ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
|
Введение. 3
Глава I. Становление грамматических категорий в онтогенезе
1.1. Лингвистический подход к изучению предложно-падежных 6
конструкций
1.2. Появление предложно-падежных конструкций в онтогенезе 11
1.3. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР
Глава II. Особенности употребления младшими
школьниками предложно-падежных конструкций
2.1. Организация, цель и задачи экспериментального изучения 22
2.2. Система диагностических заданий 23
2.3. Анализ полученных результатов 25
Глава III. Содержание коррекционно-логопедической работы
3.1. Цель, задачи и этапы логопедической работы 3
3.2. Содержание обучающего эксперимента
3.2.1. Вводное занятие по формированию падежных конструкций 33
3.2.2. Винительный падеж 34
3.2.3. Родительный падеж 35
3.2.4. Дательный падеж 36
3.2.5. Творительный падеж 37
3.2.6. Обобщение и закрепление падежных форм 39
3.2.7. Работа с предложно-падежными конструкциями 41
3.3. Контрольный эксперимент 57
Заключение 60
Список литературы 62
Глава I. Становление грамматических категорий в онтогенезе
1.1. Лингвистический подход к изучению предложно-падежных 6
конструкций
1.2. Появление предложно-падежных конструкций в онтогенезе 11
1.3. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР
Глава II. Особенности употребления младшими
школьниками предложно-падежных конструкций
2.1. Организация, цель и задачи экспериментального изучения 22
2.2. Система диагностических заданий 23
2.3. Анализ полученных результатов 25
Глава III. Содержание коррекционно-логопедической работы
3.1. Цель, задачи и этапы логопедической работы 3
3.2. Содержание обучающего эксперимента
3.2.1. Вводное занятие по формированию падежных конструкций 33
3.2.2. Винительный падеж 34
3.2.3. Родительный падеж 35
3.2.4. Дательный падеж 36
3.2.5. Творительный падеж 37
3.2.6. Обобщение и закрепление падежных форм 39
3.2.7. Работа с предложно-падежными конструкциями 41
3.3. Контрольный эксперимент 57
Заключение 60
Список литературы 62
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей (дисграфия и дислексия) в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.
Аграмматическая форма дисграфии появляется у детей на почве общего недоразвития речи (ОНР) или системного недоразвития речи ЗПР, интеллектуальная недостаточность). Несформированность грамматического, лексического и фонематического уровней речи ребенка проявляется на письме множеством специфических ошибок, которые не следует принимать за «описки». Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. У детей наблюдается в устной речи и на письме аграмматизм, который проявляется в искажении морфологической структуры слова, замене частей слова (префиксов, флексий), в нарушениях при составлении конструкций управления, нарушениях согласования и словоизменения. При этой форме дисграфии отмечаются также трудности в построении сложных предложений, пропуски членов предложения, нарушение последовательности слов в предложении.
Нарушение письма у ребенка при аграмматической дисграфии носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта. Формирование морфологической структуры языка (навыков словообразования и словоизменения) и структуры предложения ведется параллельно и в тесной связи с развитием словаря, фонематического анализа и синтеза.
Несмотря на имеющиеся в современной литературе ссылки на недостатки в устной и письменной речи младших школьников с задержкой психического развития и методические разработки, падежные формы длительное время не усваиваются детьми.
Проблемой развития речи детей с задержкой психического развития занимались Т.А. Власова, Т.В. Егорова, Л.В. Кузнецова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Н.А. Менчинская, М.С. Певзнер, Л.И. Переслени, В.Л. Подобед, Г.Е Сухарева, У.В. Ульенкова и др. исследователи
Объект исследования: особенности использования младшими школьниками с задержкой психического развития предложно-падежных конструкций.
Предмет исследования: система упражнений, направленная на коррекцию недостатков употребления предложно-падежных конструкций младшими школьниками с задержкой психического развития.
Исходя из вышесказанного, целью дипломной работы является подбор системы упражнений, направленных на развитие грамматической стороны речи (предложно-падежные конструкции).
Гипотеза:
1) трудности употребления предложно-падежных конструкций младшими школьниками с ЗПР связаны с частичным неусвоением семантики падежей и предлогов;
2) логопедическая работа, направленная на понимание значений падежей имен существительных и предлогов, позволит снизить число грамматических ошибок как с устной, так и в письменной речи младших школьников с задержкой психического развития.
