Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения связи личностных характеристик с мотивацией учебной деятельности у школьников и студентов 6
1.1. Понятие «мотивация» в психологии 6
1.2. Понятие и структура учебной деятельности 15
1.3. Мотивация учебной деятельности 22
1.4. Мотивационно - смысловые образования в структуре учебной
деятельности 29
Выводы по 1 главе 33
Глава 2. Эмпирическое исследование связи личностных характеристик с
мотивацией учебной деятельности у школьников и студентов 35
2.1.Описание процедуры и методов исследования 35
2.2. Результаты исследования связи личностных характеристик с мотивацией учебной деятельности у школьников и студентов 37
Выводы 48
Заключение 53
Список используемых источников 56
Приложение
Индивидуальные особенности личности оказывают существенное влияние на учебную деятельность. От определенных черт и свойств зависит усвоение учащимся учебного материала, организация учебной деятельности. Для каждого человека характерна своя индивидуальная скорость восприятия, переключение внимания, проявление эмоциональных и волевых качеств.
Особенности личности играют не малую роль в формировании учебной мотивации ребенка, его успешности в учебной деятельности.
Исследованием мотивов учебной деятельности занимались многие ученые и психологи: Г.А. Мухина, П.М. Якобсон, В.А. Якунин, С.В. Бобровицкая, А.А. Реан и многие другие. Б.Ф. Ломов считал, что в мотивах и целях наиболее отчетливо проявляется системный характер психического. Мотивы выступают как интегральные формы психического отражения.
Связь личностных характеристик с мотивацией учебной деятельности так же подтверждают работы С.Л. Рубинштейна, Э. Эриксона, К. Роджерса.
Современное общество нуждается в людях с высоким уровнем общего развития, высоким уровнем профессионализма в своей деятельности, обладающих широким кругом знаний, важны такие качества, как инициативность и предприимчивость в обучении и профессиональной деятельности.
Построение учебного процесса, который мог бы быть основой формирования мотивационной среды является одной из актуальных проблем современного общества.
Для наиболее эффективного усвоения учебного материала процесс учебной деятельности необходимо строить, учитывая индивидуальные особенности и личностные качества человека. Для этого необходимо изучение личностных характеристик обучающихся и их связи с мотивацией учебной деятельности, что составляет актуальность темы исследования.
Цель исследования: изучение связи личностных характеристик с мотивацией учебной деятельности у школьников и студентов для использования полученных данных в работе педагога-психолога для помощи педагогам в построении процесса учебной деятельности, способствующего наиболее эффективному усвоению учащимися учебного материала.
Объект исследования: личностные характеристики и мотивация учебной деятельности школьников и студентов.
Предмет исследования: связь личностных характеристик с мотивацией учебной деятельности у школьников и студентов.
Гипотеза: существует связь личностных характеристик с мотивацией к учебной деятельности у школьников и студентов, а также существуют различия в личностных характеристиках и мотивации к учебной деятельности у школьников и студентов.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
1. Проанализировать данные теоретических и практических исследований по проблеме изучения связи личностных характеристик с мотивацией к учебной деятельности.
2. Провести эмпирическое исследование связи личностных характеристик с мотивацией к учебной деятельности у школьников и студентов.
3. Проанализировать результаты диагностики и интерпретировать полученные данные.
4. Сформулировать выводы исследования и сделать заключение.
В качестве основного метода исследования был использован диагностический эксперимент с применением следующих методик:
1. Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла (форма 16 PF);
2. Опросник для выявления уровня субъективного контроля (УСК) (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, Л.М. Эткинд);
3. Методика изучения мотивации достижения А. Мехрабиана;
4. Опросник изучения типа мотивации учебной деятельности Домбровской И.С.
Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» и МБОУ СОШ №7 г. Пензы. В исследовании приняли участие 20 студентов в возрасте от 19 до 22 лет и 20 учащихся 9 класса в возрасте 14 до 16 лет.
В данной работе исследовалась связь личностных характеристик с мотивацией учебной деятельности у школьников и студентов.
Актуальность данной работы связана с тем, что в современном обществе не хватает людей с высоким уровнем общего развития, высоким уровнем профессионализма в своей деятельности, обладающих широким кругом знаний. Для будущих профессионалов и тех, кто уже трудится в профессиональной сфере важны такие качества, как инициативность и предприимчивость в обучении и профессиональной деятельности.
Построение учебного процесса, который мог бы быть основой формирования мотивационной среды является одной из актуальных проблем современного общества.
