ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГЛАВА 1. НАУЧНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В ТЕОРЕТИЧЕ-СКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ АСПЕКТАХ 6
§ 1.Значимость распространения научных знаний и средства массовой ин-формации как его инструмент 6
§ 2. Тема науки в истории журналистики 11
§ 3. Журналистика собственно научная и научно-популярная 17
§ 4. Роль деловой прессы в освещении темы науки 22
§5.Профессиональные требования к научному журналисту 27
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОСВЕЩЕНИЯ ТЕМЫ НАУКИ В ЖУРНА-ЛАХ «ПРОФИЛЬ», «ЭКСПЕРТ» 35
§ 1. Типологические характеристики журналов «Профиль» и «Эксперт» 35
§ 2. Научная тематика и проблематика публикаций в журналах «Профиль» и «Эксперт» 37
§ 3. Жанровые особенности публикаций на тему науки в журналах «Профиль» и «Эксперт» 50
§ 4. Некоторые языковые особенности публикаций на тему науки в журналах «Профиль» и «Эксперт» 57
§ 5. Особенности дизайна в журналах «Профиль» и «Эксперт» 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
Выпускная квалификационная работа посвящена изучению темы науки на страницах деловых изданий (на материале журналов «Профиль», «Экс-перт»).
Наука влияет на все сферы деятельности человека, поэтому её роль в современном обществе трудно переоценить. Чем больше развита страна, тем больше внимания она уделяет науке, направляя научные знания на улучшение жизни людей и технологический прогресс. Исходя из того, что наука играет весомую роль в развитии, как общества, так и отдельно взятого человека необходимо распространять научные знания и укреплять позиции научной информации в СМИ и на государственном уровне. Приоритетным для нашего государства является проект «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и включает в себя три федеральных проекта: «Развитие научной и научно - производственной кооперации», «Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в Российской Федерации» и «Развитие кадрового потенциала в сфере исследований и разработок» [Правительство России 2019: http://government.ru/projects/selection/740/35565/]. СМИ активно пропагандируют тему науки. Деловые издания как качественный сегмент СМИ регулярно освещают данную тему, материалы не ограничиваются вопросами экономики и политики, их тематические рамки расширяются.
Актуальность работы обусловлена возрастающей ролью науки во всех сферах общественной жизни, неослабевающим вниманием к теме науки со стороны государства и социума, а также, с одной стороны, необходимостью решения насущных проблем в научной сфере, с другой стороны, необходимостью популяризации научных знаний, в чём ведущую роль играют средства массовой информации и, в частности, деловая пресса.
Объект исследования — публикации в деловых изданиях, посвященные теме науки.
Предмет исследования — проблематика, жанровые, некоторые языковые и оформительские особенности публикаций, способствующие раскрытию темы.
В качестве материала исследования нами выбраны журналы «Про-филь» и «Эксперт». Они являются качественными, универсальными деловыми журналами, на страницах которых раскрывается большой спектр тем, в том числе и тема науки. Нами рассмотрено 13 номеров журнала «Профиль» и 13 журналов «Эксперт» за 2020 год, в общей сложности 800 текстов.
Цель работы — выявить и изучить особенности освящения темы науки в деловых изданиях на современном этапе.
Для реализации данной цели поставлены следующие исследовательские задачи:
1) изучить литературу по вопросам теории, истории журналистики, не-обходимым для выполнения работы;
2) исследовать исторические особенности и традиции освящения темы науки в отечественных изданиях;
3) дать типологическую характеристику изданиям «Профиль» и «Экс-перт», определить их место в современной российской периодике;
4) выявить публикации в журналах на тему науки;
5) определить, какое место тема науки занимает в современных деловых изданиях «Профиль» и «Эксперт»;
6) определить проблематику публикаций;
7) выявить жанровые, языковые, оформительские (дизайнерские) особенности материалов, способствующие раскрытию темы науки.
Теоретическую основу исследования составили работы М. В. Петро-вой, С.П. Суворовой, Г.С.Мельник, С.М. Виноградовой и других ученых- исследователей....
