Влияние пандемии Covid-19 на экономику стран ЕАЭС
|
Введение 3
Глава 1 Тенденции развития экономических процессов ЕАЭС до «коронакризиса»..6
1.1 Социально-экономические показатели стран-участниц ЕАЭС 6
1.2 Внешнеэкономическая деятельность стран-участниц ЕАЭС 12
Глава 2 Последствия пандемии COVID-19для развития стран ЕАЭС 18
2.1 Влияние пандемии и карантинных мер на макроэкономическую ситуацию
в странах ЕАЭС 18
2.2 Меры антикризисного регулирования на национальном уровне
в странах ЕАЭС 25
2.3 Современные направления экономического сотрудничества
стран-членов ЕАЭС: результаты и перспективы 32
Глава 3 Анализ международного взаимодействия стран ЕАЭС в борьбе с пандемией COVID-19 41
3.1 Оценка экономического климата стран ЕАЭС на основе международных
рейтингов в период «коронакризиса» 41
3.2 Экономическая помощь международных институтов странам ЕАЭС
в борьбе с пандемией и ее последствиями 46
Заключение 54
Список использованных источников 57
Приложение А 62
Приложение Б 67
Приложение В
Глава 1 Тенденции развития экономических процессов ЕАЭС до «коронакризиса»..6
1.1 Социально-экономические показатели стран-участниц ЕАЭС 6
1.2 Внешнеэкономическая деятельность стран-участниц ЕАЭС 12
Глава 2 Последствия пандемии COVID-19для развития стран ЕАЭС 18
2.1 Влияние пандемии и карантинных мер на макроэкономическую ситуацию
в странах ЕАЭС 18
2.2 Меры антикризисного регулирования на национальном уровне
в странах ЕАЭС 25
2.3 Современные направления экономического сотрудничества
стран-членов ЕАЭС: результаты и перспективы 32
Глава 3 Анализ международного взаимодействия стран ЕАЭС в борьбе с пандемией COVID-19 41
3.1 Оценка экономического климата стран ЕАЭС на основе международных
рейтингов в период «коронакризиса» 41
3.2 Экономическая помощь международных институтов странам ЕАЭС
в борьбе с пандемией и ее последствиями 46
Заключение 54
Список использованных источников 57
Приложение А 62
Приложение Б 67
Приложение В
Мировую экономику охватывает «коронакризис», который является уникальным, в первую очередь, для вовлеченных в него стран. Пандемия COVID-19 оказала негативное воздействие и на страны-члены ЕАЭС. На время остановившая глобальную экономику эпидемия, привела к снижению ВВП всех участвующих в интеграционном объединении государств-участниц ЕАЭС.
Актуальность темы исследования связана с кризисом, возникшим в связи с распространением коронавирусной инфекции, который привел к практически полному закрытию границ между государствами ЕАЭС (с марта 2020 г. и во многом сохраняется и сейчас). Как следствие, произошло снижение товарооборота между его участниками, также снизились экспортно-импортные операции с другими странами. Помимо этого, существенно снизилась трансграничная инвестиционная активность. Закрытие границ значительно сократило передвижение граждан, что нанесло огромный ущерб транспортной отрасли всех стран-участниц ЕАЭС и крайне усложнило положение работников-мигрантов из стран ЕАЭС в России. Как следствие, переводы денежных средств, граждан стран ЕАЭС на родину снизились, что было особенно болезненным. В начале 2021 г. в России начали предприниматься шаги по изменению ситуации и постепенному открытию границ для работающих мигрантов. Но полностью ситуация сможет восстановиться, вероятнее всего не скоро.
В начале 2022 г. ЕАЭС исполнилось уже семь лет. При его создании инициаторы интеграции не скупились на обещания стремительного роста экономик стран-участниц. В 2015 г. руководители государств-создателей ЕАЭС прогнозировали, что к 2025 г. совокупный интеграционный эффект может составить от 17 % до 20 % дополнительного прироста ВВП для каждого из стран-участниц ЕАЭС. За 2016-2020 гг. весь прирост российской экономики составил 2,7 %, что значительно ниже предполагаемого прироста. Однако, это не означает, что процесс развития стран ЕАЭС будет приостановлен. Итоги 2020 г. требуют от стран- участниц поиска внутренних источников рота своих экономик [3, с. 28].
