Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимодействие классного руководителя с родительским сообществом в системе педагогического сопровождения адаптации пятиклассников

Работа №160870

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы102
Год сдачи2023
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1 Теоретические основы изучения взаимодействия классного родителя с родительским сообществом в системе педагогического сопровождения адаптации пятиклассников 7
1.1 Возрастные особенности пятиклассников 7
1.2 Педагогическое сопровождение адаптации пятиклассников 17
1.3 Взаимодействие родителей и педагогов в системе
педагогического сопровождения адаптации пятиклассников 30
Глава 2 Организация опытно-экспериментальной работы по оптимизации взаимодействия классного руководителя с родительским сообществом в системе педагогического сопровождения адаптации пятиклассников 39
2.1 Описание и анализ результатов констатирующего эксперимента 39
2.2 Рекомендации по оптимизации взаимодействия классного
руководителя с родительским сообществом в системе педагогического сопровождения адаптации пятиклассников 52
2.3 Описание и анализ результатов контрольного эксперимента 63
Заключение 79
Список использованной литературы 82
Приложения 87

Актуальность темы исследования.
Младший подростковый возраст, к которому относятся пятиклассники, является периодом активного становления личности, когда происходят изменения в психическом, физиологическом и социальном развитии. Подростковый возраст как таковой сопряжен со множеством рисков ,прежде всего связанных с необходимостью адаптации ребенка к изменившимся социальным условиям. Для пятиклассника наиболее важным является успешная адаптация к среднему звену школы, поскольку оно разительно отличается от предшествующего ему начального звена: вместо одного педагога, ведущего большинство предметов, в жизни пятиклассника появляется множество учителей-предметников, каждый из которых предъявляет свои требования к поведению, подготовке к занятиям, темпам и интенсивности работы на уроках и т.д. Помимо этого, начиная с пятого класса усложняется школьная программа, педагоги и родители начинают предъявлять больше требований, для выполнения которых становятся необходимы самостоятельности, сила воли, ответственность и другие качества, присущие уже в большей степени не младшему школьнику, а подростку.
Однако, не каждый пятиклассник оказывается готовым к таким переменам в силу самых разных причин и обстоятельств как социального, так психологического плана. Такие особенности социальной ситуации развития пятиклассника настойчиво требуют организации постоянно действующей системы педагогического сопровождения, в рамках которой создаются условия для преодоления возникающих в ходе социального становления в данный период рисков и противоречией (в учебе, в общении со сверстниками, во взаимодействии с родителями и т.д.).
Поскольку в воспитании и социализации одинаково значимую роль играют семья и школа, то и система педагогического сопровождения 2
пятиклассников немыслима без привлечения к данной деятельности родительского сообщества. Особенно важным это становится в современных условиях, когда происходит отдаление детей от своих родителей из -за погруженности подрастающего поколения в среду Интернет. Представителем педагогического коллектива школы, непосредственно взаимодействующим с родителями учащихся, является классный руководитель. Именно он выстраивает взаимодействие «педагог-школьник-родитель». В
существующей практике образования в работе с родителями применяются, преимущественно, традиционные формы работы (родительские собрания, лектории и т.п.), не предполагающие активной роли родителей в их проведении и продуктивного взаимодействия, а значит, малоэффективные в плане положительного влияния на процесс адаптации пятиклассников.
Все вышесказанное обуславливает актуальность заявленной темы «Взаимодействие классного руководителя с родительским сообществом в системе педагогического сопровождения адаптации пятиклассников».
Степень разработанности темы исследования.
Проблемы педагогического сопровождения рассматривались такими исследователями, как Т.А. Гапиенко, Н.А. Козырев, Е.В. Митькина, Л.А. Абрамова, Т.В. Солодовникова, А.А. Локтев, И.В. Таньчев, и другими.
Возрастные особенности младших подростков анализируются в работах В. С. Мухиной, И.В. Дубровина, Э. Эриксона, М. В. Матюхиной, Т. С. Михальчик, К. Т. Патриной.
Особенности взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания обучающихся и работы классного руководителя с родительским сообществом анализируются в работах А.С. Роботовой, И.Г. Шапошниковой, И.А. Хоменко, Л.Г. Петряевская, И.С. Якиманской и других.
Но в имеющейся психолого-педагогической литературе остается недостаточно исследованной взаимодействие классного руководителя с родительским сообществом в системе педагогического сопровождения.
Проблема исследования состоит, таким образом, в противоречии между важностью эффективного выстроенного на принципе партнерства взаимодействия классного руководителя и родителей в системе педагогического сопровождения адаптации пятиклассников вследствие множественных рисков дезадаптации в данном возрастном периоде и недостаточной разработанностью форм работы с родительским сообществом.
Цель исследования - системное и обоснованное представление о взаимодействии классного руководителя с родительским сообществом в системе педагогического сопровождения адаптации пятиклассников.
Объект исследования - педагогическое сопровождение адаптации пятиклассников.
Предмет исследования - взаимодействие классного руководителя с родительским сообществом как фактор адаптации пятиклассников.
Гипотеза исследования: продуктивность взаимодействия классного руководителя с родительским сообществом положительно сказывается на адаптации пятиклассников.
Задачи исследования:
1. Описать возрастные особенности младших подростков.
2. Рассмотреть педагогическое сопровождение как феномен образования.
3. Проанализировать содержание и формы взаимодействия школы и классного руководителя с родительским сообществом.
4. Провести и проинтерпретировать результаты диагностики на констатирующем этапе эксперимента
5. Разработать и апробировать рекомендации по взаимодействию классного руководителя с родительским сообществом.
6. Провести и проинтерпретировать результаты диагностики на контрольном этапе эксперимента, сравнить результаты до и после апробации программы.
Методологические и теоретические основы исследования.
Теоретическую и методическую основу выпускной квалификационной работы составили труды известных исследователей педагогического сопровождения Т.В. Солодовниковой, А.А. Локтева, И.В. Таньчева; психологов В. С. Мухиной, И.В. Дубровина, Э. Эриксона.
Методы исследования. В исследовании были использованы следующие диагностические методики: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент, тестовые методики.
Теоретическая и практическая значимость результатов. Теоретическая значимость заключается в том, что проведенное в работе исследование позволяет расширить представления о взаимодействии классного руководителя с родительским сообществом. Практическая значимость состоит в возможности применения апробированных в ходе исследования рекомендации в других образовательных организациях
Опытно-экспериментальная база исследования: исследование
проходило на базе МБОУ СОШ № 27 г. Пензы.