На основе сформулированных цели и гипотезы нами выдвинуты следующие задачи:
1) изучить особенности использования в письменной речи
детьми с задержкой психического развития предложно- падежных конструкций;
2) разработать систему упражнений, направленных на понимание значение падежных форм и предлогов младшими школьниками с ЗПР;
3) экспериментально проверить эффективность предложенной системы упражнений.
Для достижения поставленных задач были использованы такие методы, как:
1) изучение методической, психолого-педагогической, лингвистической литературы;
2) анализ документации;
3) констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты.
Аграмматическая форма дисграфии появляется у детей на почве общего недоразвития речи (ОНР) или системного недоразвития речи ЗПР, интеллектуальная недостаточность). Несформированность грамматического, лексического и фонематического уровней речи ребенка проявляется на письме множеством специфических ошибок, которые не следует принимать за «описки». Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. У детей наблюдается в устной речи и на письме аграмматизм, который проявляется в искажении морфологической структуры слова, замене частей слова (префиксов, флексий), в нарушениях при составлении конструкций управления, нарушениях согласования и словоизменения. При этой форме дисграфии отмечаются также трудности в построении сложных предложений, пропуски членов предложения, нарушение последовательности слов в предложении.
Нарушение письма у ребенка при аграмматической дисграфии носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта. Формирование морфологической структуры языка (навыков словообразования и словоизменения) и структуры предложения ведется параллельно и в тесной связи с развитием словаря, фонематического анализа и синтеза.
Несмотря на имеющиеся в современной литературе ссылки на недостатки в устной и письменной речи младших школьников с задержкой психического развития и методические разработки, падежные формы длительное время не усваиваются детьми.
Проблемой развития речи детей с задержкой психического развития занимались Т.А. Власова, Т.В. Егорова, Л.В. Кузнецова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Н.А. Менчинская, М.С. Певзнер, Л.И. Переслени, В.Л. Подобед, Г.Е Сухарева, У.В. Ульенкова и др. исследователи
Объект исследования: особенности использования младшими школьниками с задержкой психического развития предложно-падежных конструкций.
Предмет исследования: система упражнений, направленная на коррекцию недостатков употребления предложно-падежных конструкций младшими школьниками с задержкой психического развития.
Исходя из вышесказанного, целью дипломной работы является подбор системы упражнений, направленных на развитие грамматической стороны речи (предложно-падежные конструкции).
Гипотеза:
1) трудности употребления предложно-падежных конструкций младшими школьниками с ЗПР связаны с частичным неусвоением семантики падежей и предлогов;
2) логопедическая работа, направленная на понимание значений падежей имен существительных и предлогов, позволит снизить число грамматических ошибок как с устной, так и в письменной речи младших школьников с задержкой психического развития.
На основе сформулированных цели и гипотезы нами выдвинуты следующие задачи:
1) изучить особенности использования в письменной речи
детьми с задержкой психического развития предложно- падежных конструкций;
2) разработать систему упражнений, направленных на понимание значение падежных форм и предлогов младшими школьниками с ЗПР;
3) экспериментально проверить эффективность предложенной системы упражнений.
Для достижения поставленных задач были использованы такие методы, как:
1) изучение методической, психолого-педагогической, лингвистической литературы;
2) анализ документации;
3) констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты.
Проанализировав литературу по проблеме формирования предложно-падежных конструкций у младших школьников с задержкой психического развития, мы выделили следующие направления:
- лингвистическое;
- - онтогенетическое, т.е. появление падежных конструкций в речевом онтогенезе (исследование А. Н. Гвоздева);
Нами проводилась работа с учащимися, имеющими логопедическое заключение о наличии у них аграмматической дисграфии.
Проведенное нами экспериментальное изучение состояло из 3 этапов. Анализ письменных работ учащихся с ЗПР выявил причину значительного числа ошибок в грамматическом оформлении высказываний, которые частично связаны с неусвоением семантики слов. Однако в ряде случаев неправильные ответы связаны именно с неразграничением по смыслу смежных значений падежных форм.
Считаем необходимым отметить, что не все падежные формы используются одинаково правильно или неправильно. Наиболее часто возникают ошибки (замены именительным падежом) при обозначении отношений, выражаемых творительным падежом, что скорее объясняется его многофункциональностью.
