Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль информационной политики в деятельности органов исполнительной власти Пензенской области

Работа №160831

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

муниципальное управление

Объем работы71
Год сдачи2016
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
29
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Основы информационной политики органов государственной власти 6
1.1 Информационное общество и информационная политика 6
1.2 Нормативно-правовые основы информационной политики в функционировании
современного государства 10
1.3 Роль информационной политики в деятельности органов власти 17
2 Анализ эффективности информационной политики в деятельности органов
исполнительной власти Пензенской области 26
2.1 Организационно-правовые основы реализации информационной политики в
деятельности органов исполнительной власти Пензенской области 26
2.2 Регион-центр как механизм взаимодействия власти и гражданского общества
315
2.3 Сущность концепции открытости органов исполнительной власти. Анализ открытости органов исполнительной власти Пензенской области 39
3. Проблемы совершенствования информационной политики в деятельности
органов исполнительной власти Пензенской области 52
Заключение 64
Список использованных источников 70
Приложения

Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Информация и информационные технологии всегда были и до сих пор остаются фундаментом развития современного общества. При этом революционные изменения технологий обработки информации, так называемые информационные революции, происходившие на всех этапах развития человечества, кардинальным образом преобразовывали не только отдельные общественные отношения, но и само общество.
Бурное развитие научно-технического прогресса в Х1X и XX веках привело к тому, что только за последние 100 лет произошло как минимум три информационных революции, что в свою очередь привело к формированию современного цифрового информационного мира.
Информация в настоящее время является одним из наиболее важных ресурсов в системе государственного управления. Невозможно переоценить значение информации и в бизнесе — обладание ею создает состояния ее владельцам, а недостаток информации или ее неправильная интерпретация разрушает крупные финансовые корпорации [45, с.75].
Развитию информационной сферы сегодня уделяется огромное значение на всех уровнях. С одной стороны, в современном информационном пространстве не представляется возможным принятие эффективных решений без системы анализа и оценки данных, изучения текущих тенденций, моделирования вариантов развития событий.
С другой стороны, грамотное направление информационного потока обеспечивает поддержку принимаемым политическим и экономическим решениям, формирует общественное мнение по тем или иным вопросам. Недооценка значения качественной информационной работы с населением, неспособность донести до сознания граждан цель и стратегию государственной политики вполне может сыграть отрицательную роль. Государственная информационная политика является неотъемлемой категорией внешней и внутренней политики страны. Успехи или неудачи информационной политики воздействуют на все сферы жизни общества и государства. На фоне всевозрастающей интенсивности развития информационной инфраструктуры и интеграции в мировое информационное пространство с каждым днем эффективность функционирования политических и экономических институтов социума все больше зависит от качества информационной среды [34, с. 553-556]. Сегодня информационная инфраструктура, информационные ресурсы стали ареной межгосударственной борьбы за мировое лидерство, достижение противоборствующими странами определенных стратегических и тактических политических целей. Сложно представить возможность реализации государственных функций без четко отлаженной государственной информационной политики, в рамках которой заложены основы для решения таких задач, как формирование единого информационного пространства России и ее вхождение в мировое информационное пространство, обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства, формирование демократически ориентированного массового сознания, становление отрасли информационных услуг, расширение правового поля регулирования общественных отношений, в том числе связанных с получением, распространением и использованием информации.
Большинство ученых-правоведов сходятся в том, что информация и информационные технологии не только являются важным социальным ресурсом, но и становятся подлинной движущей силой геополитического, экономического, технического и культурного развития современного общества, являются гарантами демократии и законности.
При этом важно понимать, что наравне со всеми преимуществами, новыми решениями и широкими возможностями информационное общество несет с собой новые проблемы, риски и угрозы. Информационные и компьютерные технологии нейтральны, а информационное общество, как и любое другое, не идеально.
В современном мире информация и информационные технологии используются не только как орудие совершения преступлений, но и являются полноценным оружием, используемым в так называемых информационных войнах, разворачивающихся в настоящее время на мировой политической арене.