Исходя из задач и поставленной цели, мы провели анализ печатных материалов на тему науки и сделали вывод, полностью подтверждающий гипотезы данного исследования: тема науки — одна из важнейших в журналах «Профиль» и «Эксперт», это можно объяснить актуальностью научной тема-тики и расширением тематики публикаций деловых изданий в настоящее время; цели публикаций в журналах «Профиль» и «Эксперт» — решение насущных проблем в научной сфере и популяризация научных знаний.
В данной работе мы обнаружили следующие особенности. Научная тематика занимает 21% от всех остальных в журнале «Профиль», в «Эксперте» 10%. Из этого следует, что журнал «Профиль» больше уделяет внимание научной проблематике. Можем предположить, что данная разница в процентах объясняется тем, что в каждом номере журнала «Профиль», кроме основных материалов, есть недельный обзор научных событий (5 материалов) от специального колумниста Макса Дворака. В номерах журнала «Эксперт» нет постоянного количества материалов, отсутствует постоянный колумнист. Научную тему освещают разные журналисты.
Проанализировав жанровое своеобразие, можем сделать вывод, что «Эксперт» в большей мере делает акцент на аналитике. Поэтому материалы этого журнала более глубокие и содержательные.
Что касается языкового анализа, материалы журналов «Профиль» и «Эксперт» соответствуют научно-популярному стилю.
Иллюстрационный ряд представлен цветными фотографиями и инфо-графикой разного вида.
Подводя итог, скажем, что данные журналы качественно и своевременно освещают научные достижения как в России, так и за рубежом. Журналисты профессионально и доступно доносят информацию до читателей.
1. Абрамов Р. Н. Профессионализация научной журналистики в России[Электронный ресурс]. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/professionalizatsiya-nauchnoy-zhurnalistiki-v- rossii-soobschestvo-znanie-media(дата обращения: 20.03.2020).
2. Баканов Р.П.Актуальные проблемы современной науки и журналистика: Учебное пособие[Электронный ресурс] URL: https:ZZwww.bestreferat.ru/referat-409248.html#а41 (дата обращения 21.03.2020).
3. Вартанова Е. Колонка редактора: МедиаТренды. // МГУ им. Ломоносова. — 2013. — №5. — С.1.
4. Ворошилов В. В. Журналистика / В. В. Ворошилов. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002. — 212 с.
5. Голова К.В. Проблема сегментирования аудитории деловых изданий [Электронный ресурс] — URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/problema- segmentirovaniya-auditorii-delovyh-izdaniy(дата обращения: 08.04.2020).
6. Голова К.В. Структурные элементы делового издания (на примере «РБК») [Электронный ресурс]. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/strukturnye-elementy-delovogo-izdaniya-na- primere-rbk(дата обращения: 08.04.2020).
7. Горохов В. М. Закономерности публицистического творчества. — М.,1975. — С. 63.
8. Грабельников А. А. Деловая пресса России: настоящее и будущее. — М., 2000.— С. 25-31.
9. Гуревич С. М. Газета: Вчера. Сегодня. Завтра. Учебное пособие для ВУЗов. — М.: Аспект Пресс, — 2004. — 288 с.
10. Гуреева А.Н. интервью о научной журналистике: учеб. пособие / сост. и науч. ред. А. Н. Гуреева. — М.: Фак. журн. МГУ, 2016. — 100 c.
11. Еременко А.В. Деловая пресса: проблемы идентификации и типоло- гизации // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: Тез.науч.- практ. конф. — СПб., — 2004. — С. 3.
12. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 02.12.2019) "О средствах массовой информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020).
13. Золотова Е. С. Инфографика как способ повышения эффективности деловых интернет-СМИ / Е. С. Золотова // Изв. Урал.федерал. ун-та. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. — 2015. — № 4 (144). — С. 27-32.
14. Интерфакс 2012 [Электронный ресурс]. URL:https://www.interfax.ru/russia/246913(дата обращения: 25.03.2020)
15. Кибакин И. В. Общественная значимость деловой прессы[Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/obschestvennaya-znachimost-delovoy-pressy(дата обращения: 07.04.2020)...(53)