Введение
Глава 1. «Орлятская» песня как феномен лингвокультуры
Всероссийского детского центра «Орлёнок»
1.1. Песня как компонент педагогической системы ВДЦ «Орлёнок»....
1.2. Авторство «орлятских» песен
1.3. Тематика «орлятских» песен
Выводы по первой главе
Глава 2. Языковые особенности текстов «орлятских» песен
2.1. Вербализация патриотических сентенций в текстах «орлятских»
песен
2.2. Лексические маркеры принадлежности песен к
лингвокультуреВДЦ «Орлёнок»
2.3. Категория лица в «орлятских» песнях
2.4. Реализация категории модальности в «орлятских» песнях
2.5. Обращения в «орлятских» песнях
Выводы по второй главе
Заключение
Библиографический список
Приложение. Сценарий воспитательного мероприятия «Вечер «орлятской» песни»
Песня - это «стихотворное произведение для пения» [Ожегов 1973: 471]. Тексты песен не раз становились предметом филологического и лингвистического анализа. Так, известны работы Д. Н. Курилова, в центре внимания которого находится авторская песня как жанр русской поэзии советской эпохи [Курилов 1999]. Лингвистический и коммуникативный аспекты русской авторской песни рассматриваются в трудах Л. Н. Дьяковой и И. А. Стернина[Дьякова, Стернин 2007]. Языковые особенности геопоэтики авторской песни стали предметом изучения В. А. Кофановой[Кофанова, 2005].Научный интерес представляют работы С. В. Пискуновой, В. Н. Левиной, Ван Хуэй, посвящённые исследованию текстов русских песен, включающих единицы с патриотической семантикой [Пискунова и др. 2017], а также труды Е. В. Нагибиной, рассматривающие содержание и языковые особенности текстов современных эстрадных песен [Нагибина 2002] и других учёных (И. С. Кузьмина, Л. А. Левниа, И. Б. Ничипоров и др.).
Исследователями отмечены особенности песни как текста: «Песня представляет собой особый тип текста, сочетающий общие поэтические традиции, синтетический жанр, включающий социокультурный, лингвокультурологический, политический, историческаий, географический, психологический, этнический элементы» [Пискунова и др. 2017: 15]. О
необходимости исследования песен говорит О. М. Окунева: «Изучение таких явлений, как самодеятельная песня, в том числе армейская, творчество отдельных социально-профессиональных групп, должны заниматься не только социологи, фольклористы, но и лингвисты» [Окунева 2003: 3].
На наш взгляд, это высказывание вполне справедливо и в отношении «орлятской» песни.Понятие «орлятская песня» включает песни о Всероссийском детском центре «Орлёнок»; песни, написанные в этом лагере, а также песни, которые поют в «Орлёнке».
Несмотря на широкую распространённость и популярность рассматриваемых песен не только во Всероссийском детском центре «Орлёнок», но и на территории всей нашей страны, а также в странах бывшего Советского Союза, специальных лингвистических исследований, посвящённых комплексному изучению языка их текстов, не проводилось, в то время как актуальным является содержание песен, поскольку в них представлены такие ценности человечества и, в частности, детства, как умение дружить, внимательно относиться к людям, быть верным своему слову, отвечать за совершённые поступки и, главное, любить Родину и уважать её историю. Важным является и то, что тексты «орлятских» песен интересны в плане языкового оформления: их тематика и содержание подкрепляется специфическими языковыми средствами разных уровней - своеобразными маркерами, отражающими принадлежность песен к лингвокультуре Всероссийского детского центра «Орлёнок». Всё это обусловливает актуальность выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования являются тексты«орлятских»песен, а также условия их создания и функционирования.
Предмет исследования - тематические и языковые особенности текстов «орлятских» песен.
Цель работы - выявить тематические и языковые особенности «орлятских» песен...
Песенная культура является одной из важнейших составляющих воспитательной системы Всероссийского детского центра «Орлёнок» (ранее - Всероссийского пионерского лагеря ЦК ВЛКСМ «Орлёнок»). Она породила особую номинацию - «орлятская песня». Понятие «орлятская песня» включает песни об «Орлёнке»; песни, написанные в «Орлёнке»; песни, которые поют в «Орлёнке».
«Орлятская» песня является фактором духовно-нравственного развития подрастающего поколения.
Содержание «орлятских» песен выражается с помощью языковых средств, что позволяет говорить о том, что песня - это феномен не просто культуры, а лингвокультуры Всероссийского детского центра «Орлёнок».
Особенность текстов «орлятских» песен видится в том, что их авторами являются как профессиональные поэты, так и те, для кого создание поэтических текстов не является профессией.
