ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ТЕРАПИИ ПЕСКОМ НА ОПТИМИЗАЦИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ДЦП 8
1.1. Особенности дизонтогинеза детей с ДЦП 8
1.2. Особенности эмоционально-личностной сферы детей с ДЦП 13
1.3. Анализ исследований применения терапии песком с детьми ДЦП.20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ТЕРАПИИ ПЕСКОМ НА ОПТИМИЗАЦИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ
СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ДЦП 29
2.1. Организация эмпирического исследования 29
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования до и после
воздействия терапией песком эмоционально-личностной сферы детей с ДЦП 33
2.3. Программа терапии песком для оптимизации эмоционально-личностной сферы детей с ДЦП 49
ВЫВОДЫ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы ВКР обусловлена необходимостью поиска и внедрения инновационных форм арт-терапевтической деятельности в практику психолого-педагогической работы. Арт-терапевтические технологии в детских учреждениях социальной реабилитации и психолого-педагогических учреждениях используются явно недостаточно.
В настоящее время 4,5% детей, проживающих в России, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, реабилитации и адаптации, отвечающим их особым потребностям. К ним относят: детей с различными формами детского церебрального паралича.
ДЦП является самой распространенной причиной детской инвалидности.
Для сравнительной статистики рассмотрим последние публикации в международном научно-исследовательском журнале.
По данным профессора Семеновой К.А. "В течение последних 10-15 лет «в России, согласно официальной статистике, уже в 2010-2012 гг. было 196,3 детей с ДЦП на 10000 в возрасте от 0 до 15 лет. Среди подростков от 15 до 18 лет заболеваемость ДЦП в 1992 г. составила 4,0, в 1998г. - уже 11,3; а в 2010г. она достигла 14,6, т.е увеличилась более, чем в 3 раза [37, с. 15].
В структуре инвалидности (2011г.) у пациентов в возрасте до 18 лет 20,6% приходится на патологию центральной нервной системы, среди которой 56,3% составляют дети с ДЦП. К сожалению, эти цифры в силу ряда причин нельзя считать достаточно полными".
По данным Министерства здравоохранения и социального развития на 2015 год в стране насчитывалось 71 429 детей с ДЦП в возрасте 0-14 лет и 13 655 детей с таким диагнозом в возрасте 15-17 лет (всего 85074 детей).
На 1 января 2016 года с диагнозом детский церебральный паралич, установленным впервые в жизни, зарегистрировано 6991 тыс. детей в возрасте от 0-14 лет (т.е. 31,5 на 100 тыс. детского населения: частотность 3,15 на 1000 рожденных) и 657 детей (в возрасте от 15-17 лет) с диагнозом церебральный паралич и другие паралитические синдромы (т.е. 15,5 на 100 тыс. населения такого же возраста. Частотность: 1,55 на 1000 человек в возрасте от 15-17 лет) [50, с. 10-13].
Поскольку речь идет о впервые установленном диагнозе, то можно говорить о частотности появления больных с ДЦП от 4 до 4,7 на 1000 детей.
В России нет единой базы учета детей с ДЦП и его последствиями, и оценить возможные масштабы реального количества детей-инвалидов такой категории крайне сложно.
В начале 2016 года представители Центра по мониторингу качества и доступности здравоохранения ОНФ проводили выездное заседание на базе Пензенского городского родильного дома №1 г. Пенза. Эксперты посвятили его проблеме детской инвалидности [52].
Дело в том, что после нескольких лет снижения в области произошел всплеск рождаемости малышей с врожденными аномалиями. В частности, резко выросло число младенцев с детским церебральным параличом. Если в 2014 году их было 57 человек, то в 2015-м - 80 человек. Диагноз ДЦП ставится на первом году жизни ребенка.
Поэтому одним из важнейших компонентов социальной реабилитации и адаптации детей с детским церебральным параличом является арт -терапия, в частности терапия песком.
Основательницей песочной терапии является Дора Калфф. В ее исследованиях отмечаются преимущества данного метода. Они заключаются в глубине и мягкости терапии, работа происходит на уровне символов, в формате игры, опора идет на внутренний мир ребенка, его бессознательное. Так же преимуществом является защищенность и простота пространства, где ребенок может поделиться своими сложностями, найти путь к самоцели, терапия не требует специальной подготовки и навыков [12, с. 181].
