Анализ русской звучащей речи - современная и актуальная тема, которая находится на стыке гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. На современном этапе развития науки приходится говорить об
объединении нескольких научных дисциплин: лингвистики,
психолингвистики, паралингвистики, когнитивной лингвистики,
лингвокультурологии, межкультурной коммуникации. Для носителей китайского языка, изучающих русский язык, важна и интересна история России. Отметим особый интерес к лингвистическому анализу звучащей речи (отражающей национально-культурную специфику говорящего как представителя определенного этноса, конкретной языковой картины мира). Важными для истории не только России, но и всего мира (информативным о языковой картине мире страны изучаемого языка) являются воспоминания еще живых героев Великой Отечественной войны, которых, к сожалению, осталось совсем немного.
Важна память о Великой Победе СССР во второй мировой войне. Современная ситуация в мире очень быстро меняется, некоторые хотят забыть о великой Победе советского народа, забыть, какую высокую цену заплатил советский народ - а это 27 миллионов погибших. Каждый из 27 миллионов героически отдали свою единственную жизнь за победу.
Для советского народа война 1941 - 1945гг. - это Великая
Отечественная война. Народ защищал своё Отечество, свою Родину.
В 2020гг. в России отметили - 75 лет со дня Победы. К этому празднику были записаны голоса ветеранов Великой Отечественной войны. Они просто и даже как-то буднично рассказывали о том, что мы воспринимаем героической историей. Удивительный проект «Голоса Победы» трогает до глубины души.
В Китае помнят и знают, что 9-ое Мая в России (и не только!) - это «праздник со слезами на глазах». Еще живы некоторые из тех, кто был участником той страшной войны, тех, кто подарил всему миру мир.
Тема нашего исследования «Фонетико-интонационный анализ звучащей речи ветеранов войны (интернет-портал «Голоса Победы)» очень актуальна и современна. Рассказы и воспоминания участников войны, их интонации (простые и душевные), слова - напутствия внукам и правнукам с добрыми пожеланиями - «звучащий памятник истории», трогающий до глубины души. Г ероев Великой Отечественной войны осталось совсем немного, поэтому так важны их воспоминания и правдивые истории о том, что же было на самом деле, что же двигало героям, почему они были готовы отдать жизнь за Победу.
Обращение к анализу звучащего текста объясняется и еще одной актуальной современной проблемой: отмечается общее изменение
коммуникативного воздействия. Наблюдается тенденция к изменению звучащей речи: тексты становятся все короче, информация более сжатой, а важные сообщения содержится в первых строках текста.
Современный человек перестает воспринимать большие звучащие тексты - такова общемировая тенденция, что связано и с сокращением такого вида речевой деятельности, как чтение. Как утверждают ученые, в среднем современный человек читает одну страницу в день (аудирование и чтение - это взаимосвязанные рецептивные виды речевой деятельности), поэтому если не читают, то и не воспринимают на слух звучащий текст.
В методике преподавания иностранных языков большое внимание всегда уделяется фонетико-интонационному анализу звучащего текста. Это не только изучение новой лексики, закрепление грамматики, но и знакомство с невербальной, паралингвистической и экстралингвистической информацией. Знание иностранного языка не всегда гарантирует правильное понимание информации (план эксплицитности и имплицитности), большое количество информации, выраженной паралингвистически (фонационные, тембровые, темповые характеристики звучащего текста) и экстралингвистически (многозначительные покашливания, вздохи и т.д.).
Лингвистические, паралингвистические, экстралингвистические
особенности звучащего текста помогают выявить специфическое в русской национальной культуре ( адекватно понять эксплицитную и имплицитную информацию текста).
Вербально-жестовая бимодальность (связь между жестами и речью), о которой говорили еще Фридман, Кендон и МакНил, - важнейшая составляющая процесса коммуникации. Когнитивный ритм беседы (общения) проявляется не только с помощью фонологических, просодических и паралингвистических компонентов, но и на проксемическом и жестовом уровне.
