Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы агрессивности и тревожности подростков из однодетных и многодетных семей 6
1.1. Воспитательный потенциал однодетной и многодетной семьи 6
1.2. Агрессивность и тревожность: понятие, подходы к определению 12
1.3. Особенности агрессивности и тревожности подростков из однодетной и
многодетной семьи 23
Глава 2. Эмпирическое исследование различий в показателях агрессивности и тревожности подростков из однодетных и многодетных семей 33
2.1. Описание процедуры и методов исследования 33
2.2. Анализ результатов диагностики показателей агрессивности и
тревожности подростков из однодетных и многодетных семей 35
2.3. Различия в показателях агрессивности и тревожности подростков из
однодетных и многодетных семей 43
Выводы 47
Заключение 49
Список используемых источников 51
Приложение 60
Актуальность проблемы агрессивного поведения и тревожности в последние годы связана с социальным кризисом общества, что требует более тщательного изучения причин, форм, диагностики показателей агрессивности и тревожности, поиска эффективных мер социального контроля и др.
Проблемы роста агрессивности и тревожности в подростковом возрасте связана с социальными изменениями, происходящими в современном обществе, и затрагивающими практически все сферы, включая семью.
Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Для ребенка семья - это целый мир, в котором складываются представления о себе, других людях, понятиях добра и зла, справедливости, верности, чести, ответственности и долге.
Семья способствует формированию черт характера, убеждений, мировоззрения подростков. На протяжении длительного периода онтогенеза важнейшую роль в личностном развитии ребенка играют родители. Взаимоотношения с родителями могут оказывать на ребенка, как положительное влияние, так и отрицательное. В зависимости от этого, ребенок будет усваивать определенные поведенческие навыки, навыки межличностного общения, поло-ролевые образцы поведения и многое другое.
Все эти изменения на уровне семьи существенно отражаются на особенностях внутрисемейных отношений, которые существенно влияют на усвоение детьми образцов поведения. Особенно важной в настоящее время является проблема многодетности.
Отечественные исследования многодетных семей проводились с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возрастов. Психологические особенности подростков из многодетных семей практически не изучались [3, 4].
Данное исследование направлено на изучение психологических характеристик детей подросткового возраста в многодетных и однодетных семьях.
Цель исследования: изучение различий в показателях агрессивности и тревожности подростков из однодетных и многодетных семей, для использования полученных данных в практической деятельности педагога - психолога для профилактической работы с подростками...
Особенности социально-психологических характеристик детей из многодетных и однодетных семей нашли отражение в специфике их межличностных отношений. В многодетных семьях наблюдается некое единство ее членов. Дети из многодетных семей стремятся к общению, прежде всего, с членами своей семьи; они вытесняют из близкого круга других людей, которые входят в их окружение: взрослых, родственников, друзей, учителей. Дети из однодетных семей активно ищут общения с другими людьми вне семьи.
Исследователи установили, что дети из многодетных семей менее пластичны, хуже ориентируются в неопределенных ситуациях, чаще проявляют конформизм, чем независимость. Они более тревожны и обидчивы, испытывают большую потребность в одобрении, также обладают более высокими оценками организованности.
Изучив имеющиеся в науке изыскания по выдвинутой проблеме, мы можем сделать следующие выводы. Основными психологическими проблемами многодетной семьи являются дефицит внимания к детям со стороны родителей, повышение социального возраста, сложности психологического климата, которые ведут к снижению уровня жизни и здоровья.
Однодетная семья - это семья, воспитывающая одного ребенка (в том числе усыновленного, а также пасынков и падчериц) в возрасте до 16 лет, а также в возрасте до 18 лет, если он обучается в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы. В однодетной семье созданы лучшие условия для формирования личности ребенка, его моральных качеств, ребенок получает больше внимания от родителей, они уделяют больше времени его воспитанию, образованию, лечению и прочим. Однако, единственные дети отличаются повышенной тревожностью, они больше привязаны к родителям, получает больше внимания и любви родителей, на него тратится больше времени и материальных средств.
Таким образом, можно сказать, что слаженная, целенаправленная работа психологов, педагогов, классных руководителей призвана минимизировать разницу между формирующимися личностными особенностями детей из однодетной и многодетной семей. Необходимым также в своей профессиональной деятельности является учет психологических различий между такими детьми.