Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Работа над ансамблем в детском хоровом коллективе в условиях общеобразовательной школы

Работа №160882

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2024
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
35
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Научно-теоретическое основы работы над ансамблем в детском хоровом коллективе в условиях общеобразовательной школы
1.1. Теоретические и методические аспекты хорового ансамбля 7
1.2. Психолого-физиологические возможности младших школьников -
участников детского хора 14
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по выявлению путей и методов работы над ансамблем в детском хоровом коллективе в условиях общеобразовательной школы
2.1. Методические предпосылки организации опытно-экспериментальной
работы 21
2.2. Ход и содержание опытно-экспериментальной работы 36
Заключение 44
Список использованных источников 47
Приложение 50

Актуальность исследования. Музыка - это один из самых прекраснейших видов искусства. Она обладает уникальной силой и властью над нами. Перед современным образованием стоит важнейшая задача, развитие как личности школьников, так и целостного представления у них о музыке и искусстве, а также приобретение ими ключевых знаний, навыков и умений в области музыкальной деятельности. (Э.Б. Абдуллин, Е.Д. Критская, Е. В. Николаева, Г. П. Сергеева).
Хоровое пение - это искусство музыкального исполнения, искусство уникальных возможностей. Как известно, хоровое пение было основой музыкальной культуры русского народа. Задача музыкального-педагога - приобщить детей к хоровому пению. Ведь хоровое пение всегда считалось средством духовно-нравственного воспитания детей, особенно в начальной школе. Именно через исполнение музыки происходит самовыражение души человека.
Зачастую к трансформации методов обучения не раз приводило постепенное развитие детского хорового воспитания. Многие дирижеры детских хоров, содействовали в создании общешкольных хоровых коллективов. Ведь существующие в хоровом творчестве, межпредметные связи, целенаправленно воспитывают гармонически развитую личность. Учеными двадцатого века было доказано, что приобщает детей к основам разных гуманитарных наук: филологии, социологии, искусствоведения, психологии и т.д. хоровое пение. Специфика хорового пения как коллективной формы исполнительства способствует развитию положительных человеческих качеств: дружелюбие, раскованность, уверенность в себе, коммуникабельность, ответственность, справедливость.
Внимание педагогов школ, как музыкальных, так и общеобразовательных должно быть направленно на хоровое творчество, как идеальный фактор развития.
Проблема качественного пения в настоящее время становится очень значимой.
Из множества методических пособий по работе с хоровыми коллективами, и большого опыта знаменитых хормейстеров можно сделать вывод, что вокально - хоровое обучение - очень сложная и трудоемкая работа, она требует высокого технического мастерства не только от руководителей, но и от певцов хора.
К вокально - хоровым трудностям, в первую очередь, относятся строй и ансамбль. Педагог-музыкант должен вести регулярную и систематизированную работу по достижению чистого, правильного строя и ансамбля для того, чтобы достигнуть исполнительское мастерство. Ключевую роль в процессе достижения ансамбля в детском хоровом коллективе играет работа над инструктивным материалом, то есть вокально - хоровыми упражнениями.
Проблема хорового воспитания детей применительно к разным возрастным группам, составам и условиям деятельности исследовалась в трудах ведущих музыкальных педагогов, таких как П. Г. Чесноков, А. А. Егоров, Г. А. Дмитревский, К. К. Пигров, В. И. Краснощеков, Ю. Б. Алиев, Г. П. Стулова, и многих других. Однако работа над ансамблем в детском хоровом коллективе в условиях общеобразовательной школы, требует от педагогов - музыкантов постоянного анализа, обогащения личного опыта, применения на практике, анализа изменений в теории и практике музыкального обучения, введения в процесс работы с конкретным хоровым коллективом.
Таким образом, возникают противоречия:
• между наличием ряда эффективных методик развития детского голоса и не всегда верным использованием их в практике хорового обучения;
• между необходимостью развития вокально-хоровых навыков детей младшего школьного возраста и недостаточной заинтересованностью самих детей в хоровых занятиях.
Проблема исследования заключается в поиске и выборе эффективных путей и методов работы над ансамблем в процессе занятий в детском хоровом коллективе.
Тема исследования: «Работа над ансамблем в детском хоровом коллективе в условиях общеобразовательной школы».
Цель исследования: разработать пути и методы работы над ансамблем в детском хоре.
Объект исследования: процесс работы над ансамблем в детском хоровом коллективе в условиях общеобразовательной школы.
Предмет исследования: пути и методы работы над ансамблем в детском хоровом коллективе в условиях общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования: Работа над ансамблем в детском хоровом коллективе в условиях общеобразовательной школы будет более эффективна, если:
• строить учебный процесс в детском хоре с учетом состава участников и их физиологических, психологических и возрастных особенностей
• опираться на накопленные и успешно зарекомендовавшие себя на практике методы хорового обучения;
• сочетать объяснительно-иллюстративные, репродуктивные и творческие методы с фонетическим методом и методом сравнительного анализа;
• осуществлять вокально-хоровое развитие участников детского хора с применением постепенно усложняющихся упражнений.
Задачи исследования:
1. Изучить учебно-методическую и научную литературу по проблеме исследования.
2. Выявить психолого-физиологические возможности младших школьников - участников детского хора
3. Охарактеризовать все виды вокально - хоровых упражнений, используемых при работе над строем и ансамблем в детском хоре.