Тематика песен, которые созданы и / или поются во Всероссийском детском центре «Орлёнок», отличается разнообразием. Особенностью песенной культуры лагеря является наличие у него своего гимна. Множество песен посвящено «Орлёнку» и его лагерям. В песенном творчестве отражается ход смены, этапы дня. Особую группу составляют песни о вожатых, написанные как от лица детей, так и от лица самих наставников. Отметим песни о море, дружбе, любви и романтике, о преодолении трудностей, а также шутливые песни. Тематическое многообразие песен отражает особенности педагогической системы «Орлёнка» и атмосферы, которая формируется в лагере.
Патриотические сентенции в песнях Всероссийского детского центра «Орлёнок» передаются с помощью лексем Россия, страна, Отчизна, а также с помощью слов, связанных с макротопонимом Россия по ассоциации. Благодаря использованию данных слов происходит осознание говорящимисвоей принадлежности к стране, к её истории и современности. Реализация патриотических сентенций в «орлятских» песнях способствует воспитанию у подрастающего поколения чувства патриотизма.
Основными лексическими маркерами принадлежности текстов песен к лингвокультуре Всероссийского детского центра «Орлёнок» являются следующие лексемы: имя существительное Орлёнок / «Орлёнок» / орлёнок; имя прилагательное орлятский; слова, называющие лагеря «Орлёнка», и производные от них; слово вожатый и его производные; названия вожатских отрядов; слова разных частей речи, относящиеся к лексико-семантической группе «Свет».
Особенностью реализации категории лица в «орлятских» песнях является её широкая представленность формами личных местоимений и глаголов первого и второго лица. Формы первого лица позволяют передать отношение говорящего (поющего) к содержанию текста песни, формы второго лица придают текстам диалогичность.
В текстах «орлятских» песен представлена как реальная, так и ирреальная модальность. С помощью основных средств выражения модальности - глаголов (в том числе с частицами) - названы различные модальные значения: констатация реального действия, желательное или возможное действие, побуждение к действию. Категория модальности служит для выражения в текстах песен основных принципов воспитательной системы Всероссийского детского центра «Орлёнок»...
1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979.
2. Горбова М. А. Воспитание патриотизма у старшеклассников игровыми формами туристско-краеведческой деятельности: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1999. - 20 с.
3. Дьякова Л. Н. Авторская песня как коммуникативный жанр // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. - Воронеж: Издательство: Воронежский государственный университет, 2007. - № 1. - С. 32-35.
4. Дьякова Л. Н. Русская авторская песня в лингвистическом и коммуникативном аспектах: автореф. дисс. . канд. филол. н. - Воронеж, 2007. - 23 с.
5. Зайцев В. А. Авторская песня: её восприятие и перспективы изучения на современном этапе // Филологические науки. - 2005. - № 2.
6. Казачкова Т. В. Авторская песня как самодеятельное явление культуры. А. Галич, В. Высоцкий: Учебно-методическое пособие. - Курган: Изд-во Курганского ун-та, 2013.
7. Касаткин Л. Л. и др. Краткий справочник по современному русскому языку / Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков, П. А. Лекант; под ред. П. А. Леканта. - М.: Высш. шк., 1991. - 383 с.
8. Конова И. Г. Авторская (бардовская) песня как особый текст культуры: многомерность феномена // Вестник Коми государственного педагогического института. - 2011. - № 9. - С. 116-123.
9. Кофанова В. А. Языковые особенности геопоэтики авторской песни: на материале текстов произведений Б. Ш. Окуджавы, А. А. Галича, А. М. Городницкого, Ю. И. Визбора: дисс. ... канд. филол. н. - Ставрополь, 2005.
10. Кузьмина И. С. Межпесенный комментарий в выступлениях Юрия Гарина // Челябинский гуманитарий, 2010. - № 10. - С. 80-82.
11. Кулагин А. В. Барды и филологи: авторская песня в зеркале
литературоведения. - Коломна: Московский гос. обл. социально¬
гуманитарный институт, 2011.
12. Курилов Д. Н. Авторская песня как жанр русской поэзии советской эпохи: 60-70 гг.: дисс. ... канд. филол. н. - М., 1999. - 175 с.
13. Левина Л. А. Грани звучащего слова (эстетика и поэтика авторской песни): монография. - М., 2002. - 352 с.
14. Миллионщикова О. П. Притяжательные местоимения (опыт семантико-функционального анализа): автореф. дисс. ... канд. филол. н. - М., 1990. - 18 с.
15. Нагибина Е. В. Содержание и языковые особенности текстов современных эстрадных песен: дисс. ... канд. филол. н. - Ярославль, 2002...25