Введение 3
Глава I. Научно-теоретическое обоснование процесса формирования вокальных навыков у старших школьников на примере освоения песен советских композиторов в условиях внеурочной деятельности 5
1.1. Вокально-хоровая деятельность в школе: задачи, содержание,
организация 5
1.2. Песенно-хоровое творчество современных отечественных
композиторов: музыкально-педагогический
анализ 17
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по выявлению путей и методов формирования вокальных навыков у старших школьников на примере освоения песен советских композиторов в условиях внеурочной
деятельности 24
2.1. Методические предпосылки организации опытно
экспериментальной
работы 24
2.2. Ход и содержание опытно-экспериментальной
работы 32
Заключение 45
Список используемых
источников 47
Приложение 49
Важнейшей задачей современного музыкального образования является развитие личности школьников, целостного представления у них о музыке, а также приобретение ими ключевых знаний, умений и навыков музыкальной деятельности. (Э.Б. Абдуллин, Е.Д. Критская, Е. В. Николаева, Г. П. Сергеева).
Значению хорового исполнительства в музыкальном образовании детей и вопросам обучения хоровому пению в школе посвящены труды педагогов - музыкантов современности и недавнего прошлого: (Ю. Б. Алиев, А. А. Егоров, В. В. Емельянов, В. Л. Живов, Е. Н. Никитина, Г. А. Струве, Г. П. Стулова).
Песни советских композиторов занимает важное место в музыкальной культуре. При всем разнообразии жанров современные композиторы смогли сохранить национальные черты музыки, развить традиции классики, создать основу для творческой деятельности молодого поколения. Мы полагаем, что детям, особенно в старшем возрасте будут интересны произведения советских композиторов (Р. Г. Бойко, М. Р. Гоголин, Ю. В. Массин, Е. И. Подгайц, Г. А, Струве, Ю. М. Чичков).
Однако, наши наблюдения школьной практики показали недостаточность теоретической разработанности путей и методов формирования вокальных навыков у старших школьников на примере освоения песен советских композиторов в условиях внеурочной деятельности.
Тема исследования: «Формирование вокальных навыков у старших школьников на примере освоения песен советских композиторов в условиях внеурочной деятельности»
Цель исследования: разработать пути и методы формирования вокальных навыков у старших школьников на примере освоения песен советских композиторов во внеурочной деятельности.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс формирования вокальных навыков у старших школьников на примере освоения песен советских композиторов во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: пути и методы формирования вокальных
навыков у старших школьников на примере освоения песен советских композиторов во внеурочной деятельности
Гипотеза исследования: процесс формирования вокальных навыков у старших школьников на примере освоения песен советских композиторов во внеурочной деятельности будет эффективен, если:
• разработаны пути формирования вокальных навыков у старших школьников на примере освоения песен советских композиторов, предполагающие специальный отбор музыкального репертуара и взаимодействие разных видов музыкальной деятельности в условиях внеурочной деятельности;
• применения комплекса методов музыкального образования в вокально-хоровой деятельности старших школьников (метода установления взаимосвязи художественного и технического на интонационной основе, метода создания художественного контекста, методов вокально-хорового обучения);
• разработки диагностики уровня формирования вокальных навыков у старших школьников на примере освоения песен советских композиторов во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ вокально-хоровой деятельности в школе, ее задач, содержания и организации.
2. Охарактеризовать песенно-хоровое творчество советских
композиторов в педагогическом аспекте.
3. Раскрыть методические предпосылки организации опытноэкспериментальной работы.
4. Определить критерии, показатели и уровни формирования вокальных навыков у старших школьников на примере освоения песен советских композиторов во внеурочной деятельности.
5. Провести опытно-экспериментальную работу по выявлению путей и
методов формирования вокальных навыков у старших школьников на примере освоения песен советских композиторов во внеурочной
деятельности
6. Подвести итоги проведенной опытно-экспериментальной работы.
Для решения поставленных задач были применены следующие методы исследования:
анализ психолого-педагогической, учебно-методической литературы по проблеме исследования; изучение педагогического опыта в области музыкального образования и воспитания; наблюдение; беседа; опрос; анкетирование; опытно-экспериментальная работа; анализ ее результатов.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: труды в области музыкознания (Б. В. Асафьев, С. В. Кузьмина); психологопедагогические работы (Л. С. Выготский, В. И. Петрушин, Б. М. Теплов), положение педагогики музыкального образования (Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, Л. А. Безбородова, О. А. Апраксина, Д. Б. Кабалевский, Г. П. Сергеева); методологические труды в области хорового исполнительства и обучения (Н. А. Дашанова, Н. И. Демьянов, В. Л. Живов, Е. В. Зеличёнок, Е. Н. Никитина, К. Ф. Никольская-Береговская, Д. Е. Огороднов, Г. П. Стулова),
Базой для проведения опытно-экспериментальной работы явилась МБОУ СОШ № 18 г. Пензы.
