Ведение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования
1.1. Современное состояние проблемы развития словаря 6 детей
1.2. Закономерности развития словарного запаса в онтогенезе 13
1.3. Общее недоразвитие речи и его причины 15
1.4. Развитие речи старших дошкольников с ОНР 22
Глава II. Констатирующий эксперимент: изучение словарного запаса дошкольников с ОНР
2.1. Организация и методика экспериментального изучения 28
2.2. Анализ результатов изучения словаря детей с общим35 недоразвитием речи
Глава III. Содержание коррекционной работы, направленной на развитие словаря шестилетних детей с ОНР
3.1. Теоретические основы формирующего эксперимента 47
3.2. Коррекционная работа по развитию словаря старших 50 дошкольников с ОНР
3.3. Конспекты логопедических занятий 63
3.4. Результаты контрольного эксперимента 68
Заключение 72
Список литературы 74
Речь - это великий дар природы, который дает людям различные возможности для общения. Речь помогает людям устанавливать связь и понимать деятельность, выражать свои мысли и убеждения. Речь играет важную роль в том, как люди воспринимают мир.
Человеку дается очень мало времени для возникновения и формирования речи: к этому периоду относятся дошкольный и школьный возраст. Именно в этот период создаются хорошие условия для того, чтобы устная речь развивалась и складывались основы письменной речи, это все ведет к последующему развитию речи и языка ребёнка. Естественно, что речь развивается на протяжении всей жизни человека, но основное в речевом развитии закладывается именно в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Любая задержка или нарушение речи отражается на деятельности и поведении ребёнка. Дети с речевыми трудностями, которые осознают свои недостатки, становятся немногословными, застенчивыми и нерешительными, испытывают трудности в общении с другими людьми.
В целом, уровень речевого развития современных дошкольников крайне недостаточен. Запущенность речевого развития становится очевидной, когда дети начинают посещать школу. Здесь обнаруживаются серьёзные речевые трудности, которые затрудняют процесс обучения и приводят к дисграфии и дислексии. По данным исследователей, 85-90% детей в первом классе начальной школы имеют различные речевые нарушения и патологии. В связи со сложившейся ситуацией многие школы привлекают к работе с детьми младшего школьного возраста таких специалистов как логопеды. Однако наблюдения за работой логопедов в школах и беседы с ними показывают, что исправить большинство речевых нарушений в этом возрасте очень сложно, а иногда и невозможно. Это связано с тем, что речевые дефекты детей вовремя не выявлены, не смогли сформироваться и закрепиться на уровне связи в коре головного мозга. Кроме того, коррекция «застарелых» дефектов происходит на фоне интенсивного обучения детей письменной речи (чтению и письму).
Одним из самых распространённых нарушений речевой патологии является общее недоразвитие речи (ОНР), которое профессор Р.Е. Левина, изучая развитие речи у детей с нормальным слухом и интеллектом, первой выявила, что все языковые структуры формируются не системно, и назвала это общим недоразвитием речи.
Проблема развития словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста имеет большое значение, так как формирование компонентов языковой структуры необходимо для поступления в первый класс общеобразовательной школы. Уже установлено, что трудности письма и чтения у детей часто являются результатом общего недоразвития всех компонентов языка. Дисграфия и дислексия чаще встречаются у детей с III уровнем речевого недоразвития.
Изучение по теме «Особенности развития лексики детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня)», позволит лучше понять природу нарушения речевого развития у детей и наметить эффективные пути преодоления данной проблемы.
Развитие словарного запаса детей с ОНР III уровня важен потому, что количество детей с данной речевой патологией становится больше с каждым годом и развитие словарного запаса ребёнка будет способствовать его успешной подготовке к школе.
Объект изучения: словарный запаса у старших дошкольников с ОНР (III уровня).
Предмет изучения: игры, задания, упражнения для формирования словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня).
Цель: формирование словаря старших дошкольников с ОНР III уровня, путем использования логопедических упражнений...
Изучение психолого-педагогической литературы показало, что проблема формирования словарного запаса остаётся актуальной и недостаточно изученной. Исследование словарного запаса имеет большое теоретическое и практическое значение. С теоретической точки зрения, оно связано с видами ошибок, которые допускали дети при выполнении заданий, их причинами и конструированием этих ошибок. С практической точки зрения их наличие способствует более точному, целенаправленному и дифференцированному воздействию. На основе изученной литературы была представлена характеристика детей с ОНР (III уровня), рассмотрены методики по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста с данным речевым нарушением. В результате наиболее интересными мы посчитали методики развития словарного запаса, предложенные Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной, а также некоторые методики из работ других авторов. Их общим мнением было то, что словарный запас детей с ОНР (III уровень), не может развиваться самостоятельно и требует постепенной систематической коррекционной работы.
