Педагогические условия формирования представлении о безопасном поведении при чрезвычайных ситуациях террористического характера у
детей старшего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БЕЗОПАСНОМ ПОВЕДЕНИИ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО
ХАРАКТЕРА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Изучение особенностей формирования представлений о
безопасном поведении у детей дошкольного возраста в психолого¬педагогической литературе 8
1.2. Особенности формирования представлений о безопасном
поведении при чрезвычайных ситуациях террористического характера у детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Психолого-педагогическое обоснование условий формирования
представлений о безопасном поведении при чрезвычайных ситуациях террористического характера у детей дошкольного возраста 19
ГЛАВА П. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БЕЗОПАСНОМ ПОВЕДЕНИИ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ТЕРРОРИСТИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Изучение уровня сформированности представлений о безопасном поведении у детей старшего дошкольного возраста 30
2.2. Содержание работы по формированию представлений о
безопасном поведении при чрезвычайных ситуациях террористического характера у детей старшего дошкольного возраста 37
2.3. Определение эффективности работы по формированию
представлений о безопасном поведении при чрезвычайных ситуациях
террористического характера у детей старшего дошкольного возраста 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
В современном мире чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера являются проблемой государства. Важная роль для обеспечения безопасности детей принадлежит системе образования, в частности ДОО.
В связи со сложившейся ситуацией относительно возрастающих угроз возникновения чрезвычайных ситуаций террористического характера (далее - ЧСТХ) появилась необходимость теоретического переосмысления и практического решения проблемы формирования представлений о безопасном поведении в условиях ЧСТХ у личности на всех ступенях образования, начиная с дошкольного периода детства. Дошкольный возраст - важнейший период развития личности, формирования представлений о безопасном поведении, закладки прочных основ опыта жизнедеятельности. Учитывая тот факт, что ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности - на взрослого природой возложена миссия его защиты.
Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, воспитывать у них привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома.
В работе с дошкольниками при формировании знаний по ОБЖ наряду с обучением правилам дорожного движения, пожарной безопасности важной задачей является знакомство дошкольников с правилами личной безопасности в сфере антитеррористической деятельности и привитие навыков правильных действий в различных проблемных жизненных ситуациях [7, с. 56].
Актуальность проблемы формирования культуры личной безопасности в сфере антитеррористической деятельности обусловлена тем, что в современном мире появляются новые опасности, к которым должен быть готов человек.
В процессе формирования представлений о безопасном поведении при ЧСТХ у детей старшего дошкольного возраста важно не только оберегать их от опасности, но и готовить к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать навыки безопасного поведения на улице, в общественных местах [21, с. 200].
Проблема формирования навыков безопасного поведения дошкольников не нова для науки. Различные её аспекты широко представлены в исследованиях многих учёных (Н.Н. Авдеевой [1], Л.П. Анастасовой [2], Р.Б. Стеркиной [34], М.В. Шелудько [41] и др.). Личную безопасность дошкольников (в том числе антитеррористическую) рассматривали Н.Ю. Белая [6], Л.Н. Галигузова [12], А.В. Гуревич [15], Е.В. Кузьмина [22], Т.А. Шорыгина [42]. Методологические основы формирования представлений о безопасном поведении в ЧСТХ у детей дошкольного возраста представлены в исследованиях О.В. Котловановой [21].
Некоторые широко распространенные программы ставят акцент на усвоение знаний об источниках опасности и мерах предосторожности, а это лишь один из компонентов культуры безопасности жизнедеятельности детей. Поэтому у детей дошкольного возраста нет достаточных знаний о безопасном поведении в условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе ЧСТХ. Так, например, А.Н. Маликов [23] делает акцент в предупреждении бытового детского травматизма; Л.А. Григорович [14] предлагает педагогам и родителям рассматривать вместе с детьми рисунки, на которых изображены опасные ситуации, вызывающие у них эмоциональный отклик, сопереживание, заставляющие задуматься. В программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина) [1] главная задача - стимуляция развития у дошкольников самостоятельности, ответственности за свое поведение, воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, обучение детей правилам поведения на дороге, на воде, при пожаре...
