ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
1.1. Развитие диалогической речи в онтогенезе 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с речевым 12
недоразвитием
1.3. Логопедическая работа по развитию диалогической речи у 17
детей в исследованиях современных авторов
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента 23
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 26
ГЛАВА III. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
3.1. Цель, задачи и организация формирующего эксперимента 38
3.2. Игры и задания, направленные на формирование диалогической 40
речи
3.3. Результаты контрольного эксперимента 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком - это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.
Изучение диалогического общения детей с общим недоразвитием речи в процессе игровой деятельности является одной из актуальных проблем современной логопедии, коррекционной педагогики, психологии.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Для достижения связности речи необходимо также умело использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение, подбирать подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения, использовать языковые средства для связи предложений.
У детей с нормой речевого развития в старшем дошкольном возрасте связная речь достигает довольно высокого уровня. Это очень важно для дальнейшего успешного обучения в школе, для всестороннего развития личности ребенка.
Психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития. Исследования В.П. Глухова, Л.Г. Парамоновой, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой, С.Н. Шаховской и многих других ученых показали, что большую часть среди этих детей составляют дошкольники с общим недоразвитием речи (ОНР). Понятие «общее недоразвитие речи» предполагает наличие симптомов несформированности всех компонентов речевой системы: фонетико-фонематической ее стороны, лексического состава, грамматического строя и связной речи. Наличие у детей данной категории нарушений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные затруднения в их обучении и воспитании. Важным фактором, препятствующим полноценному развитию детей с ОНР, является несформированность их связной речи. Умение связно, последовательно и образно выражать свои мысли является не только необходимым условием успешности обучения в школе, но и позволяет расширять возможности в общении с окружающими взрослыми людьми и сверстниками. Нормальный уровень развития связной речи предполагает сформированность всех подсистем языка, а также достаточный уровень развития познавательной деятельности ребенка (В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко).
В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др. отмечают, что для высказываний детей с ОНР характерны: нарушение логической последовательности повествования, отсутствие связности, пропуски смысловых звеньев, незавершенность микротем, возвращение к ранее сказанному, длительные паузы на границах фраз, отчетливо выражены лексические затруднения - бедный словарный запас, недостатки в грамматическом оформлении предложений, неправильное оформление связи слов, пропуски слов, дублирование элементов фразы, ошибки в образовании глагольных форм.
Специалистами (логопедами, психологами) разработаны и предлагаются различные методики: дидактические игры, сценарии
активизирующего общения для развития диалогической формы речи у дошкольников с ОНР...
В связной речи реализуется замысел высказывания в последовательном, связном, заранее спланированном изложении. Умение связно излагать свои мысли очень важно для человека. Последовательность и логичность, полнота и связность, композиционное оформление являются важными качествами связной речи, и этими качествами человек должен владеть в полной мере.
Специалисты В.П. Глухов, Л.Г. Парамонова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская доказывают, что у детей с ОНР диалогическая речь оказывается недостаточно сформированной, и говорят о важности ее развития для формирования речевой системы в целом, в связи с этим изучение диалогической речи у детей с ОНР представлялось нам актуальным.
Для реализации поставленной цели был проведён теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования: изучено развитие диалогической речи в онтогенезе; дана психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР; проанализированы особенности диалогической речи данной категории детей и возможности логопедической работы с дошкольниками с ОНР.
В соответствии с целью работы было проведено констатирующее исследование, которое предполагало выявление уровня развития диалогической речи и её особенностей у старших дошкольников с ОНР. Эксперимент состоял из двух этапов, проводимых по методикам В.П. Глухова и И.Д. Коненковой.
Результаты, полученные в констатирующем эксперименте, свидетельствуют о том, что в рассказах детей с ОНР преобладали простые распространённые предложения, присутствовали замены слов; недостаточно использовались лексико-грамматические средства языка; отмечались нарушения грамматической связи слов как внутри предложения, так и между предложениями; наблюдалась незавершённость ряда микротем, возвращение к раннее сказанному и трудности в реализации замысла, недостаточная развёрнутость высказывания, паузы, аграмматизмы и др.
На основании данных констатирующего эксперимента был сделан вывод о необходимости совершенствования диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Поскольку «рассказывание» считается специфической формой повествования, отличающееся сжатостью и простотой, в которых рассказчик самостоятельно выбирает не только содержание, но и форму изложения (в отличие от пересказа), постольку доказаны его возможности для развития связной речи дошкольников с нарушением языковой способности в процессе их обучения рассказыванию с опорой на наглядный материал. Вследствие этого обучение детей рассказыванию заняло в данной работе особое место. Картина - это материал, приспособленный к тому, чтобы стимулировать детей к составлению рассказов, поэтому рассказывание ребёнка служит не только дидактическим целям, но и коммуникативным. При соблюдении этого условия рассказывание в обстановке естественного общения позволяет развивать речевые способности каждого дошкольника. Восприятие картины как графической знаковой системы и включение ребёнка в эту систему позволяет научить дошкольника моделированию окружающего мира, сформировать у него план представлений...
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. / М.М. Алексеева, В.И. Яшина - М.: Академия, 2000.
2. Барменкова, Т.Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: / Т.Д. Барменкова - М., 1996.
3. Белякова, Л.И. Речевой онтогенез и значение гиперсензитивных периодов // Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи. Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - Воронеж: МОДЭК, 2001.
4. Бородич, А.М. Методика развития речи детей. / А.М. Бородич - М.: Просвещение, 1981.
5. Волкова, Л.С. Логопедия. / Л.С. Волкова - М.: Просвещение, 1989.
6. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. Т.5. / Л.С. Выготский - М., 2003.
7. Глухов, В.П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. / Глухов В.П. - М., 1987.
8. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. / Глухов В.П. - М.: АРКТИ, 2004.
9. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: / Дети с общим недоразвитием речи. Кн. Для логопеда. - 2-е изд., перераб. - М., 1985.
10. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2000.
11. Иванова, А.Л. Становление функций речи в онтогенезе // Логопедия, 2006, №3.
12. Кислова, Т.Р. Из опыта работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию. // Дефектология, 1994, №4.
13. Кольцова, М.М. Ребёнок учится говорить. / М.М. Кольцова - М., 1979.
14. Коненкова, И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. / И.Д. Коненкова - М., 2003.
15. Коноваленко, В.В. Развитие связной речи. / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко - М., 2005...44