Основные положения (результаты) исследования:
1. Младший подростковый возраст, к которому относится время обучения в пятом классе средней общеобразовательной школы, характеризуется целым рядом кардинальных изменений социальной ситуации развития обучающегося, когда возрастает степень его ответственности и самостоятельности, происходит его переход на очередную ступень взросления. В связи с этим на первый план выходит проблема адаптации к новым условиям жизни в социуме и взаимодействия с семьей, сверстниками и педагогами.
2. Характерные для такого переходного периода противоречия, связанные прежде всего с рисками дезадаптации, делают важной осуществление системной деятельности по созданию благоприятных условий для жизни и развития пятиклассников и оказание им содействия в случае возникающих затруднений в обучении, общении, освоении и выполнении требований новой для них социальной роли - учащегося среднего звена общеобразовательной школы.
3. В педагогическом сопровождении адаптации пятиклассников немалое значение имеет активное участие в данной деятельности не только самих учащихся и педагогов школы, но и родителей. Семья и школа традиционно играют роль двух важнейших факторов первичной социализации, поэтому их отлаженное сотрудничество во многом определяет успешность адаптации пятиклассников
4. Опытно-экспериментальная работа показала, что включение в работу с родителями нетрадиционных форм положительно сказывается на уровне педагогической компетентности родителей, способствует повышению эффективности всей системы педагогического сопровождения адаптации пятиклассников и влияет на уровень их адаптированности.
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав по три параграфа, заключения, списка использованных источников и приложений. Список использованной литературы включает в себя 42 источника.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Чтобы продвижение школьника по пути возрастного становления и развития было успешным и смена статуса младшего школьника на учащегося среднего звена школы прошла без трудностей, он должен быть способен к успешной адаптации к трансформациям в условиях обучения. Так, обучение в средней школе связанно с появлением множества новых школьных предметов, при этом за каждый предмет отвечают разные педагоги, поэтому в таких условиях становится необходимым взаимодействовать со значительно большим количеством педагогов. Это, в свою очередь, делает важным такое умение, как гармоничное интегрирование разнообразных переживаний, разных, часто противоречивых стилей и требований педагогов и формирование на данной основе целостной и непротиворечивой самооценки. В учебной и коммуникативной деятельности школьник должен перейти от репродуктивного стиля, когда учитель дает образец выполнения действия, который нужно воспроизвести, к более автономному и творческому, когда необходимо самому формировать возможные варианты учебных, коммуникативных и иных действий и выбирать оптимальный. При переходе из начального в среднее звено повышается статус и значение учебной деятельности в жизни ребенка, когда учеба превращается из простого процесса усвоения предоставляемой педагогом учебной информации в постижение сложной социальной реальности и сложное и противоречивое формирование мотивационно -потребностной сферы. Параллельно с этим продолжается освоение младшим подростком структурных особенностей учебной деятельности. Вступление на этап среднего школьного возраста сопряжено с тем, что ребенок осваивает самостоятельные формы учебной деятельности и способы межличностных взаимодействий в ходе учебы.
Педагогическое сопровождение и направлено на решение подобных задач, так как ориентировано не на принуждение подростка к определенным 79
действиям, а способствование тому. чтобы он выбирал правильный вариант решения, но этот выбор делал самостоятельно. Миссия субъектов педагогического сопровождения в данном случае состоит в обеспечении подростка необходимыми полными и достоверными знаниями о возможных вариантах (различающихся по степени правильности) действий и последствиях их реализации. Иными словами, важно, чтобы подросток знал, что среди разных вариантов поведения есть оптимальный, и четко знал, почему именно данный вариант стоит выбрать. Также важно, если у подростка что-то не получается, либо он не знает, как делать, как себя вести, не делать за него, а объяснить, продемонстрировать и дать поупражняться (если это возможно), а лишь потом предъявлять какие-либо требования и санкции. Только при соблюдении данных условий у воспитанника будут формироваться активность и самостоятельность.
В практике деятельности школ выработано множество способов взаимодействия с семьями в воспитательной деятельности, среди которых наиболее продуктивными мы считаем индивидуальные консультации социальных педагогов, школьных психологов, встречи с классными руководителями, приглашение родителей на воспитательные мероприятия, проводимые в классе, участие родительского актива в планировании воспитательной работы в масштабах класса и всей школы. В целом, эффективность системы школьно-семейного воспитания зависит от целенаправленности деятельности ее субъектов, педагогической культуры учителей и родителей, инициативности родительской общественности и заинтересованности школьной администрации во взаимодействии с семьями.
Основные проблемы взаимодействия семьи и школ в процессе воспитания детей состоят в налаживании продуктивных взаимоотношения учителя и семьи, так как не каждая семья в реальности допускает классного руководителя в свою семейную жизнь. Выходом из создавшийся ситуации мы считаем использование нетрадиционных активных форм работы классного руководителя с родительским сообществом.
На основе изучения опыта взаимодействия классного руководителя с родителями пятиклассников в рамках организационной базы нашего исследования мы сделали вывод о доминировании традиционных форм работы классного руководителя с родителями. Для проверки нашей гипотезы мы провели диагностику уровня адаптированности пятиклассников, изучили и обобщили результаты.
При этом, в качестве эмпирически фиксируемых критериев адаптированности пятиклассников нами были выбраны:
1. Уровень развития социального интеллекта.
2. Уровень коммуникативного развития.
3. Особенности поведения в конфликтных ситуациях.
Затем в течение учебного года в работе с родителями мы применяли, преимущественно, нетрадиционные формы взаимодействия. Среди них были родительские тренинги, ринги, вечера, чтения, а также дискуссии, лектории, открытые уроки, совместные внеклассные мероприятия, педагогическая мастерская и собрания-прецеденты.
При этом, в работе мы строго соблюдали принципы взаимодействия педагогов и родителей:
1. Взаимная скоординированность действий.
2. Взаимодействие не должно быть дискретным, то есть не прерываться по каким-либо причинам. Прерывание взаимодействия значительно ослабляет его эффективность.
3. В отношении ребенка со стороны и классного руководителя, и семьи, важно опираться на лучшие черты и качества учащегося.
По прошествии срока реализации разработанных нами рекомендаций мы провели повторную диагностику адаптированности пятиклассников, которая показала, что показатели заметно улучшились. На данной основе мы сделали вывод об эффективности наших рекомендаций, состоящих в применении нетрадиционных активных форм работы классного руководителя с родителями пятиклассников.