Тема настоящей выпускной квалификационной работы актуальна. В современном мире чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера являются проблемой государства. Образование играет важнейшую роль в обеспечении национальной безопасности отдельной личности и общества в целом. В связи со сложившейся ситуацией относительно возрастающих угроз возникновения ЧСТХ появилась необходимость теоретического переосмысления и практического решения проблемы формирования представлений о безопасном поведении в условиях ЧСТХ у личности на всех ступенях образования, начиная с дошкольного периода детства.
В первой главе ВКР освещён широкий круг вопросов, связанных с формированием представлений о безопасном поведении при ЧСТХ у детей дошкольного возраста.
Представлен теоретический анализ и сущностная характеристика понятий «безопасность» и «безопасное поведение». Делается вывод, что под понятием безопасность принято понимать такое состояние личности, при котором ничего не угрожает ее жизни, здоровью (физическому и психическому). Безопасное поведение личности предполагает наличие стереотипов и сознательных действий, который позволяют обеспечить комфортность существования, предупреждает физический и психический травматизм. Иными словами, безопасное поведение - это умение предвидеть опасности, уметь их избегать, знать, как вести себя в опасной ситуации.
Формы работы по формированию представлений о безопасном поведении достаточно разнообразны - это дидактические, сюжетно-ролевые игры и игры-практикумы; включенное и невключенное наблюдение; беседы- обсуждения; решение проблемных ситуаций; проектная деятельность; речевые ситуации; сценарии активизирующего общения и другие. При этом игра - ведущий вид деятельности и форма организации процесса обучения, является средством побуждения, стимулирования обучающихся к познавательной деятельности, ведет к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемых стратегий безопасного поведения при ЧСТХ.
Чтобы повысить защищенность детей им необходимо овладеть наблюдательностью, умением анализировать свои ошибки, приведшие к неприятностям, отдавать себе отчет о возможных последствиях тех или иных своих поступков, а также навыками грамотных действий в случае проявления опасностей. Поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение к личной безопасности, безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в различных ситуациях. Эти задачи стоят как перед родителями, так и перед педагогами ДОО.
Обоснована необходимость создания особых педагогических условий для успешного формирования представлений о безопасном поведении при ЧСТХ: поощрение заинтересованности ребёнка в своей безопасности; достаточность наглядных материалов по обеспечению безопасности детей; приоритет знаниевого компонента над эмоциональным при упоминании, столкновении с ЧСТХ; убеждённость ребёнка в обеспечении его безопасности взрослыми; сотрудничество педагогов с родителями...
1. Авдеева Н.Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасной жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. - СПб: Детство-пресс, 2015. - 240 с.
2. Анастасова Л.П. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности. / Л.П. Анастасова, И.В. Иванова. - М.: Знание, 2016. - 120 с.
3. Антонова Т.Р. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка. / Т.Р. Антонова, Е.В. Волкова, Н.А. Мишина // Дошкольное воспитание. - 2018. - №6. - С. 66-70.
4. Арнаутова Е.М. Методы обогащения воспитательного опыта родителей. / Е.М. Арнаутова // Дошкольное воспитание. - 2012. - №9. - С. 52-58.
5. Архипова Ю.С. Педагогическая деятельность в области безопасности
жизнедеятельности как средство профилактики терроризма. / Молодой
ученый. - 2016. - №6.1 (110.1). - С. 7-9.
6. Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М.: Знание, 2016. - 90 с.
7. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 64 с.
8. Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров. / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Юрайт, 2013. - 510 с.
9. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов пед. институтов. / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др. - М.: Просвещение, 2015. - 560 с.
10. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб: Союз, 2016. - 540 с.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Знание, 2016. - 560 с.
12. Галигузова Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата. / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова- Замогильная. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 284 с.
13. Гражданская защита: Энциклопедия в 4 томах. Том I (А-И); под общей редакцией С.К. Шойгу; МЧС России. - М.: Московская типография №2, 2016. - 90 с.
14. Григорович Л. Опасные ситуации в жизни детей. / Дошкольное воспитание. - 2015. - №7. - С. 15-20.
15. Гуревич А.В. Безопасность ребенка в большом городе: Педагогические и социальные технологии. / А.В. Гуревич, Е.В. Хижнякова, Э.С Анопова. - М.: Знание, 2016. - 340 с...42