Основной целью терапии песком является восстановление психического здоровья, повышение коммуникативной компетентности детей, адаптация в обществе за счет активизации самовосстанавливающих сил психики и организма в целом.
Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка.
Направление терапии песком очень популярно на сегодняшний день. Интересен опыт терапии песком Тины Галлиулиной, мамы ребенка, страдающего ДЦП. Она сама придумывала техники терапии песком и использовала их в работе с ребенком. Тина Галлиулина стала известна благодаря вебинарам в сети интернет, для таких же мам как она, которые были в поиске центров арт-терапии [10].
Так же упражнения и приемы терапии песком с детьми с ограниченными возможностями здоровья рассматривались в работах Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Сакович Н.А.. [12, с. 108-205; 38, с. 47-80].
На данный момент в Пензе существует очень мало центров, занимающихся терапией песком и другими видами арт-терапии (основная их деятельность медицинского содержания). А поставленный диагноз ДЦП не может не сказаться на эмоционально-личностной сфере детей, а также и на самих родителях. Данное направление необходимо изучать и развивать, так как от эмоционального настроя ребенка и его родителей зависит очень многое.
Зачастую родители не осознают всю эмоционально - психологическую травму детей, а дети в таких центрах при помощи терапии песком проигрывают ситуацию и дают родителям взглянуть на них под другим углом зрения.
Научную проблему исследовательской работы составляет: расширение диагностического спектра и разработка программы в организации терапии песком среди детей, страдающих детским церебральным параличом. А так же на основании полученной информации расширение путей совершенствования организации данного направления психолого¬педагогической работы с детьми, имеющими ограничения в здоровье.
Терапия песком является простым и в то же время сложным видом арт- терапии, поэтому требует особого внимания в изучении.
Цель дипломной работы - оптимизация эмоционально - личностной сферы детей с ДЦП, с помощью терапии песком.
Объект исследования - эмоционально - личностная сфера детей с ДЦП.
Предмет исследования - влияние терапии песком на оптимизацию эмоционально-личностной сферы детей с ДЦП.
Гипотеза исследования: предполагается, что регулярное использование терапии песком в работе с детьми ДЦП способствует оптимизации эмоционально-личностной сферы, так как улучшается эмоциональное благополучие и адекватность самооценки.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ по проблеме исследования;
2. Подобрать методы и разработать процедуру эмпирического исследования;
3. Разработать программу арт-терапевтического воздействия
направленного на оптимизацию эмоционально-личностной сферы детей с ДЦП;
4. Провести анализ и интерпретацию результатов исследования.
Методологическая база исследования:
- Теория дизонтогенеза (Мамайчук И. И., С.В. Пушкина, Качесов В.А., Ермоленко Н.А., Скворцов И.А., Неретина А.Ф.);
- Исследования эмоционально - личностной сферы детей с ДЦП (Польшакова И.Н., Цюпа А.А., Саморокова Л.А., Гончарова О.Л., Аминова З.М., Колпакова Л.М., Сахаров Е.А.);
- Исследования в сфере терапии песком (Сакович Н.А., Кузуб Н.В., Осипук Э.И., Бетески М., Зинкевич-Евстегнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Киселева М.В., Штейнхард Л., Усик Д.).
Методы исследования:
1. Теоретический анализ;
2. Проективный метод;
3. Метод наблюдения;
4. Метод беседы;
5. Метод арт-терапевтического воздействия;
6. Методы математической статистики: критерий Фишера, критерий достоверности различий Стьюдента.
Методики исследования:
1. Методика САН (самочувствие, активность, настроение). Авторы Доскин В.А., Лаврентьев Н.А., Шарай В.Б., Мирошников М.П.;
2. Методика «Лесенка». Автор Щур В.Г.;
3. Цветовой тест Люшера. Автор Люшер М..
Исследование проводилось с 10 октября 2016 г. по 3 декабря 2016 г. на базе физкультурно-оздоровительного центра для людей с ограниченными возможностями «Адели-Пенза».
В выборку исследования входили 16 детей разного возраста с диагнозом ДЦП (7 мальчиков и 9 девочек), от 6 до 11 лет.
