Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Различия в показателях внушаемости учащихся кадетской и общеобразовательной школ

Работа №160880

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы58
Год сдачи2020
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы внушаемости учащихся кадетской и общеобразовательной школ 7
1.1. Определение понятий внушаемости и внушения 7
1.2. Связь внушения с основными формами социальной активности .. 11
1.3. Физиологические основы внушаемости 15
1.4. Модель механизма внушаемости 21
1.5. Роль внушения и внушаемости в педагогическом процессе 24
1.6. Внушаемость как компонент структуры личности 27
1.7. Определение степени внушаемости 30
Выводы по 1 главе 33
Глава 2. Эмпирическое исследование различий в показателях внушаемости учащихся кадетской и общеобразовательной школы
подросткового возраста 35
2.1. Описание процедуры и методов исследования 35
2.2. Диагностика личностных характеристик юношей и девушек
кадетского и общеобразовательного учреждений 40
Выводы 50
Заключение 51
Список используемых источников 53
Приложение 56

Люди влияют друг на друга. Человек живет в обществе, где на него воздействуют различные факторы внушаемости. Внушением можно назвать механизм внедрения в другого человека убеждения, мнения, идеи, чтобы повлиять на ход его дальнейших мыслей, решений и поступков.
Следует обратить особое внимание на то обстоятельство, что внушение в неизменном виде присутствует в нашей жизни. Всегда и везде. Любое общение - уже есть внушение одного лица другому. Выступление или речь оратора перед собранием народа - внушение. Внушение словом, жестами, мимикой, интонацией голоса и т.п.
Активно используются внутригрупповые формы внушаемости, которые позволяют управлять целыми группами людей. Современный человек не упускает момента, чтобы оскорбить кого бы то ни было. Оскорбления вызывают ощущение, что человек, который оскорбляет, лучше и совершеннее того, кого он критикует. Уже ни для кого не является секретом, что через оскорбления и унижения окружающих люди часто повышают свою самооценку, которую зачастую иными способами невозможно повысить. Это является первой причиной того, почему не нужно обращать внимания на оскорбления в свой адрес, когда человек чувствует себя жалким настолько, что он прибегает к критике.
Люди влияют друг на друга, но у вас есть выбор. Вы можете отслеживать те ситуации, когда вас унижают, чтобы не реагировать на них эмоционально и душевно. Пусть другие люди говорят все, что им вздумается. Но у вас есть выбор, слушать их или нет! Если другому человеку нечего сказать, кроме как откритиковать вас, то не обращайте внимания на его слова. Пусть думает, что хочет. Вы можете стать таким человеком, каким сами себя видите, несмотря на то, что кто-то вами недоволен и не способен поддержать вас. Склонность к внушаемости наблюдается абсолютно у всех людей. В некоторой степени эта черта помогает человеку эволюционировать и быстро развиваться. Если бы не внушаемость, тогда ему пришлось бы заново изобретать колесо.
Только степень внушаемости отличается у разных людей, а так - все внушаемы. Принципы воспитания, которыми пользуются родители, основаны на внушаемости. Это связано с тем, что ребенок полностью доверяет собственным родителям, поэтому верит во все, что те ему говорят. Человек внушаемый является податливым и готовым к уверованию любой информации. Этим могут пользоваться манипуляторы. Они могут воспользоваться тем, что человек верит во все, что ему говорится, соответственно, на него легко повлиять и заставить что-либо сделать.
Проблемой внушаемости занимались различные учёные. Среди них Ю.В. Каннабих, К.И. Платонов, В.М. Бехтерев, который считал, что внушение становится возможным в случае если удается воздействовать на человека в обход его критической личности И.П. Павлов, писал, что внушение происходит при раздражении словом, заключающим в себе приказ гипнотизера, А.М. Свядощ отмечал, что внушение вызывает ощущения, представления, эмоциональные состояния и волевые побуждения, а также оказывает воздействие на вегетативные функции без активного участия личности, без логической переработки воспринимаемого и др.
Цель - выявление различий в показателях внушаемости учащихся кадетской и общей образовательной школ для использования диагностических данных в консультировании и коррекционной работе педагога-психолога.
Объект - личностные характеристики учащихся кадетской и общей образовательной школ.
Предмет - различия в личностных характеристиках учащихся кадетской и общей образовательной школ с разной степенью внушаемости.
Гипотеза - различия в личностных характеристиках учащихся кадетской и общей образовательной школ подросткового возраста с разной степенью внушаемости проявляются в показателях локуса-контроля, эмоциональной устойчивости, нормативности, конформизма, гражданского долга и ответственности.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
1. Проанализировать данные теоретических исследований по проблеме внушаемости подростков.
2. Организовать эмпирическое исследование личностных характеристик учащихся кадетской и общей образовательной школ.
3. Проанализировать результаты диагностики, интерпретировать полученные данные.
Методы исследования:
• теоретический анализ литературы по данной проблеме;
• тестирование;
• опрос.
• методы математической статистики: U- Манна Уитни, t-критерий Стьюдента.
Методики:
1. »Шкала-опросник для определения индивидуальной гипнабельности (Харьковского НИИ неврологии и психиатрии им. В.П. Протопопова)».
2. Методика «Диагностика уровня субъективного контроля Дж. Роттера» (адаптирована Бажиным Е.Ф., Голынкиной С.А., Эткниндом А.М.).
3. Многофакторный личностный опросник 16PF Р.Б. Кеттелла (форма С).
Эмпирическое исследование проводилось на базе кадетской школы № 46 города Пензы и МБОУ СОШ № 6 города Кузнецка Пензенской области. Из них 20 кадетов и 20 учащихся общеобразовательной школы.
Методологической базой исследования служили работы Куликова В. Н, Шварца И. Е, Часова В. А, Бернштейна Н. А, Павлова И. П и Бехтерева В. М.
Человек как личность формируется в результате активного взаимодействия с окружающей действительностью. Динамика активности зависит как от внешних, так и от внутренних факторов. Одна из главных задач педагогики состоит в том, чтобы найти набор средств, для успешного развития знаний и компетенций обучающихся. С этой целью в учебном процессе широко используются проблемное обучение, поисковые ситуации, элементы программированного обучения, семинарские занятия и т. д. Однако, невозможно выработать универсальный набор средств и педагогических приёмов одинаково работающих на всех обучающихся. Следовательно, необходимо изучать взаимодействие как внутренних, так и внешних факторов влияющих на процесс развития школьников. Педагогика обязана учитывать все факторы, формирующие личность. Информация о степени внушаемости данного ученика может помочь педагогу в выборе методов и средств воспитательных воздействий, поможет в выборе и подготовки индивидуального подхода к обучению для каждого ученика. Следовательно, одна из существенных педагогических задач состоит в определении степени внушаемости каждого школьника.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе данной работы было проведено теоретическое и практическое исследование различий в личностных характеристиках, а также показателях внушаемости учащихся общей образовательной и кадетской школ.
Целью теоретического исследования являлось рассмотрение понятий внушаемости и внушения, их роли в педагогическом процессе, выяснение особенностей мировосприятия подростков, влияние личностных факторов на показатели внушаемости.
Кадетская школа, благодаря особому воспитательному вектору, включающему в себя образовательные курсы военной направленности - позволяют сформировать у подростков истинно военные качества:
• выправку, образцовый внешний вид, ловкость;
• готовит ребят к адаптации в армейских условиях;
• сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих.
В то время как приоритетными направления воспитательной деятельности общеобразовательной школы являются: спортивно- здоровительное; нравственно-эстетическое; трудовое; работа с родителями.
Исследование показало, что учащиеся общей образовательной школы несколько менее подвержены гипнабельности, к тому же 5% кадетов обладают высоким уровнем гипнабельности, что говорит об их легкой поддатливости к состоянию изменения сознания. Кадеты более требовательны к себе, руководствуются чувством долга, настойчивы, берут на себя ответственность, но также социабельны, им привычнее работать в группе, ориентироваться на нее. Считают, что большинство важных событий в их жизни дело случая, но в тоже время, определяют себя ответственными за достижение успеха в конкретном деле, на которое потратили необходимое количество усилий.
По результатам проведенных методик были выявлены значимые различия в показателях конформности-нонконформизма, расслабленности- напряженности и нормативности поведения. А также существенные различия были выявлены по шкале интеральности в области здоровья и достижения успеха.
Результаты можно использовать для продолжения эмпирического или теоретического изучения поставленного вопроса. Вместе с тем, информация о степени внушаемости ученика может помочь педагогу в выборе методов и средств воспитательных воздействий, поможет в выборе и подготовки индивидуального подхода к обучению для каждого ученика.