Задолго до начала пандемии COVID-19достаточно активно развивались экономические процессы стран-участниц ЕАЭС. Уже во время пандемии от развития этих процессов стали зависеть все глобальные изменения, в том числе, и безопасность ЕАЭС в целом. Для того, чтобы выйти из постоянно обостряющего кризиса, необходимо достаточно большое количество сил, как с внешней стороны, так и с внутренней. Побороть возникшие противоречия крайне сложно в одиночку. Острота общей проблемы дает стимул странам к максимальному сплочению. Сложившиеся обстоятельства, «коронавирус» подталкивают страны к усилению совместной деятельности и, как следствие, объединению в единое «ядро» для борьбы с постоянно изменяющимися внешними и внутренними угрозами и вызовами.
Таким образом, целью работы является анализ влияния пандемии COVID-19 на экономику стран-участниц ЕАЭС.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
- оценить экономические процессы ЕАЭС до «коронакризиса»;
- проанализировать внешнеэкономическую деятельность стран-участниц ЕАЭС до «коронакризиса»;
- определить влияние пандемии и карантинных мер на макроэкономическую ситуацию в странах ЕАЭС;
- рассмотреть меры антикризисного регулирования на национальном уровне в странах ЕАЭС;
- изучить современные направления экономического сотрудничества стран ЕАЭС: результаты и перспективы;
- оценить экономический климат стран ЕАЭС на основе международных рейтингов в период «коронакризиса»;
- определить какую экономическую помощь оказывали международные институты странам ЕАЭС в борьбе с пандемией.
Степень подготовленности темы работы. Проблеме влияния пандемии на экономику стран ЕАЭС посвящено много работ. Работы С. А. Тусаровой, А. Кнобеля, В. Ковалева, Р. И. Хасбулатова в большей степени раскрывают общие положения ЕАЭС в период «коронакризиса». А. Каирбекова, А. Сорокин уделили особое внимание процессу восстановления ЕАЭС, а Г. О. Халова, А. С. Горелкина, Е. А. Худоренко и М. Даниелян раскрыли основные направления воздействия пандемии в переходный период к кризису [11; 9].
М. В. Глинская, О. С. Шаурина, К. Х. Зоидов, Л. Е. Слуцкий, Г. В. Сумсков и О. Д. Фальченко обозначили и провели более глубокий анализ проблем и перспектив развития стран-участниц ЕАЭС [4; 18].
Объектом исследования являются страны-участницы ЕАЭС.
Предмет исследования - экономические отношения и состояние стран- участниц ЕАЭС, связанные с влиянием пандемии COVID-19.
Методологическую основу работы составил системный подход. В работе были использованы методы сравнительного анализа, экономико-математического моделирования, а также позитивный и нормативный подходы.
Актуальность темы исследования связана с кризисом, возникшим в связи с распространением коронавирусной инфекции, который привел к практически полному закрытию границ между государствами ЕАЭС (с марта 2020 г. и во многом сохраняется и сейчас). Как следствие, произошло снижение товарооборота между его участниками, также снизились экспортно-импортные операции с другими странами. Помимо этого, существенно снизилась трансграничная инвестиционная активность. Закрытие границ значительно сократило передвижение граждан, что нанесло огромный ущерб транспортной отрасли всех стран-участниц ЕАЭС и крайне усложнило положение работников-мигрантов из стран ЕАЭС в России. Как следствие, переводы денежных средств, граждан стран ЕАЭС на родину снизились, что было особенно болезненным. В начале 2021 г. в России начали предприниматься шаги по изменению ситуации и постепенному открытию границ для работающих мигрантов. Но полностью ситуация сможет восстановиться, вероятнее всего не скоро.