Для того чтобы в полном объеме реализовать все возможности информационного общества и минимизировать при этом его проблемы, современное государство должно решать целый комплекс задач: по выработке адекватной государственной политики, по обеспечению надлежащего правового регулирования и эффективной реализации управленческих решений в данной сфере.
Объект исследования: органы исполнительной власти Пензенской области.
Предмет исследования: информационная политика государства.
Цель выпускной квалификационной работы: анализ роли информационной политики в деятельности органов исполнительной власти Пензенской области.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность информационного общества и информационной политики.
2. Рассмотреть роль информационной политики в деятельности органов власти.
3. Рассмотреть нормативно-правовые основы информационной политики государства.
4. Провести анализ эффективности информационной политики в деятельности органов исполнительной власти Пензенской области.
5. Разработать рекомендации по совершенствованию информационной политики в деятельности органов исполнительной власти Пензенской области
Информационной базой послужили методологические материалы, учебная, научная, методическая литература по рассматриваемому вопросу, проблемные статьи в средствах массовой информации, электронные ресурсы удаленного доступа, статистические данные.
Для того чтобы достичь поставленной цели, были использованы следующие методы: изучение монографических публикаций и статей, сравнительный метод, аналитический метод.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В выпускной квалификационной работе проведен анализ роли информационной политики в деятельности органов исполнительной власти Пензенской области.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Рассмотрена сущность информационного общества и информационной политики.
2. Рассмотрены нормативно-правовые основы информационной политики государства.
3. Рассмотрена роль информационной политики в деятельности органов власти.
4. Проведен анализ эффективности информационной политики в деятельности органов исполнительной власти Пензенской области.
5. Разработаны рекомендации по совершенствованию информационной политики в деятельности органов исполнительной власти Пензенской области.
Информация в настоящее время является одним из наиболее важных ресурсов в системе государственного управления. Невозможно переоценить значение информации и в бизнесе — обладание ею создает состояния ее владельцам, а недостаток информации или ее неправильная интерпретация разрушает крупные финансовые корпорации.
Информационная политика - это ряд целенаправленных действий, связанных с внедрением определенных информационных положений в сознание различных социальных групп и позволяющих сформировать и защитить положительный образ конкретного органа власти в целом, а также его руководства, и, в первую очередь, высшего руководящего лица.
Департамент информационной политики и средств массовой информации Пензенской области является исполнительным органом государственной власти Пензенской области, осуществляющим государственное управление и нормативное правовое регулирование в пределах полномочий Пензенской области, установленных федеральным законодательством и законодательством Пензенской области, в сфере средств массовой информации, полиграфии и массовых коммуникаций.
Продолжаются организованные Департаментом заседания координационного медиасовета с участием пресс-секретарей исполнительных органов государственной власти Пензенской области, на которых обсуждаются текущие планы на предстоящую неделю, выбираются приоритетные события для освещения и, таким образом, формируется единая информационная политика. Кроме этого, обсуждается реализация мероприятий в рамках информационных карт по сопровождению Указов Президента РФ от 07.05.2012 года.
Департаментом особый акцент был сделан на освещение вопросов формирования цен на продукты питания (разъяснительная работа - серия передач и статей), а также на тему импортозамещания. Продолжается проект «Бизнес за продовольственную безопасность России», в рамках которого состоится отбор лучших проектов для их дальнейшей популяризации.
Запущен тестовый режим работы раздела на сайте Правительства, посвященный пензенцам-землякам.
Регион-центры, или общественные приемные исполнительных органов государственной власти Пензенской области, созданные при редакциях районных газет, существуют уже 6 лет.
Концепция создания регион-центров - это создание независимого органа обратной связи, т.е. конструктивного посредника между обществом и государством, подкрепленного информационной поддержкой СМИ.
Учитывая то, что в каждом районе Пензенской области существует своя газета, и люди ей доверяют - делятся и плохим, и хорошим - доверие жителей к газете было решено было поставить в основу концепции проекта.
Таким образом, Регион-центр при редакциях районных газет, по сути традиционный и привычный для жителей в части использования ресурса доверия, является социальной инновацией и новым общественным механизмом, позволяющим формировать отношение доверия населения к власти, губернатору.
