Введение 3
Глава I. Роль публицистических элементов в художественном произведении
1.1. Виды публицистических элементов в художественном тексте 6
1.2. Функции публицистических элементов в произведениях литературы 12
Выводы по главе 1 17
Глава II. Очерки И.А. Гончарова - особенности метода и формы.
2.1. Влияние поэтики «натуральной школы» на художественный метод в
произведениях И.А. Гончарова 18
2.2. Публицистические элементы в очерках писателя 23
Выводы по главе II 40
Глава III. Пути углубления представлений учащихся о публицистических элементах в художественном произведении
3.1. Опыт изучения творчества И.А. Гончарова в
школе 42
3.2. Система уроков по формированию у учащихся представлений о публицистических элементах на основе очерков И.А.
Гончарова 49
Выводы по главе III 57
Заключение 58
Библиографический список 60
Приложения 65
Творчество И.А. Гончарова имеет огромное значение для литературы XIX века. По мнению Н.А. Добролюбова, сильнейшая сторона автора заключалась в том, чтобы охватить полный образ предмета, «отчеканить, изваять его». А.М. Горький относил И.А. Гончарова к тем «великанам литературы», «писавшим пластически», у которых «слова, точно глина, из которой они лепили фигуры и образы людей, живые до обмана».
Очерки И.А. Гончарова печатались во многих российских журналах, выходивших в середине XIX века. Особый интерес вызвала книга очерков в двух частях «Фрегат «Паллада»». Многие из путевых очерков были опубликованы в «Отечественных записках», «Современнике», «Библиотеке для чтения», «Морском сборнике» и «Русском вестнике».
Современники ценили в произведениях И.А. Гончарова широкий охват и типическое изображение жизни, отображение в литературе существенных сторон действительности, а также то, что он всегда стремился к раскрытию, по его словам, «сути жизни, ее коренных основ».
Многим он знаком как писатель, автор романов «Обломов», «Обыкновенная история» и «Обрыв». Также в школе изучается его критическая статья «Мильон терзаний». Однако мало изучается творчество автора как публициста, написавшего десятки очерков, среди которых «Иван Савич Поджабрин», «По Восточной Сибири. В Якутске и в Иркутске» и другие.
Цель нашего исследования - предложить пути углубления представлений учащихся о публицистических элементах в художественном произведении на материале очерков И.А. Гончарова...
В результате решения задач мы пришли к следующим выводам:
1. Роль публицистических элементов в художественных произведениях И.А. Гончарова состоит в том, чтобы показать реальность описываемых фактов. При этом основной функцией использования публицистических элементов является воздействие на читателя.
2. На творческий метод И.А. Гончарова повлияли принципы поэтики «натуральной школы». В этим мы убедились при анализе очерков «Иван Савич Поджабрин», а также «На мысе доброй Надежды» и «Русские в Японии» (из книги в двух частях «Фрегат «Паллада»»).
3. Мы предложили пути углубления представлений учащихся о публицистических элементах в художественном произведении, разработав два урока. Элективные занятия построены на основе анализа очерков «Иван Савич Поджабрин», а также «На мысе доброй Надежды» и «Русские в Японии» (из книги в двух частях «Фрегат «Паллада»»). Особое внимание учащихся мы обращаем на своеобразие выражения авторской позиции. К примеру, в очерке «Иван Савич Поджабрин» авторская позиция не выражена прямо, используется минимальное количество описаний, повествование основано на диалогах главных героев. В очерках «На мысе Доброй Надежды» и «Русские в Японии» автор, наоборот, прибегает к типичным элементам путевого очерка: использует большое количество деталей при описании природы и местных жителей, открыто выражает свое мнение и ведет рассказ от первого лица, так как сам являлся участником событий. Произведения отличаются тем, что в первом описываются вымышленные события, а во втором - те, что были в действительности. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в очерках писателя находят отражение как черты публицистики, так и художественной литературы.
1) Антонова В.И. Трансформация типологической и жанровой систем в современной журналистике: автореферат дис. д-ра филологических наук. - Саранск, 2006.
2) Антонова С.Г., Васильев В.И., Жарков И.А., Коланькова О.В., Ленский Б.В., Рябинина Н.З., Соловьев В.И. Редакторская подготовка изданий. - М., 2004. - 496 с.
3) Барсов Н.И. Воспоминания о И. А. Гончарове // Исторический вестник. Историко-литературный журнал. - СПб., 1991. - С. 124.
4) Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М., 1986. - 256 с.
5) Бахтин М.М. Проблема автора // Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. - СПб., 2000. - 320 с.
6) Большая советская энциклопедия. В 30 томах. - М., 1969. - 438 с.
7) Борев Ю.Б. Словарь литературных терминов. В 2-х томах. - М., 2003. - 456.
8) В.В. Ворошилов. Журналистика. Учебник. - СПб., 2002. - 656 с.
9) Володина М.Н. СМИ как форма «общественного диалога» // Язык современной публицистики. - М., 2007. - 288 с.
10) Давыдов А.Г. Типологический анализ газеты. - Ростов-на-Дону, 1984. - 246 с.
11) Дарвин М. Н., Магомедова Д. М., Тюпа В. И., Тамарченко Н. Д. Теория литературных жанров / Под ред. Н. Д. Тамарченко. - М., 2011. - 256 с.
12) Жук А.А. Роман 60-х годов («Обломов», «Отцы и дети», «Что делать») // Жук А.А. Русская проза второй половины XIX века. - М., 1981. - С. 38¬87.
13) Журбина Е. К. Теория и практика художественно-публицистических жанров. — М., 1969. — 399 с.
14) Кайда Л.Г. Позиция автора в публицистике: Стилистическая концепция // Язык современной публицистики. - М., 2007. - 148 с.
15) Козлов В.И. Жанр как инструмент прочтения. - Ростов-на-Дону, 2012. - 234 с...71