В начале 2022 г. ЕАЭС исполнилось уже семь лет. При его создании инициаторы интеграции не скупились на обещания стремительного роста экономик стран-участниц. В 2015 г. руководители государств-создателей ЕАЭС прогнозировали, что к 2025 г. совокупный интеграционный эффект может составить от 17 % до 20 % дополнительного прироста ВВП для каждого из стран-участниц ЕАЭС. За 2016-2020 гг. весь прирост российской экономики составил 2,7 %, что значительно ниже предполагаемого прироста. Однако, это не означает, что процесс развития стран ЕАЭС будет приостановлен. Итоги 2020 г. требуют от стран- участниц поиска внутренних источников рота своих экономик [3, с. 28].
Задолго до начала пандемии COVID-19достаточно активно развивались экономические процессы стран-участниц ЕАЭС. Уже во время пандемии от развития этих процессов стали зависеть все глобальные изменения, в том числе, и безопасность ЕАЭС в целом. Для того, чтобы выйти из постоянно обостряющего кризиса, необходимо достаточно большое количество сил, как с внешней стороны, так и с внутренней. Побороть возникшие противоречия крайне сложно в одиночку. Острота общей проблемы дает стимул странам к максимальному сплочению. Сложившиеся обстоятельства, «коронавирус» подталкивают страны к усилению совместной деятельности и, как следствие, объединению в единое «ядро» для борьбы с постоянно изменяющимися внешними и внутренними угрозами и вызовами.
Таким образом, целью работы является анализ влияния пандемии COVID-19 на экономику стран-участниц ЕАЭС.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
- оценить экономические процессы ЕАЭС до «коронакризиса»;
- проанализировать внешнеэкономическую деятельность стран-участниц ЕАЭС до «коронакризиса»;
- определить влияние пандемии и карантинных мер на макроэкономическую ситуацию в странах ЕАЭС;
- рассмотреть меры антикризисного регулирования на национальном уровне в странах ЕАЭС;
- изучить современные направления экономического сотрудничества стран ЕАЭС: результаты и перспективы;
- оценить экономический климат стран ЕАЭС на основе международных рейтингов в период «коронакризиса»;
- определить какую экономическую помощь оказывали международные институты странам ЕАЭС в борьбе с пандемией.
Степень подготовленности темы работы. Проблеме влияния пандемии на экономику стран ЕАЭС посвящено много работ. Работы С. А. Тусаровой, А. Кнобеля, В. Ковалева, Р. И. Хасбулатова в большей степени раскрывают общие положения ЕАЭС в период «коронакризиса». А. Каирбекова, А. Сорокин уделили особое внимание процессу восстановления ЕАЭС, а Г. О. Халова, А. С. Горелкина, Е. А. Худоренко и М. Даниелян раскрыли основные направления воздействия пандемии в переходный период к кризису [11; 9].
М. В. Глинская, О. С. Шаурина, К. Х. Зоидов, Л. Е. Слуцкий, Г. В. Сумсков и О. Д. Фальченко обозначили и провели более глубокий анализ проблем и перспектив развития стран-участниц ЕАЭС [4; 18].
Объектом исследования являются страны-участницы ЕАЭС.
Предмет исследования - экономические отношения и состояние стран- участниц ЕАЭС, связанные с влиянием пандемии COVID-19.
Методологическую основу работы составил системный подход. В работе были использованы методы сравнительного анализа, экономико-математического моделирования, а также позитивный и нормативный подходы.
ЕАЭС является одним из самых масштабных и современных международных интеграций среди стран. Он был создан для того, чтобы страны-участницы ЕАЭС смогли реализовать свой экономический потенциал и создать необходимые условия для увеличения уровня мировой конкурентоспособности. Период пандемии достаточно трудно пришелся на ЕАЭС, было приняты различные меры по борьбе и выхода из этой ситуации.
До начала «коронакризиса» ситуация в странах-участницах ЕАЭС была стабильно устойчивой. Показатели социально-экономического сотрудничества между странами ЕАЭС говорят сами за себя. Но тем не менее, ЕАЭС ожидал большую результативность от совместной деятельности. Для того, чтобы Союз мог и дальше активно развиваться необходимо снять все взаимные торговые ограничения, именно тогда нормализуется уровень экономического развития стран- участниц и увеличится благосостояние населения стран ЕАЭС.
