Введение 4
1 Аналитика рынка музейных услуг 7
1.1 Исследование состояния и тенденций на рынке музейных услуг в мире и в России 7
1.2 Анализ опыта применения цифровых технологий в музеях России... 20
1.3 Анализ деятельности предприятия ГБУК «Пензенская областная картинная галерея им. К. А. Савицкого» и его конкурентов на рынке г. Пенза 29
2 Разработка рекомендаций по улучшению экскурсионного обслуживания в Пензенской картинной галерее им. К. А. Савицкого 46
2.1 Экскурсионное обслуживание с использованием цифровых технологий в Пензенской картинной галерее им. К. А. Савицкого 46
2.2 Разработка рекомендации по внедрению аудиогида для улучшения экскурсионного обслуживания 55
2.3 Расчет стоимости внедрения разработанных рекомендаций 60
Заключение 65
Глоссарий 68
Список использованных источников 71
Приложения 80
В условиях современного мира возникает острая необходимость в развитии внутреннего туризма. Благодаря тому, что у России насыщенная история государства и культуры, а так же богатый музейный фонд, страна обладает огромным потенциалом к развитию внутреннего туризма. Конкуренция на сегодняшний день среди музеев и галерей доказывает, что ценный музейный фонд не является основным критерием успешного привлечения посетителей. Немаловажную роль играет наличие нового технического оснащения, цифровых технологий и оборудования.
Актуальность темы выпускной работы состоит в том, что с развитием цифровизации и автоматизации за последние пять лет изменился спрос посетителей культурных объектов на экскурсионное обслуживание. Для того, чтобы активно продвигаться на российском и мировом рынке, а так же делиться культурным просвещением с широкой музейной аудиторией, необходимо внедрять инновационные технологии в работу предприятия, а так же в специфику оказания услуг.
Однако инновации необязательно должны представлять из себя исключительно новый туристский продукт, инновацией может быть в несколько раз усовершенствованный туристский продукт или услуга. С использованием модернизации процессов организации экскурсионного обслуживания музей учитывает спрос и потребности своей аудитории, а так же создает доступную среду для различных сегментов посетителей.
Наличие в музее усовершенствованной экскурсии с инновационным техническим оборудованием сразу возвышает тот в глазах посетителей. Одновременно с этим, для формирования наиболее успешного инновационного экскурсионного обслуживания музею требуется систематическое общение со своей аудиторией и получение обратной связи. Теперь социальные сети и официальный сайт музея являются не только средством продвижения на рынке, но и средством коммуникации со своими посетителями, а так же одним из способов организации инновационной экскурсии.
Сегодня посетитель музея требует новые формы подачи информации, ценит наличие на территории проведения экскурсии аудио- и видеоконтента. Кроме того, в условиях пережитой пандемии спрос на активное посещение туристских объектов снизился, как и сам интерес с культуре и истории. Из-за того, что музеи зачастую не меняют организацию экскурсионного обслуживания и не заказывают техническое оборудование для своих экспонатов, среди потенциальной аудитории снижается интерес и господствуют предрассудки о «скучности и неинтересности» экскурсии.
Благодаря развитию инновационных подходов к организации экскурсионного обслуживания, возникает шанс использовать новейшие технологии и достижения техники в музеях. На рынке музейных услуг в условиях растущей конкуренции, среди российских музеев появится стимул к дальнейшему развитию, что обеспечит массовое культурное просвещение и вернет интерес молодежи к истории и искусству.
Целью бакалаврской работы является разработка рекомендаций Пензенской областной картинной галерее по повышению качества экскурсионного обслуживания.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
1) Проанализировать состояние и тенденции на рынке музейных услуг в мире, России и Пензе.
2) Проанализировать опыт внедрения цифровых технологий в музеях России.
3) Проанализировать деятельность предприятия Пензенской областной картинной галереи им. К. А. Савицкого и ее конкурентов в г. Пенза.
4) Разработать собственные рекомендации по улучшению экскурсионного обслуживания.
5) Разработать порядок реализации проекта по внедрению аудиогида в Пензенской картинной галерее.
6) Рассчитать объем необходимых расходов и их окупаемость....
