ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
1.1. Развитие звукопроизношения в норме 6
1.2. Развитие в норме и недоразвитие фонематического слуха 14
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
2.1. Цели, задачи и организация исследования 20
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 23
ГЛАВА III. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
3.1. Организация, цель и задачи формирующего эксперимента 27
3.2. Содержание работы при проведении формирующего
эксперимента 28
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
Актуальность проведения данного исследования обусловлена возрастающим количеством детей, имеющим нарушение фонематического слуха и поиском новых путей преодоления стоящих перед ними трудностей.
По данным Л.С. Волковой [21] дети, у которых нарушения произношения (смешение и замена фонем) сочетаются с недостаточностью фонематического восприятия, составляют 20-25 % от общего числа детей, зачисляемых на логопедические занятия.
Формирование фонематического восприятия является сложным процессом. Преодоление нарушений его развития требует огромных усилий от всех участников педагогического процесса: педагогов, детей и их родителей, которые активно участвуют в коррекционно-воспитательном процессе. В то же время специфической трудностью в работе с данной категорией детей является то, что их трудно заинтересовать процессом обучения, т.к. они не «слышат» ошибки в своей речи и считают, что им не нужно заниматься с логопедом. Учитывая, что время, отводимое на преодоление речевых нарушений у данной группы детей, ограничено, необходимо максимально эффективно использовать каждый момент на всех видах логопедических занятий.
Здесь на помощь приходят компьютерные презентации. Использование компьютерных презентаций делает процесс коррекции продуктивным и занимательным как для педагога, так и для детей. Методика способствует успешному усвоению лексико-грамматической и фонетической структур речи. Повышает уровень мотивации детей к коррекционно-развивающим занятиям. Компьютерные презентации можно использовать как на индивидуальных, так и на фронтальных видах работы. Эффективность логопедических занятий повышается при использовании различных наглядных материалов, но современного ребенка, слишком рано включенного в аудио- и видео среду, невозможно привлечь и удивить традиционными средствами наглядности - картинками, игрушками, разрезными картинками, складными кубиками. Ребенок, знакомый с компьютером, компьютерными играми, требует при организации логопедического занятия особого внимания и особых средств воздействия. Компьютерные презентации способны оживить этот процесс за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внести в него элементы игры.
На занятиях, с использованием компьютерных презентаций большинство детей становятся более активны, открыты, у них менее выражена тревожность. Меняющиеся и возникающие на экране изображения вызывают у детей больший интерес, чем традиционные иллюстрации в книге. Благодаря динамичной смене изображений, цвета фона, возникновению и исчезновению анимированного персонажа, от лица которого ведется речь, внимание детей удерживается дольше.
Таким образом, устранение дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематического восприятия. Без умения чётко дифференцировать на слух фонемы родного языка невозможно овладевать и навыками звуко-слогового анализа и синтеза, усваивать грамоту. В школьном возрасте возникающие трудности овладения звуко-слоговым анализом и синтезом слов часто приводят к дисграфии. Не допустить этого нам помогут новые и современные технологии, а также слаженность в работе логопеда, педагогов, родителей и детей.
Данная проблема является весьма актуальной. Исходя из этого, мы сформулировали цель нашей работы: выявить особенности фонематического восприятия и звукопроизношения у детей с речевыми нарушениями и разработать систему упражнений по коррекции выявленных нарушений.
Задачи данной работы:
1. провести анализ литературы по данной проблеме;
2. провести констатирующий эксперимент и проанализировать полученные данные;
3. разработать систему занятий и провести обучающий эксперимент по разработанным конспектам;
4. провести контрольный эксперимент с целью изучения эффективности проведенной работы.
Объект исследования - фонематическое восприятие детей с речевыми нарушениями.
Предмет исследования - система упражнений, направленных на коррекцию фонематического восприятия у детей с нарушениями речи.
Гипотеза данного исследования:
а) у детей нарушен фонетико-фонематический строй речи, что особенно ярко проявляется в неумении дифференцировать акустически близкие звуки;
б) специально разработанная система занятий поможет скорректировать данное нарушение.
Структура данной работы выглядит следующим образом:
1 глава включала в себя изучение и анализ литературы по проблеме.
Во 2 главе описывается проведение констатирующего эксперимента и анализ данных, полученных при проведении эксперимента.
В 3 главе описана коррекционная работа, проведение контрольного эксперимента и анализ полученных данных.
Методы, использованные при работе:
1) наблюдение, беседа, изучение документации;
2) констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты;
3) количественный и качественный анализ данных.