В целом же до начала пандемии вектор развития ЕАЭС был направлен в сторону укрепления и расширения интеграционного потенциала объединения, а уже в период пандемии все силы были брошены в сторону сохранения внешнеэкономической деятельности и борьбе с «коронакризисом».
Одним из основных механизмов процессов интеграции внутри ЕАЭС является взаимное и открытое проведение макроэкономической политики. В рамках реализации, страны-участницы стремятся удерживать все значения макроэкономических показателей в согласованных ими границах, для того чтобы обеспечить в будущем устойчивое экономическое развитие всем странам- участницам ЕАЭС.
На первый взгляд, кажется, что пандемия разрушила все возможные совместные планы и цели ЕАЭС. Макроэкономический прогноз для государств региона критическим образом зависит от характера течения пандемии COVID-19.Но для дальнейшего развития и восстановления экономик стран-участниц ЕАЭС необходимо придерживаться внешних факторов. При этом каждое из государств региона находится в уникальной эпидемиологической ситуации, что также затрудняет оценку как продолжительности карантинных мероприятий, так и глубины экономических последствий введенных ограничений.
Важным аспектом в рамках Основных ориентиров макроэкономической политики стран-участниц ЕАЭС на 2021-2022 гг. поддержка НИОКР является одной из важнейших. Она должна стать основой для технического переоснащения экономик и повышения инновационной активности. В целях дальнейшего укрепления производственной кооперации ЕЭК ведет активно работу по созданию системы евразийского корпоративного права путем формирования новых наднациональных евразийских компаний.
Таким образом, страны-участницы ЕАЭС имеют много общего в развитии своей экономической привлекательности. Поэтому государства-члены ЕАЭС имеют много общего в формировании своей экономической привлекательности. Во- первых, активное управление со стороны государства с высоким восприятием коррупции. Во-вторых, стремление к развитию внутри организации, о чем свидетельствуют успехи в бизнесе и укрепление позиций в международных рейтингах.
Мировая конкурентоспособность экономик с каждым годом растет, но тем не менее, необходимо выделить явные преимущества России Беларуси и Казахстана в данном процессе, тогда как Армения и Киргизия отстают по большинству показателей.
Экономическая помощь, оказанная международными институтами, странам ЕАЭС в борьбе с пандемией, прежде всего - это финансовая помощь.
Для ЕАЭС - ликвидация изъятий из единого рынка, это один из важнейших на данный момент процесс. Именно на этой основе был создан единый рынок фармацевтических и лекарственных средств, электроэнергетический рынок. Прорабатывается вопрос создания в текущем 2022 г. финансового мегарегулятора ЕАЭС - это некий наднациональный финансовый институт, который будет отвечать за формирование единых правил работы на финансовых рынках ЕАЭС , осуществлять необходимое регулирование и надзор. К 2025 г. должен возникнуть единый рынок нефти, газа и нефтепродуктов.
В целом ожидается, что функционирование ЕАЭС приведет к увеличению товарооборота, повышению внутренних и внешних инвестиций и, как следствие, к значительному росту экономики.
До начала «коронакризиса» ситуация в странах-участницах ЕАЭС была стабильно устойчивой. Показатели социально-экономического сотрудничества между странами ЕАЭС говорят сами за себя. Но тем не менее, ЕАЭС ожидал большую результативность от совместной деятельности. Для того, чтобы Союз мог и дальше активно развиваться необходимо снять все взаимные торговые ограничения, именно тогда нормализуется уровень экономического развития стран- участниц и увеличится благосостояние населения стран ЕАЭС.
В целом же до начала пандемии вектор развития ЕАЭС был направлен в сторону укрепления и расширения интеграционного потенциала объединения, а уже в период пандемии все силы были брошены в сторону сохранения внешнеэкономической деятельности и борьбе с «коронакризисом».