На 2022 г. рынок музейных услуг является одним из активно развивающихся в сфере информационных технологий и достижений в различных инновационных подходах организации работы предприятий для своих посетителей. В условиях внедрения цифровых и технических инноваций в работу и организацию услуг в музеях и картинных галереях эффективно развивается новый подход к организации выставочных пространств и экскурсионного обслуживания. Потребительский спрос за последние несколько изменился в сторону виртуального обслуживания. Кроме того, повысилось внимание к обеспечению доступной среды для некоторых групп среди музейных посетителей. Экскурсионное обслуживание должно быть разнообразным, с элементами виртуальных технологий, доступным аудио- и видео-контентом.
В процессе выполнения бакалаврской работы была достигнута главная цель - разработаны рекомендации Пензенской областной картинной галерее по повышению качества экскурсионного обслуживания. Для осуществления поставленной цели были исполнены следующие задачи.
С помощью маркетингового исследования был проведен анализ состояния рынка музейных услуг в мире и в России. В ходе анализа рынка были изучены отчеты агентств маркетинговых исследований ГидМаркет и Discovery Research Group, посещены конференции специалистов в области туризма: конференция туристического сообщества «Moscow Guide Day», I международная научно-практическая конференция «Количественные исследования в индустрии гостеприимства, туризма и спорта» под руководством РЭУ им. Г. В. Плеханова. Благодаря этому сформулирован вывод о том, что Россия обладает высоким туристским и фондовым потенциалом к развитию рынка музейных услуг, а так в России есть широкие перспективы в использовании своих достижений техники для организации инновационного экскурсионного обслуживания.
Россия уже имеет успешный опыт организации выставок и экскурсий с помощью цифровых технологий и нового оборудования, некоторые крупные музеи страны входят в международный рейтинг и занимают почетные места в десятке среди музеев мира.
С учетом проведенного исследования Пензенского рынка отмечено, что в Пензе большое количество музеев, в которых оказывается классическое экскурсионное обслуживание без применения инновационных технологий. Так же, подавляющее большинство нуждается в реставрации зданий и закупке технического оборудования для своих экспонатов.
В рамках бакалаврской работы было проведено полевое исследование в форме анкетирования. Опрошено около 300 респондентов, среди них основная группа молодых людей, обучающихся в учреждениях высшего образования в возрасте от 18 до 25 лет. Среди потребительских групп выделяется спрос на театрализованное экскурсионное обслуживание, выставки с VR-очками для погружения в историю искусства и культуры, мобильные приложения с аудиогидами, квестами и паззлами, наличие элемента интерактивности во время экскурсии. Потребительская аудитория музеев требует «живых» и интерактивных выставок, новых способов подачи информации на экскурсиях.
На основе результатов анкетирования и изученных Интернет-ресурсов и электронных журналов, выяснилось, что Пензенская картинная галерея им. К. А. Савицкого является ведущей и одной из самых известных на рынке Пензы. Она обладает высоким потенциалом к дальнейшему росту и продвижению на рынке благодаря наличию существенного количества сотрудничеств с крупными организациями и ведущими музеями России. К тому же, число посетителей экскурсий в галерее на основе статистики за последний год выросло до 6 тыс. посещений в месяц.
Главным продуктом, разработанным после проведения необходимых исследований, является разработка проекта по внедрению аудиогида на двух языках. В добавок было рассмотрено включение списка рекомендаций, которые значительно улучшат как работу самой Пензенской картинной галереи, так и обеспечат более качественное экскурсионное обслуживание:
1) Расширение перечня коллекции экспонатов и картин на базе «Artefact», как способ продвижения своего учреждения среди российских музеев на единой специализированной платформе. Добавление экспозиций из залов Франции, Голландии, Италии и Русского искусства первой половины XIX в.
2) Организация активного продвижения в социальных сетях имеющихся цифровых аудиогидов и инструктурирование посетителей о порядке и способах их активации.
3) Рекомендуется заключение договора с компанией «МТС» об установке в каждом экспозиционном зале Интернет роутера для распространения Wi-Fi в стенах картинной галереи.
4) Внедрение системы навигации в картинной галерее, размещение информационных стендов, табличек с указанием названия выставочного или экспозиционного зала.
5) Модернизировать экскурсионное обслуживание с помощью внедрения в перечень предоставляемых услуг платной услуги авторского аудиогида с устройством и наушником на двух языках....