Вокально-хоровая деятельность в школе направлена на развитие вокально-хоровой культуры как важной части музыкальной культуры личности. Главной целью вокально-хорового обучения является развитие личности ребенка (эмоциональной сферы, интеллекта, эстетических чувств, нравственной позиции), воспитание художественно-эстетических чувств учащихся, формирование вокально-хоровых умений и навыков.
Музыкально-педагогический анализ показал, что наиболее значимыми, интересными, наличием образов детства, с ярким богатым содержанием представлены произведения в творчестве Р. Г. Бойко, Ю. М. Чичкова, Г. А. Струве, Е. И. Подгайца, М. Р. Гоголина, Ю. В. Массина.
Для работы с хором, был выбран репертуар, составлявшийся с учетом художественной ценности музыкального произведения, педагогической целесообразности, увлекательности, воспитательной значимости. С этой точки зрения подходят для детского хора такие произведения, как: цикл песен Р.Г Бойко «Серебристый поясок»; Ю.М Чичкова «Из чего же, из чего же», «Мой щенок»; Г.А. Струве «Моя Россия», «Музыка всегда с тобой», Е.И. Подгайца «Колыбельная пчелы», «Корова и музыкант», «Дюймовочка», М.Р. Гоголина «Про мышку в рояле», «Про чудаков», «Страна Музыкаландия», «Зеленый шум»; Ю.В. Массина «Путешествие вокруг земного шара», цикл «Песенки игрушки», «Сказка о глупом мышонке», «Бегемот».
Определены пути формирования вокальных навыков у старших школьников на примере освоения песен советских композиторов во внеурочной деятельности: отбор музыкального репертуара; взаимодействие разных видов музыкальной деятельности в условиях вокально-хорового обучения (слушание музыки, пластическое интонирование, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах).
Определили комплекс методов формирования вокальных навыков у старших школьников на примере освоения песен советских композиторов во внеурочной деятельности: метод установления взаимосвязи
художественного и технического на интонационной основе, метод создания художественного контекста, методы вокально-хорового обучения
(концентрический метод, объяснительно-иллюстративный метод, метод мысленного пения, метод сравнительного анализа).
Опытно-экспериментальная работа проведена в три этапа:
констатирующий, формирующий и контрольный. Мы определили следующие критерии и показатели формирования вокальных навыков у старших школьников на примере освоения песен советских композиторов во внеурочной деятельности: интеллектуальный, эмоционально-ценностный, операционально-технологический.
Подтверждена гипотеза и доказана эффективность путей и методов формирования вокальных навыков у старших школьников на примере освоения песен советских композиторов во внеурочной деятельности.
1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - - М.: Академия. - 2004. - 336с.
2. Гродзенская Н.Л. Слушание музыки в школе (I-IV классы). - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1964.
3. Дашанова Н.А. Инновационные технологии вокально-хоровой работы с детьми [текст]: / Н.А. Дашанова // Вестник экономики, права и социологи. - 2013. - № 1. - с. 212-216.
4. Демьянов Н.В. Школа хорового пения. М.; Л., 1939.
5. Живов В.Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений. - М.: ВЛАДОС. - 2003. - 272 с.
6. Жирова О.Я. Народное хоровое искусство и исполнительство как научно-творческая и методологическая проблема [Текст]: / О.Я. Жирова // Наука. Искусство. Культура. - 2014. - № 3. - с. 152-160.
7. Зеличёнок Е.В. Вокально-хоровая деятельность как механизм усиления ресурсов жизнестойкости студентов с немузыкальным профилем вузовской подготовки [Текст]: / Е.В. Зеличёнок // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». - 2014. - № 1 (5). - с. 65-75.
8. Кузьмина С.В. Методика работы над детскими хоровыми произведениями современных композиторов: Учебное пособие для студентов Института искусств. - Саратов. - 2015. - 48с.
9. Массин Ю.В. Песенки-игрушки [Сборник]. -Саратов: ОАО «Приволжское книжное издательство», 2006. -52 с.
10. Насибуллина Х.И. Программа Образцового детского хора «Колокольчик». - 2013. - [Электронный ресурс]: Режим доступа:
11. http: //rdkyanaul .ru/files/ .pdf
12. Никитина Е.Н. Хоровая работа: Искусство и технология [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.meta-
13. music.ru/page/metodika-muzykalnogo-vospitaniya-v-shkole
14. Никольская-Береговская К.Ф. Русская вокально-хоровая школа от древности до XXI века. -М., 2003.
15. Огороднов Д. Е. «Музыкально-певческое воспитание»....26