Экономические эффекты взаимодействия железнодорожного транспорта и промышленного предприятия, функционирующих в цепях поставок (Транспортировка в цепях поставок (Вариант № 5, Российский Университет Транспорта)
Исходные данные:
1. Цена 1 т концентрата (Сk) – от 1000 до 14500 (шаговая разница- 500 руб.)
2. Годовой объем производства металла (Q) 1 млн. т до 3,5 млн.т. (шаговая разница - 100 тыс. т.)
3. Средние затраты на хранение 1 т груза на складе предприятия (Сх) – 50 руб./сут.
4. Среднее значение стоимости переработки 1 т груза на складе (Сг) – 150 руб.
5. Стоимость 1 кв. м. при строительстве склада (Сскл) – 3000 руб.
6. Средняя нагрузка на 1 кв.м. площади (р) – 2 т
7. При реализации принципа доставки «точно в срок» время хранения груза на складе сокращается (∆tx) - 5 суток.
8. Операции по документированию перевозок в рамках транспортного сервиса осуществляет железная дорога при средней стоимости документального оформления, приходящая на одну повагонную отправку (Сд) – 200 руб.
9. Полный рейс (пробег) вагона (Iв) – 900 км.
10. Удельный вес дополнительного порожнего пробега (∆aп) = 0,3 (при расчетах может уточняться и принимать значение от 0,1 до 0,3).
11. Расходная ставка на 10 ткм (Сn) – 2 руб.70 коп (при расчетах может уточняться и принимать значение от 2 руб. 70 коп до 2 руб. 40 коп).
12. Сокращение времени доставки железнодорожного сырья по сравнению с перевозкой груза повагонной отправкой: tg1 /tg2 = 1,1. Это время соответствует величине ускорения оборота вагона (при расчетах может уточняться и принимать значение от 1,1 до 1,25).
13. Среднее количество сокращенных операций в результате доставки груза по прямой схеме (nо) – 1,5.
14. Коэффициент, учитывающий расход сырья на 1 т продукции (q) = 2.
15. Средняя статистическая нагрузка вагона при перевозке железнодорожного концентрата (qст) – 60 т.
16. Потери железорудных концентратов в результате ускорения доставки и применения профилактических мер могут быть снижены в среднем (∆qп) на 1,2 т на вагон.
17. Отпускная цена вагона (Кв) – 2 млн. руб.
18. Количество вагонов в составе поезда до применения принципов логистики (N1) – 36 (шаговая разница- 1 ед.)
19. Коэффициент амортизации для строений (А1) – 6%.
20. Коэффициент амортизации подвижного состава (А2) – 8% (допустимо повышение до 10%).
21. Коэффициент эффективности капитальных вложений (Е) – 15.
Таблица 1
Варианты исходных данных для выбора и сравнения вариантов плана формирования
№№ п/п Межстанционные сквозные вагонопотоки, вагонов Затраты вагоно-часов на накопление сквозных назначений, ваг.-час. Экономия вагоно-часов от проследования вагона в транзитном поезде (без переработки), час.
U 1 U 2 U 3 cm (а) cm (б) Tэк (б) Tэк (в)
5 150 70 35 550 450 4 5
Таблица 2
Варианты технологических параметров обработки транспортных средств
№№ п/п Количество вагонов в поезде, ед. Скорость движения передач между станцией примыкания и районным парком, км/ч. Цена 1 т концентрата, руб. Годовой объём производства металла, млн.т.
5 40 24 3000 1,4
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ЛОГИСТИКА КАК ФОРМА ОПТИМИЗАЦИИ РЫНОЧНЫХ СВЯЗЕЙ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК 7
1.1. Общая концепция логистики 7
1.2. Основные вехи развития транспортной логистики в России 12
1.3. Взаимодействие промышленного и магистрального транспорта 16
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 21
2.1. Методика разработки и построения технологического графика обработки маршрута на подъездных путях промышленного предприятия 21
2.2. Методика расчета экономических эффектов транспортно-производственной логистической системы и дополнительных затрат, возникающих на предприятии и железной дороге 24
ГЛАВА 3. ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИКА ОБРАБОТКИ МАРШРУТА НА МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОМ КОМБИНАТЕ, РАСЧЁТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ В ТРАНСПОРТНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ 26
3.1 Определение вариантов организации вагонопотоков (план формирования) 26
3.2 Технологический график обработки маршрута на подъездных путях промышленного предприятия 28
3.3 Расчет эффектов и дополнительных затрат 29
3.4 Дальнейшее продвижение продукции металлургического комбината в цепи поставок 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
Логистика является частью экономической науки и областью деятельности, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров и услуг от производителей к потребителям, управлении товарными запасами, создания инфраструктуры движения товаров и услуг, функционирования сферы обращения продукции.