1 20 самых посещаемых музеев мира в 2020 году: от Лувра до Эрмитажа и Третьяковки [Электронный ресурс] // Афиша - URL: https://www.afisha.ru/article/news-20-samyh-poseschaemyh-muzeev-mira-v-2020- godu-ot-luvra-do-ermitazha-i-tretyakovki/ (Дата обращения 06.11.2021).
2 Анализ рынка музеев в России [Электронный ресурс] // ГидМаркет - URL: https://gidmark.ru/cat1/marketingovoe-issledovanie-rynka-muzeev(Дата обращения 06.11.2021).
3 Антонова Виктория Геннадиевна, Киседобрев Владимир Петрович Функционирование креативных индустрий в условиях цифровизации экономики: проблемы и пути их решения [Электронный ресурс] // Евразийский Союз Ученых. 2020. №11-5 (80). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionirovanie-kreativnyh-industriy-v-usloviyah- tsifrovizatsii-ekonomiki-problemy-i-puti-resheniya (Дата обращения 01.05.2022)
4 Артефакт - гид по музеям России [Электронный ресурс] // ARTEFACT - URL: https://artefact.culture.ru/ru(Дата обращения 01.05.2022)
5 АС «Музей» ГИВЦ [Электронный ресурс] // ГИВЦ Минкультуры России - URL: - URL: https://givc.ru/solution/museum-givc/(Дата обращения 01.05.2022).
6 Аудиогид вам в помощь [Электронный ресурс] // Культура.РФ - URL: https: //www. culture. ru/themes/412/audiogid-vam-v-pomo sh(Дата обращения 06.06.2022).
7 Аудиогид компании Orpheo в Храме Василия Блаженного доступен на 5 языках [Электронный ресурс] // Orpheo Global Visitor Solutions - URL: https://orpheogroup.com/ru/(Дата обращения 06.11.2021).
8 Аудиогиды для музеев и галерей - особенности интерактивного пространства [Электронный ресурс] // ITProgressor - URL: https://itprogressor.ru/audiogidy-dlya-muzeev-i-galerej-osobennosti-interaktivnogo- prostranstva/ (Дата обращения 06.11.2021).
9 Бальцер Г. Революция интровертов: как пандемия коронавируса изменила арт-рынок [Электронный ресурс] // Forbes - URL: https://www.forbes.ru/forbeslife/404319-revolyuciya-introvertov-kak-pandemiya- koronavirusa-izmenila-art-rynok (Дата обращения 01.05.2022).
10 Большакова Юлия Михайловна, Большаков Сергей Николаевич, Михальченкова Наталья Алексеевна Оценка педагогических функций и практик современных музеев [Электронный ресурс] // Вестник СПбГИК. 2020. №3 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-pedagogicheskih-funktsiy-i- praktik-sovremennyh-muzeev (Дата обращения 01.05.2022).
11 В Пензенской галерее сняли сюжет для «Первого канала» [Электронный ресурс] // Пенза-Пресс - URL: https://www.penza-press.ru/lenta- novostej/199093/v-penzenskoj-kartinnoj-galeree-snyali-syuzhet-dlya-pervogo-kanala (Дата обращения 06.06.2022).
12 В Пензенской картинной галерее разгадали тайны итальянской картины [Электронный ресурс] // Пенза Телевидение и радио - URL: https://russia58.tv/news/449716/(Дата обращения 06.06.2022).
13 В Ростуризме озвучили прогноз по турпотоку в летнем сезоне 2022 года [Электронный ресурс] // Ассоциация Туроператоров - URL: https: //www. atorus. ru/news/press-centre/new/59383. html (Дата обращения 01.05.2022).
14 Выставка оригиналов и мультимедиа Сальвадора Дали [Электронный ресурс] // На все 360 все заведения внутри - URL: https://penza.navse360.ru/afisha/vystavki/3985 (Дата обращения 06.06.2022).
15 Галерейный бизнес - бизнес, где еще нет конкуренции [Электронный ресурс] // prostobiz.ua - URL: https://www.prostobiz.ua/biznes/biznes_start/stati/galereynyy_biznes_biznes_gde_es che_net_konkurentsii (Дата обращения 06.11.2021)....(64)