1. Анохин П. К. Особенности афферентного аппарата условного рефлекса // Вопросы психологии. - 1955. - № 6.
2. Бакеев В. А. Исследование внушаемости в общей структуре личности // Вопросы внушающего воздействия в педагогической практике. - Пермь, 1971.
3. Бернгейм. О гипностическом внушении и применении его к лечению болезней. - Ч. 1. - Одесса, 1887.
4. Бернштейн Н. А. Пути и задачи физиологии активности // Вопросы философии. - 1961. - № 6.
5. Бехтерев В. М. Внушение и воспитание. - Петроград: Время, 1923.
6. Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни. - 2-е изд. - СПб., 1908.
7. Бехтерев В. М., Ланге М. В. Влияние коллектива на личность // Педология и воспитание. - М., 1928.
8. Бжалава И. Т. Установка как механизм действия внушения // Вопросы психологии. - 1967. - № 2.
9. Бжалава И. Т. Психологии установки и кибернетика. - М.: Наука, 1966.
10. Ковалев А. Г. Взаимовлияние людей в процессе общения и формирование общественной психологии // Ученые записки Ленинградского педагогического ин-та им. Л. И. Герцена. - 1964. - Т. 254
11. Кравков С. В. Внушение (Психология и педагогика внушения). - М., 1924.
12. Куликов В. Н. Внушение в коллективе и через коллектив // Материалы III всесоюзного съезда Общества психологов СССР. - М., 1968. - Т. 3.
13. Куликов В. Н. Вопросы психологии внушения в общественной жизни // Проблемы общественной психологии. - М.: Мысль, 1965.
14. Куликов В. Н. К вопросу о гипнопедии // Вопросы психологии. - 1964.
15. Куликов В. Н. О педагогическом внушении. Единство воспитания и обучения // Ученые записки Ивановского государственного педагогического института им. Д. А. Фурманова. - Иваново, 1968...36


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