Главная цель ВКР была направлена на оптимизацию эмоционально - личностной сферы детей с ДЦП методом песочной терапии. Работа с песком показала, что данный метод, объединяя в себе определенные упражнения и игры, оказывает влияние на детей и демонстрирует результаты, которые были направлены на:
1. Снятие психофизического напряжения;
2. Оптимизацию эмоционально - личностной сферы;
3. Развитие тактильной чувствительности, сенсомоторного восприятия;
4. Улучшение коммуникативных навыков;
5. Расширение творческой составляющей, фантазии, воображения;
6. Нормализацию уровня самооценки;
7. Развитие интереса к окружающей действительности, стимуляцию познавательной активности;
8. Повышение мотивации к обучению;
9. Снижение отрицательной энергии.
Следовательно, можно сделать вывод, что научная проблема исследовательской работы, заключающаяся в расширение диагностического спектра и разработке программы в организации терапии песком среди детей, страдающих детским церебральным параличом, а так же расширение путей совершенствования организации данного направления в психолого-педагогической работе, полностью решена. Все поставленные задачи ВКР выполнены.
Теоретический анализ особенностей дизонтогинеза и особенностей в эмоционально-личностной сфере детей с ДЦП показал, что:
1. Детский церебральный паралич представляет собой патологию в развитии ребенка, ведущую к дизонтогенезу, что проявляется в целом комплексе физических и психических нарушений;
2. Примерно 40% детей с данным диагнозом имеют нормальный или почти нормальный интеллект;
3. ДЦП не проявляется позже 3-х летнего возраста;
4. Особенностью ДЦП считается появление симптомов у детей первых лет жизни, когда основные функции мозга только формируются;
5. Симптомы ДЦП разнообразны: это могут быть простые проблемы, связанные с мелкой моторикой, и вплоть до тяжелых симптомов, таких как неспособность сохранять равновесие или ходить;
6. Среди особенностей эмоционально-личностной сферы детей с ДЦП выделяют: психический инфантилизм, преобладание в мотивационной сфере мотива подчинения взрослому, доминирование пассивных установок;
7. Отмечается низкий уровень притязаний в сочетании с избирательно завышенной самооценкой в отношении здоровья, обусловленной потребностью компенсировать чувство собственной неполноценности;
8. Эмоциональные проявления у детей с ДЦП характеризуются повышенным уровнем агрессивности и большей выраженностью страхов;
9. ДЦП ведет к изначальному нарушению эмоционального реагирования;
10. Песочная терапия является мощным ресурсом в коррекционно-развивающей и психотерапевтической работе с детьми, имеющими трудности в эмоционально-личностной сфере, в частности с детьми с ДЦП;
11. Процесс терапии песком позволяет на бессознательном уровне отрабатывать страхи, переживания и отреагирования негативного психоэмоционального опыта, что способствует положительному влиянию на эмоциональную сферу детей с ДЦП.
Далее в исследовательской работе были подобраны методы и разработана процедура эмпирического исследования.
По результатам диагностики детей с ДЦП и их родителей можно сделать вывод, что гипотеза исследования, в которой предполагалось, что регулярное использование терапии песком в работе с детьми ДЦП способствует оптимизации эмоционально-личностной сферы, так как улучшается эмоциональное благополучие и адекватность самооценки, частично подтвердилась. Работа с песком, прежде всего, приводит к повышению активности и в основном влияет на функциональное состояние детей с ДЦП.
Достоверного влияния на адекватность самооценки и сдвига в интегральном показателе эмоционального благополучия, в целом, не выявлено.
Терапия песком оказала влияние на оптимизацию эмоционально- личностной сферы детей с ДЦП. Но, что касается диагностической части, то здесь требуется корректировка. Так как на основании полученных результатов до и после песочной терапии были сделаны определенные выводы:
1. С точки зрения родителей терапия песком оказала положительное влияние на детей, они позитивно оценили проделанную работу, что продемонстрировали результаты диагностики.
2. Необходима корректировка в методах диагностики детей с ДЦП. Работа с такими детьми показала, что, казалось бы, простое ранжирование карточек по цветам, для некоторых оказалось непосильной задачей. Кому-то просто не хотелось выбирать, кто-то брал карточку, которая просто ближе лежит, кто-то пытался бездумно ускорить процесс диагностики.