4. Определить основные сложности в работе над инструктивным материалом в детском хоре.
5. Провести опытно-экспериментальную работу над ансамблем в детском хоровом коллективе.
6. Подвести итоги проведенной опытно-экспериментальной работы.
Для решения поставленных задач были применены следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, учебно-методической
литературы по проблеме исследования; изучение педагогического опыта в области музыкального образования и воспитания; наблюдение; беседа; опрос; опытно-экспериментальная работа; анализ ее результатов.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: труды в области периодизации возрастных этапов развития личности (Л. Ф. Обухова, В. С. Мухина, Л. С. Выготский); теоретические основы хоровой деятельности (П. Г. Чесноков, А. А. Егоров, Г. А. Дмитревский, К. К. Пигров, В. И. Краснощеков); основные положения методики развития детского голоса (В. В. Емельянов, Д. Е. Огороднов, Г. П. Стулова, В.К. Белобородова, А.Г.Раввинов и др.).
Базой для проведения опытно-экспериментальной работы являлась МОУ СОШ пос. Титово.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Повысилось внимательное отношение певцов к общему звучанию соответствующей партии, к той окраске тона, которая наиболее полно отвечает данной художественно-исполнительской задаче.
Анализируя вышеизложенное, отметим, что гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтверждена. Исследование подтвердило эффективность разработанных нами путей и методов работы над ансамблем в детском хоровом коллективе в условиях общеобразовательной школы.
Хоровой ансамбль - это более крупное явление, чем просто тональный и динамический баланс отдельных голосов внутри партии и хоровой партии в целом. При плохом состоянии элементов таких как ритм, дикция - орфоэпия и агогика, которые являются составляющими ансамбля в хоровом пении, существование ансамбля невозможно. Под хором понимается вокально­организованный исполнительский коллектив, основу которого составляет ансамбль интонационно, динамически и темброво-слитных групп, обладающих художественно-техническими навыками, необходимыми для воплощения в живом звучании музыкально-поэтического текста произведения
Изучив теоретические и методические аспекты хорового ансамбля, мы выяснили, что отсутствие ансамбля разрушает хоровую звучность. Ансамбль требует от певца хора умение слышать и подчинять свой голос по силе и тембру звучности с исполнителями своей партии. Ансамбль хора является совокупностью таких частных ансамблей, как ансамбль интонационный, тембровый, динамический, метроритмический, дикционно - орфоэпический и др. Для формирования хорового ансамбля необходимо развитие слуха, работа с голосом и техникой пения, взаимодействие между участниками ансамбля, динамика и темп исполнения, выразительность и музыкальная интерпретация.
Достаточно изучив необходимые вокально-хоровые навыки для достижения ансамбля в хоровом коллективе, мы пришли к выводу что для успешного исполнения хоровых произведений, юных хористов необходимо научить овладеть пением на дыхании, чёткой артикуляцией и правильно использовать резонаторную маску. С помощью вокально-ладовых упражнений развить ладовое чувство - музыкальный слух, также с помощью метрических упражнений научить тактированию. Провести работу над систематизированными упражнениями по сольфеджио. На занятиях необходимо дать понятие высоты звука, научить интонировать звук определенной высоты. В течении урока работать следует систематично, спокойно, соблюдать постепенность в усложнении заданий, поощрять даже незначительные сдвиги.
Рассмотрев психо-физиологические возможности младших школьников - участников детского хора, мы пришли к выводу что у детей в процессе обучения совершенствуются познавательные процессы - память, внимание и восприятие, сформированы определенные навыки -письмо, речь, чтение, счёт. В то же время они способны осуществлять контроль и выполнять программы действий, планировать свою деятельность. Это является основой для формирования вокально-хоровых навыков на хоровых занятиях.
Руководителю нужно стремиться к тому, чтобы одно занятие не было похожим на другое, нужно делать так, чтобы в процессе вокально-хоровой деятельности детям всегда открывалось что-то новое, ранее неизвестное. Только так у детей будут успешно формироваться необходимые вокально­хоровые навыки, и руководитель сможет добиться желаемых результатов.
Изучение методической литературы по проблеме работы над хоровым ансамблем и формирования вокально-хоровых навыков детей показало, что существуют различные подходы к методике работы. Задача педагога- хормейстера - выбрать наиболее эффективный комплекс методик и приемов работы, отвечающих возрасту детей и начальному этапу их вокальной подготовки.
Основными вокально-хоровыми навыками, которые необходимо формировать с самого начала работы над ансамблем, являются певческое дыхание, дикция, точная интонация, а также повышение уровня вокальных данных в их единстве.
При изучении методов достижения хорового ансамбля и вокально - хоровых навыков у младших школьников, мы выявили, что наиболее эффективным является сочетание объяснительно-иллюстративных, репродуктивных и творческих методов с фонетическим методом и методом сравнительного анализа.
Сопоставление результатов начальной и заключительной опытно - экспериментальной работы показало, что в результате применения указанных методов и комплекса упражнений, уровень сформированности начальных вокально-хоровых навыков и достижение ансамбля у детей младшего школьного возраста значительно вырос.
В своей дальнейшей педагогической работе мы планируем использовать данные методы, а также продолжить процесс работы над ансамблем в детском хоровом коллективе и дальнейшего формирования вокально-хоровых навыков у детей на последующих возрастных этапах, используя для этого более сложный репертуар.