Проведенное экспериментальное изучение доказало необходимость проведения логопедической работы по формированию у младших школьников с задержкой психического развития предложно-падежных конструкций.
В ходе построения коррекционной работы мы опирались на закономерности речевого развития детей с нормальным психофизическим развитием. В процессе логопедического воздействия мы постепенно усложняли задания и речевой материал: навыки словоизменении закреплялись сначала в словосочетаниях, затем в предложениях, далее - в тексте, как в устной, так и в письменной речи.
Коррекционная работа по формированию предложно-падежных конструкций проводилась в три взаимосвязанных этапа.
I этап: формирование продуктивных и простых по семантике форм.
II этап: усвоение различных способов связи слов в словосочетаниях и предложениях.
III этап: закрепление сложных для детей непродуктивных форм словоизменения.
Работа над каждой падежной формой имени существительного велась в определенной последовательности: сначала логопед требует от детей ответа одним словом, а затем целым предложением, причем целесообразно включать не одно, а три-четыре слова в данной падежной форме, затем стереотипные предложения заменяются разнообразными, т. е. с разными грамматическими основами, и дети чертят схемы этих предложений.
Проведенный контрольный эксперимент выявил, что в письменных работах учащихся с ЗПР существенно снизилось число ошибок в употреблении предложно-падежных конструкций, что подтверждает эффективность подобранных нами упражнений.
- лингвистическое;
- - онтогенетическое, т.е. появление падежных конструкций в речевом онтогенезе (исследование А. Н. Гвоздева);
Нами проводилась работа с учащимися, имеющими логопедическое заключение о наличии у них аграмматической дисграфии.
Проведенное нами экспериментальное изучение состояло из 3 этапов. Анализ письменных работ учащихся с ЗПР выявил причину значительного числа ошибок в грамматическом оформлении высказываний, которые частично связаны с неусвоением семантики слов. Однако в ряде случаев неправильные ответы связаны именно с неразграничением по смыслу смежных значений падежных форм.
Считаем необходимым отметить, что не все падежные формы используются одинаково правильно или неправильно. Наиболее часто возникают ошибки (замены именительным падежом) при обозначении отношений, выражаемых творительным падежом, что скорее объясняется его многофункциональностью.
Проведенное экспериментальное изучение доказало необходимость проведения логопедической работы по формированию у младших школьников с задержкой психического развития предложно-падежных конструкций.
В ходе построения коррекционной работы мы опирались на закономерности речевого развития детей с нормальным психофизическим развитием. В процессе логопедического воздействия мы постепенно усложняли задания и речевой материал: навыки словоизменении закреплялись сначала в словосочетаниях, затем в предложениях, далее - в тексте, как в устной, так и в письменной речи.
Коррекционная работа по формированию предложно-падежных конструкций проводилась в три взаимосвязанных этапа.
I этап: формирование продуктивных и простых по семантике форм.
II этап: усвоение различных способов связи слов в словосочетаниях и предложениях.
III этап: закрепление сложных для детей непродуктивных форм словоизменения.
Работа над каждой падежной формой имени существительного велась в определенной последовательности: сначала логопед требует от детей ответа одним словом, а затем целым предложением, причем целесообразно включать не одно, а три-четыре слова в данной падежной форме, затем стереотипные предложения заменяются разнообразными, т. е. с разными грамматическими основами, и дети чертят схемы этих предложений.
Проведенный контрольный эксперимент выявил, что в письменных работах учащихся с ЗПР существенно снизилось число ошибок в употреблении предложно-падежных конструкций, что подтверждает эффективность подобранных нами упражнений.
Подобные работы
- НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПОФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ УМЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГОРАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - СРАВНИТЕЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СФОРМИРОВАННОСТИ
ΓΡΑPAMMATИЧЕСКИХХ КОНСТРУКЦИЙ У МЛАДШИХ Школьников С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И МЛАДИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Ш УРОВНЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - Логопедическая работа по формированию предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2022 - НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2017 - Коррекция предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2020 - МЕХАНИЗМЫ НАРУШЕНИЙ ПРЕДЛОЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5150 р. Год сдачи: 2019 - ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИX ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2021