1. Абрамова Л.А., Солодовникова Т.В. Педагогическое сопровождение развития ребенка в образовательной среде //
2. Албитова Е.П. Современное звучание понятия "педагогическая поддержка" в образовании // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 7. С. 232-236.
3. Асташова Н.А. Учитель. Проблема выбора и формирования
ценностей. М: МОДЭК, 2011. 272 с.
4. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология:
Хрестоматия. М: Аспект Пресс, 2013. 471 с.
5. Букина И.И. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса // Материалы научно-практической конференции. Оренбург, 2006. 342 с.
6. Бурзалова Т.В. Педагогическая поддержка в системе "педагог- ученик" // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. № 15. С. 13-15.
7. Взрослые и дети в образовательном пространстве / под ред. Якиманской И.С. М.: Символ, 2011. 290 с.
8. Воспитание трудного ребенка / под ред. М. И. Рожкова. - М.: Владос, 2003. - 240 с.
9. Гапиенко Т.А., Козырев Н.А., Митькина Е.В. Педагогическая поддержка и фасилитация в модели развития обучающегося в системе непрерывного образования // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 2. С. 5 -
10.
10. Гомбоева И.С. Аксиологический аспект педагогической поддержки в контексте отношения "Человек - Мир" // Научный диалог. 2015. № 10 (46). С. 24-40. с 29
11. Гомбоева И.С. Педагогическая поддержка обучающихся - деятельность на границах социализации и индивидуализации личности // Социальная компетентность. 2019. Т. 4. № 2 (12). С. 128-134.
12. Григорьева А.Г. Воспитание дисциплины подростков в семье. - Минск: Народная асвета, 2000. - 116 с.
13. Гришина, Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2002. 464 с.
14. Добреньков В. И., Нечаев В. Я. Общество и образование. М.: ИНФРА-М, 2003. 300 с.
15. Елюкова А.Е. Понятие "педагогическая поддержка": современный дискус // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2014. № 171. С. 247-251....42


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