Паралингвистическая (система вокализации, т.е. качество голоса - диапазон, тональность и интонация) и экстралингвистическая (паузы, покашливание, плач и т.д.) увеличивают прагмосемантическую емкость информации.
Национально ориентированное изучение иностранного языка, опора на национальную культуру России и культурные традиции обучаемых
становится ведущим принципом преподавания русского языка как иностранного (РКИ). Всегда есть особый интерес иностранцев к изучению естественной коммуникации в реальных ситуациях общения, разговорных интонаций, стиля непринужденной, задушевной беседы (что особенно интересно при изучении русского языка как иностранного и анализе звучащего текста).
В рассказах участников войны, их беседах с журналистами проявляются характерные для разговорного стиля синтаксические конструкции; в концентрированном виде отражены экспрессивные особенности разговорной речи: парцелляция, изменения порядка слов, разрушение последовательности и логической связности отдельных синтагм, экспрессивные, оценочные вставки, а также модальные варианты интонационных конструкций русского языка, фонетика неполного и разговорного стиля.
Работа над звучащим текстом проходила в несколько этапов:
1) запись звучащего текста в орфографии; составление монтажного листа; составление интонационной модели звучащего текста;
2) определение для данного текста наиболее частотных интонационных конструкций (ИК);
3) наличие и место синтагматического членения (СЧ);
4) размещение интонационных центров (ИЦ) в синтагмах;
5) составление фонетической транскрипции звучащего текста;
6) выявление экспрессивно-стилистических ресурсов;
7) выявление в тексте функционально-стилистического (общего для стиля и жанра), индивидуально-стилистического (принадлежащего исполнению) и интерпретационного (обусловленного особенностями осмысления) в звучании текста;
8) интонационный анализ текста с использованием интонационных конструкций (ИК) Е.А. Брызгуновой;
В разговорном стиле из интонационных средств наибольшую роль приобретают интонационные конструкции (ИК), интонационный центр (ИЦ), широко используются невербальные жесто-мимические средства, повышается роль контекста и конституации.
Выбранная тема очень актуальна.
1) Во-первых, важно сохранить память о войне участников тех событий; не дать забыть о героях Великой Отечественной войны.
2) Во - вторых, наша работа - маленький вклад в сохранение мира на земле; важно помнить, кто спас мир от «коричневой чумы».
3) В-третьих, работа над слуховым анализом звучащей речи помогает студентам-иностранцам понять, какую огромную роль могут играть в русском языке интонационные (просодические) средства в выражении
значения звучащего предложения.
4) В-четвертых, работа, связанная со слуховым анализом текста, необходима, т.к. иностранные учащиеся часто испытывают трудности в восприятии звучащего предложения, если в нем возрастает эмоциональноэкспрессивное содержания по отношению к смысловому.
5) В-пятых, в разговорном стиле степень эмоциональности высока, т.к. интонация здесь выполняет изобразительную и эстетическую функцию.
6) В-шестых, актуальность темы связана с необходимостью выявления тенденции дальнейшего развития звукового строя русского языка.
Цель исследования состоит в описании фонетических, интонационных закономерностей функционирования фонетической (проеодической) системы современного русского литературного языка (на материале воспоминаний ветеранов войны).
Цель исследования определила конкретные задачи работы:
1) Описать особенности интонации современного русского литературного языка.
2) Показать лингвистическую значимость интонации и ее связь с другими уровнями языка.
3) Выделить основные функции интонации в реальном (звучащем) тексте.
4) Показать фонетико-интонационные особенности звучащей русской речи (на примере прослушанных текстов).
5) Представить фонетический и интонационный анализ звучащего текста.
В качестве материалов исследования использовались:
1) Научная литература (методическая, лингвистическая, психологическая, психолингвистическая);
2) Учебная и учебно-методическая литература (пособия по фонетике и интонации русского языка пособия по рекламе);
3) Видеоматериалы и аудиозаписи интернет-портала «Голоса Победы»
Объектом исследования является звучащий текст ветеранов войны; большая часть исследования фактического материала представляет собой фонетический и интонационный анализ звучащей речи.
