ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЧАСТУШКА КАК
ТЕКСТ 5
1.1. Определение и назначение частушки 5
1.2. Структура частушки 8
1. 3. Языковые особенности частушки 14
Выводы по первой главе 17
ГЛАВА 2. Тематика и язык частушек времён Великой Отечественной войны 19
2.1. Тематика частушек военного времени 22
2.2. Особенности лексики частушек времён Великой Отечественной
войны 30
2.3. Изобразительно-выразительные средства в частушках, созданных в годы
Великой Отечественной войны 33
Выводы по второй главе 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ТЕКСТЫ ЧАСТУШЕК ВРЕМЁН ВЕЛИКОЙ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ НА
ТЕМУ «МЫ ПАМЯТИ ЭТОЙ ВЕРНЫ» 54
Русский народ является создателем ярких произведений словесного искусства. Многие из них были известны ещё задолго до появления письменности и с той поры передавались устным путём. Устное народное творчество, именуемое фольклором, включает в себя произведения различных жанров. Одним из таких жанров и является частушка. Частушка - особый жанр русского песенного творчества.
В лучших своих образцах частушка хранит многие черты национального художественного сознания, неисчерпаемые богатства народной речи.
Частушки времён Великой Отечественной войны - своеобразный памятник, который хранит в себе воспоминания тех дней. В годы войны частушки помогали людям не потерять веру в лучшее, не падать духом. Она была одним из главных компонентов и в тылу, и на фронте. Данные произведения хранят в себе чувства, эмоции, воспоминания тех лет и именно поэтому к ним необходимо особое отношение и внимание.
В этой связи тему дипломной работы следует считать актуальной.
Цель работы - рассмотреть особенности тематики и языкового оформления частушек времён Великой Отечественной войны.
В рамках обозначенной цели нужно решить следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по данной теме; дать определение частушке, определить её назначение.
2. Изучить структуру частушки.
3. Определить тематическое многообразие частушек.
4. Проанализировать лексику частушек времён Великой Отечественной войны.
5. Выявить изобразительно-выразительные средства в частушках.
В качестве объекта исследования выступают частушки времён Великой Отечественной войны.
Предметом исследования являются темы частушек и особенности их языкового оформления.
Материалом для исследования послужили тексты частушек военного времени, которые взяты из книги «Русский советский фольклор. Антология», составителями которой являются Л. В. Домановский, Н. В. Новикова и др. Всего было проанализировано 53 частушки.
Методы исследования:
1. Теоретическое изучение и анализ литературоведческих источников по проблеме исследования.
2. Синтез.
3. Сравнительно-сопоставительный.
4. Описательный.
В работе было обращение к исследованиям С.Г. Лазутина, Н.П. Колпакова, И. Клагге и др.
Практическая значимость работы состоит в том, что её материалы и результаты могут быть использованы в школьной практике (приобщение школьников к литературе и культуре), в процессе разработки факультативных занятий по лингвистическому анализу текста, на уроках по развитию речи.
Апробация работы. По теме выпускной квалификационной работы имеется одна публикация в сборнике «Языковая политика и вопросы гуманитарного образования».
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и двух приложений.
Будучи откликом на события дня, частушка обычно рождается как поэтическая импровизация. Ей свойственны обращения к определённому лицу или слушателям, прямота высказывания, экспрессия. частушки необыкновенно многогранны по своему содержанию, необычайно разнообразны по выражаемым ими мыслям, чувствам и настроениям. В отличие от других песенных жанров фольклора, содержание которых всегда в той или иной мере ограничено определенным кругом тем и образов, тематический диапазон частушек поистине безграничен. Частушка касается тем большего общественного значения, и «откликается на каждую малость жизни». В ней находят яркое выражение и острая публицистическая мысль, и интимное любовное чувство, и едкая, убийственная сатира, и мягкий дружеский юмор.
Частушка связана со многими фольклорными жанрами: пословицами и поговорками, плясовыми и хороводными песнями, лирическими песнями. Традиционная песенная лирика помогла становлению частушки как лирического жанра. Частушка использовала уже готовую песенную символику. Частушки ненавязчиво пользуются изобразительно- выразительными средствами: сравнениями, метафорами, олицетворениями и т.д. Рифма падает на самые главные в смысловом отношении слова. Частушки используют мужскую и женскую рифму. По композиции частушки делятся на одночастные и двухчастные.
Интонационное богатство частушке дает её близость к разговорной речи. Чаще всего частушка представляет собой высказывание от первого лица и по содержанию обращена к кому-либо.
Сила частушек - в их количестве. Когда перед нами десяток частушек, мы не замечаем их значимости: это, в какой - то мере, десяток разрозненных фактов, почти ничего не доказывающих. Но когда их, например, сотня, то уже можно сгруппировать их по темам, по настроению и т. д.
Исполнение частушек - это своеобразный, поэтический диалог или полилог. Частушки исполняются одним лицом, состоит из двух частей, каждая из которых выражает мысли и чувства людей.
В основе языка частушки лежит разговорная речь, которая отличается простотой, эмоциональностью и живостью.
Частушки времён Великой Отечественной войны являются частью словесного народного творчества. Во время войны они помогали солдатам сохранить веру в лучшее, не потерять боевой дух и настрой. В них отражались чувства, эмоции и переживания русского народа, солдат.
Данный анализ показал богатство содержания, эмоциональную выразительность частушек времён Великой Отечественной войны. Их темы разнообразны: военная, партизанская, тыловая, победная и послевоенная частушка.
Лексика частушек военного времени состоит из экспрессивов, которые стимулируют различные эмоции.
Частушки являются не просто текстами. Это тексты, которые хранят самое главное - чувства и воспоминания. В них - история нашей страны, рассказанная через лирические переживания наших предков.
1. Аникин В. П. Традиции жанра как критерий фольклорности в современном творчестве (частушки и пословицы) // Русский фольклор. Вып.
9. - М.-Л.: Флинта: Наука, 1964.
2. Астафьева Л. А. Частушки. - М., 1987.
3. Арефьев Н. А. Новые народные песни // Саратовский дневник, газ. - 1993. - № 285.
4. Балов А. Экскурсы в область народной песни. Коротенькие песни или припевки. - «Этнографическое обозрение», 1997. - № 2.
5. Бахтин В. С. Частушка. - М.; Л., 1966.
6. Буртин Ю. О частушках // Новый мир. - 1968. - №1.
7. Власова З. И. О приёмах композиции в частушке // Русский фольклор. Вып. 5. - М. -Л.: Флинта: Наука, 1960. - 400 с.
8. Власова З. И. Частушка и песня // Из истории русской народной поэзии. - М.: Флинта: Наука, 1971. - 215 с.
9. Горелов А. А. Частушки в записях советского времени. - М.;Л., 1965.
10. Л. В. Домановский, Н. В. Новикова «Русский советский фольклор. Антология». - Л., 1967.
11. Гиппиус Е. Интонационные элементы русской частушки, в сборнике: Советский фольклор, № 4-5. - М. - Л., 1936.
12. Зуева Т. В., Кирдан Б. П. Русский фольклор. Учебник для высших учебных заведений. - М.: «Наука», 2002. - 400с.
13. Зырянов И. В. Поэтика русской частушки. - Пермь, 1974.
14. Колпакова Н. Русская народная и литературная частушка // Звезда. - 1943. - №4.
15. История русской литературы / Под ред. Е. В. Аничкова, А. К. Бороздина, Д. Н. Овсянико-Куликовского. - М.: Изд-во И. Д. Сытина, 1988....25