На сегодняшний день функционирует 27 общественных приёмных во всех районах Пензенской области, а также в г. Пензе - при редакции газеты «Пензенская правда».
Главный принцип работы регион-центра - ускорение процесса переписки с органами власти. На основании ст.39 Закона РФ от 27.12.1991 г. «О средствах массовой информации» [4] ведомства обязаны предоставить ответ в 10-дневный срок, а не в месячный, как положено по закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [10, ст. 12], что в три раза ускоряет процесс принятия решения, а значит, повышает эффективность работы с гражданами.
Это подтверждается хорошей динамикой роста числа обращений в регион- центры. В 2015 году в Регион-центры поступило 6266 обращений, 2888 обращений (46,09 %) из них положительно разрешено, дано 1982 консультации (31,63 %) - 77,72 % обращений нашли ответ.
Органы местного самоуправления стараются своевременно реагировать на запросы координаторов Регион-центров. Ответы предоставляют своевременно. Если проблему невозможно решить по объективным причинам, предоставляют разъяснение и указывают возможные сроки решения проблемы.
Регион-центры используют максимальное количество инструментов для работы с гражданами. Помимо основных средств - личный приём граждан (46 % от общего числа обращений); по телефону (48 %); приём письменных обращений (4 %); электронная почта (1,5 %); SMS (0,5), используются также следующие:
1. Интернет-конференции.
2. Личный прием граждан главами районов.
3. Выездные приемные.
4. Журналистские расследования совместно с редакцией районной газеты.
5. Контрольные выезды.
6. Исследования общественного мнения.
Успешный опыт работы регион-центров был презентован сотрудниками Департамента на всероссийском фестивале СМИ «Вся Россия - 2011» (г. Сочи) и заинтересовал сотрудников Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Информация об этом проекте включена в ежегодный отраслевой
доклад федерального ведомства. Пензенской распространить опыт на другие российские регионы.
Аудит открытости сайтов высших органов исполнительной власти регионов с марта по май 2015 года проводили эксперты проекта «Инфометр». Проверялось соответствие сайтов требованиям законодательства и запросам пользователей. По сравнению с прошлым годом были серьёзно расширены предъявляемые к сайтам требования.
Правительство Пензенской области в рассматриваемом рейтинге находится на 63 месте с уровнем информационной открытости 38,37%.
Средний уровень информационной открытости на сайтах региональных правительств составлял 40,1%, если считать, что 100% - это полное соответствие всем требованиям аудита.
В рамках исследования, проанализировав деятельность Департамента в рамках реализации информационной политики Пензенской области, в особенности, изучив основные инструменты информационной политики - районные газеты Пензенской области, можно выдвинуть ряд предложений рекомендательного характера, осуществление которых было бы направлено на повышение эффективности реализации информационной политики Пензенской области, а также могло бы способствовать улучшению имиджа Пензенской области.
Вторая проблема является наличие дефектов системы рейтинговых оценок региональных СМИ Имеющиеся данные не позволяют оценить сегодняшнюю ситуацию лидеров СМИ в медиапространстве области (например, последний соцопрос, посвященный оценке общей информационной картины Пензенской области, проводился в 2013 г.). По нашему мнению, эту проблему можно решить путем увеличения регулярности и периодичности проведения мониторинговых исследований, позволяющих качественно оценивать эффективность проводимой региональной информационной политики.
Кроме этого, у представителей радиоиндустрии отсутствуют официальные сайты, на которых можно было бы увидеть информационный поток радиоэфиров, а также послушать уже вышедшие в эфире радиопрограммы и новости. Данный факт не позволяет оценить всю деятельность радиожурналистов и те актуальные вопросы и темы, которые они поднимают в информационных и аналитических радиопрограммах.
В соответствии с Федеральным законом от 09 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [14] и взяв за основу разработанный в диссертации Журавлевой И.А. Стандарт информационной открытости органов исполнительной власти, можно рассмотреть возможность применения данного положительного опыта на практике.
Стандарт разрабатывается в целях обеспечения максимально полного доступа граждан к информации о деятельности исполнительных органов государственной власти Пензенской области и эффективного использования информации, полученной гражданами, для реализации своих прав и свобод.