Некоторые дети давали недостоверную информацию из-за большого числа присутствующих раздражителей: другие дети и их родители, новое помещение, новая деятельность, утомление после занятия и т.п. Все это и сказалось на результатах исследования, что не является максимально достоверным результатом проделанной работы.
3. Начинать работу с ребенком с диагнозом ДЦП по песочной терапии необходимо в индивидуальном порядке. Это снизит количество раздражителей и поможет ему постепенно абстрагироваться, что в свою очередь, приведет к стабилизации эмоционального и функционального состояний.
4. Индивидуальная работа будет способствовать определенной подготовке для вхождения в песочную среду в коллективе, что будет являться последующим этапом.
5. Необходимо большее количество занятий песочной терапии с детьми с ДЦП, чтобы это оказало более сильное влияние на эмоционально - личностную сферу.
В заключении, можно сказать, что терапия песком, является не только эффективным методом в работе с детьми ДЦП, но и одним из самых интересных в рамках арт-терапии. Это способ общения с миром и самим собой, способ снятия внутреннего напряжения, повышающий уверенность в себе и открывающий новые пути развития.
Песочная терапия не только помогает в достижении эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого самовыражения, и прорабатывает психотравмирующие ситуации на символическом уровне, изменяя отношение ребенка к себе, но и является мощным ресурсом в коррекционно-развивающей и психотерапевтической работе с детьми, имеющими трудности в эмоционально-личностной сфере, в частности с детьми с ДЦП.
1. Аллан Д. Ландшафт детской души. Психоаналитическое консультирование в школах и клиниках. - СПб. - Мн.: ЗАО «Диалог», 1997. 328 с.
2. Архипова Е.Ф. Методы коррекции речевого и психофизического развития у детей с церебральным параличом в раннем возрасте: Кн. для логопеда, воспитателя, родителей детей с ДЦП. - М., 1997. 402 с.
3. Андреева А. Психологическая поддержка ребенка. // Воспитание школьников. - № 3. - 2000.
4. Бетески М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2012. 190 с.
5. Базыма Б.А. Цвет и психика. Монография. Харьков. 2001г. Интернет - источник: http://www.docme.ru/doc/280682/bazyma-b.-a.-cvet-i-psihika.
6. Бажин Е.Ф., Эткинд А.М. Цветовой тест отношений (ЦТО). Методические рекомендации. - Л., 1985. 18 с.
7. Волков Б.С. Детская психология: Логические схемы / Б.С. Волков, Н.В. Волкова.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002. 180 с.
8. Вассерман Е.Л., Катышева М.В. Многомерное клинико-нейропсихологическое исследование высших психических функций у детей с церебральными параличами // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева, 1998, № 2 с. 45-52.
9. Винихина О.М. Использование элементов ОРФ-педагогики на уроках музыки и ритмики с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата. Интернет-ресурс: http://invatur-nn.ru/ru/orf-pedagogika/.
10. Галиуллина Т. Реабилитация ребенка с ДЦП. Личный опыт Тины Галиуллиной (вебинар от 19.10.2015). Интернет-ресурс: youtube.
11. Гончарова О.Л., Аминова З.М., Колпакова Л.М., Сахаров Е.А.
Психологические особенности, психосоциальная и семейная адаптация детей с ограниченными возможностями: методические рекомендации для
родителей / под общ. ред. К.Н. Новиковой. - Казань. - 2011. 56 с.
12. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь, 2010. 200 с.
13. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2010. 230 с.
14. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас // Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. М.: Речь, 2005. 213 с.
15. Дикманн Х. Методы в аналитической психологии. — М.: ООО «ЦГЛ ,,РОН“», В. Секачев, 2001. 329 с.
16. Ермоленко Н.А., Скворцов И.А., Неретина А.Ф. Клинико-психологический анализ развития двигательных, перцептивных, интеллектуальных и речевых функций у детей с церебральными параличами // Журнал неврологии и психиатрии, 2010, № 3, с. 19-23
17. Ипполитова М.В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. Пособие для родителей и воспитателей [Текст] / М.В. Ипполитова. - М., 1980.- 230 с.
18. Киселева М.В., Кулганов В.А. Арт-терапия в психологическом консультировании. — СПб.: Речь, 2012. 306 с.
