Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты организации внеурочной деятельности по истории в средних общеобразовательных учреждениях 13
§1. Нормативно-правовое обеспечение внеурочной деятельности 13
§2. Внеурочная деятельность: сущность понятия и целевые ориентиры .... 24
§3. Алгоритм проектирования рабочих программ курсов внеурочной деятельности по истории 43
§4. Педагогический опыт организации различных форм внеурочной
деятельности по истории 60
Глава 2. Применение результатов исследования в средних образовательных организациях во внеурочной деятельности по истории на примере Дня Памяти «Великая Отечественная война: знаем, помним, гордимся» 91
§1. Методическое обоснование организации Дня Памяти «Великая Отечественная война: знаем, помним, гордимся» 92
§2. Методические рекомендации по организации исторических игр в рамках Дня Памяти 104
§3. Экспериментальная работа по теме исследования и ее анализ 127
Заключение 131
Список использованных источников и литературы 135
ПРИЛОЖЕНИЕ 147
Актуальность темы. Сложные социально-экономические, политические и культурные трансформации, происходящие в современном мире, требуют от системы образования формирования разносторонне развитой личности, способной решать разнообразные нестандартные задачи. Становление человека нового времени невозможно без воспитательной составляющей в работе средней общеобразовательной школы. Осознав эту проблему, российское государство разработало и утвердило Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), одним из важнейших требований которого стала необходимость организации внеурочной деятельности по предмету.
Актуальность проектирования внеурочной деятельности по истории объясняется несколькими причинами.
Во-первых, изучение программного материала на уроках по предмету «История» ограничено жесткими временными и содержательными рамками. Внеурочная деятельность в этом отношении обладает большим потенциалом, поскольку не регламентирует продолжительность занятия (или мероприятия) и может выходить за пределы содержания урока.
Во-вторых, в ходе организации внеурочной деятельности возможно реальное соблюдение принципов индивидуализации и дифференциации обучения, чего не всегда удается достичь на уроке истории.
В-третьих, внеурочная деятельность является настоящей находкой для учителя истории, поскольку преподаватель может привлекать различные методические ресурсы (методы, технологии, формы и т.д.) и даже других людей (родители, ученые, педагоги школы и т.д.) к организации учебновоспитательного процесса.
В-четвертых, внеурочная деятельность, выступая средством мотивации к предмету «История», способна влиять на повышение учебной успеваемости обучающихся и преодолевать негативные тенденции в дисциплине.
В-пятых, внеурочная деятельность по истории, будучи нацеленной, прежде всего, на достижение метапредметных и личностных планируемых результатов обучения, формирует у учащихся целый набор учебных действий универсального характера, является способом развития самостоятельности, креативности, критического мышления, рефлексии, самоорганизации, субъектности, а также коммуникативной, исследовательской, общекультурной, информационной и иных компетенций.
Таким образом, внеурочная деятельность по истории выполняет ряд комплексных задач школьного образования. Ввиду этого представляется актуальным рассмотреть ее сущность и принципы организации.
Объект исследования - внеурочная деятельность по истории.
Предмет исследования - особенности проектирования внеурочной деятельности по истории в соответствии с требованиями ФГОС.
Степень изученности темы. Внеурочная деятельность обучающихся как феномен педагогической действительности стала зарождаться в отечественном образовании еще в 30-ые годы XVIII века, когда при Шляхетском кадетском корпусе в Петербурге был организован литературный кружок1.
К рубежу XVIII-XIX веков относятся факты организации и проведения экскурсий историко-обществоведческого характера и спектаклей на историческую тематику. В дореволюционной школе начала XX века существовали такие формы внеурочной деятельности по истории: внеклассное чтение, исторические драматизации, чтение ученических докладов, музейные экскурсии2.
Предметом детального изучения внеурочная деятельность по истории становится в советский период. В советской дидактике разработан понятийный аппарат внеклассной работы по истории, выявлены ее специфические черты, обоснованы принципы и методы организации, дана классификация форм, изучено возможное содержание, широко представлен педагогический опыт реализации внеурочной деятельности. Следует отметить, что в советской педагогике применялось сразу несколько терминов для обозначения деятельности учащихся после уроков, которые нередко воспринимались как синонимичные: «внеурочная работа», «внеучебная работа», «внеклассная работа». В педагогических словарях и научных исследованиях 1920-1970-ых годов последнее понятие встречалось значительно чаще других3.