1. Абрамова Г.С., Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов. 4-е изд. М.: Академия, 1999. - 672 с.
2. Алиев Ю.Б., Настольная книга учителя музыканта. М.: ВЛАДОС, 2000.
• 336 с.
3. Апраксина О. А., Орлова Н. Д., Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними. // Музыкальное воспитание в школе. Вып.10. // М.: 1975. - 113 с.
4. Асафьев Б. В., О хоровом искусстве: Сб. статей / Сост. и коммент. А. Павлова-Арбенина. СПб.: Музыка, 1980. - 216 с.
5. Венгрус Л.А., Начальное интенсивное хоровое пение. - СПб.: Музыка, 2014. - 175 с.
6. Ветлугина Н.А., Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1993. - 142 с.
7. Виноградов К.П., Дикция в хоре. - М.: Музыка, 1967. - 103 с.
8. Выготский Л.С., Педагогическая психология. М.: Педагогика - Пресс, 1996. - 536 с.
9. Дашанова Н.А., Инновационные технологии вокально-хоровой работы с детьми [текст]: / Н.А. Дашанова // Вестник экономики, права и социологи. - 2013. - № 1. - 212-216с.
10. Демьянов Н.В., Школа хорового пения. М.: Гос. муз. изд-во, 1939. - 122 с.
11. Дмитриевский, Г. А. Хороведение и управление хором. М.: Лань, 2007.
• 112 с.
12. Егоров А.А., Теория и практика работы с хором. М.: Гос. муз. изд-во, 1951. - 235 с.
13. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренаж.
[Электронный ресурс]: Режим доступа: https://marge-
studio.ru/image/Docs/01 Emelyanov-
Razvitie golosa koordinaciya i trening.pdf
14. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: методические рекомендации для учителей музыки. Новосибирск: Наука, 2016. - 153 с.
15. Зимина А.Н., Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2015. - 304 с....37


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