционально-творческой атмосферы на внеурочных занятиях, детальном изучении вокального творчества русских композиторов XIX века, правильном подборе вокальных камерных произведений русской классики.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования нами были определены следующие задачи:
• изучить и проанализировать педагогическую и музыковедческую литературу по проблеме исследования;
• дать характеристику русской музыкальной культуре XIX века;
• изучить развитие романса на примере вокального творчества русских композиторов XIX века;
• провести диагностику освоения жанра романса старшими
школьниками во внеурочной деятельности;
• провести практическую работу по теме исследования и
проанализировать полученные результаты.
В соответствии с поставленными задачами были использованы следующие методы: теоретический анализ и систематизация литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение практического опыта по освоения жанра романса, анкетирование, педагогическое наблюдение, беседа, обследование, анализ.
Методологической основой исследования являются: работы в области музыкознания (Б.В.Асафьев, Л.А. Мазель, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, А.Н. Сохор, Б.М.Теплов и др.); положения музыкальнопедагогических концепций массового музыкального образования и модели музыкальной культуры личности школьника (Ю.Б, Алиев, Д.Б.Кабалевский, Л.В.Школяр); основы теории и методики современного музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева, Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.В.Надолинская, Т.С. Шмагина, Л.В. Школяр и др.).
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Освоение романса как жанра, оказывающего положительное влияние на развитие музыкальной культуры старших школьников имеет под собой реальную основу, опирающуюся прежде всего на высокохудожественные музыкально-литературные тексты. Погружаясь в мир чарующих созвучий, мысленно фокусируя образ лирического героя, воображение учащегося будто бы откликается на поэтически одухотворенное чувство, запечатленное создателями романса - композитором и поэтом. Знакомство с романсом, как отдельным жанром музыки, открывает для современного школьника малоизвестные страницы русской музыки и литературы, приобщает их к культурному наследию страны, обогащает музыкальный вкус учащихся.
В начале нашего исследования была сформулирована гипотеза исследования: освоения жанра романса старшими школьниками проходит более эффективно при соответствующей подготовке учителя, создании эмоционально-творческой атмосферы на внеурочных занятиях, детальном изучении вокального творчества русских композиторов XIX века, правильном подборе вокальных камерных произведений русской классики.
Нами были определены следующие задачи:
• изучить и проанализировать педагогическую и музыковедческую литературу по проблеме исследования;
• дать характеристику русской музыкальной культуре XIX века;
• изучить развитие романса на примере вокального творчества русских композиторов XIX века;
• провести диагностику освоения жанра романса старшими
школьниками во внеурочной деятельности;
• провести практическую работу по теме исследования и
проанализировать полученные результаты.
В соответствии с поставленными задачами, мы провели исследование, в практической части которого были проведены: диагностика на констатирующем этапе, последовательно выстроенная работа на формирующем этапе и анализ результатов на контрольном этапе. Полученные результаты указывают на то, что практическая работа была эффективной.
Вокальные произведения русских композиторов XIX века, предложенные в практической работе нашего исследоваания с целью освоения жанра русского романса старшими школьниками во внеурочной деятельности, сконцентрировали в себе лучшие образцы вокального и литературного наследия. Они являются доступными для учащихся старших классов по содержанию и исполнению, понятными по своей драматургии и образности. Освоение жанра русского романса во внеурочной деятельности можно рассматривать как своеобразную форму овладения классическим музыкальным наследием и сохранения отечественных традиций вокального исполнительства.
Итак, освоения жанра романса старшими школьниками проходит более эффективно при соответствующей подготовке учителя, создании эмоционально-творческой атмосферы на внеурочных занятиях, детальном изучении вокального творчества русских композиторов XIX века, правильном подборе камерно-вокальных произведений русской классики.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась, цель научного
исследования достигнута, а задачи решены.
1. Абдуллин Э.Б. Методика музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений / Э.Б.Абдуллин, Е.В. Николаева. - М.: Прометей, 2014.
2. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. Учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - С. 85-120.
3. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений / Э.Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Прометей, 2013.
4. Абрамова Г.С. Возрастная психология : учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд. - М. : Академия, 1999. - 672 с..
5. Асафьев Б. Важнейшие этапы развития русского романса // Асафьев Б. Русский романс. Л.: Академия, 1930. C. 5-24.
6. Асафьев Б. Русская музыка. XIX и начало XX века. Издание 2-е. Л.: Музыка. 1979. — 344 с.
7. Асафьев Б. Русский романс XIX века // Асафьев Б. Русская музыка XIX и начала XX века. Л.: Музыка, 1979. C. 55-99.
8. Булатова В.И. Образы Востока и их воплощение в романсах русских композиторов XIXвека // Новая наука как результат инновационного развития общества: сборник статей по итогам Международной научнопрактической конференции (Сургут, 22 апреля 2017 г.) / Стерлитамак: АМИ, 2017. —180 с.
9. Васина-Гроссман В. Русский классический романс XIX века. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1956. — 353 с.
10. Воспоминания о Рахманинове: в 2-х т. / сост., ред., предисл., коммент. и указатели З.А. Апетян. Изд-е 5-е, доп. М.: Музыка, 1988. Т. 1. — 528 с.
11. История музыки в 10 томах. — М.: Музыка, 1994. — Том 8. 70- 80-е годы XIX века. Ч. II / Ю.В. Келдыш, Л.З. Корабельникова, О.Е. Левашева, М.П. Рахманова, А.М. Соколова. — 532 с.
12. История русской музыки в 10 томах. — М.: Музыка, 1989. —
Том 6. 50-60-е гг. XIX века. / Ю.В. Келдыш, Л.З. Корабельникова, Е.М.
Левашев, В.Н. Романова. — 384 с.
13. История русской музыки в 10-томах. — М.: Музыка, 1986. —
Том 4. 1800 —1825. / Л.М. Бутир, Ю.В. Келдыш, Т.В. Коженьянц, Е.М.
Левашев, О.Е. Левашева, Л.А. Орлова, А.М. Соколова. — 416 с.
14. История русской музыки в 10-томах. — М.: Музыка, 1988. —Том 5. 1826 — 1850 / Ю.В. Келдыш, Л.З. Корабельникова, Е.М. Левашев, О.Е. Левашева, Н.А. Листова, А.М. Соколова. — 522 с. — 479 с.
15. Клименко Е.В. Развитие русского романса в XVIII — начале XIX веков как предтеча камерно-вокального творчества Глинки // Художественное образование и наука №2, 2015. — С. 138—142....39