Исследованием общих теоретических установок внеурочной деятельности по истории на страницах учебных пособий занимались такие известные методисты, как Н.В. Андреевская, В.Н. Вернадский4, А.А. Вагин5, Н.Г. Дайри6, С.А. Ежова, И.М. Лебедева, А.В. Дружкова7 и др.
Признанным специалистом в организации внеклассной работы по истории в советской школе являлся А.Ф. Родин. Одна из его работ посвящена анализу массовых форм внеклассной деятельности8. Во введении Александром Феоктистовичем отмечены принципы организации внеурочных занятий по истории и предложена их тематика. В основной части книги с опорой на педагогический опыт автором даны рекомендации по организации внеклассного чтения и рассказывания, экскурсий, походов, экспедиций, исторических вечеров, читательских конференций, олимпиад, викторин, просмотра фильмов, школьных краеведческих музеев и других форм.
Организационные аспекты внеурочной исторической работы в сельской школе проанализированы А.Ф. Родиным в книге «История родного села»9. В этом пособии педагог раскрыл специфику историко-краеведческой работы, обобщив личный опыт и практику сельских учителей. А.Ф. Родин охарактеризовал цели, задачи, методы, содержание и формы внеурочной деятельности по историческому краеведению.
Практические советы по организации внеурочной работы по истории в рамках некоторых форм (внеклассное чтение, вечер, кружок и др.) содержатся в лекции для учителей, написанной А.Ф. Родиным10.
В работах советских педагогов истории раскрываются отдельные направления внеклассной работы. Так, А.Ф. Родин и Ю.Е. Соколовский представили методику организации и проведения исторических экскурсий11. Авторы проанализировали классификацию экскурсий, целевое назначение, предложили примерную тематику экскурсий. Особенное внимание в книге уделено вопросу о методах и приемах экскурсионной деятельности.
Внеклассное чтение как популярная форма организации внеурочного времени учащихся советской школы исследована А.Ф. Родиным12. Привлекая эмпирический материал, А.Ф. Родин охарактеризовал роль чтения в системе внеклассной работы по истории. Педагог полагает, что результат внеклассного чтения будет иметь воспитательный эффект только тогда, когда выполнены два основных условия: методически правильно подобрана литература и педагогически целесообразно организовано само чтение.
М.М. Терехов ставит проблему продуктивной организации исторических вечеров13. Пособие М.М. Терехова обобщает опыт учителей и студентов Рязанской области по планированию и проведению тематических вечеров. Ценными представляются опубликованные в книге разработки исторических вечеров.
Опыт организации внеклассной историко-краеведческой работы нашел отражение на страницах пособия для учителей под редакцией Н.С. Борисова14. Составители пособия изучают особенности организации следующих форм краеведческой деятельности: кружки, общества (клубы), викторины и олимпиады, вечера, конференции, внеклассное чтение, экскурсии, походы, эстафеты, экспедиции, лагеря, музеи.
Изучением теоретических вопросов внеклассной работы по истории, а также публикацией опыта советских преподавателей в разные годы занимались Е.М. Бердникова, И. З. Озерский, А.Н. Хмелев («Внеклассная работа по истории», «История СССР во внеклассной работе», «Новая и новейшая история во внеклассной работе», «Формы внеклассной работа по истории», «Нравственное воспитание во внеклассной работе по истории и обществоведению»), Д.В. Кацюба («Внеклассная работа по истории», «Формы и методы внеклассной историко-краеведческой работы в школе»), С.С. Коваленко, З.К. Шнекендорф («Внеклассная работа по истории»), В.П. Гуськов («Внеклассная работа по истории и обществоведению») и др.
С 1980-ых годов организация внеурочной деятельности качественно меняется - акцент смещается на личность ребенка, его индивидуальные склонности и потребности. Наиболее полное воплощение эта идея получила уже в наши дни с введением ФГОС15.
Сегодня деятельность обучающихся после уроков рассматривается педагогами и методистами как органичная часть учебно-воспитательного процесса16. Само понятие советской педагогики «внеклассная работа» постепенно трансформировалось в современное понятие «внеурочная деятельность». Новый этап развития исследований в области внеурочной деятельности характеризуется, главным образом, разработкой вопросов, связанных с ее организацией в соответствии с требованиями ФГОС.
Теоретиками и практиками рассматриваются нормативно-правовое обеспечение внеурочной деятельности, ее целевые ориентиры, способы формирования универсальных учебных действий (УУД), алгоритмы проектирования рабочих программ внеурочных курсов, организационные формы и т.д.