Проведенный нами в первой главе анализ литературы показал, что хорошая речь - одно из важнейших условий всестороннего и полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее речь, тем легче высказывать свои мысли, тем шире возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется психическое развитие. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
Развитие речи происходит в соответствии с определенной системой языка, которая строится на основе интонационных структур и фонемного состава, усваиваемых ребенком как на уровне понимания, так и на уровне его собственной активной речи.
Ребенок при нормальном развитии учится артикулированию на основе слухового восприятия речи окружающих. Даже не резко выраженное снижение слуха у ребенка может затруднить овладение речью. Структуры звуков речи, фонем и их соединений закрепляются на основе образовавшихся кинестетических стереотипов. Зрительно ребенок воспринимает некоторые движения речевого аппарата окружающих, и это играет роль в построении им артикуляционного процесса.
Знание закономерностей нормального развития детской речи дает возможность своевременно заметить отклонения в ее формировании и вовремя принять ряд необходимых профилактических мероприятий или направить ребенка к специалистам.
В последние годы увеличивается количество детей с нарушениями речи. И эти нарушения все чаще становятся сочетанными, поэтому логопеду постоянно приходится учиться новому, совершенствоваться, искать современные и эффективные средства обучения.
Во второй главе нами был проведен констатирующий эксперимент и проанализированы полученные данные. Для этого мы разработали специальные задания и подобрали соответствующий речевой материал.
Во время проведения констатирующего эксперимента дети охотно шли на контакт, от помощи логопеда не отказывались, задания выполняли с интересом и старанием. Полученные данные были занесены в таблицы и проанализированы для большего удобства и эффективности дальнейшей работы.
Таким образом, данные нашего констатирующего эксперимента указали на необходимость разработки методики коррекционной работы по развитию у детей речевыми нарушениями фонематического восприятия.
В третьей главе была описана проведенная нами коррекционная работа, приведены примеры разработанных нами конспектов занятий, а также был проведен контрольный эксперимент и анализ полученных данных.
При проведении занятий дети проявляли живейший интерес. Они с удовольствием работали, меньше отвлекались, были более сосредоточены на заданиях, меньше утомлялись, ждали следующего занятия с нетерпением. Дети не отказывались от помощи логопеда, адекватно ее воспринимая. Занятия были достаточно динамичными, эффективными и плодотворными. Опираясь на яркую наглядность и возможность самостоятельно ей управлять, дети лучше усваивали материал.
Проведенная нами работа по развитию фонематического восприятия и формирования у детей умения дифференциацировать свистящие и шипящие фонемы оказалась весьма эффективной и плодотворной. Она легко может сочетаться с традиционной коррекционной работой для повышения интереса детей к занятиям, для улучшения качества и эффективности.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что гипотеза, выдвинутая нами, доказана.
1. Алтухова, Н.Г. Научитесь слышать звуки / Н.Г. Алтухова. - Спб.: Лань, 1999. - 112 с.
2. Базжина, Т.В. Становление речи и усвоение языка ребенком / Т.В. Базжина. - М.: Изд. Московского университета, 1995. - 20 с.
3. Балабанова, В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В.П. Балабанова, Л.Г. Богданова. - Спб.: Детство-пресс, 2001. - 232 с.
4. Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) / В.И. Бельтюков. - М.: Педагогика. - 1977. - № 3. - С. 25 - 31.
5. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии // http://pedlib.ru/Books/5/0096/5 0096-1.shtml
6. Волкова, Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей / Г.А. Волкова. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1993. - 45 с.
7. Волосовец, Т.В. Основы логопедии с практикумом по
звукопроизношению / Т.В. Волосовец. - М.: Академия, 2002. - 200 с.
8. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи // http://pedlib.ru/Books/4/0018/4 0018-159.shtml
9. Гвоздев, А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка // http://pedlib.ru/Books/4/0018/4 0018-215.shtml
10. Голубева, Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников / Г.Г. Голубева - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000. - 15 с.
11. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие / О.Е. Грибова. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 96 с.
12. Дьякова, Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников / Н.И. Дьякова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 64 с.
13. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников // http://pedlib.rU/Books/1/0383/1 0383-1.shtml
14. Жинкин, Н.И. Механизмы речи //
http://pedlib.ru/Books/3/0086/3 0086-1.shtml
15. Жукова, Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи / Н.С. Жукова. - М.: Эксмо, 2007. - 120 с....35