Объектом изучения логистики являются материальные и связанные с ними информационные и финансовые потоки. Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому уменьшению материальных запасов. Применение логистики ускоряет процесс получения информации и повышает уровень сервиса. Деятельность логистики заключается в управлении транспортном, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацией информационных систем, коммерческую деятельность и др.
Актуальность темы заключается в том, что применение логистики ускоряет процесс получения информации и повышает уровень сервиса на любом предприятии. Взаимодействия транспорта и предприятия, функционирующие на принципах логистики, позволяют получить положительные экономические эффекты.
Основная задача логистики – изыскать оптимальные варианты принятия решений по управлению материальными потоками, а также связанными с ними финансовыми и информационными потоками.
Задачами курсового проекта являются:
1. Определить наилучший из возможных вариантов план формирования для заданного полигона железнодорожной сети и сравнить его с вариантом, обеспечивающим организацию маршрута от места погрузки сырья (станция А) до места его потребления (станция Г);
2. Рассчитать показатели цикла операций по обработке технологического маршрута руды, поступающей для выгрузки на металлургический комбинат;
3. Построить технологический график обработки груженых вагонов на подъездном пути металлургического комбината перед их подачей к вагоноопрокидывателю;
4. Рассчитать экономические эффекты и дополнительные затраты, возникающие в транспортно–производственной системе «железная дорога – металлургический комбинат», функционирующей по принципу «точно в срок»;
5. Описать возможные варианты дальнейшего продвижения готовой продукции металлургического комбината в цепи поставок до последующего потребителя в соответствии с ассортиментом выпускаемой комбинатом продукции.
Применение логистических концепций позволяет эффективно сократить затраты, возникающие на любом предприятии, в том числе и промышленном.
Также стоит отметить, что применение принципов логистики при транспортировке в цепях поставок способствует сокращению затрат, связанных с доставкой грузов, улучшению качества обслуживания клиентов, экономии времени и повышению конкурентоспособности фирм на рынке логистических услуг.
Системный подход дает возможность сконцентрировать внимание на всех участниках и фазах товародвижения как на едином организме, установленном на получении экономического результата.
К основным формам организации транспортных потоков, на железнодорожном транспорте относят, специализацию, план формирования и график движения поездов.
Также были выполнены все поставленные в начале работы задачи.
1. Оптимальным вариантом организации вагонопотоков является вариант №3, равный 1 005 вагоно-часов.
2. Были рассчитаны показатели цикла операций по обработке технологического маршрута руды, поступающей для выгрузки на металлургическом комбинате.
3. В завершении расчетов был построен технологический график обработки груженных вагонов на подъездном пути металлургического комбината перед их подачей к вагоноопрокидывателю
4. В данном курсовом проекте были рассчитаны общие эффекты, возникающие на предприятии и железной дороге с учетом экономии затрат:
Эффект на железной дороге равен – 16 539 459 руб.
Эффект на предприятии равен 786 800 000 руб.
Общий эффект равен 770 260 541 руб.
В качестве дальнейшего продвижения продукции был рассмотрен Челябинский металлургический комбинат, который, в свою очередь, является крупнейшим производителем стали в России.
1. Гаджинский А. М. Логистика: Учебник для бакалавров. — 21-е изд. / А.М. Гаджинский. - Москва : Дашков и К, 2017. - 420 с.
2. Ивуть, Р. Б. Логистика : учебное пособие для студентов специальностей 1-27 01 01 «Экономика и организация производства (по направлениям)», 1-27 02 01 «Транспортная логистика (по направлениям)» / Р. Б. Ивуть. – Минск : БНТУ, 2021. – 462 с.
3. Ковалева, Н.А. Основы логистики и управление цепями поставок: учеб. пособие / Н.А. Ковалева, А.В. Гузенко; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2016. – 127 с. – Библиогр.: с. 125–126.
4. Негреева В.В., Василёнок В.Л., Алексашкина Е.И. Логистика. Учебное пособие. – СПб: Университет ИТМО, 2015. – 85 с.
5. Управление цепью поставок (SCM) : учеб. пособие / сост. П. П. Крылатков, М.А. Прилуцкая. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2018.— 140 с.
6. Фёдоров Л.С., Зенкин А.А. Экономические эффекты взаимодействия железнодорожного транспорта и промышленного предприятия, функционирующих в цепях поставок: Учебно-методическое пособие к курсовому проектированию. – М.: РУТ(МИИТ), 2021. – 42 с;
7. Шумаев, В. А. Основы логистики : учеб. пособие / В. А. Шумаев. — М. : Юридический институт МИИТ, 2016. — 314 с.
8. Волжский трубный завод :: TMK (tmk-group.ru). – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://vtz.tmk-group.ru/ (дата обращения 12.11.2022)