Одним из главных руководств по проектированию внеурочной деятельности по истории в современной школе служит методическое пособие, написанное Д.В. Григорьевым и П.В. Степановым17. Авторами разработан методический конструктор, представляющий собой таблицу, в котором прослеживаются взаимосвязи девяти видов внеурочной деятельности с тремя уровнями воспитательных результатов, причем каждому виду и уровню соответствуют определенные формы работы. В своем пособии педагоги предлагают рекомендации по разработке рабочей программы курсов внеурочной деятельности, а также диагностические методики для изучения эффективности работы субъектов во внеурочное время.
Пособие А.В. Енина четко разделяется на две части. В первой части поднимаются вопросы организации, социализирующих и воспитательных возможностей внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС. Автор разработал специфическую технику педагогического планирования внеурочной работы посредством базы модульных пазлов. Вторая часть издания содержит методические разработки программ внеурочной деятельности18.
На основе анализа нормативно-правовой базы внеурочной деятельности авторы методического пособия «Внеурочная деятельность: содержание и технологии реализации» характеризуют внеурочную деятельность как неотъемлемую часть учебно-воспитательного процесса, определяют правила оформления программ курсов внеурочной деятельности и анализируют некоторые формы организации. В издание включены также примеры рабочих программ курсов внеурочной деятельности, разработанных учителями школ и преподавательским составом ВУЗов19.
Н.В. Кулдашова, основываясь, прежде всего, на результатах исследований Д.В. Григорьева и П.В. Степанова, а также на нормативных требованиях, анализирует современное состояние внеурочной деятельности с точки зрения ее целей, направлений, моделей, правовых условий организации, особенностей формирования УУД и сопоставляет ее с дополнительным образованием. В пособии приведены рекомендации по составлению рабочей программы внеурочной деятельности и два примера таких программ20.
Е.Е. Вяземский и О.Ю. Стрелова в своем методическом пособии обращаются к истории возникновения и развития внеурочной деятельности по истории, характеризуют внеурочную деятельность сквозь призму ФГОС, рассматривают традиционные и инновационные формы внеурочных занятий. Методический интерес представляют разработки интерактивных внеурочных мероприятий21.
И.С. Даровских сопоставляет ряд трактовок понятия «внеурочная деятельность», раскрывает цель и задачи внеурочной работы и приводит классификацию форм (повторяет типологию форм, разработанную еще в советской педагогике)22.
На рубеже XX-XXI веков продолжает обогащаться методический опыт организации и проведения внеурочных занятий по истории. На страницах журнала «Преподавание истории в школе» и «Преподавание истории и обществознания в школе» публикуются методические разработки и рекомендации по организации кружков (С.А. Липавский), экскурсий (М.Н. Чернова, В.М. Бакулин, С.В. Дудчик и др.), предметных недель (Н.Л. Померанцева, И.А. Альтман, С.А. Тиханкина и др.), факультативов (В.Р. Чепелев, А.Е. Кулаков, А.В. Таенков, В.И. Казанцев и др.), исторических вечеров (С.Б. Зархи, Е.Ю. Алексина, Е.А. Парфенова, Е.В. Булычева,Л.Ф. Лаптева, А.В. Зуева, М.П. Квашинина, О.С. Шалагина и др.), внеклассного чтения (Г.И. Старобинская), музеев (В.И. Владимиров, М.Н. Чернова, В.Е. Туманов, Н.П. Петушкова, А.В. Фатеев, Л.В. Ялышева, Д.П. Сарин, Д.В. Шмуратко и др.), клубов (М.Л. Гольденберг), конференций (Н.Ф. Колотилова) и т.д.
Таким образом, внеурочная деятельность по истории, возникнув еще дореволюционной школе, прошла путь теоретического и практического становления и развития в советской и российской научно-методической мысли и рассматривается сегодня как неотъемлемая часть образования обучающихся. Исследование проблем внеурочной деятельности особенно актуально ввиду реализации ФГОС. Изучение организационных аспектов современной внеурочной работы по истории невозможно без осмысления педагогического опыта прошлого.
Цель магистерской диссертации - изучение современной методики организации внеурочной деятельности по истории в рамках реализации ФГОС.
В ходе выполнения работы необходимо решить следующие задачи:
• проанализировать нормативно-правовое обеспечение внеурочной деятельности;
• рассмотреть сущность понятия «внеурочная деятельность» и ее целевые ориентиры;
• охарактеризовать алгоритм проектирования рабочих программ курсов внеурочной деятельности по истории;
• исследовать педагогический опыт организации различных форм внеурочной деятельности по истории;
• разработать программу проведения исторического Дня Памяти;
• организовать экспериментальную работу по теме исследования и проанализировать ее результаты.