19. Кузуб Н.В., Осипук Э.И. В гостях у песочной Феи: организация «педагогической песочницы» и игр с песком для детей дошкольного возраста. // Школьный психолог. - № 6. - 2006. С. 82-89
20. Калижнюк Э.С. Психогенные реакции и особенности формирования личности при детских церебральных параличах: Методические рекомендации [Текст] / Э.С. Калижнюк. - М., 1982. 250 с.
21. Калижнюк Э.С. Задержка психического развития при ДЦП и принципы лечения: Методические рекомендации [Текст] / Э.С. Калижнюк. - М., 1982.¬300 с.
22. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006. 280 с.
23. Качесов В.А. Основы интенсивной реабилитации ДЦП — СПб.: Питер, 2015. 165 с.
24. Кожевникова Е.В. Социальная помощь детям-инвалидам (детям с функциональными нарушениями) за рубежом // Социальная защита - №5. - 2006.
25. Кузьмина Е. Детский невроз страха. - М.: Алетейя, 2010. 170 с.
26. Крюкова С.В., Слободчиков И.И. Удивляюсь, злюсь, боюсь. Хвастаюсь и радуюсь. - М., 2000 г.
27. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира. - Ярославль, 1997. 256 с.
28. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей [Текст] / В. В. Лебединский. - М., 1985. 289 с.
29. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М., 2001. 201 с.
30. Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции.- СПб.: Изд-во СпбГУ, 2011. 158 с.
31. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. - М., 1985. 219 с.
32. Пушкина С.В. Комплексная методика реабилитации больных ДЦП в поздней резидуальной стадии заболевания. Автореферат к.м.н., Москва, 2002г. Интернет-ресурс:http://www.dissercat.com/content/sovershenstvovanie-organizatsii-i-tekhnologii-reabilitatsii-detei-invalidov.
33. Польшакова И.Н., Цюпа А.А. Особенности эмоциональной сферы детей с ДЦП. Интернет-ресурс: conf.stavsu.ru/_WordDocs/1735.doc.
34. Репринцева Г.И. Игротерапия как метод психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1997. - №1. - С. 52-61.
35. Рудестам К. Групповая психотерапия. - СПБ.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. 316 с.
36. Райкова Г.В. Коррекция лексико-грамматических нарушений у дошкольников с ДЦП. - Методическое пособие. - Магадан, Новая полиграфия, 2013.
37. Семенова К.А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением ЦНС и ДЦП. - М., Закон и порядок, 2007. 15 с.
38. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. - М.: Речь, 2006. 192 с.
39. Саморокова Л.А. Особенности эмоциональной сферы у детей с церабральным параличом младшего школьного возраста // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 6. Интернет-источник: URL: http: //www.eduherald.ru/ru/article/view7idM3557.
40. Селевко Т.К., Селевко Л.Г. Социально-воспитательные технологии // Народное образование. - 2012. - №4. С. 140-142.
41. Титовой Е., Божко Л. Существенные различия между умственной и психической неполноценностью / Под. ред. Е.Титовой, Л.Божко. М.: Речь, 1996. 113 с.
42. Усик Д. Немного о песочной терапии. // Partner-Nord. - № 42. - 2006.
43. Уэллса Г. «Игры на полу». - Москва-Ленинград: Государственное издательство, 1923. 52 с.
44. Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия. - СПб.: Питер, 2001. 240 с.
45. Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Детский центральный паралич. - Санкт
- Петербург: Издательство «Дидактика Плюс», Москва: Институт
общегуманитарных исследований, 2001.
46. Юнг К.Г. Человек и его символы.- М.: Серебряные нити, 2002. 296 с.
47. Юнг К.Г. Практика психотерапии. - Минск: Харвест, 1998. 383 с.
48. Якобсон С.Г., Щур В.Г. Методика «Лесенка». Интернет-ресурс
https://refdb.ru/look/1034910.html.
49. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника [Текст] / П.М. Якобсон. - М., 1966. 360 с.
50. По данным Департамента анализа, прогноза и инновационного развития здравоохранения ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава РФ (Статистические материалы по заболеваемости детского населения России в 2012г.).
51. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния / Доскин В.А., Лаврентьева Н.А., Мирошников М.П., Шарай В.Б. // Вопросы психологии. - 1973, - № 6. - С.141-145.
52. Интернет - ресурс -https://penzanews.ru/society/96115-2015.