Методы исследования определялись его целью и задачами и включали:
1) описательно-аналитический (изучение и анализ литературы по данной проблеме);
2) аналитический (определение целей исследования);
3) экспериментальный (прослушивание аудио- и видеотекстов), фонетический и интонационный анализ прослушанныхтекстов;
4) индуктивно-дедуктивный (классификация и обработка звучащих текстов).
Научную новизну работы составляют: опостановка и рассмотрение проблемы фонетического и интонационного анализа ; описание
функционально-стилистической роли интонации, интонационный анализ текста по теории интонационных конструкций Е.А. Брызгуновой.
Практическая ценность работы состоит в том, что ее материалы могут быть использованы на занятиях по фонетике и интонации русского языка, на практике русского языка как иностранного, в лекционном и практическом курсе по теории и практике межкультурной коммуникации.
Цели и задачи исследования определили его структуру.
Апробация работы: результаты бакалаврского исследования представлены в сообщениях и докладах.
Дипломная работа состоит из Введения, двух глав, заключения, списка
литературы, приложения.
По словам современных исследователей, разговорный дискурс, являясь частью культуры, отражает не только общий уровень культурного, экономического развития общества, но и задает образцы поведения членов этого общества, влияет на речевую культуру людей [Кара -Мурза: www.gramota.ru]. В связи с этим наблюдается возрастающий интерес к изучению звучащего текста.
В последние годы анализ звучащего текста находит свое отражение в фоностилистике, рассматривающей фонетические объекты, процессы и явления с точки зрения их стилистической специфики. В имеющихся классификациях произносительных стилей русского языка разговорный фоностиль выделяется на основании экстралингвистических факторов [Прохватилова 2002], в то время как комплексное описание акустических параметров звучащего текста отсутствует.
Анализ просодического строя воспоминаний ветеранов войны
основывался на сформулированном Е.А. Брызгуновой и разделяемом большинством современных исследователей положении о том, что значение высказывания формируется благодаря взаимодействию значений, выражаемых синтаксической конструкцией, лексическим составом, интонацией и контекстом [Брызгунова 1984, Николаева 1977, Труфанова 1983, Иванова-Лукьянова 1990, Прохватилова 1999, Безяева 2002, Чалова 2006].
Специфика исследования предполагала использование различных методов изучения материала. Рассмотрение акустических параметров звучащего текста потребовало привлечения метода слухового анализа, с
помощью которого определялись параметры суперсегментных средств:
границы сегментации речевого потока, основные типы интонационных конструкций (ИК), место центра ИК, специфика пауз, изменения скорости и интенсивности звучания. На основе слухового анализа было произведено интонационное транскрибирование текстов сериала. Беседы с героями Великой Отечественной войны интересны не только в звуковом и интонационном оформлении, но и как тексты, несущие важную ИСТОРИЧЕСКУЮ и межкультурную информацию для иностранных студентов, изучающих русский язык.
В результате проведенного анализа раскрыто своеобразие интонационной организации звучащего современного текста; отмечено сочетании разностилевых просодических средств , закономерности отбора которых связаны с реализацией воздействующей функции в реальной ситуации. Вербальная и невербальная (экстралингвистическая и паралингвистическая информация) часто вступают между собой в противоречие. Важно научить иностранных студентов понимать ньюансы общения, скрывающиеся в интонации, паузах, покашливании (в невербальной, экстралингвистической и паралингвистической информации).
Результаты анализа обнаруживают, что звучащие тексты воспоминаний ветеранов имеют характерные особенности:
1) наличием четких межсинтагменных пауз, которые служат для обозначения границ синтагм в звучащем тексте, что позволяет разграничить логические части высказывания на слух;
2) выявлено, что темп речи может варьироваться в зависимости от смысловой важности произносимого текста ;
3) изменения громкости речи в основном связаны с передачей эмоционального состояния говорящего;
4) при анализе суперсегментного уровня звучащего текста были рассмотрены такие параметры ее просодического строя, как синтагматическое членение, типы ИК, место центра ИК, паузы, темп и интенсивность;
5) кроме того, рассматривалась ритмическая организация.