Стандарт устанавливает состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, подлежащей раскрытию органами исполнительной власти области при исполнении ими своих полномочий.
Основным способом определения степени открытости органов исполнительной власти области должна стать онлайн-оценка населением области по показателю «удовлетворенность информационной открытостью органа исполнительной власти области».
Дополнительными инструментами совершенствования механизма открытости органов исполнительной власти должны стать:
- создание единой информационной базы или единого аналитического портала для установления эффективной оценки и контроля открытости органов исполнительной власти, а также усиление взаимодействия между всеми участниками взаимодействия;
- введение в штатное расписание органа исполнительной власти должности специалиста по открытости органов власти, разработка его обязанностей, форм связи со всеми структурными подразделениями;
- внедрение планов органа исполнительной власти по обеспечению открытости;
- устранение недостатков теоретических и законодательно закрепленных основ обеспечения открытости органов исполнительной власти с реальной ситуацией развития системы открытости;
- обеспечение электронного взаимодействия органов исполнительной власти, общественности и бизнеса на всех этапах реализации механизма открытости;
- преодоление низкой осведомленности граждан о возможностях участия в общественной экспертизе и оценке открытости органов исполнительной власти;
- разработка мер по повышению уровня внимания к наполняемости информационных ресурсов и всем этапам открытости;
- формализация результатов реализации механизма открытости.
Комплексная реализация предложенных мероприятий позволит повысить уровень открытости исполнительной ветви власти, которая в отличие от других ветвей власти осуществляет оперативное управление общественными процессами и имеет своим содержанием исполнительно-распорядительную деятельность.



1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. //Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
2. О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и в Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам: федеральный конституционный закон Российской Федерации от 06.12.2011 г. № 4-ФКЗ. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 04.06.2014. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 03.07.2016. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016
4. О средствах массовой информации: закон Российской Федерации
от 27.12.1991 г. № 2124-1. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 03.07.2016. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016
5. О государственной тайне: федеральный закон Российской Федерации от 21.07.1993 г. № 5485-1. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 21.12.2013. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016
6. Об обязательном экземпляре документов: федеральный закон Российской Федерации от 29.12.1994 г. № 77-ФЗ. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 05.04.2016. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016
7. О библиотечном деле: федеральный закон Российской Федерации от 29.12.1994 г. № 78-ФЗ. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 03.07.2016. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016»
8. О коммерческой тайне: федеральный закон Российской Федерации от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 12.03.2014. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
9. Об архивном деле в Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 22.10.2004 г. № 125-ФЗ. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 23.03.2016. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
10. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 03.11.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
11. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2006 г. №149-ФЗ. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 28.12.2013. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
12. О персональных данных: федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 23.07.2013. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
13. Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 22.12.2007 г. № 262-ФЗ. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 05.04.2016. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
14. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: федеральный закон Российской Федерации от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 09.03.2016. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
15. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 29.06.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
16. Об электронной подписи: федеральный закон Российской Федерации от 06.04.2011 № 63-ФЗ. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 03.07.2016. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
17. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации: приказ Президента Российской Федерации от 09.09.2000 г. № Пр-1895. [Электронный ресурс]. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
18. О создании государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 15.01.2013 г. № 31с. [Электронный ресурс]. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
19. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 683.
[Электронный ресурс]. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
20. О порядке организации доступа к информации о деятельности Правительства Пензенской области и исполнительных органов государственной власти Пензенской области и порядке осуществления контроля за обеспечением доступа к информации о деятельности Правительства Пензенской области и исполнительных органов государственной власти Пензенской области: постановление Правительства Пензенской области от 31.12.2009 г. № 1043-пП. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.pnzreg.rU/ndocs/archive/p/195(дата обращения 14.07.2016)
21. Об утверждении Положения о Департаменте информационной политики и средств массовой информации Пензенской области: постановление Правительства Пензенской области от 26.01.2016 г. № 39-пП. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //www.pnzreg.ru/ndocs/archive/p/31(дата обращения 14.07.2016)
22. Алексеева М. В. О проблемных вопросах реализации конституционного права на информацию как одного из основных прав и свобод человека и гражданина // Конституционное и муниципальное право. - 2012. - № 7. - С. 16 -19.