Источниковую базу исследования составили государственные документы, регламентирующие государственную политику в сфере внеурочной деятельности: закон «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ООО, ФГОС СОО, проект нового ФГОС ООО, «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях», методические письма Минобрнауки и Минпросвещения РФ.
В работе использованы основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, планы внеурочной деятельности, рабочие программы, педагогический опыт практикующих учителей школы, материалы периодической печати: журналы «Преподавание истории в школе», «Преподавание истории и обществознания в школе», «Воспитание школьников», «Классный руководитель».....
ФГОС ориентирует средние общеобразовательные учреждения России на создание условий для формирования инициативной, творческой, предприимчивой личности, способной самостоятельно принимать важные жизненные решения и критически мыслить на фоне быстрых изменений информационного общества. Достижение такого результата за счет освоения исключительно школьных учебных дисциплин представляется практически невозможным. Мировые тенденции по организации непрерывного образования (образование «длиною в жизнь») только усиливают поиск способов решения возникшей проблемы.
ФГОС акцентирует внимание на возрастание роли внеурочной работы в школе. Стандарт второго поколения, закрепив понятие внеурочной деятельности, обеспечил тем самым каждому ребенку право на самореализацию и проявление своей индивидуальности.
Как показало исследование, внеурочная деятельность по истории прошла долгий и сложный путь развития, начиная от эпизодических экскурсий и спектаклей по истории на рубеже XVIII-XIX веков и заканчивая наиболее методически стройной системой теории, практики и законодательной базы в современной школе.
В рамках реализации ФГОС внеурочная деятельность по истории претерпела модернизацию, связанную с ее выделением в отдельный блок учебно-воспитательного процесса, что предусмотрено специальным планом внеурочной деятельности, а также ее ориентацией на достижение не столько предметных, сколько метапредметных и личностных планируемых результатов обучения. Сегодня ФГОС рассматривает внеурочную деятельность по предмету как активность детей, обусловленную их познавательными потребностями и интересами. Все это принципиально отличает внеурочную деятельность российской школы от советской системы внеклассной работы.
В ходе исследования было поставлено несколько взаимосвязанных задач. Проследим, как они были решены.
Во-первых, проанализировано нормативно-правовое обеспечение внеурочной деятельности. На основе источников законодательного характера (Закон «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ООО, ФГОС СОО, СанПиН, рекомендации Минобрнауки и Минпросвещения, изложенные в методических письмах) выявлено место внеурочной деятельности в системе ООП, определены особенности временной продолжительности внеурочной работы в среднем и старшем звене школы, охарактеризована структура планов (с привлечением опыта школ г. Пензы) и рабочих программ, рассмотрены базовые и организационные модели внеурочной деятельности, а также формы реализации внеклассной работы и условия ее организации. В рамках этой задачи обнаружена проблема в организации внеурочной деятельности, касающаяся соотношения обязательности и добровольности внеурочной работы. Изучение нормативной базы показало, что внеурочная деятельность трактуется сегодня как инновационная деятельность, сфера совместного творческого поиска педагога и обучающихся, призванная решить задачи развития и воспитания детей.
Во-вторых, рассмотрена сущность понятия «внеурочная деятельность» и ее целевые ориентиры. В ходе выполнения этой задачи приведены и сопоставлены различные подходы к интерпретации термина «внеурочная деятельность», определены признаки внеурочной деятельности, выделяемые педагогами и методистами, выявлены отличия в близких по значению понятиях «внеурочная деятельность», «внеклассная работа», «внешкольная деятельность», «дополнительное образование», охарактеризованы целевые ориентиры внеурочной деятельности в трактовке разных авторов, дано авторское понимание термина «внеурочная деятельность» исходя из его специфических черт. Выяснилось, что исследование терминологии перспективно, поскольку единого, общепринятого определения внеурочной деятельности в методической науке не существует.
В-третьих, охарактеризован алгоритм проектирования рабочих программ курсов внеурочной деятельности по истории. Изучены этапы разработки рабочей программы, проанализированы авторские и учительские рабочие программы курсов внеурочной деятельности по истории, выявлены типичные ошибки при их написании. Сделан вывод о том, что при проектировании рабочей программы курса внеурочной деятельности необходимо последовательно переходить от одного этапа разработки к другому, чтобы избежать ошибок в формулировках и оформлении.