В ходе констатирующего эксперимента, который проведён с детьми экспериментальной и контрольной группы показал, что, несмотря на то, что в целом у них имеются специфические предпосылки для овладения мыслительными процессами, в развитии словарного запаса детей с ОНР (III уровня) есть некоторые особенности. Была выявлена ограниченность словарного запаса (в активном словаре преобладали имена существительные и глаголы, имелись трудности в использовании слов, обозначающие признаки, свойства и состояние предметов). Отмечены несоответствия между активным и пассивным словарём, неизвестное или неправильное использование многих общеупотребительных слов для описания визуально похожих объектов или их частей, а также недостаточное использование антонимов и синонимов. Применялись многочисленные замены словообразовательными неологизмами. В результате констатирующего эксперимента экспериментальная группа за выполнение заданий в общей сумме набрала 219 баллов, контрольная - 213.
Полученные данные об особенностях словарного запаса определяли основные направления, которые учитывались при составлении комплекса коррекционно-развивающих упражнений.
Результаты формирующего эксперимента показали, экспериментальная группа набрала в общей сложности - 282, а контрольная - 239 баллов.
Сравнительный анализ контрольной и экспериментальной группы показал положительную динамику развития словарного запаса в исследуемой группе. Разница результатов между констатирующим и контрольным экспериментами исследуемой группы составила 63 балла, что в 2 раза больше, чем в контрольной группе...
1. Белова-Давид, Р.А. К вопросу систематизации речевых
расстройств у детей [Электронный ресурс] / Р.А. Белова-Давид. - Электрон. текстовые дан. - М.: Просвещение, 1969. - Режим доступа:
http://pedlib.rU/Books/2/0240/2 0240-1.shtml, свободный (дата обращения: 17.12.22).
2. Бессонова, Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей. Словарный запаса и грамматический строй / Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова. - М.: АРКТИ, 1997. - 64 с.
3. Волосовец, Т.В. Преодоление ОНР дошкольников /
Т.В. Волосовец. - М.: Просвещение, 2002. - 156 с.
4. Выготский, Л.С. Развитие устной речи [Электронный ресурс] /
Л.С. Выготский. - Электрон. текстовые дан. - М.: Педагогика, 1983. -
Режим доступа: http://pedlib.rU/Books/1/0175/1 0175-192.shtml, свободный (дата обращения: 17.12.22).
5. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М.: Психология, 2005. - 193 с.
6. Гаркуша, Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Ю.Ф. Гаркуша. - М.: Центр гуманитарной литературы «Рон», 2008. - 128 с.
7. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Просвещение, 2007. - 472 с.
8. Деревянко, Н.П. Формирование словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи / Н.П. Деревянко, Е.А. Лапп // Практическая психология и логопедия. - 2006. - № 4. - С. 22-25.
9. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Электронный ресурс] / Л.Н. Ефименкова. - Электрон. текстовые дан. - М.: Просвещение, 1985. - Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/1/0383/1 0383- 1.shtml, свободный (дата обращения: 17.12.22).
10. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей [Электронный ресурс] / Н.С. Жукова. - Электрон. текстовые дан. - М.: Соц. полит, журн., 1994. - Режим доступа: http:ZZpedlib.ru/Books/2Z0028/2 0028- l.shtml, свободный (дата обращения: 17.12.22).
11. Жукова, Н.С. Формирование устной речи [Электронный ресурс] /
Н.С. Жукова. - Электрон. текстовые дан. - М.: Соц.полит, журн., 1994. -
Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/2Z0029/2 0029-1 .shtml, свободный (дата обращения: 17.12.22).
12. Захарова, И.Ю. Игровая педагогика - от первых дней до готовности к школе / И.Ю. Захарова, Е.В. Просветова // Дефектология. - 2019. - № 3. - С. 33-40.
13. Карнаухова, Я.Б. Стратегия логопедической работы по формированию связной монологической речи у дошкольников с ОНР методом изографического моделирования / Я.Б. Карнаухова // Дефектология. - 2018. - № 1. - С. 57-65.
14. Коноваленко, В.В. Синонимы / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2005. - 120 с.
15. Кусова, М.Л. Формирование словаря дошкольника через призму психолингвистики (содержание и методы работы) / М.Л. Кусова // Филологический класс. - 2003. - № 10. - С. 23-34...47