23. Аудит открытости сайтов высших органов исполнительной власти регионов. [Электронный ресурс]. URL:http://infometer.org/(дата обращения: 20.06.2016)
24. Бельских И. Е. Инновации и альтернативы в современной экономике // Экономика: теория и практика. - 2015. - № 1 (37). - С. 39-43.
25. Бойко С. С. Электронные государственные услуги как современный организационно-правовой механизм обеспечения реализации прав и свобод граждан в РФ: сборник статей. - Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2013 - С. 187-191.
26. Вешкурцева З. Правовое регулирование электронного документооборота // Жилищное право. - 2011. - № 10. - С. 93-98.
27. Дзидзоев Р. М. Право на информацию в контексте открытого правительства в России: сборник статей. - Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2013 - С. 77-80.
28. Журавлева И. А. Использование электронных ресурсов для повышения открытости органов государственной власти: сб. науч. трудов. - Москва: Издательство Московского гуманитарного университета, 2011. - С.51-55.
29. Журавлева И. А. Инструменты совершенствования механизма открытости деятельности органов исполнительной власти // Вестник академии. - 2013. - №3 (37). - С.136-141.
30. Журавлева И.А. Совершенствование механизма открытости деятельности органов исполнительной власти: дис. на соиск. учен. степ. кадн. экономич. наук. - Москва. - 2013. — 161 с.
31. Куликова С. А. Цензура и правовые ограничения свободы массовой информации // Юридический мир. - 2012. - № 10. - С. 24 - 28
32. Климов С.Г., Климов И.А. Взаимодействие горожан с властью: компетентное участие и проблема посредников // Социологические исследования. - 2015. - №4. - С.51-57
33. Луман Н Общество общества. / пер. с англ., ред. М.Е. Борисов. - М.: Логос, 2014. - 227c.
34. Мещеряков И. В. Государственная информационная политика как элемент системы национальной безопасности // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 553-556.
35. Официальный сайт Департамента информационной политики и средств массовой информации Пензенской области. [Электронный ресурс]. URL:http://depsmi.pnzreg.ru(дата обращения 08.06.2016)
36. Официальный сайт Правительства Пензенской области. [Электронный ресурс]. URL:http://pnzreg.ru/(дата обращения 18.05.2016)
37. Пальцева Е. С. Информационная прозрачность правосудия: пределы и ограничения // «Информационное право». - 2013. - № 4. C.21-24
38. Саванкова Н. В пензенской колонии возникла вспышка чумы свиней. [Электронный ресурс]. URL:http: //rg.ru/2016/01/26/reg-pfo/svin-anons.html(дата обращения 15.05.2016).
39. Саттарова А. А. Историко-правовая обусловленность информационного обеспечения бюджетного планирования // Финансовое право. - 2011. - № 2. - С. 22 - 25.
40. Соловьёв С.Г. Коммуникативная составляющая и ритуальная модель государственной коммуникации // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). - 2014. - № 2.
- C. 45-54
41. Сокова О. Пришла беда - открывай ворота // Бековский вестник.
- 2016. - №7.
42. Соколова С. Н., Сенив Ю. М. Информационное право и государственное регулирование информационной безопасности // Информационное право. - 2013. - № 2
43. Таблица пробелов и проблемных мест в существующем законодательстве в отношении регулирования Интернета. Официальный сайт Российской Ассоциации электронных коммуникаций. [Электронный ресурс]. URL:http://raec.ru/right/internetlaw/(дата обращения: 20.04.2016)
44. Танимов О. В., Кудашкин Я. В. О правовой природе и возможности правового регулирования отношений в сети Интернет // Информационное право. - 2012. - № 2. - С. 17 - 21
45. Черкасов К.В., Захаревич Д.А. К вопросу об оценке открытости государственного управления в России: федеральное и региональное измерение // Власть. - 2015. - №10. - С. 75-83
46. Шабров О.Ф Эффективность государственного управления в эпоху постмодерна. // Власть. - 2010. - №5. - C. 4-9


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