В-четвертых, исследован педагогический опыт организации различных форм внеурочной деятельности по истории. С опорой на классификацию систематических и эпизодических форм внеурочной работы и привлечением опыта практикующих педагогов раскрыты особенности организации кружка, клуба, факультатива, школьного музея, ученического научного общества, внеклассного чтения, классного часа, исторического вечера, экскурсий, предметной исторической недели, дня погружения и проектной деятельности. Изучение этого вопроса свидетельствует о многообразии форм работы и ее мощном воспитательном и социализирующем потенциале внеурочной деятельности.
В-пятых, разработана программа проведения исторического Дня Памяти, посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Выработаны методическое обоснование исторических игр, представленных в виде технологических карт («Угадай мелодию» для 5-6 классов, «Слабое звено» для 7-8 классов и «Своей игры» для 9-11 классов), даны методические рекомендации по организации игр (правила, вопросы, ответы, список источников для подготовки к играм).
В-шестых, организована экспериментальная работа по теме исследования и проанализированы ее результаты. Проведена апробация исторического Дня Памяти в МБОУ «Кадетская школа №46 г. Пензы. Пензенский казачий генерала Слепцова кадетский корпус» и изучена динамика познавательного интереса к истории. На основе полученных эмпирических данных сделан вывод об исторической игре как одной из действенных форм повышения познавательной активности.
Следовательно, поставленная в магистерской диссертации цель была достигнута, задачи, позволяющие ее реализовать, - выполнены, гипотеза - подтверждена.
Итак, преподавание внеурочной деятельности по истории в школах педагогически оправданно, потому что отвечает принципам системнодеятельностного подхода, лежащего в основе ФГОС. Разработка теоретических и практических вопросов организации внеурочной деятельности по истории обогатит методическую науку новыми знаниями.
1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/pismo- minobrnauki-rf-ot-12052011-n-03-296/.
2. Письмо Министерства образования и науки от 18.08.2017 №09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности» [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/pismo- minobrnauki-rossii-ot-18082017-n-09-1672-o-napravlenii/.
3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 № 081786 «О рабочих программах учебных предметов» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71139306/.
4. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
05.09.2018 №03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ Российской Федерации во внеурочной деятельности» [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-
minprosveshchenija-rossii-ot-05092018-n-03-pg-mp-42216-ob-uchastii/.
5. Примерная основная образовательная программа основного общего
образования [Электронный ресурс]. URL: https://fgosreestr.ru/wp-
content/uploads/2017/03/primernaja-osnovnaja-obrazovatelnaja-programma-osno vogo-obshchego-obrazovanija.pdf.
6. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования [Электронный ресурс]. URL: https://fgosreestr.ru/wpcontent/u ploads/2015/07/Primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srednegoobsh hego-obrazovaniya.pdf.
7. Примерная программа воспитания и социализации учащихся основной школы / Дармодехин С.В., Данилюк А.Я., Вагнер И.В., Климин С.В. - М., 2011. - 65 с.
8. Рабочая программа внеурочной деятельности «Край наш родной» [Электронный ресурс]. URL: https://kuzschool1 .ru/DswMedia/progvneurdeyat kraynashrodnoy.pdf.
9. Рабочая программа внеурочной деятельности «Художественные образы отечественной культуры» [Электронный ресурс]. URL: https://ozgsch4.edumsko.ru/uploads/1800/1716/section/259886/2019-2020/00/EN V_2.pdf?1568548152670.
10. Сайт МБОУ «Кадетская школа №46 г. Пензы. Пензенский казачий генерала Слепцова кадетский корпус». Основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://kadetschool46.edu-penza.ru/upload/iblock/171/oop-ooo-2019-na-sayt.docx.
11. Сайт МБОУ СОШ №77 г. Пензы. Основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс]. URL: https: //school7 7 -penza.ru/obraz/source/OOPOsn .docx.
12. Сайт МБОУ СОШ №57 имени В.Х. Хохрякова г. Пензы. Основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://pro-57.edu-penza.ru/sveden/education_programs/Osn_FGOS _OOO.docx.
13. Сайт МОУ Ишненской СОШ. Раздел «Внеурочная деятельность» [Электронный ресурс]. URL: https://ishnros.edu.yar.ru/vneurochnaya_deyatel nost.html.
14. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/12183577/53f89421bbdaf741 eb2d1ecc4ddb4c33/.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (проект) [Электронный ресурс]. URL: https://www.preobra.rU/attachments/1/62/5775b2-7a83-4989-85b2-5e1534301fc8 ФГОС_QQQ.pdf....100