Одним из основных механизмов процессов интеграции внутри ЕАЭС является взаимное и открытое проведение макроэкономической политики. В рамках реализации, страны-участницы стремятся удерживать все значения макроэкономических показателей в согласованных ими границах, для того чтобы обеспечить в будущем устойчивое экономическое развитие всем странам- участницам ЕАЭС.
На первый взгляд, кажется, что пандемия разрушила все возможные совместные планы и цели ЕАЭС. Макроэкономический прогноз для государств региона критическим образом зависит от характера течения пандемии COVID-19.Но для дальнейшего развития и восстановления экономик стран-участниц ЕАЭС необходимо придерживаться внешних факторов. При этом каждое из государств региона находится в уникальной эпидемиологической ситуации, что также затрудняет оценку как продолжительности карантинных мероприятий, так и глубины экономических последствий введенных ограничений.
Важным аспектом в рамках Основных ориентиров макроэкономической политики стран-участниц ЕАЭС на 2021-2022 гг. поддержка НИОКР является одной из важнейших. Она должна стать основой для технического переоснащения экономик и повышения инновационной активности. В целях дальнейшего укрепления производственной кооперации ЕЭК ведет активно работу по созданию системы евразийского корпоративного права путем формирования новых наднациональных евразийских компаний.
Таким образом, страны-участницы ЕАЭС имеют много общего в развитии своей экономической привлекательности. Поэтому государства-члены ЕАЭС имеют много общего в формировании своей экономической привлекательности. Во- первых, активное управление со стороны государства с высоким восприятием коррупции. Во-вторых, стремление к развитию внутри организации, о чем свидетельствуют успехи в бизнесе и укрепление позиций в международных рейтингах.
Мировая конкурентоспособность экономик с каждым годом растет, но тем не менее, необходимо выделить явные преимущества России Беларуси и Казахстана в данном процессе, тогда как Армения и Киргизия отстают по большинству показателей.
Экономическая помощь, оказанная международными институтами, странам ЕАЭС в борьбе с пандемией, прежде всего - это финансовая помощь.
Для ЕАЭС - ликвидация изъятий из единого рынка, это один из важнейших на данный момент процесс. Именно на этой основе был создан единый рынок фармацевтических и лекарственных средств, электроэнергетический рынок. Прорабатывается вопрос создания в текущем 2022 г. финансового мегарегулятора ЕАЭС - это некий наднациональный финансовый институт, который будет отвечать за формирование единых правил работы на финансовых рынках ЕАЭС , осуществлять необходимое регулирование и надзор. К 2025 г. должен возникнуть единый рынок нефти, газа и нефтепродуктов.
В целом ожидается, что функционирование ЕАЭС приведет к увеличению товарооборота, повышению внутренних и внешних инвестиций и, как следствие, к значительному росту экономики.
Подобные работы
- Реализация целей устойчивого развития ООН-2030 крупным бизнесом России и
Казахстана: сравнительный анализ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2022 - СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСОБИЯ В СИСТЕМЕ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
Курсовые работы, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3000 р. Год сдачи: 2020 - Проблема дефицита кадров в цифровой экономике (Международное сотрудничество в цифровой экономике, Московский Государственный Институт Международных Отношений (Университет))
Курсовые работы, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - Современное состояние экономики Республики Беларусь (Российский Экономический Университет имени Г. В. Плеханова)
Дипломные работы, ВКР, мировая экономика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Мирополитический аспект формирования «Сети Умных городов»: на примере ЕАЭС
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2021 - ЭКСПОРТНЫЙ ПРОЕКТ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПОСТАВОК РАНОЗАЖИВЛЯЮЩИХ
ПОВЯЗОК ТОМСКОЙ КОМПАНИИ «АКВЕЛИТ» В КИРГИЗСКУЮ РЕСПУБЛИКУ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5730 р. Год сдачи: 2021 - Мировой рынок грузоперевозок: современное состояние и перспективы развития
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Статистический анализ внешней торговли Киргизской Республики
Дипломные работы, ВКР, мировая экономика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2024 - Проблемы и перспективы развития международного рынка грузоперевозок
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2024