Для того, чтобы учебный материал более эффективно усваивался, процесс учебной деятельности необходимо строить, учитывая индивидуальные особенности и личностные качества человека. Для этого необходимо изучение личностных характеристик обучающихся и их связи с мотивацией учебной деятельности, что составляет актуальность темы исследования.
В ходе эмпирического исследования было установлено, что:
- у школьников и студентов проявляется связь мотивации избегания неудач со склонностью приписывать вину за промахи и неудачи себе самому. Возможные потери и неудачи могут сильно влиять на эмоциональное состояние таких людей, у них развивается тревожность, появляется разочарование в себе и своих силах, на основе чего они стремятся минимизировать свои потери в случае возможного негативного результата своей деятельности;
- у испытуемых с социальной и познавательной направленностью мотивации проявляется тенденция к стремлению избегания неудач в учебной деятельности. Для одних возможные неудачи в деятельности, критика со стороны окружающих отражается на их социальном положении в группе, личностном состоянии, на основании чего они стремятся обойти стороной ситуации с возможными потерями и промахами. Другие же стремятся избегать случаи неудач, т.к. негативный результат сказывается на их личном состоянии, а как следствие и на учебе - у них ухудшаются оценки по предметам и уровень обучения в целом;
- наблюдается связь проявления социальной направленности мотивации с высокой нормативностью личности. Можно предположить, что это связано с тем, что у испытуемых с высокой нормативностью личности более преобладает познавательный характер учебной мотивации. Такие черты личности, как добросовестность и ответственность помогают учащимся достигать успехов в учебе, ответственно и с усердием подходить к выполнению учебных заданий. Социальная же направленность мотивации проявляется у испытуемых с высокой нормативностью личности более редко;
- были выявлены различия в выраженности социальной мотивации у школьников и студентов. У испытуемых с высоким уровнем общительности мотивация учебной деятельности носит социальных характер. Можно предположить, что это связано с тем, что учащиеся стремятся занять лидерскую позицию в классе, среди одноклассников. Проявление данной выраженности наиболее характерна для школьников;
- наблюдаются различия в выраженности познавательной направленности мотивации у испытуемых группы школьников с высокой и низкой нормативностью поведения. У учащихся, чья нормативность поведения высока, познавательная активность и познавательный интерес к учебе дает положительный результат, их учебная деятельность оценивается очень высоко. Возможно, это связано с тем, что у данных испытуемых высокий уровень ответственности, добросовестности, они стремятся верно и точно выполнять учебные задания;
...
1. Алексеев В.Н. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возраста: Автореф. дис. канд. псих. наук - М.: НГГУ 2012. - С. 9.
2. Асеев В.Г. Проблема мотивации и личности. Теоретические проблемы психологии личности. - М.: Педагогика, 2004. - 122 с.
3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формированиие личности. - М.: Мысль, 2012 - 223с.
4. Асмолов А.С. Некоторые перспективы исследования смысловых образований личности. // Вопросы психологии. - 2014. - № 4. - С.93-102.
5. Асмолов А.Г. Деятельность и уровни установок. // под ред. Вестник МГУ. сер. 14. Психология. - 2014. - № 1. - С. 3 - 12.
6. Благонадежина Л.В. Изучение мотивации поведения детей и подростков / под ред. Л.И. Божович. - М.: Педагогика, 2010. - 351 с.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2012. - 400с.
8. Братусь Б.С. Психология личности. // Хрестоматия. Психология личности под ред. Д.Я. Райгородского. - М.: Байрах, 2002. - Т2. - 544 с.
9. Братусь Б.С. Об одном механизме целеполагания. // Вопросы психологии. - 2015. - № 2. - С.121 - 124.
10. Бадьина Н. П. Показатели психологической комфортности ребенка в образовательном учреждении: Методические рекомендации для педагогов - психологов. - К.: Курган, 2016. - 65 с.
11. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под. ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. - М.: Педагогика, 2012. - С.41-42.
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология - М.: Питер, 2013. - 712 с.
13. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: МГУ, 2012. - 288 с.
14. Гордеева Т.О. Мотивационные факторы, влияющие на достижения в учебной деятельности // Психология в вузе. - 2015.- № 4. - C. 3-27.
15. Гордеева Т.О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2012. - 156 с.
16. Голенков С.И. Культура, смысл, сознание. Монография. - Самара: Самарский Университет, 2010. - 120 с.
17. Головей Л.А. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взрослости.- СПб.; СПб., 2006. - 234 с.
18. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: МГУ, 2006. - 280 с.
... всего 40 источников